С раннего детства этот наш земляк мечтал стать ученым. И он сумел реализовать свое желание, превратившись в доктора исторических наук, профессора, почетного члена Академии наук РТ, автора 180 научных и учебно-методических трудов. При этом каждодневные маршруты Ф.А. Рашитова прокладывались не только в архивы, библиотеки и учебные аудитории. Наряду с научной и педагогической деятельностью он всегда весьма активно вел просветительскую и общественную работу. В рамках последней Фрид Айниевич «вырос» в крупного татароведа – как практика-организатора, так и исследователя глобального и краеведческого масштабов. Подкупает в нем и то, что историк никогда не конъюнктурил, предельно четко излагая свои позиции, которые не всегда с одобрением встречала власть.
Родился он 12 января 1937 года в татарской крестьянской семье Рашитовых, проживавшей в деревне Новый Мостяк (тат. – Яңа авыл)Старокулаткинского района Куйбышевской области.На свет герой статьи появился пятым ребенком, когда его родителям было уже за 40 лет. Отец мальчика Айнетдин (Айни) Фахретдинович, окончивший мектеб при местной мечети, умел читать и писать на старотатарском, а позже освоил латиницу и кириллицу. До призыва в царскую армию он занимался отхожим промыслом на Донбассе. Вернувшись домой после первой мировой войны, Айнетдин ага женился на односельчанке Хамзиной Халиме Шакировне, также получившей начальное образование в мектебе. Как правоверные мусульмане, они соблюдали религиозные предписания и обряды, воспитывая на этих традициях трех сыновей и дочь (вторая дочка умерла в младенчестве).
Проблемы со здоровьем были и у их «последыша». Уже в трехмесячном возрасте он тяжело заболел, но расторопность мамы, сумевшей по весенней распутице чуть ли не бегом преодолеть с задыхавшимся ребенком на руках трехкилометровое расстояние до соседней деревни Старый Мостяк, где был фельдшерский пункт, и опыт медиков спасли ему жизнь. Позже наш герой переболел всеми детскими болезнями, но его организм от этого только окреп.
Рос мальчик немного скрытным, склонным к уединению и мечтательным. Он рано проявил интерес к грамоте, чтению и истории. Вот как об этом вспоминает сам профессор: «Зачатки интереса к событиям далекого прошлого появились у меня, очевидно, в возрасте 5-7 лет, когда мама читала в своих книгах (на арабице) о битвах и победах арабских (мусульманских) полководцев». А в шестилетнем возрасте наш куйбышевец стал ульяновцем, поскольку тогда Старокулаткинский район отошел в состав только что созданной Ульяновской области.
В 1944 году Ферит, как называли его родители, пошел в первый класс Ново-Мостякской начальной школы. В ее документах он значился как «Фрит» Учился мальчик с большим желанием и, как отличник, считался первым учеником в классе. То есть он был настоящим Феритом. Ведь это имя с арабского переводится как единственный, неповторимый. Начальную школу он окончил с похвальной грамотой.
С 1948 года паренек продолжил обучение в семилетней школе, находившейся в Старом Мостяке. Добираться до нее, а потом домой приходилось пешком. Но игра стоила свеч, так как в послевоенные десятилетия слава этого Мостяка как культурного населенного пункта получила широкое распространение. В шутку его называли даже «второй Париж».
В обоих мостякских учебных заведениях, которые приняли Фрита в свои ряды, изучение всех дисциплин проходило на татарском языке. Русский же преподавался как обязательный предмет учебного плана. После выполнения домашних заданий и поручений по дому герой этой статьи переключался на любимое дело – чтение книг русских и татарских писателей, взятых в сельской библиотеке. Постепенно у семиклассника сложились атеистические убеждения, которые впоследствии лишь окрепли. Он перестал вставать с отцом на намаз, что огорчило родителей, однако до скандала дело не дошло.
Близкие отношения были у школьника и со спортом. Несмотря на малый рост и худобу, он хорошо бегал, прыгал, катался на лыжах и не уступал сверстникам в борьбе. Правда, драться так и не научился.
