ВСЕ ТЕЧЕТ И МАЛО, ЧТО МЕНЯЕТСЯ или ВОСПОМИНАНИЯ У СТАРОЙ АФИШИ / Иске афишага карап уйланулар

загруженное

Афиша конференции.

25 лет назад, 8-9 сентября 1989 года, в Куйбышеве состоялась научно-практическая конференция на тему «История и культура Волжско-Камской Булгарии. Роль и задачи исторической науки в укреплении дружбы народов». Она была посвящена знаменательной дате - 1100-летию принятия  ислама на Волге.

Вспомним 1989 год. Незадолго до этого прошли торжественные юбилейные мероприятия, организованные Духовным управ­лением мусульман Европей­ской части СССР и Сибири, которые завершились первым, не таким массовым, как сейчас, но знаковым мусульманским сбором в Шахри-Булгаре.

Для научной общественности и национально-духовной интеллигенции эта дата стала поводом в первый раз на высоком уровне и в комплексе рас­смотреть вопросы  истории  крупнейшего на восточных окраинах Ев­ропы феодального государства — Волжской   Булгарии, роли ислама в становлении татар­ского  народа как этноса, увязав их с современ­ными проблемами межнациональ­ных отношений и взаимодей­ствия культур.

Самая первая наша общественная организация — куйбышевский татарский культурный центр «Туган тел» после своего образова­ния в январе 1989 года успел обзавестись широким активом, провести множество культурно-развлекательных ме­роприятий, готовил открытие воскресной школы при ШРМ №12 (Кстати, также ровно 25 лет назад — 10 сентября 1989 года ее ученики собрались на первый урок). Мы также решили каким-то образом отметить и годовщину прихода ислама на Волгу. Непо­средственно идею встречи именно в такой форме подал член совета «Туган тел» М.С.Ямалетдинов, который и стал председателем оргкоми­тета конференции.

Нас поддержали в обко­ме КПСС: наравне с активис­тами «Туган тел» в подготовке конферен­ции участвовал заведующий Домом политического просвещения (на Студенческом переул­ке, 2) В.Ф.Грызлов. Оргко­митет выпустил  программу-буклет, разослал приглашения в Татарскую и Башкирскую автономные республики, другие соседние регионы. Мы звонили и в Ленинград Л.Н.Гумилеву, автору многочисленных публикаций, доказывающих, что в средние века доминирую­щим элементом в отношениях между Русью и Великой Сте­пью было сотрудничество, а не войны. Но Лев Николае­вич, сославшись на плохое самочувствие, не приехал в Куйбышев, однако прислал высокому собранию приветственную те­леграмму. Из членов оргкомитета наиболее активно работали Р.Ф.Абдуллов (в то время председатель татар­ского центра), а также М.А.Сагиров, А.К.Нугманова, А.МНафигин, Ш.С.Багаутдинов и другие. А первый спонсор татарского движения Равиль Хайруллович Ягудин взял на себя все расходы, связанные с приездом гостей — ученых и специалистов, их проживанием в гостинице «Волга», оп­латой командировочных и т.д. На все это ушла целая тыся­ча рублей — огромные в то время средства. С ОблОНО (так называлось тогда нынешнее министерство  об­разования и науки Самарской области) была достигнута дого­воренность о приглашении в ДПП учителей истории школ из городов и районов области. В работе конференции участвовали также преподавате­ли куйбышевских вузов — госуниверситета педагогического институ­та, института культуры и сотрудники краеведческого музея, другие специалисты.

загруженное

Афиша конференции.

Как видно из афиши из нашего архива, орг­комитет накануне основной, на­учной части конференции, 8 сентября организовал встречу татарской общественности с гостями. Она была в полном смысле неформальной: в пер­вый раз в истории Дома политического просвещения обкома КПСС, собравшего зрителей в тюбетейках и рас­писных платках, весь вечер звучали татарская речь и татарские песни. Перед аудиторией пели местные артисты, выступили имам куйбы­шевской мечети Вагиз-хазрат Яруллин, заместитель председателя пре­зидиума ДУМЕС Р.Г.Гильманов, руководитель отдела археологии и этнографии  Института языка, литературы и истории Казан­ского филиала Академии Наук СССР, доктор исторических наук, профессор А.X.Халиков, активис­ты национального движения. Говорили о возрождении культуры татар и других на­родов Поволжья, стереотипах официальной истори­ческой науки, которая на про­тяжении нескольких веков счи­тает татар прямыми потомка­ми монгольских завоевателей и сознательно опускает це­лый пласт средневековой ис­тории Восточной Европы и татарского народа, свя­занной с Волжско-Камской Булгарией, огромной жизне­способности идеологических предрассудков и мифов, которые иска­жают историю целых стран и народов, оставляя в них огромные «белые пятна» размером в несколько веков…

загруженное (1)

Выступает казанский ученый Фаяз Хузин.

