«Национальное образование Самарской области в 20-50-е гг. было достаточно высокого уровня. К сожалению, все это осталось в далеком прошлом…»
В передаче знаний ведущую роль играет школа. Мы задались целью проследить, как в 20-50-х годах решались проблемы образовательного развития нерусских народов, населяющих Самарскую область.
Лучше всего эта проблема решалась в отношениях татарской общины. В 20-30-х гг. в городе Самара было три татарских детских сада, две школы, татаро-башкирский педтехникум.
В школах обучение велось на родном языке. В учебном плане первое место занимал татарский язык. Учителя как на уроках, так и во внеклассной работе большое внимание уделяли воспитанию уважения к родному языку. В школах постоянно звучала татарская музыка.
Самара и тогда была многонациональным городом. Отсюда и понятно: всегда в центре внимания было воспитание дружбы между детьми разных национальностей.
«В нашей 27-й школе часто бывали учащиеся чувашской школы, — вспоминает ветеран труда Марьям Латыпова. — Они показывали нам концерты: юные самодеятельные артисты пели чувашские песни, исполняли национальные пляски, читали стихи. И мы не оставались в долгу — посещали чувашскую школу, давали там ответные концерты. Между нами завязалась дружба. Лично я научилась петь на чувашском языке, бойко отплясывала чувашские танцы».
Часть выпускников татарской школы № 27, окончив педтехникум, стала учителями начальных классов. Этого звания были удостоены Тагира Шарафутдинова, Зифа Халикова, Карим Батталов, Нугман Садреев, Зухра Абубакирова, Зифа Кагирова, Факиха Еникеева, Васима Халикова.
Другие, получив медицинское образование, стали врачами. Это Марьям Латыпова (г. Самара), Эйда Шамгунова (поселок Кубань-Озеро), Хадича Сафина (поселок Идей), Миннизиган Га-лимова , Касым Валеев (село Мулловка). Последний после войны окончил аспирантуру, ему было присвоено звание «доцент», преподавал в медицинском институте.
В Самаре учился будущий известный татарский писатель Гадель Кутуй. Этот подававший надежды ученик уже в годы учебы пробует перо. В то время в Самаре издавался ряд татарских газет и журналов. В газете «Авыл» («Деревня») увидели свет его стихи «Деревня» и «Молодое сердце».
Еще один выпускник татарской школы № 27 — Гали Джамлиханов стал знаменитым гармонистом. И без него невозможно представить татарскую музыкальную культуру.
Многие воспитанники школы № 27 участвовали в Великой Отечественной войне. Они воевали на различных фронтах, показывая героизм и отвагу. Среди них Юсуп Сафиуллин (уроженец села
Татарское Урайкино, ныне оно — на территории Ульяновской области), Хусаин Гильманов (село Теплый Стан), Хайдар Валеев (село Мулловка), Шаукат Шамгунов (село Кубань-Озеро).
В двадцатых годах значительно расширилясь сеть татарских школ в сельских районах. Возрос контингент учащихся в школах как 1-й, так 11-й ступеней. Сохранялась преемственность между ступенями. За короткий срок заметно повысилась грамотность татарского населения: если в 1897 году она составляла 18,1 процента, то в 1926 году она достигла уже 30, 2 процента. Татарский народ по грамотности занимал третье место в стране после русских и украинцев.
Самарский татаро-башкирский педтехникум был открыт в 1922 году. Обязанности директора выполнял опытный педагог Хади Каримов. Он умело напрявлял действия коллектива методистов на подготовку квалифицированных учителей.
После окончания педтехникума основной состав выпускников выезжал в сельские районы. Молодые учителя приобщали детей к родному и русскому языкам, учили их решать задачи и примеры по арифметике, вырабатывали у них музыкальное чутье. Вечером тоже занимали место за учительским столом. Обучали взрослое население грамоте: шла Всесоюзная кампания по ликвидации безграмотности. Часто устраивали концерты, ставили спектакли по драматическим произведениям татарских писателей.
В этом педтехникуме училась известная впоследствии башкирская писательница X. Давлетшина. Хадия Давлетшина — первая писательница из башкирок. За короткую, но яркую жизнь она оставила богатое литературное наследие. Среди произведений, созданных этой талантливой писательницей, центральное место занимает роман «Иргиз», построенный на материале событий, происходивших в нашем крае в конце XIX и начале XX веков.
