26 июня в самарском Археологическом центре в рамках цикла «Археология: люди, вещи, идеи» состоялась лекция ученого секретаря самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина, доцента кафедры российской истории Самарского университета Дмитрия Сташенкова «И снова о возрасте Самары».
В лекции были затронуты вопросы работы темы комиссии при Правительстве Самарской области, образованной после празднования тысячелетия Казани, и призванной найти документы и свидетельства времени фактического, как указано в распоряжении губернатора К. А. Титова, основания Самары. А также итоги конференции 2012 года в СОИКМ, которая подвела итоги работы этой комиссии.
Разговор также шел об археологических материалах эпохи средневековья, найденных на территории современного города, предшествующих строительству русской крепости Самара. От раннебулгарского и золотоордынского периода до нашего времени дошли разные археологические находки, которые позволяют о существовании на территории современного города различных поселений. Например, есть памятники золотоордынского периода на территории Барбашинского могильника, где были в 1935 году проведены масштабные раскопки и по их результатам опубликованы материалы.
Но пока немного истории… Сегодня принято официально считать, что крепость Самара была основана в 1586 году по указу царя Фёдора Иоанновича князем Г.О. Засекиным и стрелецкими головами Ф. Е. Ельчаниновым и И. Ф. Стрешневым. Целью возведения стала защита судоходства на Среднем Поволжье и охрана государственных рубежей от набегов кочевников со стороны степи.
До основания официальной крепости Самары в эпоху Хазарского каганата на излучине реки Волга (Идель, Итиль, Эдиль) на Самарской Луке существовала «Старая Самара». По разным источникам вероятное время её существования — до 1254 года. Первое историческое в письменных источниках упоминание о местности, на которой позже возникла Самара, относится к 1357 году. Упоминание поселений возле Самарской Луки, в том числе пристани с «крепостцой со служивыми людьми» у места впадения реки Самары в Волгу, в русских летописях приходится на 1361 год.
Не вызывает вопросов и то, что в конце IX — начале Х веков территория Самарской Луки вошла в состав раннефеодального государства Волжская Булгария. В Х веке на южных окраинах этого государственного образования возник Муромский городок, где огромную роль сыграло развитие ремёсел и торговых связей с кочевнической степью. Булгарская и золотоордынская цивилизации оставили заметный след в нашей общей истории, это общепризнанный факт. Сегодня популяризацией прошлого Среднего Поволжья булгарского периода заняты многие научные и общественные организации, конкретно булгарским периодом занимается культурно-исторический фонд «Булгарское наследие», председателем попечительского совета которого является Гумар Батршин.
Но вернемся к Самаре. Множество исследователей до сих пор заявляют о том, что город возник во времена Золотой Орды и, возможно, даже ранее. Об этом свидетельствуют известные карты 1367 и 1459 годов. Но уже можно говорить об упоминании реки Самары впервые в письменных источниках 921 — 922 годов посольства аббасидского халифа аль-Муктдири. На то время знатное посольство шло в излучину Волги и Камы, где уже существовало государство Волжская Булгария. Но наши предки пришли сюда еще в 7 веке, найденные археологами на территории современного Татарстана и других регионах Средней Волги материалы это доказывают. Путевые заметки Ибн Фадлана, секретаря Багдадского посольства, в которых описаны нравы народов Волжской Булгарии, по сей день остаются ценным историческим источником по прошлому нашего края. Именно здесь впервые появилось несколько строк о реке Самур. Это самое первое упоминание о реке, которое потом дало название нашему городу.
Дмитрий Сташенков на лекции в Археологическом центре для неравнодушных к истории горожан рассказал о том, что археологами на сегодня в полной мере не найдены свидетельства, которые однозначно доказывали бы существование на месте старого города Самара в 15-16 веках какого-либо постоянного поселения. Имеет только распространение гипотеза, что после того, как Золотая Орда перестала существовать в Поволжье, люди ушли с этого места совсем. Но, возможно, археологам только не удается найти пока соответствующие доказательства. Причины связаны с высокой интенсивностью строительства города после 1586 года, когда стало совершенно невозможным обнаружить культурные слои периода до 16 века.
Тему возраста Самары недавно еще раз поднимал также и наш самарский татарский историк Шамиль Галимов, опубликовавший соответствующую статью в научном журнале «Золотоордынское обозрение». Здесь, помимо анализа различных источников, были также изложены альтернативные версии дореволюционных, советских ученых и исследователей нашего времени по вопросу времени и обстоятельств основания Самары. Среди них и первый самарский историк-краевед Петр Алабин. Они утверждают: нынешняя Самара возникла не на пустом месте, а на культивированной до этого почве. 19 февраля этого года, вслед за публикацией в журнале, в Самарской областной универсальной научной библиотеке прошёл круглый стол на тему «Время и обстоятельства основания Самары: вопросы анализа и интерпретации источников», вызвавший большой и неоднозначный интерес научной и педагогической общественности.
Таким образом, на сегодняшний день невозможно понять – сколько же на самом деле лет Самаре, 450 или уже за 650 лет. Сколько людей, столько и мнений. Но все же хочется верить, что, если постоянно и на различном уровне поднимать эту тему, всесторонне обсуждать ее, заняться серьезными поисками на стыке истории, археологии, географии, топонимики – исследовательская работа найдет нужное направление. Словом, если мы поставим перед собой такую высокую цель – мы обязательно дойдем до истины.
Залия ДИНМУХАМЕТОВА, исполнительный директор КИФ «Булгарское наследие».
Просмотров: 731
Добавить комментарий