Шамкай, недалеко ушедший от шамакая

Шамкаев Р.М._1

Шамкаев Р.М.

Так нередко представлялся на выступлениях в разных аудиториях народный артист Татарстана Шамкаев Рашид Мирзаевич, который был широко известен жителям этой республики и соплеменникам других регионов под псевдонимом Рашит Шамкай. Но он, как комедийный актер четко выраженного фарсового характера, не был шутом (шамакаем) в подлинном смысле данного слова. Любимца публики называли главным юмористом РТ и везде воспринимали в качестве «своего парня». Критики часто писали об искрометности и утонченности его юмора и сатиры. А на сцене Татарского государственного академического театра им Г.Камала (ТГАТ), которой уроженец Куйбышевской области отдал более 30 лет, Шамкаева считали «королем эпизодов».

Весельчак и балагур на сцене, всегда способный удивить зрителя формой поведения или содержанием реприз, он и в обыденной жизни частенько «прятался» за этой маской – почти шамакая, общаясь с журналистами и знакомыми. Неслучайно, расставаясь с ним летом 2021 года, многие коллеги Шамкая отмечали, что по сути и не знали его. В свой внутренний мир он пускал немногих, поскольку жизнь артиста и юмориста была полна трудностей, причем, связанных не только с военным детством.

Родился Рашид эфенди 26 мая 1940 года в селе Старое Ермаково Камышлинского района Куйбышевской области в семье Мирзы Шигаповича (по другим источникам его имя-отчество звучат несколько иначе – Мирзаджан Шигабетдинович) и Бадрикамал Шаймардановны Шамкаевых, став третьим (и последним) ребенком в их семье. Родители трудились в колхозе и считались жизнерадостными людьми, умевшими метко и к месту сказать. Отца вскоре в связи с Великой Отечественной войной призвали в действующую армию, и супруга осталась с тремя сыновьями дошкольного возраста.

Родители Шамкая и их сыновья

Родители Шамкая и их сыновья

С братом Искандаром (слева) и односельчаниным

С братом Искандаром (слева) и односельчаниным

С братом Искандаром, сыном и племянниками

С братом Искандаром, сыном и племянниками

Миром маленького Рашида стал дедовский двор, огороженный забором с воротами и наполненный сооружениями (сарай, лабаз, клеть), а также живностью: курицы и цыплята, гуси, корова и теленок, лошадь и жеребенок, собака, кошка. Бабай сделал внуку маленькую телегу, и тот пытался кататься в ней, запрягая пса Сарбая. Братьев Равиля и Искандара уже выпускали за пределы двора, но они часто дрались за правду, невзирая на увещевания мамы.

Однажды налетевший на село ураган с грозой сбил двухлетнего Рашида с ног. Мальчик ударился головой о камень, а рухнувшая от ветра ограда накрыла его. Очнулся он в камышлинской больнице, врачи которой оказали помощь, но исцелить «таявшего» на глазах ребенка не смогли. Мать забрала сыночка домой, однако и с помощью доморощенных средств (например, запирание в темной комнате без показа людям) переломить ситуацию не удавалось. Голова из-за нарыва продолжала опухать.

Спасибо бабушке по маминой линии, которая стала делать на больное место внука компрессы из травяных отваров. Они и «сработали». вскрыв пресловутую опухоль, после чего Рашид быстро пошел на поправку. Как раз в это время в селе появился его отец, выписавшийся из куйбышевского госпиталя, на лечение в который он попал после ранения и контузии при бомбежке. Так что у Шамкаевых нежданно-негаданно образовалась двойная радость.