Разговор, но уже в строго научной форме, продолжился 9 сентября на пленар­ном заседании конференции. С основным докладом «Волжская Булгария: история и культура» высту­пил доктор исторических наук А.X.Халиков.  Вслед за  ним ученые и специа­листы казанского ИЯЛИ имени Г.Ибрагимова Ф.Ш.Хузин, Г.М.Давлетшин, И.В.Яки­мов и Р.М.Валеев дополнили лек­цию профессора своими докладами и говорили о различных аспек­тах  жизни древне­го государства: его хозяйственного укла­да, письменной куль­туры  XI-XIIIвеков, взаимоотношениях Вол­жской Булгарии с Киевской    Русью, Средней Азией и Арабским Востоком. Выступление представителя ДУМЕС Рашид-хазрата Гильманова было посвящено анализу исто­рического значения прихода на Волгу одной из мировых религий — ислама.

Фото 3 (1)

Член оргкомитета конференции Шамиль Галимов и доктор исторических наук Петр Кабытов (на переднем плане).

Сообщения мест­ных исследователей были посвящены краеведческим вопросам. Известный археолог, доцент КГУ  Г.И.Матвеева говорила о ранних булгарских памятниках на территориях Куй­бышевской и Ульяновской областей, относящихся к се­редине I тысячелетия нашей эры. Про­фессор Куйбышевского государственного уни­верситета П.С.Кабытов по­святил свое выступление бо­лее позднему этапу истории нашего края; его доклад назывался  «Освоение северо-востока Са­марского края в ХVI-ХVIII ве­ках». Проблему национальных групп на стыке исторической, философской и социологичес­кой наук осветил заведующий Домом политпросвещения, кандидат философских наук В.Ф.Грызлов. На современной проблематике патриотического и интернационального воспи­тания был построен доклад другой нашей гостьи — заведующей кафедрой философии Оренбургского пе­дагогического института И.Г.Габдулгафаровой.

В научном плане больших открытий тогда сделано не было. То, что говорили ученые и специалисты на конференции сентября 1989 года, до этого было известно научным кругам. Главное значение этого события состоит в дру­гом: впервые внимание достаточно большой аудитории было обращено к практически закрытой странице истории нашей страны –  истории целого мусульманского государства, которое оказало большое влияние на  исторические судьбы многих народов России. Школьные учителя, преподаватели вузов, работники системы образования, наверное, впервые в своей жизни услыша­ли факты «другой истории», которой не нашлось места в школьных учебниках, по которым они учат детей. Конференция позволила многим нашим современни­кам взглянуть по-другому на исто­рию Среднего Поволжья, вза­имоотношения наших народов в те далекие времена, получить дополнительные возможности лучше понять друг друга в наши дни. Не менее важно было и то, что науч­ная дискуссия о роли ислама в истории, вообще, и исто­рии древнего Булгарского государства, в частности, про­шла не в Казани, Москве или Уфе, а в городе, который не считается мусульманским или татарским духовным и культурным центром. Ведь Самара до этого ни разу не видела вмес­те такого созвездия ученых, вся научная и общественная деятельность которых посвящена изучению истории татарского народа.