В 1951 году Фрит с похвальным листом окончил Старо-Мостякскую семилетку и начал размышлять о выборе следующей школы. Таковой могла бы стать десятилетка в райцентре. Но по совету сестры-учительницы Асии Айнетдиновны юноша поступил на татарское отделение Сосновоборского педагогического училища (Пензенская область). Благодаря школьной награде его приняли в состав учащихся без экзаменов.
При оформлении документов для этого учебного заведения в метрическом свидетельстве со слов Рашитова записали новый вариант его имени – Фрид. С ним он и по сей день шагает по жизни. Если считать, что немецкое женское имя Фрида, означающее спокойствие, родственно имени Фрид, то мостякский школьник сделал логичную корректировку, так как его спокойствие и выдержанность в любых ситуациях отмечали и отмечают многие люди.
И в Сосновоборске Фрид учился со старанием, в основном, на «отлично». При этом умудрялся заниматься любимым процессом (чтением посторонней литературы) не только в свободное время. но и на уроках. Позже сокурсники вспоминали, что в парте у него всегда лежала открытая книга. Продолжал куйбышевский ульяновец увлекаться и спортом, успешно выступая в соревнованиях по лыжам и легкой атлетике. А на волейбольную площадку он выходил в ранге капитана училищной команды.
Годы, проведенные Фридом в этом учреждении, изобиловали разными событиями: вступлением его в комсомол, первой любовью (без признания в ней и последствий), кончиной отца – труженика колхоза «Дөрес юл» («Путь правды»), на похороны которого не смогли попасть все три сына; появлением Л.П. Брылякова – нового директора (из самой Москвы), который на четвертом курсе читал Рашитову с однокашниками предмет под названием «История КПСС». Во многом под влиянием его уроков у нашего героя сформировался осознанный интерес к истории. Он приобщился к чтению трудов В.И. Ленина и И.В. Сталина, стал сторонником социалистической идеи в ее научном понимании и начал отмечать отклонения советской практики от социалистического идеала, а также искажения марксизма-ленинизма в советской идеологии и пропаганде.
В феврале 1955 года Фрид ввязался в весьма опасный для себя эксперимент. Так, на собрании учебной группы, посвященном добровольной подписке на 3%-й государственный заем, староста Ф.Рашитов заявил, что из-за тяжелого материального положения не может подписаться на этот заем. Его тут же сняли с должности и объявили выговор, но дальше дело почему-то не пошло. Парню дали возможность через несколько месяцев получить диплом с отличием и рекомендацию для поступления в любой вуз страны без экзаменов.
А возникший интерес к истории советской власти и советского государства, к изучению противостояния коммунистической теории и бюрократической практики привел выпускника педучилища в том же году на исторический факультет Саратовского государственного университета (СГУ) им. Н.Г. Чернышевского, получивший тогда мощную подпитку за счет слияния с истфаком пединститута. Студентов здесь учили основательно, а отличник Рашитов, специализировавшийся по кафедре истории СССР, находил время и для общественных действий. Например, он имел отношение к созданию первого татарского ансамбля «Сандугач» («Соловей»), радовавшего соплеменников в 1959-1964 годы. Фрид числился в ансамбле руководителем лекторской группы. Многого, по его словам, он сделать не успел в связи с выходом на финиш учебы в СГУ, но заметку «Первые шаги» о коллективе в областной газете «Коммунист» разместил.
Под руководством доцента Э.Э. Герштейн герой нашей статьи подготовил и защитил на «отлично» дипломную работу по истории саратовского гвоздильно-проволочного завода им. В.И. Ленина (бывший Б.Гантке). В 1960 году Фрид окончил университет с красным дипломом по специальности «история». Из 42 дисциплин всего три были оценены на «хорошо», а остальные – на «отлично».
После этого он стал учителем истории и географии в школе села Дьяковка Краснокутского района Саратовской области. Эту местность называют «жемчужиной Поволжья», поскольку среди сухой степи Заволжья на десятки километров высится огромный Дьяковский лес – самый южный лес в Европе. Но Фриду Айниевичу было не до природных красот из-за тяжелейшей учебной нагрузки: 31 урок в неделю. Занятия пришлось вести по истории в трех классах. а по географии – в пяти (с пятого по девятый год обучения). Молодой учитель выдержал такое испытание в течение года, но продолжать и дальше этот каторжный труд не захотел.
