Лозунг «Россия для русских» канул в прошлое – социологи

tNuNsbi6maIНа фоне кризиса на Украине и проблемы беженцев российские СМИ перестали уделять внимание растиражированной проблеме мигрантов, а лозунг «Россия для русских» отошел на второй план. Одновременно изменили свою позицию в отношении приезжих и власти страны. Об этом рассказали социологи в ходе круглого стола на тему «Как будут реагировать внешние и внутренние мигранты на экономический кризис и как изменится реакция общества на них?», организованного Сахаровским центром и Информационно-исследовательским центром «Сова».

Как отметил социолог Владимир Мукомель, властные элиты активно использовали антимигрантские лозунги еще в 2013 году. До этого ежегодно СМИ в среднем печатали от 13 до 17 тысяч материалов на тему мигрантов, а после инцидента на Матвеевском рынке произошел всплеск внимания к этой теме.

Однако с войной на Украине и возникновением проблемы беженцев риторика властей в отношении мигрантов изменилась и сейчас фактически полностью затихла. По словам исследователя миграции  Жанны Зайончковской, сегодня нет даже исследований по актуальным проблемам миграции, в том числе по беженцам из Украины. О них не известно практически ничего, а озвучиваемое официальное число беженцев с Украины очень условно — их от 800 тысяч до 1,2 миллиона человек.

По мнению социлогов, всплеск национализма в соседнем государстве, вне зависимости от его трактовки, вызвал определенный ужас к ситуации ксенофобии в российском обществе. И этот страх напугал многих, в том числе сторонников националистических движений и пронационалистически настроенных элит, пишет “Лента.ру”.

«С точки зрения отношения российского общества к мигрантам важнее оказывается не державный патриотизм, насаждающийся в СМИ, а тот образ событий на Украине, который формируют российские СМИ. Предлагаемая российскому телезрителю картина всплеска оголтелого радикального национализма в соседней стране оказывается важнее, чем проблема собственного национального сознания. Это, на мой взгляд, приводит к тому, что лозунг “Россия для русских” уходит на задний план», — полагает директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский.

По словам В.Мукомеля, что ксенофобия в российском обществе является  продуктом влияния масс-медийного пространства, и ее спад в прошлом году был отчасти результатом осмысленного действия властей.

«Почему это интересно СМИ и властям? Потому что перед властью всегда стоит одна из основных задач — консолидация общества. Но у нас нет позитивных ценностей, поэтому проще это делать на негативной реакции. Российское общество ксенофобно, значит, надо это эксплуатировать. И в этом плане мигранты, мусульмане, иностранцы — идеальный враг. Но в прошлом году появился враг более осязаемый, нежели какие-то мигранты. Как только произойдет относительная стабилизация ситуации на Украине, мы вернемся к мигрантам», — заключает он.

Меняется и риторика власти — если раньше она в отношении миграции носила скорее охранительно-обвинительный тон, то сегодня приобретает все более преференциальный характер. Это означает, что интересы города, разных групп населения, предпринимателей начинают выдвигаться на новый уровень, и подобную риторику определяют более рациональные и менее эмоциональные причины.

Директор Центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев считает, что в условиях нехватки квалифицированных кадров эта ниша гипотетически может быть восполнена мигрантами. Однако пока этот вариант не особенно разрабатывается властями — только в Кургане запустили специальный проект, где мигрантов обучают сельскохозяйственным специальностям.

islamnews.ru

Просмотров: 865

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>