Самарский Сабантуй. Вспомним, как все начиналось
Тридцать шесть лет назад — в мае 1989 года у рынков, заводских проходных, на остановках транспорта и других многолюдных местах города Куйбышева (Самары) появились короткие и простенькие афиши «24 июня, ипподром, Сабантуй». Организаторы будущего праздника, активисты новой организации — культурного центра «Туган тел» (Родная речь) в те дни надеялись и верили, что эти несколько слов станут первыми ласточками большого дела, символа национального возрождения и широкого общественного движения за сохранение татарского языка и культуры. Так оно и случилось – в нынешнем, 2025 году Сабантуй в Самаре проводится уже в 36-й раз и имеет все шансы на дальнейшее развитие и долгую жизнь.
…Сабантуй (Праздник плуга) – самый популярный, массовый и любимый татарским народом национальный праздник. Когда он родился и вошел в земледельческую культуру татарского народа – точных сведений нет. На этот счет у историков и специалистов-культурологов имеются разные суждения. Самое раннее упоминание о Сабантуе зафиксировано на древней эпитафии (надгробном камне) булгарского периода, датированной 1292 годом. На ней написано (в латинской транскрипции) – Saban tui кon ati, то есть «День Сабантуя». Этому каменному свидетельству возраста Сабантуя, как минимум, 733 года. Но сам праздник, конечно, появился гораздо раньше, а к указанному времени, будучи заметным явлением в общественной жизни предков современных татар, удостоился упоминания в историческом источнике.
О конных скачках, которые составляют, как мы знаем, непременный элемент праздника Сабантуй, писал Махмуд Кашгари в XI веке, а о борьбе на поясах – Юсуф Баласагуни в тот же период, потом в XIII веке — Лачин аль-Хисами. О спортивной борьбе и беге говорит Идегей — главный герой знаменитого эпоса эпохи Золотой Орды. Ценные сведения о древнем празднике земледельцев содержатся в трудах Саифа Сараи (XIV век) и Х. Шерифи (XVI век). «История Казанского царства или Казанский летописец» подробно описывает весенний праздник казанских татар 1505 года. Таким образом, Сабантуй праздновался еще в средние века, когда на Средней Волге существовали мусульманские, татарские государства – Волжско-Камская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство и Ногайская Орда.
Через два века после вхождения нашего края в состав Русского государств, с конца 1760-х годов, после воцарения на российском престоле Екатерины II и последующего изменения государственной политики по отношению к мусульманам Российской империи, народные праздники татар получили второе дыхание. Архивные документы и разного рода путевые заметки российских и иностранных ученых много раз сообщают о Сабантуе, как народном празднике, предваряющим начало весенне-полевых работ, который проводится в магометанских, то есть татарских селениях. Например, в рукописном календаре 1775 года, обнаруженном в селе Митряй Бугульминского уезда, днем проведения Сабантуя определено 4 апреля.
Много внимания уделили описанию татарского праздника Сабантуй уже нового времени известные востоковеды и тюркологи дореволюционной эпохи Карл Фукс, Николай Катанов, Яков Коблов, Николай Загоскин и другие.
…Глубоко земледельческий характер праздника определили время проведения Сабантуя – вслед за сходом снега, в самом начале весны, перед выходом крестьян в поле и началом весенне-полевых работ: в апреле или в начале мая, в зависимости от района проживания татар и от погодных условий, позволяющих начать работу в поле. И завершался он коллективным выходом крестьян на пашню для закладки коллективной борозды.
Так что в прежние времена Сабантуй имел значение почина в открытии очередного земледельческого года.
С началом татарского возрождения в конце XIX-го и, особенно, в начале XX века Сабантуй превратился в неотъемлемую часть татарской народной культуры с определенным обрядовым комплексом и системой традиций, которые изменялись и дополнялись в соответствии с новыми веяниями времени и конкретными условиями проведения праздника. Предваряет Сабантуй обычно сбор подарков для победителей в состязаниях и народных играх, самыми древними из которых были бег, скачки, прыжки и, конечно, национальная борьба на кушаках (поясах). Другие виды соревнований и зрелищ появились позже.
С этого времени, когда все больше татар стали жить в городах, он перестал быть чисто деревенским праздником. С появлением среди татар особого слоя интеллигенции стал расширяться круг людей, умеющих организовать и собрать людей на массовое мероприятие и провести его. Но еще большее значение имело то обстоятельство, что к этому времени начал быстро укрепляться класс татарской национальной буржуазии, представители которой проявляли готовность и имели возможность оплатить расходы не только на проведение Сабантуя, а также строительства и содержания мечетей, школ и медресе, издание газет и журналов и реализацию других, говоря нынешними терминами, социально значимых проектов.