В августе 1961 года он уволился из Краснокутского районо и какое-то время в поисках работы пребывал в Саратове. На выручку ему, как это часто бывало, пришли старшая сестра Асия апа и ее муж Джиганша абый. Они сообщили, что в редакции Старокулаткинской татарской газеты «Күмәк көч» («Коллективная сила») есть вакансия, и главный редактор, их хороший знакомый, готов предоставить ее Рашитову. В самой редакции немного подивились на университетский «красный» диплом парня, появившегося в сентябре, и попросили написать заявление о приеме на работу заведующим отделом писем на родном языке. Для бывшего мостякского школьника это не составило труда. Он влился в коллектив СМИ и будни района легко: много ездил по населенным пунктам, писал статьи в газету и правил тексты селькоров. Обстановка была благоприятная, за исключением быта: опять пришлось жить, как в Сосновоборске и Дьяковке, на частной квартире в стареньком доме.
Но духовное удовлетворение от деятельности, позволявшей реализовывать свой творческий потенциал, перевешивало некие неудобства. К тому же Фрида Айниевича утвердили пропагандистом в системе комсомольской политучебы, а на районной отчетно-выборной комсомольской конференции избрали членом райкома ВЛКСМ и бюро РК. А потом «сработало» известное народное наблюдение – когда все складывается очень хорошо, жди неприятностей. Они грянули весной 1962 года, когда Старокулаткинский национальный район был ликвидирован, и его газету закрыли.
В связи с этим наш герой устроился переводчиком русскоязычной газеты «Сельская правда», издававшейся в р.п. Новоспасское. «Что было бы потом со мной, не знаю, – говорит ныне доктор наук. – Но тут руку помощи протянула almamater: из Саратова пришло приглашение в аспирантуру». О своем дипломнике вспомнила Э.Герштейн, и тот, успешно сдав вступительные экзамены, в октябре 1962 года стал аспирантом СГУ по кафедре история СССР советского периода. Тему кандидатской диссертации вместе с заведующим кафедрой В.К. Медведевым, ставшим научным руководителем Рашитова, определили такую – «Советы Нижнего Поволжья в первый год диктатуры пролетариата (ноябрь 1917-1918 гг.)».
Дебютный год учебы почти полностью ушел на подготовку и сдачу трех экзаменов кандидатского минимума. А два последующих года историк провел в архивах Саратова и Астрахани. Увлекшись сбором материала из архивных документов и газет, он поздно «вынырнул» из этого увлекательного процесса, и времени на написание самого исследования ему не хватило. Окончание аспирантуры без представления на кафедру диссертации – явление распространенное, но тревожное. Ведь надо приступать к преподавательской деятельности, имея за собой такой «хвост», подвешивающий его владельца в неопределенности.
В случае с Рашитовым ситуация усугубилась тем, что на родной кафедре к этому времени не оказалось вакантной должности преподавателя. Поэтому его в 1965 году взяли ассистентом на открытую годом ранее университетскую кафедру научного коммунизма. Взять-то взяли, но надо осваивать новый предмет, а когда заниматься диссертацией?! Ситуация была непростой, но Фрид Айниевич с ней справился, защитив свою научную работу летом 1968 года в диссертационном совете на истфаке СГУ. Первым оппонентом на защите выступил заведующий кафедрой истории СССР Куйбышевского пединститута профессор Е.И. Медведев.
Успешно пошли дела Рашитова и на новой кафедре. Проштудировав основные труды классиков марксизма-ленинизма, он сумел оценить, насколько творческой, диалектичной была их мысль. Поэтому профессор и поныне считает К.Маркса, Ф.Энгельса и В.Ленина величайшими социальными мыслителями человечества. Под их впечатлением он, молодой ассистент, старался вести семинары в форме свободного обмена мнениями, не боясь дискуссий. Потом пришло время лекционных занятий, поскольку после защиты диссертации Фрид Айниевич в 1968 году стал старшим преподавателем. Тогда же он вступил в КПСС, имея свою установку: сочетание поддержки идей и деятельности В.И. Ленина с борьбой против извращения этих идей.