Конференция 1989 года дала сильнейший толчок новому направлению работы татарской общественности нашего региона – изучению и возвращению татарской истории Самарского края. Сделано за эти годы немало. В средствах массовой информации, прежде всего национальных, стали публиковаться материалы краеведов (первопроходцем и аксакалом самарского татарского краеведения мы считаем Мурата-ага Сафина) о прошлом татар, вышел ряд книг разного объема по истории сел, татарских общин городов, проходят «открытые уроки истории», было организовано несколько научных конференций. Одна из них посвящалась столетию начала издания журнала «Иктисад», состоялась в ноябре 2008 года. Ее организовал и провел Иршат-хазрат Сафин. Еще одна прошла в октябре 2013 года по случаю другой юбилейной даты – столетия открытия Соборной мечети 3 прихода города Самары (существовавшей на месте городского Дворца спорта). В «историческую» работу включились некоторые наши предприниматели, помогающие проведению различного рода мероприятий культурно-просветительского характера и изданию краеведческой литературы. Это – Масавих Аминов, Умяр Амиров, Хамит Аюпов, Гумар Батршин, Джамиль Валиуллин, Анвар Горланов, Альфия Ибрагимова, Фахретдин Канюкаев, Мударис и Расих Латыповы, Юсуф Мингачев, Вазых Мухаметшин, Минахмет Халиуллов, Шамиль Хисамутдинов, Рифкат и Талгат Хузины, Ильяс Шакуров и другие.

загруженное (2)

Материалы конференции, изданные Дамиром Гатиным в 2008 г. 

Однако практика показала, что одних усилий национальной и научной общественности регионов России и двух ее республик не могут из­менить устоявшиеся веками штампы в освещении прошлого нашей страны. Прошедшие двадцать пять лет на­глядно показали, что подходы дореволюционной отечественной историографии, укоренившиеся в совет­ских учебниках, автоматически перекочевали в учебные по­собия новой России и продолжают жить.

Убедиться в этом очень просто, открыв любой школьный учебник. В них история нашего Отечества средних веков, нового и новейшего времени сло­жена, главным образом, из тех же тем, что и сто лет назад. О создании Киевской Руси, борьбе русского народа против «татарского ига», расширении Московского государства и образования Российской империи и так далее. А история других народов страны и их государств, не менее интересная и богатая, чем история русского народа, играет при этом только второстепенную, вспомогательную, эпизодическую роль.

Более того, многие главы учебников в последние годы были переписаны в соответствии с канонами православной религии – эта тема нередко занимает в них больше места, чем социально-экономические аспекты важнейших и сложнейших исторических процессов. Происходит это потому, что отечественная историческая наука по-прежнему остается во многом политизированной и призвана выполнять конкретную политическую задачу. Просто она сейчас другая. Одним из ярких и наиболее одиозных результатов такого подхода общества к истории страны стал фильм «Орда» — наглядный образец исторической фальсификации, вышедший на экраны в прошлом году.

В этом смысле положение с «нерусской» историей страны, изложенной в школьной программе, сейчас намного хуже, чем в советское время. Поэтому миллионы наших детей растут в обстановке исторического беспамятства, не имея возможности узнавать  через школьные учебники о том, кем были и как жили их предки много веков назад, а сами они какого рода и племени. Между тем самый лучший метод распространения среди подрастающего поколения объективных знаний об истории – через государственную школу – использоваться не может, потому как системы национального образования, как таковой, в нашей стране нет. Говоря по большому счету, дело не только в знании истории — без национальной школы невозможно вообще сохранить родные языки и культуру народа. Но постоянные и неоднократные усилия национальных организаций и общественности по ее воссозданию натыкаются на многочисленные и пока непреодолимые препятствия государственных органов образования.

…Двадцать пять лет назад на кон­ференции в Доме политиче­ского просвещения был при­нят документ, который пред­лагал конкретные пути объе­динения усилий государствен­ных органов, прежде всего, образования и культуры, на­учной и национальной обще­ственности для воспитания у подрастающего поколения исторической памяти и сохранения языков и культур народов-соседей. Но многие его по­ложения до сих пор остаются нереализованными.

Тем не менее, событие в сентябре 1989 года стало маленьким, но проры­вом в исторической науке и, несомненно, большим успехом национального движения са­марских татар того периода.

Шамиль Галимов.

Фото Сергея Баранова.

samtatnews.ru

* * *

Нәкъ 25 ел элек, сентябрь­нең шушындый ук матур көннә­ренең берсендә Куй­бышевта “Идел-Кама Болгар­станының та­рихы һәм мәдәнияте. Халык­лар дуслыгын ныгытуда тарих фәненең роле һәм бурычлары” дип аталган фәнни-практик конференция уздырылды. Бу чара Идел буе болгарларының ислам динен рәсми рәвештә кабул итүләренә 1100 ел тулуга багышлап оештырылган иде.