В 1947 году Мирзу абый избрали председателем местного колхоза, а Рашид стал первоклассником староермаковской средней школы. Учиться ему было тяжело из-за частых головных болей. «В классе я находился в положении изгоя, – спустя десятилетия вспоминал народный артист Татарстана. – Успешно заниматься не мог. По нынешним временам меня, наверное, отдали бы в спецшколу для детей с ограниченными возможностями». Хотя на уроках физкультуры, пения и рисования он считался лучшим среди сверстников. В юности Рашид вместе с другими молодыми сельчанами отправлялся в девятикилометровый поход до села Седяково, где на горе около него стояла одинокая могила героя Гражданской войны Батыргали Вагапова, уроженца Старого Ермаково и дальнего родственника Шамкаевых. Молодежь возлагала цветы на место захоронения организатора партизанского движения в тылу колчаковцев, расстрелянного и обезглавленного ими, и возвращалась домой.

Велопробег к могиле Б.Вагапова, середина 50-х годов. Шамкаев - 4-й слева

Велопробег к могиле Б.Вагапова, середина 50-х годов. Шамкаев — 4-й слева

Поскольку головная боль изводила паренька, его в первой половине 50-х годов направили на лечение в Куйбышевскую областную психоневрологическую больницу «Томашев Колок». Об этих днях Шамкай рассказывал позднее близкому другу А.Хамзину с присущим ему юмором, а тот описал их в своей книге «Биш татар», вышедшей в 2022 году. Так, в первый же день к староермаковцу подошли трое: «Собираемся в кругосветное путешествие. Нам нужны моряки. Ты нам подходишь». Ему дали рваную тельняшку, и каждый день он вместе с ними совершал во дворе больницы путешествия, поражаясь осведомленности «попутчиков» о морях и океанах, островах и материках. Иногда к ним присоединялись врачи. А недалеко находился аэродром, принимавший и отправлявший в полет самолеты. Вдруг кричат: «Шамкаев, тебя родители забрать хотят». По дороге Рашид спросил у мамы: «А над нашим селом летают самолеты?» Та заплакала: «Не вылечился ты, сынок». Врачи дали следующее напутствие: «Курить можно, водку пить нельзя, жениться со временем надо».

Эта болезнь потом еще несколько раз накатывала на нашего героя. Родственники выдавали ее за грипп. Но школьников же, знавших о его поездке в «дурдом» не проведешь. Поэтому и Рашиду, по примеру братьев, приходилось драться, когда его доставали обзываниями или не позволяли оказывать знаки внимания понравившейся девчонке. В одном из интервью Шамкай поведал журналисту про себя и братьев: «Мы росли трое парней, драчуны еще те». Дело в том, что были земляки, недовольные Мирзой ага Шамкаевым. После недолгого руководства сельхозартелью он стал заведующим амбаром, из которого недруги организовали похищение 12 пудов пшеницы. Вопрос о пропаже вынесли на общее собрание колхозников, и оно решило, что заведующий должен возместить убыток, хотя некоторые, с подачи тех же недругов, кричали: «В тюрьму Мирзу!». Вот с этими крикунами братья и разбирались.

Получив неполное среднее образование в родном селе, Рашид отправился учиться на курсы трактористов в село Алексеевка Алексеевского района Куйбышевской области. В их группе было 28 курсантов, причем всего два татарина – герой статьи и его друг Асхат. Несмотря на свой маленький рост (всего 137 см) Шамкаев пользовался успехом у девушек, так как писал стихи и пел. Одним словом, как популярный тогда Радж Капур влюблял в себя прелестниц и сам влюблялся, но получал отлуп.

После окончания курсов Рашида и Асхата направили в крупный зерносовхоз «Батрак» этого же района. Здесь друзья выступили «новаторами» использования беспилотной техники. Они гоняли трактор без тракториста на вспашке, встав друг против друга на краях ровного поля, и только поворачивали технику на 180% в конце заезда. Но должного признания не получили, потому что однажды трактор свалился в овраг и сломался. «Изобретателей» отругали и отправили домой.