С начала 1970-х годов Рашитов определился с объектом грядущих научных исследований, которые касались вопросов социальной революции пролетариата и возникновения нового, социалистического государства, новой политической системы. Для межвузовского научного сборника он написал статью «К вопросу о видах партийной системы социалистического типа», в которой подверг сомнению вывод о том, что руководящая роль коммунистической партии является общей закономерностью социалистического строительства. Было высказано мнение, что в отдельных странах возможны иные варианты, когда, например, компартия вместе с другими партиями социалистической ориентации входит в многопартийную систему, не занимая руководящую позицию. Допускалось даже существование политической оппозиции в обществе, строящем социализм.
Статью Рашитова негативно оценил главный редактор сборника, посоветовав никому ее больше не показывать. Но в период «перестройки» эти мысли получили широкое распространение. Позже материалы «заблокированной» работы были включены в книгу нашего земляка «XX век: пути и перепутья России» (2015).
А в упомянутом выше десятилетии наш герой после неудачи с публикацией переключился на активную общественно-просветительскую деятельность. Он ездил по районам области с лекциями, а по вечерам преподавал в университете марксизма-ленинизма (УМЛ) Саратовского горкома КПСС. В конце 70-х его утвердили в УМЛ заведующим кафедрой научного коммунизма (на общественных началах).
В сентябре 1985 года, после 20-летнего преподавания в СГУ, Фрид Айниевич перешел в Саратовский институт Заочного института советской торговли (ЗИСТ) на должность заведующего кафедрой общественных наук. Он быстро влился в новый коллектив и продолжил научную работу. Уже в конце 80-х в издательство университета поступил текст его монографии «Проблемы политической власти в социальной революции пролетариата». Однако более трех лет работа не публиковалась из-за отрицательной рецензии кафедры научного коммунизма СГУ, хотя имелись и положительные заключения. В 1990 году были изданы две монографии Фрида эфенди: «Социалистическая революция и власть» и «Альтернативы Октября». А спустя четыре года он защитил докторскую диссертацию по теме: «Революция 1917 года: борьба партий, выбор народа».
Конец 80-х памятен герою статьи и его мощным включением в татарские дела. 21 мая 1989 года в здании областной филармонии состоялось собрание татарской общественности, на котором было создано Саратовское татарское общественное культурно-просветительное объединение (СТОКПО) «Идель» («Волга») и выбран его Совет в количестве 30 человек. Первое заседание Совета определилось с председателем – им стал Ф.Рашитов.
Благодаря энергичным действиям объединения уже на следующий год в столице области открылась воскресная татарская школа (одним из ее преподавателей был Фрид ага), а на Саратовском ипподроме прошел «Сабантуй». «Начиная с февраля мы готовили премьеру праздника, – делился с корреспондентом газеты воспоминаниями 19-летней давности наш герой. – Мне лично помогло то, что в селе Ульяновской области, откуда я родом, Сабантуй возродили в конце 40-х годов, и мы, мальчишки, участвовали в празднованиях. Знали про традиции куреш – борьбы на поясах, а также скачки на лошадях и другие обычаи… Хотелось поразить гостей зрелищем, поэтому обратились в вертолетную часть училища, в поселок Сокол, с просьбой организовать выступление парашютистов. Приземляться на территории города им запрещали инструкции, но начальник штаба – казанский татарин – согласился. И на первом Сабантуе были парашютисты».
Наряду с сабантуями в ежегодном режиме стали проводиться на саратовской земле «Дни татарской и башкирской культуры» и областные детские фестивали национальной культуры «Идель йолдызлары» («Волжские звездочки»). Были созданы художественные коллективы, начавшие гастроли по территории области. Усилия СТОКПО привели также к тому. что в 1992 году распахнула двери общеобразовательная средняя школа №35 с татарскими компонентом (через три года она стала национальной татарской гимназией – НТГ). А осенью 1994 года открылся татарский детский сад №154 «Чишмә» («Родник»).