СССРның Европа өлеше һәм Себер мөселманнарының Диния нәзарәте Идел буенда ислам диненең рәсми рәвештә кабул ителүе уңаеннан уздырган тантаналы чараларны борынгы Шәһри Болгар хәрә­бәләре өстендә зур җыен һәм җәмәгать намазы белән тәмамлаганын хәтерлибез.

Шул ел башында гына Куй­­бышевта оешкан “Туган тел” татар җәмгыяте дә, Идел буенда ислам динен кабул итүне билгеләп үтү йөзеннән, конференциягә әзерләнә башлады. Бу фикерне беренче булып “Туган тел” әгъзасы Мансур Ямалетдинов тәкъдим иткән иде. Идеяне Коммунистлар партиясенең өлкә комитеты да күтәреп алды. Шул көннән башлап Политпросвещение йор­­ты мөдире Владимир Грызлов җитәкчелегендә  буклетлар бастырылды, чакыру билетлары Татарстан, Башкортстан автоном республикаларына, Идел буендагы күрше регионнарга җибәрелде. Хәтта Ленинградта яшәүче Лев Гумилевка да шалтыраткан идек. Ул урта гасырлар тарихын бик яхшы белүче галим буларак, Россия белән Бөек Дала арасындагы мөнәсәбәтләрнең сугышка түгел, ә хезмәттәшлеккә нигезләнүен дәлилләгән кеше. Ләкин Лев Николаевич авыру булып, чарага килә алмыйча калды.

Оештыру комитеты әгъза­лары — Рәшит Абдуллов, Минәх­мәт Сәгыйров, Асия Ногманова, Әхмәт Нафигин, Шамил Баһаутдинов һәм башкалар, җиң сызганып эшкә керештеләр. Ә татар чараларының беренче хәйриячесе Равил ага Яһудин бөтен чыгымнарны – кунакларны “Волга” кунакханәсенә урнаштыруны, командировкалары өчен түләүне үз өстенә алган иде. Моңа ул вакыттагы акчалар белән мең сумнан артыграк тотылуын  хәтерлим. Заманасы өчен бу бик күп акча иде.

Конференциядә өлкә мәк­тәп­ләренең тарих укытучылары, төрле югары уку йортлары педагоглары, музей һәм китапханәләр хезмәткәрләре, күпсанлы галимнәр һәм фән белгечләре катнашты.

Архивыбызда сакланган афи­шадан күренгәнчә, чара алдыннан татар җәмәгатьчелеге кунаклар белән алдагы көнне очрашу уздырды. Бу кичә Татарстан галимнәре профессор Альфред Халиковның, Фаяз Хуҗинның, Европа мө­сел­маннарының үзәк Диния нәзарәте президиумы рәисе урынбасары Рәшит Гыйль­ма­новның чыгышлары белән истә калган. Алар күп еллар буе дөреслекне яшереп килгән тарихи стереотиплар, Идел буе татарларының монгол татарларыннан түгел, ә Идел болгарларыннан килеп чыгуы турында сөйләгәннәр иде.

Бу тема икенче көнне конференция барышында тагын да яхшырак яктыртылды. Альфред Халиковның “Идел Болгарстаны: тарихы һәм мәдәнияте” дип аталган докладыннан соң чыгыш ясаган Татарстан галимнәре — Фаяз Хуҗин, Гамирҗан Дәү­ләтшин, Иван Якимов, Рафаэль Вәлиев төп докладны тулыландырып, болгарларның тормыш рәвеше, кәсепләре, язу культуралары, Киев, Урта Азия, гарәп илләре белән дә аралашып яшәүләре, сәүдә алып барулары турында сөйләделәр.

Куйбышев галимнәре дә җа­вапсыз калмады:  доцент Галина Матвеева һәм профессор Петр Кабытов Куйбышев һәм Ульян өлкәләрендә үткәрелгән казу эшләре нәтиҗәсендә табылган болгар истәлекләре, философия фәннәре кандидаты Владимир Грызлов тарих, философия һәм социоло­гия фәннәре күзлегеннән этник төркемнәрнең проблемалары, ә Оренбург педагогия инсти­тутының философия кафедрасы мөдире Габделгаффарова яшьләрне патриотик рухта тәрбияләү ысулларына тукталып үттеләр.