В годы работы в областном институте усовершенствования учителей я побывал во всех башкирских школах области. В процессе изучения состояния обучения башкирской литературе убедился, что дети с интересом изучают произведения своей славной землячки. Часто со сцены звучали отрывки произведений, созданных Хадией Давлетшиной.
В 20-е годы в нашей области была создана основа для введения всеобщего начального образования. Но в школьном деле имелось много нерешенных проблем и недостатков. Так, на заседании президиума губисполкома по вопросу «О состоянии просвещения татаро-башкирского населения области», проведенного 27 июля 1924 года, отмечалось, что много школ размещается в частных домах, не хватает учителей (один преподаватель в среднем на 90 учеников), учебные пособия отсутствуют, педагогический состав нуждается в переподготовке. Но государственные органы постепенно решили эти проблемы, и к 30-м годам в нашем крае выстроилась достаточно стройная система национального образования…
В июне 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Война сплотила все народы в один мощный кулак. Столкновение лицом к лицу с фашизмом было настоящей проверкой патриотических и интернациональных чувств наших людей. Каждый воин, каждый труженик тыла горел желанием отстоять родную землю. Они воевали и трудились под девизом: «Все для фронта, все для победы!». Горячий патриотизм, свойственный людям старшего поколения, передавался и молодым. Они рано взрослели, становились сыновьями полка, партизанами, а в глубоком тылу, стоя за станком, точили детали к снарядам, выращивали хлеб.
Война без трудностей не бывает. Дети недоедали, магазины опустели, не было необходимой одежды и обуви. В школах не хватало бумаги, учебников, письменных принадлежностей. Конечно, все это вместе взятое не могло сказаться на общем состоянии просвещения. В школах резко сократился контингент учащихся, что хочу показать на примере родной Денискинской средней школы Шенталинского района. До войны на каждой ступени школьного образования были параллельные классы. Так, в 1940-1941 учебном году функционировало три учебных класса. В каждой группе числилось более 30 учеников. А 7-й класс окончило семь человек. В том же удручающем положении были и другие школы района. Но следует отметить, что ни в одной школе не прекращались занятия. Учителя учили, дети учились. Каждый выполнял свои задачи добросовестно, с полной отдачей.
Трудности отступали медленно и в послевоенные годы. Но к 50-м годам школа встала на крепкие ноги. Заметно увеличилось количество учащихся. Был сведен к минимуму отсев детей. Конечно, этому способствовало постановление Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, средних специальных и высших учебных заведениях СССР», принятое 6 июня 1956 года. Положительное влияние оказало и постановление ЦК КПСС и Совета Министров «Об организации школ-интернатов», принятое в том же году.
Академия Педагогических наук разработало Положение «О восьмилетней школе, средней общеобразовательной, трудовой, политической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) общеобразовательной школе», которое было утверждено постановлением Совета Министров РСФСР 29 декабря 1959 года.
Думаю, особо следует остановиться на вопросе о значении Ульяновского (Камышлинского) татарского педучилища в повышении образовательного уровня татарского населения Средне-волжского региона. В 1930 году в городе Ульяновске открылся педтехникум, переведенный из Пензы. За годы существования это учебное заведение подготовило около 2 тысяч учителей и воспитателей дошкольных учреждений. Они работали, а некоторые и поныне продолжают успешно трудиться на ниве просвещения. Среди них Фания Шафигуллина (до недавнего времени — преподаватель Самарского института культуры), Сания Мамышева (Алькинская средняя школа Похвистневского района), Ляля Валиахметова, Габдулла Насыров (Теплостанская средняя школа Елховского района), Салимзян Нигматуллин (Денискинская школа Шенталинского района), Вазых Камалетдинов (Старо-Фейзулловская неполная средняя школа Кошкинского района), Салима Кадреева (Камышлинская средняя школа), Раиса Шарафутдинова (Старо-Ермаковская средняя школа Камышлинского района), Самания Нуртдинова (Тат.-Абдикеевская средняя школа Шенталинского района) и многие другие.
