Илгизар-хазрат САГДЕЕВ: «МЫ ВИДИМ ДУХОВНЫЙ РОСТ СЫЗРАНЦЕВ»

Еще 13 лет назад увидеть молодежь, интересующуюся исламом, расписанием совершения намаза в мечетях Сызрани было большой редкостью. Сейчас ситуация изменилась, и все больше молодых ребят стали посещать мечети, стремиться к религиозным знаниям, а зачастую и самостоятельно изучать вопросы, связанные с исламом посредством Интернета. Сегодня в городе действуют четыре полноценных прихода. В 2006 году открылась мечеть «Азан», чуть позже отремонтировали мечети на улице Декабристов, в районе Засызран, не так давно была открыта мечеть в поселке Новокашпирский. Красавицы-мечети привлекают все больше народа, способствуют возрастанию интереса к их внутреннему содержанию и звучащим здесь проповедям. О том, как удалось разбудить интерес сызранцев к духовному развитию мы говорим с Имамом Мухтасибом Сызранским, Октябрьским и Шигонским Илгизар-хазратом Сагдеевым.

 - Илгизар-хазрат, скажите, какие шаги предпринимает местное мусульманское духовенство для стимулирования роста духовности среди молодежи?

- Во-первых, мы стараемся быть предельно открытыми для всех, отвечать на все интересующие вопросы, связанные с нашей религией и культурой. В мечетях мы проводим мусульманские праздники. Не так давно прошли празднования в честь Дня рождения пророка Мухаммеда (да благословит Аллах и приветствует). В мечети на улице Декабристов в этом мероприятии принимали участие гости из Дагестана. Регулярно стали проводить Таравих намаз в месяц Рамазан. Вместе с татарской общиной Сызрани разработали и открыли сайт www.tatarlarsyzran.ru, до этого на протяжении нескольких лет работал сайт «Ислам в Сызрани», издавалась газета «Булгар».

- Как много детей и молодых людей посещают такие мероприятия?

- В мечети на Декабристов, которая у нас в городе считается главной, на пятничные молитвы собирается достаточно много молодежи. Людей в возрасте от 15 до 50 лет становится уже даже больше, чем пожилых. И если лет 10 тому назад мечети посещали только несколько бабаев, то сейчас во всех мечетях города можно увидеть достаточно много молодежи. Иногда мне говорят, что к нам приходят в основном выходцы с Кавказа и стран Средней Азии, а не местные татары. На это я хочу сказать, что мы открыты для всех мусульман, а татарам, если им это не нравится, наверное, нужно самим активизироваться, посещать пятничную молитву и другие наши мероприятия. В Коране Всевышний сказал: «Не изменит Аллах ни одно племя (нацию), пока они сами не захотят измениться». Слава Аллаху, в наших мечетях находится место для всех верующих.

- Какие проблемы в воспитании духовности Вы видите?

- Главная проблема — это отсутствие своих эффективных инструментов информирования населения. Зачастую мы просто не можем довести до людей нужную информацию. Тот, кто пришел в мечеть, тот уже пришел, а как достучаться до остальных? Многие не знают о наших мероприятиях, об общих вопросах религии. Большинство мусульман «вспоминают», что они мусульмане только, когда в их дома приходит горе или, наоборот, радость: кто-то умирает, кто-то женится и нужно проводить никах, у кого-то родился ребенок… 70 лет тотального атеизма не прошли незамеченными. Одно радует, что хотя бы в душе эти люди считают себя мусульманами. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы люди знали хотя бы элементарные вещи, например, иман. Ссылаясь на времена атеизма, не стоит забывать, что мы более 20-ти живем лет в демократической стране, где религия уже не является опиумом. Может, пора уже «просыпаться»?! Конечно, на разных мероприятиях мы стараемся доносить до людей духовные истины, но только этого недостаточно. Использование газет уже не столь эффективно, работа через Интернет требует более организованного и финансово затратного подхода. Организованной методики донесения до мусульман информации о духовности сегодня нет. Для создания этих методов нужны финансы. Получается замкнутый круг — нет людей, из-за этого нет средств, а для привлечения людей нужны средства. При наличии средств и их рациональном использовании можно создавать более привлекательный Интернет-сайт, сообщества в социальных сетях для привлечения большего количества людей. В настоящее время все наши Интернет-ресурсы развиваются только на общественных началах. А ведь не только молодежь, но и средний возраст, и даже пожилые люди все чаще пользуются Интернетом. Мы могли бы здесь вести уроки ислама, размещать информационные сообщения о мероприятиях, анонсы. Нами в прошлом году была создана база из нескольких тысяч адресов мусульман города. В дальнейшем, при появлении необходимых ресурсов, планируется адресная рассылка с нашими информационными материалами, буклетами, листовками.