Фрид Айниевич разработал информационно-просветительские материалы по истории татар, а в журналах «Волга» (Саратов) и «Идел» (Казань) вышли его первые статьи по данной теме. С середины 90-х он начал проводить уроки по истории татарского народа в старших классах НТГ и удивил гимназистов тем, что занятия его были похожи на беседы, в ходе которых Фрид абый общался с ребятами как со взрослыми. Тогда же он выпустил брошюру «На Татарской улице праздник» (в соавторстве), а в 1998 году – свою брошюру «Татары: история в документах». Вообще в 90-е годы наш герой опубликовал около 20 научных и учебно-методических трудов по татарской тематике. А начало XXI века Ф.А. Рашитов отметил изданием учебного пособия «История татарского народа с древнейших времен».
Понятно, что именно он в 1992 году возглавил делегацию саратовских татар на Учредительном съезде Всемирного конгресса татар в Казани (потом довелось быть делегатом еще трех съездов ВКТ). Через год Фрид ага выступил застрельщиком проведения в Саратове с участием казанских ученых научной конференции, посвященной 750-летию Золотой Орды. На излете 1997 года СТОКПО «Идель» переросло в другую организацию – Саратовскую областную татарско-башкирскую общественную культурно-просветительскую организацию (СОТБОКПО) «Идель», в которой наш герой был сопредседателем на протяжении всех 15 лет ее существования. А в феврале того же года, после принятия Федерального закона «О национально-культурной автономии», он инициировал создание в Саратове национально-культурной автономии татар (НКАТ) и был избран ее председателем. В конце 90-х саратовцы принимали у себя первое выездное заседание Совета федеральной НКАТ. Спустя пару лет вместо Рашитова саратовскую автономию татар возглавил бизнесмен К.А. Аблязов – президент ОАО «Нарат-К».
Эта «смена караула» произошла по двум причинам. Во-первых, на Фрида Айниевича накатили вполне ожидаемые усталость и разочарование, поскольку десятилетие его безуспешной борьбы с нехваткой ресурсов для осуществления уставной деятельности объединения «Идель», а потом и НКАТ не могло не сказаться. Энтузиазм татарских общественников был крепок, как сталь, но начал притупляться. Похожие явления отмечались и в других регионах страны. Тогда на помощь первопроходцам пришли «новые татары», занимая руководящие посты в общественных организациях соплеменников. В частности, Камиль Алимович изъявил желание взять на себя руководство НКАТ и обеспечить ее материально-финансовое существование. Это было очень весомое «во-вторых».
Но от татарских научных дел наш герой не отошел. По инициативе и под руководством профессора в Саратове состоялось несколько научно-практических конференций по татарской тематике; под его редакцией вышли сборники материалов трех таких форумов. Фрид эфенди выступал с докладами на научно-практических конференциях «Ислам – религия мира», проведенных в областном центре в 1999 и 2001 годах.
Весной 2003 года Ф.А. Рашитова назначили руководителем вновь открытого Саратовского отделения Научного совета по проблемам татароведения при Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан. Это отделение, обозначив себя открытием web-страницы в Интернете, развернуло деятельность по пяти направлениям: подготовка научных кадров по татароведению, выявление и сбор документальных материалов по истории и культуре татар Саратовской области, исследование проблем татароведения, научные конференции,публикации по татароведению. И по каждому направлению команда Рашитова начала «выдавать на гора» результаты.
Так, уже в год основания отделения в Саратове была проведена первая научная конференция по основанному ханом Батыем средневековому городу Укек(Увек), развалины которого сохранились на южной окраине областного центра. Фрид эфенди сумел создать научную школу местных историков, специализирующуюся по актуальным проблемам изучения истории и культуры татар. В регионе начались системные и масштабные исследования истории татарских населенных пунктов, которые вылились в ряд книг и энциклопедических изданий. Вследствие этого росло и количество кандидатов наук, трудившихся на ниве татарского научного краеведения.
Им было с кого брать пример активности, поскольку руководитель отделения профессор Рашитов только в течение 2003 года выступил с докладами по татарской проблематике на пяти конференциях различного уровня и издал сборник своих статей «О прошлом и настоящем татарского народа». Символично, что именно в том году он стал заслуженным работником высшей школы РФ и заслуженным деятелем науки РТ.
