Юлия Таланова: «Казанский кремль используется не на «полную катушку»

iПОЧЕМУ В ТАТАРСТАНЕ ТАК ОДНООБРАЗЕН РЫНОК ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ

В столице республики появился новый экскурсионный маршрут по неисхоженным местам Кремля, экскурсоводом в котором является… легендарный казанский кот. Однако несмотря на обилие туристических мест городу и окрестностям не хватает костюмированных интерактивных экскурсий. Директор туристической компании «Трэвэл-эндвок» Юлия Таланова в своей очередной статье, написанной для «БИЗНЕС Online», рассуждает, почему туроператоры тяжело работают с новым продуктом.

ЭКСКУРСИОННЫЙ ТЕАТР В КРЕМЛЕ

Недавно в Казанском кремле появилась еще одна интерактивная экскурсия. Туристам предлагают побывать там, куда обычно не водят посетителей. Это Консисторская, Преображенская и Тайницкая башни, а так же сами кремлевские стены возле этих башен. Экскурсия костюмированная и стилизована под средние века. У стен стоят стражники, есть свои хранители Тайницкой башни, и старец, который рассказывает легенды. Туристов по всем этим объектам сопровождает экскурсовод в образе легендарного кота казанского, который в стихотворной форме рассказывает истории, связанные со старинным городом. В рамках той же экскурсии люди постарше могут пострелять из лука, ответить на вопросы о интересных фактах из истории Казани.

Экскурсии в национальном музее для школьников в новогодние каникулы проводит Снегурочка
Экскурсии в национальном музее для школьников в новогодние каникулы проводит Снегурочка

К сожалению, подобных удачных находок в работе с туристами, посещающими Казань, очень мало. Новые экскурсии продвигать очень тяжело. Турагенства стараются работать с тем продуктом, который им уже хорошо знаком, и тяжело идут на эксперименты. Им проще возить гостей по отработанной схеме, где нет никаких неожиданностей, чем расширять турпродукт чем-то уникальным. В основном используется только «обзорка», центральная часть кремля, «Кул Шариф» и Благовещенский собор. А что делать тем, кто в Казани уже побывал и примерное представление о всех наших культурных ценностях имеет?

Интерактивные экскурсии для детей в музее естественной истории в кремле
Интерактивные экскурсии для детей в музее естественной истории в Кремле

Я считаю, что нужно искать новые формы подачи, чтобы раскрыть привычный объект с иной стороны. Во дворе присутственных мест на стену Консисторской башни вообще никого не водят, а ведь это прекрасное место для экскурсий. Понятно, что сейчас стены кремля в некоторых местах ремонтируют, но мне кажется, что там в будущем можно было бы сделать великолепную прогулку для туристов. С одной стороны, мы можем рассказать про сам древний памятник, с другой — это отличная смотровая площадка, с которой можно поведать вообще всю историю Казани.

Тайницкая башня — это настоящая мини-театральная площадка. Там есть своего рода сцена со своими «кулисами», зрительный зал на 30 человек. Почему в этих естественных декорациях не разыгрывать события того же ханского периода? Насколько я знаю, у музея в долгосрочных планах есть решение, как использовать эту площадку.

Костюмированные персонажи встречают туристов в городе Мышкин
Костюмированные персонажи встречают туристов в городе Мышкин

НОЧЬ, КОТОРАЯ ПРОХОДИТ ДНЕМ

Потребность в интерактивных и костюмированных экскурсиях есть. Причем некоторые российские музейные комплексы используют этот тренд по полной. Взять тот же городок Мышкин, где население около 6 тыс. человек, однако экскурсионная программа очень насыщена. Туристов привлекают в том числе и за счет костюмированных персонажей. А в московском парке Коломенское почти все экскурсоводы работают в костюмах прошлого. Гостей там встречает наша землячка Надежда Дурова. Турист может встретить большое количество исторических персонажей, начиная от Ивана Грозного, заканчивая Николаем II.

В Татарстане интерактивные костюмированные экскурсии широко практикуются в Елабуге. В музее Шишкина гостей встречает «мама» художника в одежде той эпохи, в музее Бехтерева дети могут взять в руки шприцы вековой давности. Это позволяет прочувствовать историю совсем по-другому. Те интерактивные экскурсии, которые устраиваются в музеях Казанского кремля, тоже пользуются большой популярностью. Однако чаще всего в сознании у работников культурных и музейных учреждений нет такого понятия, что объект нужно продвигать для публики. Им кажется, что само наличие того или иного музея достаточно, чтобы заинтересовать публику. Однако, это далеко не так.