Здесь герою статьи пришлось трудиться и трактористом, и весовщиком на току, и заведующим клубом. Вкалывал на полную катушку, так как Мирза абый, в то время руководивший фермой, иного отношения к работе не признавал. «Отец коммунистом был», – констатировал его младший сын. Глава семьи хотел, чтобы последыш остался в селе и работал в колхозе, но тот уехал в 1956 году в Бугульму на шоферские курсы. При сдаче итоговых экзаменов Рашид внезапно упал и оказался в местной больнице, а потом снова на малой родине. Удалось ли при этом ему получить водительские права – история умалчивает. Зато известно, что будущего самарского краеведа Ф,Шириязданова он учил рисовать, и подросток Фарид на школьных конкурсах всегда занимал 1-2 места. Р.Шамкаев даже уговаривал Шириязданова-отца отпустить сына в художественное училище после 8 класса. Но этому не суждено было сбыться. 

Как-то в Старом Ермакове давали спектакль артисты Мензелинского татарского государственного драматического театра. Их выступление настолько сильно запало в душу нашего земляка, что он решил тоже стать артистом. «Добьюсь этого несмотря ни на что!» – дал сам себе слово Рашид. Парень приехал в Мензелинск, но понимания в труппе не нашел. Да иначе и быть не могло. Его буквально прогнали. И только мудрый Сабир абый Амутбаев, бывший бессменным руководителем данного учреждения культурыболее 30 лет, сказал: «Сынок, ты ведь по-мишарски говоришь, а театру нужна чистая речь». Добавим, что в этом коллективе как часто повторяли приезжавшие театроведы, сохранялся татарский язык в чистом виде. На слова режиссера Шамкаев ответил своеобразно: «Научусь. Р.Вагапов вон 20 лет пел, а все равно оставался мишарином». И плача в душе вернулся к своему трактору.

Но слово-то ведь дано! И Рашид начал пробовать себя на камышлинской сцене, выступая с индийским песнями и чтением стихов. Он был музыкален, хорошо пел и постоянно придумывал комические сценки из любого случая жизни. В 1962 году староермаковец услышал по радио о наборе учащихся в Казанское театральное училище, снова открывавшееся после 10-летнего перерыва. Насушил наш герой сухарей и впрыгнул на тамбур вагона. В училище его брать не хотели: внешнего вида нет, деревенский парень с мишарской речью, ростом мал (хотя и подрос до до 162 см). Заступился за него режиссер,ТГАТ Празат Исанбет, набиравший тогда курс. Не зря втеатре говорили, что он любит артистов и относится к ним бережно, тактично. Видимо, такой подход у Исанбета был и к будущим лицедеям.

Порядка 30 человек начали заниматься вместе с Шамкаевым, и уже через год их осталось лишь 15. Рашид осваивал профессию старательно, все в процессе обучения ему доставляло радость. «Учеба для меня была как небольшую речку переплыть: если велели кувыркаться, мчался в две руки», – вспоминал он спустя годы. На первом курсе наш земляк жил по квартирам, затем ему дали место в общежитии. В комнате вместе с ним обитали еще пять человек. Вскоре у  парня появились карманные деньги – за разгрузку вагонов. На третьем году учебы его вместе с однокурсниками брали в массовки театра им. Камала.

Многих из них Рашид был старше на шесть лет. Своих коллег по курсу он постоянно смешил, а те его, по словам народной артистки РТ Д.Нуруллиной, бывшей одной из них, буквально боготворили. Но при этом и подшучивали над обладателем природного таланта по поводу его густых бровей. А он, не обижаясь, в тон им отвечал, что имеет специальную расческу.

С женой в молодости

С женой в молодости

Еще наш герой отличался влюбчивостью, которая не всегда вызывала встречное чувство у избранниц. Но однажды соседка по общежитию познакомила его с Суфией, работавшей продавцом в овощном магазине, и молодые люди с первой встречи понравились друг другу. 1 января 1965 года они поженились.