Тремя годами позже достоянием гласности стала его докторская диссертация, изданная в виде монографии. В ней профессор стоял на своем – «Октябрьский переворот» 1917 года и «советский эксперимент» были объективно, исторически необходимыми и оправданными. Это первый успешный опыт модернизации на базе общественной собственности и провозглашенной власти рабочего класса, трудящихся. Однако допущенные в сталинскую эпоху нарушения социалистических принципов не были исправлены последущей практикой. В конечном счете, как считает автор монографии, все это привело в 1991 году к краху бюрократического социализма, но не идеи социализма как такового.
В мае 2007 года наш земляк завершил 22-летнее заведование кафедрой, название которой несколько раз менялось (как и название вуза) и еще восемь лет работал профессором в том же Саратовском институте (филиале) Российского торгово-экономического университета, написав и издав за это время несколько пособий по отечественной истории. А в 78 лет он вышел на заслуженный отдых, но не превратился в пенсионера не у дел, продолжая активно действовать на поприще татароведческих исследований в Саратовской области.
По мнению ученых и коллег-общественников, во втором десятилетии XXI века Фрид абый не просто сохранил на высоком уровне свою активность и эффективность в татароведении, но и заметно усилил научно-исследовательскую работу по истории соплеменников региона. Так, в 2012 году он провел редактирование двухтомного труда К.А. Аблязова «Историческая судьба татар», в 2013-ом издал книгу «Мостяк (1713-2013)», посвященную 300-летию родного села. Затем появились его книги об истории татарских сел Большой и Малый Труев (2017) и Бестянка (2019) Пензенской области. В 2015 году Ф.А. Рашитов совместно с московским ученым Э.С. Кульпиным-Губайдуллиным и саратовским археологом Р.А. Сингатуллиным подготовил к изданию сборник материалов Международной научно-практической конференции по Укеку, прошедшей в Саратове. А спустя два года увидел свет новый труд героя статьи – «Саратовские татары в российских революциях», выполненный совместно с К.А. Аблязовым.
Отметим, что эта книга появилась в год 80-летия Фрида Айниевича. На чествовании его в cаратовской Соборной мечети прозвучали такие данные: за последние 15 лет юбиляром опубликовано около 30 научных и учебно-методических трудов по истории татарского народа. Причем, среди них были и публикации на родном языке. Отвечая на поздравления собравшихся, виновник торжества сказал: «Впереди еще много дел. Нужно изучить жизнь саратовских татар более детально».
Его послеюбилейные действия подтвердили намерение Рашитова реализовать озвученную «программу дел». В 2019 году он выступил на «круглом столе», прошедшем в Саратовском исламском комплексе, на тему «1100-летие принятия Ислама на территории современной России». На следующий год под руководством Фрида эфенди коллектив авторов и редакторов издал энциклопедический справочник «Татары Саратовского Поволжья». Тогда же герой статьи был одним из семи спикеров Поволжского форума татарской молодежи «АЛГА» («Вперед»), проведенного с целью выявления и мотивирования талантливых юношей и девушек, а также передачи им навыков коммуникации, управления и организации мероприятий.
А в феврале 2021 года доктор наук приветствовал участников V межрегиональной научно-практической конференции «Народы Поволжья: история, образование, культура», прошедшей на базе МОУ «Национальная (татарская) гимназия имени Героя Советского Союза Г.Г. Рамаева» в новом для себя онлайн-формате. На этом форуме были представлены более ста работ юных исследователей из Москвы, Татарстана, Пензенской, Ульяновской и Саратовской областей, которые обсуждались в девяти секциях. Фрид Айниевич на протяжении ряда лет входит в состав жюри, которое рассматривает исследовательские работы, выполненные на татарском языке. Кроме того, он является бессменным председателем жюри областной олимпиады школьников по татарскому языку. Надо сказать, что в НТГ с особым теплом отзываются о нашем земляке. В музее гимназии, занимающем с 2016 года призовые места на городских смотрах школьных музеев, работам Ф.Рашитова посвящен отдельный стенд.
