«Почему Сталин боялся татар?»

3«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию глав из новой книги Рафаэля Хакимова «Каково быть татарином?». Часть 5-я

«Сталин хотел ограничить историю татар границами республики, для этого нужна была булгарская доктрина, которую прописали сразу же после окончания войны», — уверен вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов. Мы публикуем очередные главы из книги именитого ученого, в которых речь идет о том, как в середине 1940-х переписывали татарскую историю на самом высоком уровне, а также о московских археологах, признавших Казань 1000-летней.

Затеяв спор настоящего с прошлым, мы обнаружим, что потеряли будущее.

Уинстон Черчилль


«ЦК ВКП(Б) НАШЛО В РЕСПУБЛИКЕ «ОШИБКИ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА»

Дастан «Идегей» я прочел еще в советское время. Его опубликовал Наки Исанбет в журнале «Совет әдәбияте». Этот журнал ходил из рук в руки, и мне его дал отец с комментарием: «Этот дастан посильнее „Слово о полку Игореве“». Оно так и есть. По сути, из всех эпосов народов СССР был запрещен только «Идегей». Какую же опасность он представлял?

Точка отсчета — 1944 год. Война в разгаре, еще далеко до взятия Берлина. На западном фронте идут жесточайшие бои. Страна в напряжении: «Все для фронта!» В такой обстановке 9 августа 1944 года выходит постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации», которое находит в республике «ошибки националистического характера» и запрещает изучение истории Золотой Орды, татарских ханств и эпоса «Идегей».

Чуть раньше, в мае 1944 года, с Крымского полуострова были депортированы крымские татары.

Поразительно, насколько важной представлялась история для Сталина. Неужели татарская история была столь же значима, как победа на западном фронте? Почему в разгар войны надо было переписывать историю? Ответ кроется в тайне становления российской государственности. Ее истоки выводят из Киевской Руси, или Новгорода (точнее Рюрикова городища), а на самом деле они кроются в Золотой Орде. Поэтому любая правда о татарах превращала официальную историю в пошлую доктрину. Сталин хотел не просто оторвать татар от своих корней, главное было в другом — оторвать русских от ордынских истоков, столкнуть русских и татар через пропаганду «черной легенды» (по терминологии Льва Гумилева).

Сталин хотел ограничить историю татар границами республики, для этого нужна была булгарская доктрина, которую прописали сразу же после окончания войны. В таком случае легче было сибирских, астраханских, крымских татар назвать самостоятельными народами. Вслед за этим и кряшен можно было выделить в отдельный народ. Эту теорию много лет насаждали, пропагандировали и многого добились. Однако в отсутствие сталинского режима булгарскую доктрину трудно поддерживать. С каждым днем открываются новые факты, демонстрирующие грандиозность Золотой Орды, повлиявшей не только на становление татар, но и России, а также Восточной Европы.

Смерть не приходит дважды.

Татарская пословица

«ПРОТИВНИК ПРАЗДНОВАНИЯ 800-ЛЕТИЯ КАЗАНИ ОБСЛЕДОВАЛ ВСЕ АРТЕФАКТЫ И ЧЕРЕЗ ЧАСА ПОЛТОРА БЕЗМОЛВНОГО И СУРОВОГО ОСМОТРА, ПРОИЗНЕС: «1000 ЛЕТ ТОЧНО ЕСТЬ»

Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности.

Уинстон Черчилль

Институт истории постепенно набирал потенциал. От правительства мы не получили никакой помощи, нам не дали даже списанные столы и стулья. Мы зря лили слезы.

Первое мое распоряжение касалось ликвидации пишущих машинок. Они были запрещены. Вместо них один из банков нам отдал старые компьютеры. Это был маленький прогресс.

Коллектив пополнялся людьми самым странным образом. Филиал Российского института национального образования остался без финансирования и присоединился к нам, Казанский Кремль хотел избавиться от научных сотрудников, и они перешли к нам вместе со штатным расписанием, ИЯЛИ не знал, как избавиться от строптивого сотрудника, и передал его нам вместе со ставкой. А у нас весь институт состоял из строптивых — одним больше, одним меньше, мало что меняло, а специалист, кстати, неплохой.

Движение кряшен требовало создать в АН РТ научный центр по изучению истории и культуры кряшен и нагайбаков. Академия наук испугалась политизации вопроса и предложила это сделать нам. Так постепенно коллектив разросся. Наличие интернета дало возможность создавать виртуальные коллективы вокруг серьезных программ. И такой проект вскоре появился.

Суперактивный мэр Казани Камиль Исхаков мечтал выяснить дату основания города и провести пышный юбилей. В мэрии своими силами подобрали какие-то цитаты и прибежали к Минтимеру Шаймиеву. В советское время пытались провести 800-летие Казани. Даже буклеты и значки выпустили. Но Москва отказала, сославшись на то, что сведения летописцев недостоверны. Ученые РАН, давшие отрицательный отзыв, были еще живы. Нужна была новая тактика.

При определении даты возникновения городов обычно искали первое упоминание в летописях. Но здесь исследователя поджидает ряд подводных камней. Летописи могли не сохраниться или же сохранились только поздние, не имевшие сведений о более ранней истории, летописи могли быть недостоверными или подделками, название города могло измениться. Как быть? Мы использовали комплексный метод. Историки привлекались для выяснения общего фона, обоснования, почему в каком-то веке вообще строили города, археологи по артефактам могли определить датировку разных культурных слоев, биологи своими методами могли подтвердить данные археологов.

Для появления Казани в Х — ХI веках были две веские причины: охрана границ Булгарского государства и выполнение функции форпоста на Великом Волжском пути, по которому шла интенсивная торговля. Наша задача состояла в том, чтобы найти следы города, а не просто поселения. Так-то люди на территории нынешней Казани жили 2500 — 2700 лет назад, но это были поселения, к тому же не в Кремле.

Археологи раскопали первичный земляной вал, подтверждающий появление именно города на территории Кремля, нашли монеты, ремесленные изделия и даже бусинки — женские украшения, что говорило о наличии светской жизни. Раз женщины начали наряжаться, то, считай, город появился.

Скептически настроенные московские археологи прислали собственную экспедицию, работавшую параллельно. Их руководитель, который писал отрицательный отзыв на 800-летие Казани, сам инспектировал работы. Он молча ходил по раскопам, внимательно изучил стратиграфию (срез культурных слоев), посмотрел земляной вал Х — ХI веков и каменную стену ХII века, затем в музее обследовал все артефакты и где-то через часа полтора безмолвного и сурового осмотра произнес: «1000 лет точно есть».

Впоследствии результаты исследований обсуждались на международных конференциях и были письменно подтверждены рядом научных центров. Казань была полноценным городом, а не просто военной крепостью. На заседание президиума РАН мы поехали во всеоружии. Президиум РАН признал результаты в качестве открытия и рекомендовал использовать нашу методику как наиболее удачную для определения даты возникновения городов.

Татарин и из камня воду выжмет.

Татарская пословица

 

Просмотров: 1294

Комментирование запрещено