Талантливый человек талантлив во всем

DSC_0106

27 марта состоялся городской конкурс народного танца «Традиция». Первое место в номинации «Народный танец, подростковая группа» занял танцевальный коллектив школы «Яктылык». Танец был поставлен известным хореографом Рашидом Анваровичем Гизатуллиным. Специалисты в области хореографии удивляются, как в такой маленькой обычной школе может быть настолько сильный танцевальный коллектив.

К юбилею ансамбля «Ялкынлы яшьлек» Рашид Анварович поставил танец и для Кадрии Бикбаевой. Можно сразу узнать хореографическую композицию, подготовленную им. Его постановки идут от души.

- Рашид Анварович, скажите, с чего началось Ваше увлечение танцами?

- В школе, в которой я учился, преподавали ритмику, потом мама записала меня в танцевальный кружок. С этого всё и началось. Тем, кто занимался в танцевальном кружке, можно было также выступать и в школьном оркестре, там научился петь и играть на гитаре.

10

- Как Вы попали в ансамбль»Ялкынлы яшьлек»?

- В 1974 году отец привел меня в «Ялкынлы яшьлек». С этого момента начал выступать вместе с коллективом ансамбля.  В 1978 году поступил в институт культуры и, будучи студентом 2 курса, помогал Альберту Гаязову уже в качестве балетмейстера.

- Расскажите о работе в ансамбле, о своих первых хореографических постановках.

- Моим дебютом стала композиция «Башкирские наездники», а первый татарский танец, который я поставил — «Татарский молодежный». В дальнейшем, во время работы в школе «Яктылык», ставил его и для класса младшего сына. Через один удачный танец может пройти несколько поколений танцоров. Так было и с «Татарским молодежным», через него прошло 10 поколений.

Во время работы в ансамбле «Ялкынлы яшьлек» было очень много ярких запоминающихся постановок, таких как «Сабантуй», представленную на концерте-подтверждении звания «Народный коллектив», или «Шурале», которую показывали на концерте, посвященном юбилейной дате Габдуллы Тукая. Не менее интересной была хореографическая композиция «Хайкаль», посвященная юбилейной дате Мусы Джалиля. Она была поставлена на джазовую музыку ансамбля «Арсенал». Несмотря на то, что это современная джазовая композиция, в ней чувствуются татарские переливы, глубокое национальное звучание. Исполнителем главной роли был Мидхат Аминов, который гармонично смотрелся в образе Мусы Джалиля.

9

Рамзия Шангиреевна

Но самое главное — это то, что во время работы в ансамбле, я познакомился со своей женой — Рамзией Шангиреевной, которая стала для меня музой. Она на тот момент пела в хоре ансамбля. Интересно то, что после нашего знакомства я начал петь, а она танцевать.

- Как складывалась Ваша творческая карьера после того, как Вы ушли из ансамбля «Ялкынлы яшьлек»?

- После я работал в ансамбле «Жигули». С этим коллективом ездили на гастроли в Москву, Чехословакию, Японию. Также вместе с женой участвовали в ансамбле «Идел моңнары». До перестройки работал в институте учителем русского танца.

- Скажите, у Вас есть любимая постановка?

- В каждый период времени свой любимый танец. На данный момент это «Зэкэ-зэкэ».

- С чего началась Ваша работа в школе «Яктылык»?

- В конце 90-х годов я уже практически не занимался танцами. И в это время к нам домой пришла директор школы «Яктылык», в которой учился мой младший сын, Харида Габтулзяновна Дашкина и предложила руководить танцевальным коллективом. С этого и началась моя работа в школе «Яктылык». Очень благодарен Хариде Габтулзяновне за то, что она вернула меня к танцам.

- Рашид Анварович, Вы работали как со взрослыми танцорами, так и с детьми, скажите, с кем работать легче?

- Легче работать, конечно, со взрослыми танцорами, так как в некоторых танцах есть сложные для исполнения движения.

- Как рождается танец?

- На создание танца вдохновляет музыка. Если понравилась какая-то музыкальная композиция, то танец рождается очень легко. Начинаешь танцевать под эту музыку, и тело само выдает тебе нужный результат, главное —  запомнить его.