- Расскажите, какие мероприятия запланированы на ближайшее время?

- Во-первых, хочется сказать, что мы стремимся мероприятия, посвященные самым важным праздникам, делать более массовыми и проводить их по очереди в разных мечетях. Это даст нам взаимообогащение, обмен опытом, будет способствовать сплочению мусульман, проживающих в разных районах города. Ведь не секрет, что наши мусульмане встречаются и общаются друг с другом, в основном, в мечетях или на национальных праздниках. За пример мы возьмем Самару, где мероприятия на высоком уровне проводятся во Дворцах культуры, вмещающих большое количество людей. Мы планируем участвовать совместно с НКАТ и «Туган тел» в проведении всех татарских национальных праздников. Основным пунктом в наших планах стоит строительство Соборной мечети. Место уже выделено и оформляются все необходимые документы. Весной, Иншалла, планируем начать строительство, которое по времени должно занять ориентировочно 2-3 года.

- Чем Соборная мечеть будет отличаться от остальных мечетей?

- Она будет соответствовать всем нормам ислама. Проект подразумевает наличие двух больших и четыре маленьких минарета, купол. Таким образом, мечеть будет украшена семью полумесяцами. Она будет и внутренне, и внешне более привлекательной, более вмещаемой, что даст нам возможность проводить здесь многолюдные мероприятия. Планируется собственная парковка. Сегодня в Сызрани проживают 180 тысяч человек, из которых 10 процентов — мусульмане. Я думаю, что Соборная мечеть не только будет соответствовать статусу такого большого города, но и станет одной из его достопримечательностей.

- Кто вам помогает в строительстве мечети и проведении мероприятий?

- Во время проведения мероприятий особых финансовых трудностей мы не испытываем. Средств недостаточно только на информационную работу. Люди сами помогают нам. Кто-то больше, кто-то меньше. Что же до строительства мечети, то тут, я считаю, основное бремя должны нести сами сызранские мусульмане. В настоящее время мы открыли расчетный счет, на который уже начали поступать деньги. Каждый желающий может поучаствовать в этом богоугодном деле. Надеюсь, что в этом деле нам помогут и администрация, и руководители предприятий нашего и других городов.

- Как проходит взаимодействие с Самарским региональным духовенством и новым муфтием?

- Так как я являюсь членом Президиума РДУМСО со дня его основания и первым заместителем муфтия, а Сызранский Мухтасибат является филиалом Регионального духовного управления мусульман, мы находимся в постоянном рабочем контакте и взаимодействии. Надеюсь, в дальнейшем наше сотрудничество будет только развиваться. У нас есть взаимопонимание и взаимная поддержка. Талип-хазрату хочется пожелать успехов и терпения на новом посту.

- Что делается сызранским мусульманским духовенством для воспитания среди молодежи толерантности и духовности?

- В Сызрани, слава Аллаху, не наблюдается активность шовинистских и радикальных групп, а также групп, которые проповедуют некорректные направления ислама. Мусульмане нашего города спокойно соблюдают свои нормы. И своих, и приезжих мы стараемся воспитывать так, чтобы мусульмане одновременно и держали свой статус, и не пытались «выпячиваться» среди представителей других религий. Стараемся, чтобы нас уважали — и мусульман, и ислам в целом. Слава Аллаху, уважают. Раньше про мусульманские праздники городское сообщество практически не знало. Первым делом мы поставили вопрос, чтобы глава города поздравлял мусульман со всеми крупными праздниками. Теперь это происходит всегда, более того, он лично приходит в мечети, а в местных СМИ размещаются поздравления. Хорошие отношения у нас сложились и с главой Православной церкви — благочинным отцом Григорием. Современное слово «толерантность», которое означает взаимотерпимость, мне не нравится. Нам нечего терпеть друг друга. Мы уважаем друг друга, дружим, потому что наши религии переплетены веками совместного сосуществования. В Сызрани на протяжении всех трех с лишним веков жили татары и всегда дружили с соседями — русскими. Совместная деятельность проводится в рамках всевозможных «круглых столов», комиссий, обсуждений, где всегда участвую и я, и отец Григорий. Мы всегда показываем добрые отношения друг к другу. Общаемся с отцом Григорием и лично, поздравляем друг друга со всеми праздниками. Отрадно, что строительство Соборной мечети было полностью поддержано Православной церковью.

- Стала ли более активной работа татарских общественных объединений, в том числе и молодежных?