В 2022 году 85-летний профессор был занят подготовкой второго, дополненного и исправленного издания справочника «Татары Саратовского Поволжья», очередной книги о «малой родине» (в двух томах) и реализацией социального проекта по открытию в Мостяке мемориальной библиотеки-музея поэта С.Х. Сунчелея. В качестве почетного гостя он присутствовал на VIII съезде ВКТ. Ну и самые свежие сведения – в день 105-летия комсомола в Саратовской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация новой книги Фрида Айниевича «Татарский народ: история и современность». В нее вошли статьи и эссе историка, посвященные актуальным проблемам татароведения, высказывания коллег и учеников о юбиляре, а также биографические сведения.
Что же говорят друзья-коллеги о нашем герое? Примерно одно и то же: чрезвычайно трудолюбивый, отличающийся терпимостью и уважительным отношением к окружающим настоящий ученый, увлеченный историей. По мнению самарского краеведа Ш.Х. Галимова, «Фрид Айниевич очень прост в общении; всех историков, независимо от ранга и звания, считает коллегами. Конечно, это очень подкупает и облегчает общение. Мы познакомились в Казани на одном из форумов историков. Но о нем я знал давно, так как ульяновские коллеги, работающие по истории сел южных районов области, рассказывали, что саратовский профессор Рашитов помогает им в поиске документов в саратовских архивах и оказывает в работе всякую другую помощь. Про его научное руководство не раз говорили также и пензенские краеведы».
Директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ академик Р.Р. Салихов считает, что Фрид Айниевич Рашитов являет собой пример абсолютно порядочного, интеллигентного человека, мудрого наставника, учителя, добросердечного единомышленника, который всей душой предан своему народу и Отечеству. А вот слова Фрида абый о самом себе: «Мое мировоззрение определяют вера в доброе в человеке и в социальный прогресс. В то же время – критическое отношение к чужому мнению. стремление в любом вопросе дойти до сути, до истины». Поэтому спокойный и толерантный профессор умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения, не прогибаясь под изменчивый мир.
Несколько примеров этой стойкости было уже показано выше. Добавим еще красок в палитру нашего борца. Например, он публично не согласился с некоторыми выводами известной писательницы и общественного деятеля Ф.А. Байрамовой, стремящейся рассматривать историю евразийской Степи сугубо «татарскими» глазами. А при обсуждении проекта Стратегии государственной национальной политики РФ в правительстве области, прошедшем в присутствии губернатора П.Л. Ипатова и прибывшего из Москвы одного из разработчиков и авторов проекта Р.Г. Абдулатипова, герой этой статьи выступил с резкой критикой представленного документа и внес свои предложения по его улучшению, что вызвало нервно-негативную реакцию Абдулатипова. Пикировка двух профессоров запомнилась, видимо, не только им, но и многим участникам того совещания.
Досталось от Рашитова и татарстанским ученым, разработавшим проект «Концепция татарской махалли». В открытом письме он сформулировал серьезные сомнения по поводу заложенной в основу проекта концепции. Свое несогласие с возвышением религиозного момента над этническим доктор наук обнародовал и в других публикациях.
Только не надо думать, что ему всегда удается побеждать в спорах и добиваться желаемых результатов. В научной сфере так не бывает. Наверное, «кровоточащей раной» в сердце Фрида эфенди остается проблема Укека. На протяжении более 20 лет он вместе с соратниками ведет научную, просветительскую и организационную деятельность, пытаясь вернуть российской истории подзабытый ею золотоордынский город Укек. Но вместо содействия приходится иметь дело с вялотекущим равнодушием и ярым неприятием, замешанным на искаженных трактовках былых событий. Таким оппонентам Рашитов отвечал тоже открыто, например, автору статьи «Укеканный Саратов». Но воз-то и ныне там. В 2023 году ни саратовская общественность, ни ее татарская часть никак не отпраздновали 770-летие Укека.
Как на это реагирует наш герой? Достойно! Он не унывает, говоря: «Главное в жизни – осознанность и терпение. Нужно четко понимать, чего хочешь и не опускать руки при неудачах».