Акция «Ночь музеев» в Казанском кремле
Акция «Ночь музеев» в Казанском кремле

Хорошо хоть появилась «Ночь музеев», которая в Казани почему-то проводится днем. В отличии от мировой практики, когда во время акции вход в музеи бесплатный, в Казани решили сделать его за деньги. Может быть, именно поэтому пока у нас, к сожалению, нет большого ажиотажа, как в той же Москве, где ночью выстраиваются огромные очереди в музеи. Было бы здорово перенять и опыт многих культурных заведений Европы, которые раз в месяц устраивают бесплатный вход. Кроме этого, не мешало бы изменить график работы музеев, которые открыты тогда, когда большинство людей находятся на работе и учебе. В праздничные дни у многих заведений двери тоже закрыты, хотя, казалось бы, когда еще ходить по музеям? Получается, молодое поколение плохо знает историю своего города, где, какие памятники находятся. По торговым центрам, кинотеатрам, ресторанам они ориентируются гораздо лучше.

Эти вопросы поднимались на последней встрече президента Рустама Минниханова с предпринимателями. Но ответа на них пока нет.

Ремесленное подворье в Свияжске
Ремесленное подворье в Свияжске

ВМЕСТО ГАДЖЕТОВ — РЕМЕСЛЕННИКИ

Те же самые ремесленные мастерские могли бы стать интерактивной частью любой экскурсии. Но им непросто пробиться — почему-то администрация того или иного района или музейного комплекса тяжело идет с ними на контакт. В том же Свияжске вроде бы выделили место «народникам». Но туроператоры не заходили туда со своими группами, не давали время людям, чтобы они могли понаблюдать за процессом изготовления той или иной вещи и прикупить себе что-то на память. А так как места сдавали в аренду, то в таких условиях ремесленники окупить свои затраты не могли.

В историко-культурном и природном заповеднике «Иске Казань»
В историко-культурном и природном заповеднике «Иске Казан»

В Старо-Татарской слободе лавки народного промысла тоже почему-то убрали. Хотя это тоже могло бы стать достопримечательностью. По таймингу на Татарскую слободу туроператоры выделяют 15 минут(!). И они не имеют права отставать от графика, потому что вся программа расписана по минутам. Если группа задерживается, то это приводит к увеличению стоимости транспортных услуг.

Вот и получается, что хотя в Старо-Татарской слободе благодаря второму президенту республики сохранились и отреставрированы старинные здания, жизни там нет. Ремесленное дело очень органично вписалось бы в атмосферу этого места. Когда ремесленники стояли на Старо-Татарской слободе, они получили большую популярность среди местной детворы, которой понравилось делать свистульки своими руками. Ведь из-за гаджетов и компьютеров многие дети каких-то элементарных вещей не знают, как и что можно сотворить своими руками.

На острове-граде Свияжск
На острове-граде Свияжск

КАЖДЫЙ ДУМАЕТ О СВОЕМ КОШЕЛЬКЕ

Мы устраиваем интерактивные программы в Арском и Высокогорском районах, в историко-культурном и природном заповеднике «Иске Казан» — костюмированное шоу по легендам и сказаниям татарско-булгарского периода. События, связанные именно с той крепостью, в которой в данный момент находится турист. Но люди у нас ленивы. Все хотят чего-то нового, но желательно, чтобы это было в изъезженном центре Казани. Если в резиденцию Кыш-Бабая народ ездит с удовольствием, потому что праздники обязывают, то здесь завлечь посетителей гораздо сложнее, хотя расстояние примерно одинаковое.

Около 6 часов дети и взрослые находятся в эпохе своих дальних предков. Стреляют из лука, метают копья, разыгрывают события из легенд. Конечно, нам хотелось бы сделать эту экскурсию более насыщенной персонажами, чтобы было большее погружение в эпоху. Однако одни потянуть мы это не сможем — затраты большие. Того гранта, который мы выиграли у нефтяной компании «Ритэк», нам хватило лишь на пошив костюмов.

Костюмированное шоу в «Иске Казан»
Костюмированное шоу в «Иске Казан»

Когда мы создали общественную организацию турагенств «Туральянс «Алтынчеч», то договаривались, что совместно с компаниями будем создавать турпродукты. Ведь вместе дешевле продвигать направления, создавать экскурсии и соответственно каждому зарабатывать. Но практика показала, что каждый туроператор максимально быстро хочет наполнить свой кошелек и не задумывается о долгосрочной прибыли.

Юлия Таланова.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1394

Комментирование запрещено