Мензелинский татарский государственный драматический театр

Мензелинский татарский государственный драматический театр

Тем временем училищный период завершился, и в 1966 году Шамкаева распределили в Мензелинский театр. Работалось ему здесь в охотку, поскольку нравилась творческая атмосфера и доставались интересные роли. Да и сам он пришелся ко двору. Проживая на квартире у одной бабушки, вызвал к себе Суфию, и со временем они стали ждать первенца. Вдруг в сентябре 1968 года из родного села пришла телеграмма: отец. мать и дочь Искандара попали в аварию.  Рашид срочно. выехал в Камышлинскую больницу. У мамы в четырех местах была сломана нога, отец серьезно повредил позвоночник, а племянница – ногу. Бадрикамал ханум отправили самолетом в Куйбышев, а ее младший сын написал заявление об уходе из театра по причине необходимости организации ухода за родителями.

Когда они поправились и встали на ноги, Рашид снова засобирался в путь-дорогу. Можно было вернуться в Мензелинск, откуда его отпускать не хотели. Но у парня была мечта – театр имени Г.Камала, и он направился в столицу ТАССР. Однако брать его в ТГАТ желанием не горели из-за роста и вида, да и мест, якобы, не было. Тем не менее, герой статьи не сдавался: «Но я ведь не собираюсь Гамлета играть. Мне и маленькие роли подойдут. Могу пригодиться».

Сошлись на том, что Шамкаева приняли рабочим сцены. Этот род деятельности был ему знаком, потому что в училищные годы доводилось подрабатывать в ТГАТ монтировщиком сценического пространства. Потом его сделали заведующим театральной библиотекой. Наш герой, любивший татарскую и русскую литературу, погрузился в чтение книг. Вскоре от процесса их «поглощения» он перешел к пересказу содержания интересных произведений артистам. Как следствие – в библиотеке возросло количество читателей.

А Суфию назначили заведующим складом в театре. Но семья с маленьким ребенком, вынужденно меняя места проживания, испытывала серьезные бытовые и финансовые трудности. Поэтому однажды ее глава пошел к директору Дома культуры Татарского производственного обувного объединения «Спартак» и поинтересовался – не нужен ли здесь непьющий, некурящий и негулящий художник. «Таких не бывает», – усмехнулся тот. «Он перед Вами», – парировал Рашид, и его взяли на эту должность.

Серьезных положительных перемен в жизни семьи от этого не произошло. На отрицательные же явления судьба не скупилась. К уже привычным (денег нет, квартиры нет) добавилось падение беременной супруги на работе. когда она доставала какие-то предметы с верхней полки, встав на стремянку. Это вызвало преждевременные роды, но сынок, явившийся на свет шестимесячным, жил недолго, простудившись в их холодной полуподвальной комнате. Добавьте сюда изнуряющую своей затянутостью непричастность героя статьи к освоению ролей в спектаклях, и становится ясно, почему ему доводилось плакать на улице под покровом темноты.

Хотя надежды на желаемые перемены он окончательно не терял, приглядываясь к прохожим (будущим своим образам) через окна фойе Дома культуры и подбирая в цехе костюмов негодный уже «секонд-хенд» для возможных выступлений в будущем.

Наконец настало время, когда монтировщику сцены предложили маленькую роль крещеного татарина Григри в пьесе по роману Г.Ибрагимова «Глубокие корни». Принимать постановку приехала комиссия из Москвы. Ее председатель до обсуждения спектакля попросил познакомить его с артистом, игравшим Григри. Но ему сказапи, что это не артист, а рабочий сцены. «У вас рабочие так играют!» – поразился московский специалист. На следующий день появился приказ директора ТГАТ о переводе Р.Шамкаева в помощники артиста с окладом 62 руб 40 коп.