Многолетняя научная, педагогическая и общественно-просветительская деятельность Ф.А. Рашитова отмечена разными атрибутами отличия. Он награжден почетным знаком губернатора Саратовской области «За любовь к родной земле» (1999), медалью «В память 1000-летия Казани» (2005), серебряным почетным знаком им. Н.Румянцева «За благородные труды» Российского государственного торгово-экономического университета (2010), золотой медалью Всемирного конгресса татар «Татар милләтенә күрсәткән олы хезмәтләр өчен» (2015), почетной грамотой ЦК ВЛКСМ и Саратовского обкома комсомола, а также грамотами и благодарственными письмами других организаций.
Добавим к этому перечню еще один факт оценки заслуг куйбышевского ульяновца, ставшего саратовцем. В постсоветское время, а именно летом 1997 года, в Саратове решили возродить городскую Доску почета. Занесение на нее первых 12 передовиков сроком на один год состоялось в День города. А во второй «команде» лучших людей центра региона, отобранной в 1998 году, значилась и фамилия Ф.Рашитова.
Успешному исполнению им миссии стража и популяризатора истории наших предков способствовал и надежный семейный тыл нашего героя. Свою жену Г.Власкину он нашел в студенческой аудитории, придя в 1967 году вести семинарское занятие по научному коммунизму в группе филологов четвертого курса СГУ. Через три года они поженились и ныне уверенно движутся к изумрудной свадьбе. Галина Федоровна работала учительницей в саратовской школе, редактором в областной конторе кинопроката, вела передачи на областном телевидении. Потом она пришла преподавать в школу №3 им. А.С. Пушкина, где заинтересовалась логопедией и стала заочницей Московского пединститута. После его окончания в 1983 году трудилась по новой специальности в этой же школе, ставшей со временем лицеем, и ушла на заслуженный отдых в 2021 году.
Их единственнй сын Вадим учился в упомянутом лицее, затем в Саратовском юридическом институте. Став юристом, он работал в разных государственных и частных организациях и учреждениях. А дедом Фрид ага стал в 73 года. Его внучка Ольга успешно занимается в Медико-биологическом лицее и живо интересуется деревенскими корнями своего бабая, пытаясь даже выучить татарский язык.
Очевидно, что при выбранном режиме деятельности Фрид Айниевич должен постоянно ощущать нехватку свободного времени. И он это подтверждает. Тем не менее всю жизнь профессор верен таким увлечениям как чтение и прогулки, посещение кинотеатров (до 90-х годов) и театров, концертов и спортивных мероприятий. «Интересуюсь новостями из мира спорта до сих пор, – говорит он. – Болею в основном за казанские команды: «Рубин», «Ак Барс», «Зенит», а также за саратовский «Автодор» и самарские «Крылья Советов» (раньше любил наблюдать игру своего ровесника Галимзяна Хусаинова)».
Аксакал науки, учитель с большой буквы и настоящий татарский подвижник в своей последней на сегодняшний день книге не побоялся написать такие строчки: «Не скрою: мне не по душе то жизнеустройство, которое существует в России. Огорчает нынешнее этнокультурное состояние родного народа». Сформулировано без злобы, но с грустью или печалью. Говорят же – Большое знание дает Большую грусть.
В наши дни Фрид Айниевич перешел от употребления любимых латинских выражений («Через тернии к звездам», «Все свое ношу с собой» и др.) к повторению наизусть слов Омара Хайяма: «Смерти я не страшусь. На судьбу не ропщу. / Утешенья в надежде на рай не ищу. / Душу вечную, данную мне ненадолго, / Я без жалоб в положенный час возвращу». Позвольте, уважаемый Фрид эфенди, предложить Вам, неутомимому труженику на поприще истории, еще одну строфу для запоминания. Это не Хайям, но также про Вас: «А пока же я буду писать, выступать, / Чтоб татарин не мог свой язык забывать / И историю предков в Степи и на Волге. / Пусть красивый наш путь будет верный и долгий!»
Рашид ШАКИРОВ.
Журнал «Самарские татары», № 2(43), 2024 года.
Просмотров: 506