«Меня всегда сопровождали булгаристы с требованием переименовать Татарстан в Булгаристан»

3«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию глав из новой книги Рафаэля Хакимова «Каково быть татарином?». Часть 3-я

«На самом деле никогда в истории не было антагонистического противостояния русских и татар», — уверен вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов, вспоминающий свои беседы с американской журналисткой о событиях, которые происходили в Казани в середине XVI века. Этот сюжет, а также извечная тема «татары мы или не татары» — в новых главах книги директора Института им. Марджани, публикуемых газетой.

ТРАВМАТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

В этой жизни вам нужны только невежество и уверенность в себе — и успех вам обеспечен.

Марк Твен

Сколько я себя помню в должности советника президента и директора института, меня сопровождали булгаристы с требованием переименовать татар в булгар, а Татарстан — в Булгаристан. Судя по их активности и агрессивности, их кто-то финансировал. Диалог с ними был бесполезен, поскольку им такой задачи не ставили.

Среди булгаристов были те, кто добился изменения своей национальности в паспорте. Один из них прибежал, размахивая паспортом, где в графе «Национальность» было записано «булгар». Я его поздравил с такой победой, ведь он затратил на это немало сил в течение многих лет. Но не прошло и года, как паспорта поменяли и отменили эту самую графу. Тогда я подумал: и на что же ты отдал столько сил?..

Татары — сложносоставная нация, как, впрочем, большинство наций мира. Роли Волжско-Камской Булгарии никто никогда не отрицал. В это средневековое государство входило множество племен, а не только булгары. Например, белый барс, который сейчас изображен на нынешнем гербе Татарстана, был символом племени барсил. Странно, что наряду с булгаристами не возникли барсилисты с требованием переименовать Татарстан в Барсилистан. А еще там было племя сувар, баранджаров и т. д. В то время не было понятия гражданства в нашем смысле, даже о народе Булгарии можно говорить с огромной натяжкой. Собственно, это был не народ, а население Булгарии. Нельзя переносить современные понятия на те далекие времена. Но кто-то умело запутал людей. Кто-то отрабатывал свой гнилой хлеб, а ведь были и те, кто искренно поверил в булгарский народ, их энергию можно было пустить в стоящее дело.

Разговоры о том, татары мы или булгары, пусты и вредны. Нельзя вопрос ставить в плане исключения того или другого. В татарскую нацию влились многие компоненты. В такой же степени можно говорить, что татары одновременно и кыпчаки, и кимаки. Ногайцы, балкары, кумыки, карачаевцы когда-то были частью татар, да и азербайджанцы до революции назывались кавказскими татарами. Историю кочевых узбеков (шейбанидов), как и казахов, не отделить от истории Золотой Орды. Сами булгаристы не замечают, что в Волжско-Камской Булгарии жило множество тюркских и финно-угорских племен.

Волжско-Камская Булгария всего лишь один из важных этапов сложной и масштабной истории татар. Дихотомное мышление, когда предлагают выбрать одно из двух — татары мы или булгары, характерно для травматического сознания. Булгаристы хотели очиститься от наследия оболганного татаро-монгольского ига, отказавшись от своего исконного имени. Они заблудились на дорогах истории, поверив в сталинские идеологические ориентиры

Черный камень и после мытья не побелеет.

Татарская пословица

«КТО БРАЛ КАЗАНЬ?»

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Василий Ключевский

Вокруг темы взятия Казани написаны многочисленные труды, сложены стихи, песни, оратории, сняты фильмы. Мы эту тему знаем в деталях, будто все произошло совсем недавно.

Приехала американская журналистка взять интервью и, получив ответы на свои вопросы, поинтересовалась историей Казани. Я ей вкратце рассказал о том, сколько лет городу, о ханах и взятии Казани. Пояснил, что Иван Грозный пытался несколько раз покорить край. В 1551 году даже договорились поделить его на две части. Тогда же царицу Сююмбике отдали замуж за Шах-Али и увезли в Касимов. В 1552 году, основательно подготовившись, войска Ивана Грозного взорвали стены и ворвались в город и т. д. Это была пятая осада Казани.

Американское сознание имеет двухсотлетний период. Все, что древнее, оно плохо воспринимает. Журналистка переспросила: «Подождите, о каком времени, собственно, идет речь?»

Я подвел ее к окну и, показывая в сторону Благовещенского собора, и пояснил: «2 октября 1552 года в 3 часа дня Иван Грозный стоял вот там».

Американка была обескуражена столь подробным знанием событий ХVI века. И в самом деле, зачем нам знать все эти детали?