На сцене ТГАТ

На сцене ТГАТ

На сцене ТГАТ

На сцене ТГАТ

На сцене ТГАТ

На сцене ТГАТ

Так мир Мельпомены вновь открылся перед ним, и за три с лишним десятилетия, проведенных на сцене Камаловского театра, Рашид эфенди создал целый ряд ярких образов в спектаклях классического и современного репертуара. Такие его роли, как Проня («Третья патетическая» Н.Погодина), Тишка («Свои люди – сочтемся» А.Островского), Тагир («Автомобиль» Ф.Яруллина), Савелий («Солдатская вдова» Н.Анкилова), Ясави («Потоки» Т.Гиззата), Нигметзян («Я вернулся на твое место» Р.Хамида), Труффальдино («Король-Олень» К.Гоцци), Анчугин («Провинциальные анекдоты» А.Вампилова), Гильметдин («Конокрад» Т.Миннуллина), Мубарак («Казанские парни», «Вновь казанские парни» М.Гилязова), Нуретдин («Русалка – любовь моя», Шайхи «Вызывали?..» З.Хакима), Лысый («Энергичные люди» В.Шукшина), Дервиш («Ходжа Насретдин» Н.Исанбета) и многие другие полюбились зрителям.

Лучшие шутки, юмор на татарском языке от маэстро

Лучшие шутки, юмор на татарском языке от маэстро

Его комедийные и сатирические образы деревенского балагура и находчивого плута отличались вместе с тем и глубоким социальным обобщением. Староермаковский «король эпизодов» не играл ролей, в которых излагал бы программы «как я изменю мир» или «как надо жить в этом мире». Его роли были короткими и в то же время заставляли зрителей смеяться, веселиться, но и задумываться.Он предварительно прорисовал внешний вид и одеяние своих очередных героев и в таком облике представал перед публикой.

Чествование Шамкая

Чествование Шамкая

За упомянутое ТГАТ-овское время и «родился» популярный в народе Шамкай, который в 1987 году стал заслуженным артистом ТАССР, а спустя девять лет – народным артистом Татарстана. Над его каждой шуткой зрители смеялись дважды, поскольку в сезоне 1968/1969 годов Камаловский театр стал первым татарским театром на территории СССР, практикующим синхронный перевод постановок на русский язык. Критики сравнивали нашего героя с такими известными артистами театра и кино как Сергей Филиппов и Борислав Брондуков – признанными в Советском Союзе «королями эпизодов».

Хотя не всегда и не всем режиссерам нравилось стремление Шамкая играть роли с преувеличением, постоянно импровизируя. А он любил это дело – добавлять в образ что-то свое. Вот его воспоминания по данному поводу: «В спектакле «Жених с портфелем» играл самогонщика Самигуллу. Вот мы стоим, ждем выхода, я хлебнул керосину и выпустил огонь изо рта прямо на сцене. Актер Наиль Аюпов покатился со смеху. «Это было нечто», – сказал он. …В одном спектакле артист Равиль Шарафиев якобы разговаривает на итальянском языке. Ну и я выдумал, сказал режиссеру Марселю Салимжанову: «Киң күттү пукку букку». …Была у меня привычка – бегать по сцене на руках. Зрители приходили в восторг. …В спектакле «Деревенский пес Акбай» я играл бульдога. И там Фердинанд Хафизов и Рушан спустили мои штаны. Позже мне все же выпал случай поквитаться за это. Смотрю, стоит на сцене Фердинанд, я вышел и как ударил его. Оказалось, это был Мансур Ибрагимов в парике, а я его спутал».

Порой действия любимца публики в режиме «Сам себе режиссер» были чреваты и неприятностями. Так, на премьере одного из спектаклей его задействовали в массовке эпизода, показывающего ход комсомольского собрания. «А что я должен делать, Марсель Хакимович?» – спросил Рашид у главного режиссера. «Ну…типа лови мух», – неосторожно посоветовал Салимжанов, голова которого в тот момент была, видимо, занята другими премьерными проблемами.