- Активность есть. У нас работают молодежный клуб «Яшьлек», молодежная группа «Сюимбике». В организации клуба «Яшьлек» 10 лет назад я принимал личное участие. Старался всеми способами привлечь и поддержать молодежь. А появление «Сюимбике» — это уникальное явление. Молодежь собралась и сама организовала собственное объединение, без каких-либо инициатив со стороны НКАТ и «Туган тел». Это замечательно! Слава Аллаху, есть еще активная татарская молодежь. Также хочется отметить, что во многих городах, в том числе и в Сызрани, стали возникать новые татарские общественные объединения. Может, кто-то видит в этом проблему, принимая это за некую разобщенность татар, но, на мой взгляд, это — благо, так как эти организации работают и соревнуются во благо татарского народа. Всевышний в Коране сказал: «О, верующие! Соревнуйтесь и помогайте в добре и благе, но не соревнуйтесь и не помогайте во зле и вражде».

- Многие ли татары в Сызрани знают свой родной язык?

- Здесь есть определенные сложности. К сожалению, татарский язык мы теряем все больше и больше. Даже в мечетях нам наши проповеди на татарском приходится после переводить на русский язык. С одной стороны, переводим для представителей других наций, но больше, я это делаю для молодых татар, не знающих своего языка. Может, хотя бы так они смогут что-то усвоить, начнут стремиться к знанию своего языка, своей культуры. Теряя язык, мы теряем свою национальную идентичность. К сожалению, тенденция отхода от татарского языка наблюдается не только в Сызрани. Даже руководители национальных татарских организаций достаточно часто в своих выступлениях используют русский язык. В первую очередь, мы должны знать свой родной язык. Татарская молодежь отлично знает английский, немецкий и другие иностранные языки, а родной татарский язык уходит даже не на второй, а на третий план. Также и в семьях, чтобы не мучиться и не объяснять на татарском, нам легче все быстро объяснить на русском языке. В садике, в школе дети говорят по-русски, чтобы детям было легче, многие и дома с ними разговаривают на русском. Это приводит к тому, что человек отходит от родного языка, а потом и от своей религии. Данная проблема еще больше обостряется в смешанных семьях, которых сейчас, к сожалению, очень много. Нам необходимо доносить до людей привлекательность татарского языка, богатейшую культуру и историю нашего народа. Например, у нас в Сызрани есть объединение «Туган тел», где Галиулла-хаджи Габдрашитов обучает людей татарскому языку. Он проделывает огромную работу, собирая учеников, общаясь с семьей каждого из них индивидуально, пропагандируя татарский язык, предоставляя всевозможные материалы на татарском языке, приглашая на свои занятия. Но этого мало для такого большого города. Я считаю, в Сызрани должна быть полноценная татарская школа. Но ее создание — это очень тяжелая  и кропотливая работа. Даже в  Самаре татарская школа «Яктылык»  формировалась из воскресной в полноценную школу в течение долгих лет. Для этой работы нужны особые люди, живущие своим делом, молодые и энергичные. Историю делают личности, которые вдохновлены своей идеей и на энтузиазме делают свои действия. Сначала возникает идея, начинаются первые шаги, потом этому человеку помогают, поддерживают. Я, как имам, могу поддержать таких людей, но сам этим заниматься не могу. Кстати, для выявления информации о детях в татарских семьях города, мы планируем использовать базу данных с адресами, о которой я говорил. Будем рассылать информационные материалы, опросы и так далее. Это позволит нам выбрать направление, в сторону которого мы будем двигаться. Молю Всевышнего, что найдутся в нашем городе такие же активные в вопросе сохранения языка и культуры люди, как Галиулла-хаджи.

- Вернемся к общественным объединениям, как Вы считаете, с чем связана их активность?

- Это общая тенденция в татарском сообществе Сызрани. Вот, если возвратиться на 10 лет назад, даже отчества свои люди называли на русский лад, также люди старались скрывать свою принадлежность к татарам. Люди стеснялись своей национальной принадлежности. Сейчас, слава Аллаху, люди всех возрастов начинают гордиться тем, что они татары. Есть в этом заслуга и нашего Мухтасибата, и Национально-культурной автономии татар, и «Туган тел», и других объединений. Мы все — часть этого общества, кто-то из нас более сознательный, кто-то менее. Аллага шекер, у людей начался подъем имана — веры. Молодежь развивается духовно, начинает следовать традициям и канонам ислама. А это, в свою очередь, повышает национальное самосознание. Идет массовое просвещение через Интернет. Но хочется призвать обучаться не только в Интернет-сетях, но и в мечетях. Например, у нас почти во всех мечетях проводятся уроки по основам ислама для мужчин и для женщин. Изучение религиозных основ под присмотром опытных наставников нужно для того, чтобы ученики из большого потока информации научились выбирать только нужное и действительно полезное.

 

Собеседник — Радик ШАФЕЕВ.

«Самар татарлары».

Просмотров: 1791

Комментирование запрещено