История покорения Казани — это еще одна историческая травма. Если для русских важно победить в Куликовской битве 1380 года и тем самым «отыграться» за столетия татарского ига, то у татар история делится на периоды до и после взятия Казани. Сам сюжет покорения Казанского царства выстраивался (и с московской, и с казанской стороны) в виде борьбы русских с татарами, православия с исламом. Общественное мнение не знало, что в авангарде войск Ивана Грозного шел Шах-Али с татарской конницей. Картина обороны Казани дополнялась жертвенной фигурой царицы Сююмбике, якобы бросившейся с башни вниз, чтобы не стать женой Ивана Грозного. Народу с травматическим историческим сознанием нужны жертвенные фигуры, которые погибают ради нации. Кстати, эта легенда нравится всем туристам и гостям. Видимо, многие нуждаются в героических образцах.

На самом деле никогда в истории не было антагонистического противостояния русских и татар. Более того, татары, которые шли с Иваном Грозным на покорение Казани, получили земли, должности, звания, а вот тех, кто сопротивлялся, перевели в ясачных крестьян.

Исцеление от посттравматического синдрома и исторической амнезии возможно только через преодоление стереотипов о средневековой истории, через замену травматической памяти объективным изложением событий, где были не просто победы и поражения, но и повседневность, движение к новой ступени цивилизационного развития. Такая история будет содействовать формированию гибкой идентичности татар, готовой к вызовам времени.

Правдивое слово всегда горько.

Татарская пословица

Просмотров: 1632

3 комментариев

  1. Рафаэль Хәкимов дөрес әйтә: татар белән урыс арасында беркайчан да зур сугышлар булмаган.
    Бу — тарихи факт.
    «Куликово сугышы» һәм «Казанны алу» нәрсә?
    Болар икесе дә — Алтын Урда дәүләтендә яшәгән биш татар ханлыгының гегемония өчен көрәше генә. Моны безгә башкача аңлатып килделәр — чөнки, без үзебезнең кем икәнлегебезне белмибез.
    Тарихта татар халкын һәм төркиләрне җимерүче өч кеше бар:
    Берсе Аксак Тимер.
    Икенчесе Идегәй.
    Өченчесе Туктамыш.
    Без төрки-татарлар 1380-1416 елларда барган үзара сугышларда бер-беребезне кырып бетергәнбез. Иң коточкыч сугышларның берсе Кондырчада, икенчесе Терек елгасы буенда булган — миллионлаган төрки-татарлар шунда юкка чыккан.
    Куликово сугышы нәрсә өчен уйлап табылган?
    Чөнки, татарлар бер-берсен кырып бетергәч — кемдер аларны җиңде дигән урынлы сорау туа.
    «Менә, без инде ул — татарларны җиңүчеләр. Һәм бу Куликово сугышында булды» диләр.
    Кысксасы, татарның үзеннән дә зуррак дошманы юк.
    Булмаган…
    Һәм булырга да мөмкин түгел!

  2. Бәлки урыслашкан татарларга болгар булуы уңай, сорауга «нигә татар телен белмисең?» чөнки мин болгар, татар түгел, болгар теле югалды..

  3. Булгаристан һәм болгар исемнәренә күчәргә дигән кешеләрне күрсәтегез әле безгә. Бармы алар әллә уйлап кына чыгардыгызмы? Болгар ул нәкъ татар исеме кебек тик ул күпкә әзрәк кавемне берләштерә. Бүгенге көндә татар исемен яклап чыгучылар арасында да бердәмлек, бер фикер юк. Берсе татар өченә башкортларны да кертмәкче булса икенчесе каршы чыга, ә бит башкортлар безнә иң якын иң охшаш халык. Ә ногай, шорц (татар кеше) турында әйтәсе дә юк.
    Сүз ахырында: бу мәсәлә эшсезлектән куертыла микән? Кемгә кирәк, мин аңламыйм, чөнки (үзем болгар тиориясен якын итсәм дә болгар исеменә күчүен хупламыйм) без бүген татар буларак юкка чыгабыз һәм моңа «болгар» исеме гаепле түгел, ә гаеп сезнең урыс мәдәниятен якын итүегез, сез бит урыслашып барасыз. Менә минем татарча язганымны да урыс аңлы кеше укымыйчан «болгарчыларны» милләт таркалуы өчен гаепләр. Хәкимов абыйга уйлап чыгарган дошман белән көрәш алып барганчы Дон Кихот сыман Татар милләтен үстерүгә көч куйса иде (гафу бәлки куядыр һәм куйса шуларны безгә сөйләсен иде) ә болгарчылар белән көрәшү туйдырды инде.