И вот на сцене разгорелся спор комсомольцев по очень серьезному вопросу. А Шамкай в это время начал реализовывать дословно понятую установку режиссера. Сев в углу сцены за стол, рассмотрел на свет только что «пойманную муху», потом оторвал ей одно крыло, подергал за ноги, как будто изучая анатомию насекомого и его способности ползать-летать при некомплекте конечностей. Зрители, глядя на его продолжающиеся манипуляции, забыли про собрание и начали смеяться. Следом за ними смех возник и среди актеров, не позволяя им произносить тексты. Чувствуя, что премьера на грани срыва, сидевший в первом ряду Салимжанов скомандовал: «Закрыть занавес!» и устремился за кулисы. «Ну что ты паясничаешь, Шамкай!?» – возмутился он. «Так Вы же сами велели довить мух», – с наивным видом ответил тот. Главрежу осталось только махнуть рукой и уйти восвояси.

Поведение нашего героя порой не нравилось и дирекции театра, поскольку он, увлекшись концертной деятельностью и сольными выступлениями в различных аудиториях и на разных мероприятиях, не выходил иногда на сцену ТГАТ в плановых спектаклях. Нет, Рашид абый не срывал представления, договорившись заранее со своим дублером о подмене. Но недовольство выражали зрители, пришедшие «на Шамкая». Однажды он даже схлопотал строгое предупреждение на общем собрании за отлучки с коллективом «Биш татар».

Дело в том, что известный татарский шоумен и писатель-сатирик, певец и автор многих пьес и песен, а также артист юмористического жанра Алмаз Хамзин создал комедийную труппу, состоявшую из народных артистов РТ. Это знакомые для татар имена:Равиль Шарафиев,Рашид Шамкаев,Рашид Сабиров,Халим Залялов. Ведущим их выступлений был сам Хамзин. Поэтому труппу назвали «Биш татар» («Пять татар»).

В составе группы «Биш татар»

В составе группы «Биш татар»

С юмористическо-сатирическими концертами она объездила весь Советский Союз, выступала не только в Москве. но и в Старом Ермаково. Представления «Биш татар» показывали по телевидению. Каждый в этом коллективе был личностью, и даже при наличии разногласий они оставались сплоченной группой, в которой чувствовалась сила юмора и сатиры. Сын героя этой публикации верно подметил: «Отец, вы как те мушкетеры из романа Дюма – один за всех и все за одного». А сами они позже говорили: «Работая в театре, мы стали большими артистами, однако знали нас немногие». Благодаря же деятельности «Биш татар» этот недостаток был устранен.

Благотворно такая работа сказалась и на «шамкайстве» Шамкая, ярче раскрыв его талант. Ведь здесь не было многих театральных ограничений. Рашид эфенди спрашивал, на сколько минут ему сделать выступление, выходил к микрофону и мог держать внимание зала даже дольше отведенного времени. «Как видите, нет никого прекраснее меня на этом свете,», – смешил он публику, вынимая из кармана расческу и расчесывая себе брови. Каждое его движение было взвешенным и продуманным.

Концертная деятельность заметно улучшила финансовое положение семьи Шамкаева. Он смог приобрести квартиры не только себе с женой, но и сыну Айдару, и дочери Гульнаре, и внукам. Позже начал обеспечивать их автомобилями. От ТГАТ же ему выделили лишь дачный участок, где артист предпочитал отдыхать.

С женой, сыном, снохой и внуками

С женой, сыном, снохой и внуками

С племянниками Айратом и Иршатом

С племянниками Айратом и Иршатом

С Ф.Ширияздановым, племянницами, А.Хамзиным и И.Шакуровым, Самара. 2016 год

С Ф.Ширияздановым, племянницами, А.Хамзиным и И.Шакуровым, Самара. 2016 год

Став пенсионером, наш герой в 2001 году ушел из театра и полностью переключился на эстрадные выходы с юмористическими, а также сатирическими стихами и рассказами на татарском языке. Как отмечал А.Хамзин, Шамкай был очень активен: выступал по телевидению, на концертах и юбилеях, званых обедах и сабантуях, снимался в видеофильмах. Неожиданным пением и танцевальными па он покорял зрителей, а его шуточная речь – сама по себе была представлением. Наверное, в какой-то степени нашего земляка можно сравнить с Евгением Петросяном, добавив при этом, что Шамкай еще читал и собственные стихи. Коллеги и критики отмечали и некоторые сбои в качестве его юмора, но от этого, скорей всего, не застрахован ни один острослов. 