Немаловажен и тот факт, что многие выпускники Камышлинского педагогического училища в течение многих лет плодотворно проработали в школах башкирских сел южных Большечерни-говского и Большеглушицкого районов. Это и неудивительно: чрезвычайная близость культур и образа жизни наших братских народов, а также практическое отсутствие языкового барьера позволили молодым учителям без проблем начать здесь новую жизнь. Только из одного выпуска 1948 года, например, в башкирских национальных школах успешно применяли свои знания и долго учительствовали Мавлюмберды Нурмухаметов, Набира Ахметова, Маргуба Ахмерова и Фатыма Ахметзянова.
В училище работали методисты, имеющие высшее педагогическое образование, накопившие большой опыт подготовки учителей начальных классов. Это М. Валеев, А. Грошев, В. Смирнов, С. Танеева, Н. Макарова, С. Джаббарова, С. Ахметзянова, 3. Абдрашитов, Г. и 3. Долоткозины, А. и Ф. Субеевы, И. Мингазов, И. Шайхутдинов, А. Акчурин.
Руководил преподавательским составом и студенческим коллективом отличник просвещения Российской Федерации Хамзя Юсупович Долот-казин. Его назначили директором училища в 1937 году. Он имел большой организаторский опыт: до назначения директором заведовал учебной частью. Хамзя Юсупович по специальности был биологом. Но его знания не ограничивались рамками только этого предмета. Как методисты, так и студенты, хотя и шутливо, но с полным основанием называли его «ходячей энциклопедией». Он в равной степени хорошо владел как русским, так и татарским языками. Был начитан. На равных спорил со специалистами по математике и физике. Был аккуратным бухгалтером. Директор умело строил дело подготовки учителей, способных успешно решать дела государственного значения — обучения и воспитания подрастающего поколения. Он очень тяжело перенес закрытие Камышлинского педагогического училища.
Да, к середине 50-х годов возникли трудности с трудоустройством молодых учителей. Жизнь требовала перестройки работы этого учебного заведения. Был вполне конкретный и разумный путь: следовало переключить училище на подготовку педагогических кадров не только для татарских, но и башкирских, чувашских, мордовских школ. Но республиканские и областные чиновники не были способны объективно проанализировать состояние системы образования и предвидеть ее будущее. Или не были заинтересованы в этом. Во всяком случае, из-за их близорукости в 1956 году педагогическое училище перестало существовать.
Конечно, на судьбу национальных учебных заведений оказало отрицательное влияние общегосударственная политика «слияния наций», проводившаяся тогда правящей в стране Коммунистической партией. Ведь в этом же году было закрыто Мало-Толкайской мордовское педагогическое училище. Таким образом, отработанная в течение десятилетий эффективная система подготовки кадров для национальных школ была упразднена. И последующие поколения учащихся испытывали и продолжают испытывать трагические последствия этого противоречащего здравому смыслу шага.
Краткий курс в недавнюю историю позволяет сделать вывод о том, что в 20-50-е года, несмотря на все недоработки и ошибки, в нашей стране решение проблем образования подрастающего поколения продвинулась далеко вперед, и не случайно наша страна стала зоной сплошной грамотности. Особо это хочется подчеркнуть в отношении национального образования — во всех пониманиях оно было достаточно высокого уровня. К сожалению, все это осталось в далеком прошлом: ныне дело обучения детей башкир, чувашей, мордвы, татар и других нерусских народов переживает отнюдь не лучшие времена. И, если в сельских школах методику, практику преподавания родного языка и литературы и учителей в общем-то удалось сохранить, в городах все приходится начинать сначала. В качестве положительного примера можно лишь привести создание татарской школы в Самаре и воскресных классов при ней.
Поэтому национальная общественность Самары, на мой взгляд, совершенно справедливо ставит вопрос о воссоздании системы национального образования, существовашей до 60-х годов. В первую очередь, это относится к вопросу подготовки кадров. Думается, на достижение этой цели и должны быть направлены совместные усилия национально-культурных центров и государственных органов образования.
Минзакир НУРТДИНОВ.
Газета «Азан», (№ 2), 1997 год.
Просмотров: 2750
Элгэреге укытучыларны хазер бик кайтарасы иде дэ но вакыт утте шул…..