Дөрес, конференциядә зур фәнни ачышлар булмады. Та­­рих­чыларга Идел буенда яшә­гән Болгар дәүләте турында болай да билгеле булгандыр. Конференциянең иң зур казанышы башкада — ул залда утыручы гади халык өчен моңа кадәр билгеле булмаган тарихыбызның зур бер катламын ачып бирде. Бу көнне Куйбышев татарлары дәреслекләргә сыймаган “башка тарих” фактлары белән танышып, Урта Идел тарихын башка күзлектән күрү бәхетенә иреште.

1989 елгы конференциядән соң  Самара крае тарихы белән кызыксынучылар саны бермә-бер артты. Аксакалыбыз Марат абый Сафин бу юнәлештә бик күп эшләде, берничә автор өлкәнең татар авыллары тарихы турында китаплар язып бастырдылар, “Болгар мирасы” фонды ярдәмендә Болгар иленең көньяк чикләре билгеләнеп,  Ширяево авылы тавында «Канатлы барс» сыны куелды, хәзер анда тарих дә­ресләре уздырылып килә…

Самара татарлары тарихына багышланган конференцияләр дә, сирәк булса да, уздырылып тора. 2008 елдагысы, мәсәлән,  Самарада “Икътисад”  журналы чыга башлауга 100 ел тулуга, ә 2013 елдагысы Тарихи мәчетнең 100 еллыгына ба­гыш­ланган иде. Бу эшләргә  Мәсәвих Әминов, Әнвәр Горланов, Әлфия Ибраһимова, Фәхретдин Канюкаев, Мөдәррис һәм Расих Латыйповлар, Йосыф Мингачев, Минәхмәт Хә­лиуллов, Гомәр Батыршин, Шамил Хисаметдинов, Рифкать һәм Тәлгать Хуҗиннар, Ильяс  Шәкүров кебек тарихка битараф булмаган кешеләр килеп кушылды. Ләкин арба урыныннан кузгалмады, диярлек. Милли һәм фәнни җәмәгатьчелек кенә тарих фәнен үзгәртә алмый икән. Соңгы 25 ел эчендә тарих дәреслекләренә бернинди үзгәреш тә кертелмәде. Шул ук рус халкының татар-монголларга каршы көрәше, Мәскәү дәүләтенең сугышлары нәтиҗәсендә Россия империясенә кадәр киңәю… Ә Идел буе, Себер киңлекләрендә яшәүче башка милләт халыклары тарихы икенче планда калып, рус тарихын матуррак итеп күрсәтү өчен генә кулланыла.

Ул гына да түгел. Соңгы елларда күп дәреслекләр йә православ дине кануннарына таянып языла, йә сәяси юнәлеш ала. Илебезнең “рус булмаган” тарихы бүген Советлар заманына караганда да буталчыг­рак. Шуңа күрә миллионлаган балаларыбыз тарихи яктан сукыр булып үсәләр.

“Милли мәктәп” дигән тө­шенчәнең юкка чыгарылуы да моңа сәбәпче булгандыр. Зурдан кубып фикер йөртә башласаң, эшнең тарихта гына булмавын аңлыйсың. Го­мумән, бала күңелендә ата-бабаларыбыз истәлеген, го­реф-гадәтләрен, телен һәм мәдәниятен милли мәктәптән башка саклап калып булмый. Ләкин соңгы егерме ел­да милли оешмаларның һәм җәмәгатьчелекнең тарихи дө­реслекне кайтару һәм мил­ли мәктәпләр булдыру юнә­лешендәге эшләре дәүләт мә­гариф системасы киртә­ләренә барып терәлә.

…Егерме биш ел элек өлкә үзәгенең ул чагындагы Полит­просвещение йортында үт­кәрелгән конференциядә дәү­­ләт органнары, фәнни һәм  мил­ли җәмәгатьчелекнең тарафыннан тарихи дөреслекне кайтару кирәклеге турында документ кабул ителгән иде. Кызганычка, әлегә кадәр аның күп пунктлары һаман үтәлмәгән. Ә шулай да, 1989 елда уздырылган бу конференция тарих фәнендә кечкенә генә җиңү булса,  Самара татарларының милли хәрәкәтендә аны бик зур уңыш итеп санарга кирәктер..

Шамил ГАЛИМОВ.

Сергей БАРАНОВ фотосурәте.

«Бердәмлек».

 

Просмотров: 2384

Один комментарий

  1. Дэрес язган минем адаш. Борчылыр урын бар.