Не забывал он приезжать с концертами и в родное село – то один, то вместе с коллегами-артистами. Поездки стали чаще, когда Шамкай приобрел машину. Общался мастер сцены в Старом Ермаково с родственниками, в том числе с братом Искандаром, племянниками (старший брат Равиль скончался в конце 90-х годов), а также другими земляками. Он старался не пропускать сабантуи, изредка посылал в село милостыню. Рашид ага интересовался историей малой родины и своего рода. Видимо, сказывались гены деда – Хуснутдина эфенди. который считался первым летописцем села.

Герой статьи знал предков по линии отца до 6 колена и до 4 колена – по линии мамы. Односельчан иногда критиковал, но село любил. «И зачем люди, чтобы отдохнуть, к чужим морям стремятся, – недоумевал он. – Для меня лучший отдых – это на несколько дней вырваться в Старое Ермаково». Глагол «вырваться» он употреблял не ради красного словца. Более 15 лет пенсионер Р.М. Шамкаев продолжал разъезжать с выступлениями по России. Ему внимали не только в районах Татарстана и Башкотостана, но и в Сибири, Ижевске, Самаре и других населенных пунктах. Позже он стал ограничивать круг выступлений рамками Казани, поскольку приходилось считаться с состоянием своего здоровья и души.

К сожалению, трудности разного плана снова «нашли» Шамкая. Пришлось пройти через разные операции, и восстановиться после них помогала жена, с которой он достиг рубежа золотой свадьбы. Однако летом 2018 года она умерла. Суфия ханум была надежной и скромной, спокойной и работящей супругой, потерю которой Рашид абый перенес очень тяжело. Он хотя и любил повторять, что «сердце мое – женское общежитие», и общаться с молодыми людьми (особенно с девушками), от которых подпитывался энергетикой и свежими впечатлениями, но был верен своей законной половине. В 2019 году Рашид Мирзаевич перенес инфаркт, «познакомился» с аритмией и попал под наблюдение сына-дочери, решавших ежедневно его бытовые вопросы. Отметим, что многое он умел делать и сам, например, хорошо готовил блюда из теста – с начинкой и без нее.

Дает интервью, 2020 год

Дает интервью, 2020 год

В преддверии своего 80-летия вышедший из больницы народный артист РТ, мучившийся гипертонией и головокружением, заявил журналистам, что окончательно распрощался с подмостками: «Я прожил свою жизнь с юмором, но уже устал смешить людей». Тем не менее, быть артистом он не перестал, и это проявлялось в его общении с соседями, знакомыми и представителями прессы. Герой статьи, по его словам. не чувствовал своего возраста, поскольку не отмечал дни рождения. На один из вопросов сотрудника СМИ он ответил рифмованной фразой: «Эчмимен дә, тартмыймын да, кимемим дә, артмыймын да. / Яман хәлләр сирәк миндә, беркемгә дә кирәкмим дә. / Йөрим шулай тыныч кына, дәрәҗәмне белеп кенә…». Перевести ее можно так: «Я не пью и не курю, / Не худею, не толстею. / Самочувствием рулю, / Лишь с собой контакт имею. / Так хожу, живу спокойный, / Зная свой шесток достойный…». Другой «акуле пера» Шамкай сказал то же самое, но короткой фразой: «Похвалиться не могу, но и не жалуюсь».