- Какими качествами должен обладать человек, который хочет научиться танцевать?

- Во-первых, чувством ритма, также человек должен обладать умением выплеснуть теплую энергию, которая смогла бы зажечь зрителя. И, конечно, в человеке должна быть любовь к танцу, к татарскому искусству, тогда он научится хорошо танцевать.

- Можно ли во время обучения танцам развить в себе эти качества?

- Скорее хореография может помочь найти в себе эти качества, показать их. Часто люди бывают скованными, танцы могут помочь человеку раскрыться, и тогда самый скромный в быту может ярко зажигать на сцене.

- Помимо танцев, какие у Вас еще есть увлечения?

- Кроме танцев я рисую и пишу стихотворения.

Вот некоторые из них:

Провинция

Я люблю этот город провинциальный,

Свою улицу, дом и трамвай за углом.

Может, кто-то скажет, что я ненормальный.

К сожалению, так: «нормальный» живет за бугром.

Полюбить Петроград, его дворцы и проспекты.

Сможет каждый, а ты попробуй как я.

Полюбить город свой со всеми его дефектами,

Просто так, потому что судьба здесь твоя.

*

Кто такая «хорошая жена»?

Та, что знает, что ОНА должна.

Та, что знает, что никто другой,

Не сможет быть его женой.

Та, что знает, что он лучше всех,

Что впереди его ждет успех,

И если вдруг он сбился с пути,

Она поможет дорогу найти.

Она всегда с улыбкой встречает,

А глупых поступков не замечает,

Она терпелива, простит и поймет,

Гневные мысли в душе уймет,

Не позволит злобе в сердце пролезть.

Такие женщины в мире есть.

Да их немного, но только про них,

Мужчина напишет красивый стих.

И в день воздаянья муж скажет: «Ходай,

Моя жена заслужила рай»

Октябрь 2011г.

Я был там, там

И увидел сам,

А в груди тоска

Ну и что ж, пускай

Я увидел их,

Я услышал стих,

Я почувствовал стон

Седьмой девушки он.

Пусть живет родник

Он в душе возник,

Пусть бежит ручей

Не пустых речей.

Если чувство есть,

Значит, сила здесь:

И в степи, и в горах,

Где родни нашей прах.

И в озерной тиши,

И в лесной глуши,

Каждый камень гранит

Здесь легенду хранит.

Ты уйдешь бегом

Иль уедешь тайком,

Только сердце останется

С седьмой красавицей.

Так забыть не позволь

Эту сладкую боль.

Народ живет -

Пока песню поет.

Баймак. Июнь 2003 года.

Татар һәм башкорт биюләре

Татар бии такмакка,

Күзен кыса кунакка.

Оча тузан күтәреп

Уралның егетләре.

Татар бии суккалап,

Кулын селки боргалап.

Башкорт бии киң кырда,

Килештерә топырдап.

Топыр-топыр, топырдылар,

Ак күлмәк юеш булды.

Топырдаган табаннар

Күмерләр кебек кызды.

Алма кебек алсуланды

Матур кызның йөзләре.

Трепака суга аяк,

Ялт-елт итә күзләре.

Егет килә бормалап

Сикергәли, чүмәли,

Идәннәрне ярганчы

Аяк белән бәргәли.

Абый чыкты биергә,

Аның артыннан иркәм.

Авызлары ерылган –

Бии беләм ди микән?

Яңгырата тирә-якны

Гармун уйный-моңлана.

Шулай үтсә мәҗлесләр,

Күңелләр уңайлана.


Собеседница — Халима АБУЗЯРОВА.

samtatnews.ru

Просмотров: 2563

Один комментарий

  1. Поздравляю с большим заслуженным творческим успехом танцевальный коллектив школы «Яктылык», его хореографа Рашида Анваровича Гизатуллина и школу в целом. Дальнейших Вам успехов! Огромное спасибо за вклад в дело сохранения и развития татарской культуры, обучение и воспитание детей в духе татарской культуры.