Собственно, татарское национальное возрождение дореволюционного периода опиралось на три силы: нарождающуюся интеллигенцию, богатых людей — меценатов, а также прогрессивную часть мусульманского духовенства. Такая ситуация характерна и для нашего времени.
…Самарский Сабантуй имеет более чем вековую историю. Последний такой праздник дореволюционного периода состоялся в канун Первой мировой войны 18 (31) мая 1914 года на ипподроме, который располагался на месте нынешних Клиник медицинского института.
В советские времена Сабантуй стал приобретать новый оттенок, стал проводиться не перед начало весенних работ в поле, а в форме подведения итогов весенне-полевых работ. Сначала он, как самый популярный праздник, был выбран новыми властями как метод изживания «старых религиозных предрассудков» и пропаганды новых социалистических обрядов.
Однако новая идеология народного праздника нисколько не отпугивала татарское население от древнего обычая — Сабантуй и в этих условиях все равно оставался национальным по своей сути, поэтому любимым и всегда ожидаемым. Тем более на многих праздниках были введены новые элементы, которые пришлись по душе людям: выступления художественных коллективов, ярмарки, соревнования по футболу, национальной борьбе, перетягиванию каната и по другим видам спорта.
А в Самаре послереволюционного периода Сабантуй состоялся только один раз — в 1928 году. Он проходил на спортивной площадке на углу нынешних улиц Красноармейская и Советская (ныне Куйбышева), наискосок от входа в Струковский сад – через несколько лет на этом месте был построен Дом промышленности.
История помнит разные праздники Сабантуй. В том числе, самый памятный, что должен был состояться в воскресенье, 22 июня 1941 года. Он едва успел начаться, организаторы и участники вышли на игровые площадки и на сцену, как в полдень, в 12 часов через радио вся Советская страна услышала весть о начале Великой Отечественной войны. Многие участники соревнований прямиком с майдана Сабантуя пошли в райвоенкоматы, чтобы уйти на фронт. Тысячи и тысячи из них сложили головы в боях за Родину.
Все советские годы Сабантуй развивался и наполнялся новым содержанием. Его доброй традицией стало чествование при всем народе людей труда, и не только тружеников полей — хлеборобов, но и животноводов, сельских учителей, врачей, культпросветработников, многодетных матерей, ветеранов войны и труда.
Сабантуй советского времени проводился во многих татарских селах нашей области. В условленный июньский день малая родина собирала (и теперь собирает) на площадке Сабантуя не только жителей того или иного села, но и односельчан, проживающих в различных городах области и далеко за ее пределами, и стала местом встречи родных и друзей.
Перестройка конца 80-х годов вдохнула в древний татарский праздник Сабантуй новую жизнь. К тому времени десятки тысяч татар проживали в Самаре, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевске и других городах области. Идея национального возрождения призвала в ряды энтузиастов татарской культуры десятки представителей творческой, технической интеллигенции, военнослужащих, студентов, рабочих. С этого времени земледельческий по своей сути праздник Сабантуй прочно «прописался» в городе и проходит здесь в форме большого народного гуляния с участием спортсменов, творческих коллективов из городов и районов всего региона, многочисленных зрителей, представляющих разные национальности нашей страны. А в нашей области первый городской Сабантуй был проведен в 1987 году в Тольтти, в рамках празднования 250-летия города.
…Тот возрожденный и начавший новый отсчет времени исторический Сабантуй 1989 года прошел с большим успехом: с конными скачками, татарской национальной борьбой, большой концертной программой и прочими элементами, в присутствии нескольких тысяч человек – жителей и гостей города. В его подготовке и проведении приняли участие Рашид Абдуллов, Рафик Абдеев, Асия Ахметова, Наиля Багаутдинова, Шамиль Багаутдинов, Хабиль Бикташев, Шамиль Галимов, Эльсор Кабиров, Иршат Каюмов, Альфия Махмутова, Фархад Махмутов, Азат Надиров, Ахмет Нафигин, Асия Нугманова, Гельсина Нуруллина, Минахмет Сагиров, Марат Сафин, Мазгут Шакмаев, Шаукат Хайбуллов, Равиль Ягудин и Мансур Ямалетдинов.
Чуть позже в группу организаторов самарского Сабантуя пришли Ильгиз Колючев, к тому времени широко известный руководитель не менее известного ансамбля «Ялкынлы яшьлек», а также Идеал Галяутдинов, Наиль Гареев, Дания Нафигина, Амина Шамсутдинова, Ринат и Райса Гибадуллины, Аклима Кантемирова, Марат Гибадуллин, Фаима Рязапова, Хайдар Гареев, Джаудат Бурханов, Салих Валиахметов, Рафик Шафигуллин и большая группа молодежи — Назыф Ибрагимов, Фания Махмутова, Наиль Халиуллин, Рамис Загретдинов, Лилия Абдрафикова, Марат Ахтямов, Вилия Хайбуллина, Нил Шамаков и другие.