Он продолжал тосковать по своей Суфие и в последнее время начинал ее порой искать, забывая о кончине жены. А еще наш герой читал книги, писал стихи и перестал брать телефонную трубку. Ночевал он в своей квартире один, не желая отрывать детей от их семей. И утром 22 августа 2021 года Рашида ага обнаружил на полу мертвым его сын. Похоронили Шамкая очень скромно и быстро в селе Нижняя Ура (тат. – Түбән Оры) Арского района Татарстана, где родилась и выросла Суфия ханум. Сделано это было по просьбе артиста. Ему нравилась данная деревня, он часто приезжал сюда с женой и выступал с концертами.

Прощание с Шамкаем во дворе дома, где он жил, 2021 год

Прощание с Шамкаем во дворе дома, где он жил, 2021 год

Похороны Шамкая на родине жены, 2021 год

Похороны Шамкая на родине жены, 2021 год

Так земля неприметной ныне Нижней Уры, в давние времена славившейся своими крупными торговцами и промышленными предпринимателями, богатством и гордостью беков и мурз, приняла тело главного юмориста РТ. Быть захороненным в Старом Ермаково он не захотел – детям, дескать, будет неудобно ездить на могилу.

Но 13 месяцев спустя именно на малой родине героя статьи, а конкретно в староермаковском Доме культуры им. Х.Садри состоялся вечер памяти Шамкая, который провели журналисты казанской газеты «Акчарлак» («Чайка») и заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, заслуженный работник культуры РТ Алмаз Хамзин. По инициативе родственников Рашида Мирзаевича, проживающих в селе, вход на это мероприятие был бесплатным.

А.Хамзин выступает на вечере памяти Шамкая, Старое Ермаково, 2022 год

А.Хамзин выступает на вечере памяти Шамкая, Старое Ермаково, 2022 год

Группа участников вечера памяти Шамкая, Старое Ермаково, 2022 год

Группа участников вечера памяти Шамкая, Старое Ермаково, 2022 год

Как известно, в роду Шамкаевых более артистов нет. Хотя внук Адель в свое время на вопрос Рашида бабая о планах на взрослое будущее ответил: «Хочу быть Шамкаем!». Что ж, поживем и увидим – осилит ли внук эту дорогу, которая, по мнению специалистов, должна изобиловать тяжестями жизни, обидами и притеснениями, ибо из человека, обитавшего в тепличных условиях, юморист не получается.

Пример нашего героя это подтверждает. Поэтому, видимо, первый президент РТ Минтимер Шаймиев как-то и сказал: «Без Шамкаева не было бы Шамкая». А вот и его собственные слова, отлитые в строфу: «Дөрес туганмын мин бу дөньяга, / Кирәклегем барын белгәнмен. / Рәхәт күрми үтсә дә балачак, / Кешеләргә  шатлык бирә-бирә, / Тормыш юлы буйлап киләмен». Позволим себе такой перевод: «На этот свет я вовремя родился, / Поскольку знал – нуждаются во мне. / И хоть с отрадой в детстве не водился, / Дарю по жизни радость всей стране». Чем ни программа для мастеров острого и веселого слова, а также просто для хороших людей?!

Восприятие Шамкая в Интернете

Восприятие Шамкая в Интернете

Выступает в концертах

Выступает в концертах

Выступает в концертах

Выступает в концертах

Выступает в концертах

Выступает в концертах

C земляком, баянистом Р.Рахимовым

C земляком, баянистом Р.Рахимовым

 

Шамкаев Р.М._

Шамкаев Р.М.

Шамкаев Р.М._

Шамкаев Р.М.

Шамкаев Р.М._

Шамкаев Р.М.

Шамкаев Р.М._

Шамкаев Р.М.

Шамкай на видео

Шамкай на видео

Шамкай на видео

Шамкай на видео

Шамкай на видео_3

Шамкай на видео

Шамкай на видео

Шамкай на видео

Шамкай на видео

Шамкай на видео

Шамкай на видео

Шамкай на видео

Шамкай на видео

Шамкай на видео

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», № 3(44), 2024 года.

Просмотров: 1183

Комментирование запрещено