В течение двадцати лет главным и единственным организатором самарского Сабантуя являлось наше первое национально-культурное общество “Туган тел”. Потом к нему присоединились новые общественные организации – городская и областная татарские национально-культурные автономии, творческая общественная организация “Дуслык”. Власти Самарской области и Самары постоянно оказывают финансовую и иную помощь в проведении главного мероприятия татарской национально-культурной жизни региона.
С годами сформировался круг татарских бизнесменов, которые не только успешно ведут свой бизнес, но и активно помогают делу национального и духовного возрождения татарского народа. Поэтому с годами неуклонно росло объем и статус подарков, которые вручаются на праздниках Сабантуй батыру, борцам, победителям и участникам соревнований, артистам и другим участникам. Круг бизнес-поддержки широкий: в первые годы, на самом начальном этапе празднику Сабантуй нового времени в Самаре материально помогали Равиль Ягудин, Джамиль Валиуллин, Вазых Мухаметшин, Анвар Бульхин, Хабиль Бикташев, Наиль Тахаутдинов, Разыя Аюпова, Шамиль Хисамутдинов, Шавкет Закиров, Ильшат Бикташев, Джаудат Шарапов, Дания Вагапова, Хамит Аюпов, Умяр Амиров, Минахмет Халиуллов, Ильяс Шакуров, Ривгат Хузин, Сания Каюмова, Гамаль Замалетдинов, Асхат Аглиуллин, Усман Илингин, Мансур Яруллин, Гельсем Хусаинова, Рашид Салахов, Усман Амиров, Наиль Рахматуллин, Талгат Хузин, Тагир Аюпов, Вагиз Сайфутдинов и многие другие.
А потом к ним присоединились Фахретдин Канюкаев, Анвар Горланов, Талип Аюпов, Гумар Батршин, Салима Краснова-Игенбетова, Наиль Вахитов, Раис Давлетшин, Гумер Шайхутдинов, Йосыф Мингачев, Ринат Ягудин, Харис Гиниятуллин, Али Сулейманов, Раис Хакимов, Рафаиль Абдрашитов, Марат Мухаметшин, Наджип Сайфутдинов, Муса Гарифуллин, Джаудат Гайсин, Ягфар Насыров, Марат Бирюков, Саитгали Хайруллин, Исмагиль Латыпов, Мидхат Харисов, Азат Туймасов, Рахимзян Гильманов, Харис Каюмов, Равиль Сулейманов, Рашид Кадямов, Наджип Ибятуллин, Ханяф Юзеев, Хамит Иксанов, Равиль Шамионов, Вазых Фатыхов и другие. Поэтому победителям, призерам и участникам соревнований Самарского Сабантуя вручаются ценные подарки, и благодаря меценатам программа Сабантуя приобрела яркий, насыщенный облик.
Сабантуй в парке имени Гагарина считается самарским, областным, но фактически он давно стал межрегиональным – по своему значению, звучанию и представительству участников, гостей и зрителей. Каждый год по направлению Правительства Татарстана к нам приезжает большая делегация одного из районов республики: со своей национальной кухней, палатками по продаже сувениров, творческими коллективами и большой концертной программой. Самарские татары благодарны руководителям Республики Татарстан (М. Ш. Шаймиеву и Р. Н. Миниханову) за постоянное внимание и чуткое отношение к себе.
…В этом году самарский Сабантуй проводится в 36-й раз. За три с лишним десятилетия он прочно вошел в жизнь самарских татар и стал важнейшим элементом культурной жизни нашего многонационального города. За эти годы через сцены, борцовские и игровые площадки самарского Сабантуя прошли сотни артистов, борцов, спортсменов других видов и просто желающих помериться своим художественным мастерством и физической силой. А сам праздник стал местом доброго общения, встречи друзей и родных, символом единения татарского народа, его стремления сохранить родной язык и национально-духовные традиции, а также укрепления добрососедских отношений с другими народами Самарского края и всей нашей многонациональной Родины.
Шамиль ГАЛИМОВ, куратор татарских историко-культурных проектов.
Фото — Аняс МИНГАЛЕЕВ, Николай АБРОСИМОВ, Михаил ПЕРЕГУДОВ, Юлия РУБЦОВА, Равиль ХУЗИАХМЕТОВ.
(При подготовке использованы архивные материалы, публикации газет “Бердэмлек” и “Азан”).
Просмотров: 496
Добавить комментарий