Национальный вопрос пролетарской диктатуры (на примере многонациональной Самарской губер­нии)

len2

Ежегодно 7 ноября в России отмечается памятная дата — День Октябрьской революции 1917 года.Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2971/
© Calend.ru
Ежегодно 7 ноября в России отмечается памятная дата — День Октябрьской революции 1917 года.Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2971/
© Calend.ru

Национальный вопрос с первых же дней Октябрьской револю­ции занял в политике Советского государства очень видное место. Как же развивался процесс «политического освобождения ранее угнетенных народов» и в чем выражалась «длительная помощь им в деле развития экономики и культуры», посмотрим на примере многонациональной Самарской губер­нии.

Национальный вопрос, пожалуй, один из самых сложных, запутанных, противоречи­вых и самых болезненных и требует к себе очень осторожного и взвешенного отношения.

«Известия Самарского губкома РКП» писали в 1922 году, что «империя царя и республика Ке­ренского была каторгой для угнетенных нацио­нальностей, республика Советов первая в мире раскрепостила их и положила начало освобо­ждению колониальных народов мира от ига ка­питала!»

«Многочисленные народы, ныне равные сре­ди равных в общей семье народов СССР, были веками угнетаемы русскими помещиками и ка­питалистами. Эти ранее угнетенные народы в результате политики их поработителей, русских помещиков и капиталистов, сильно отставали в своем хозяйственном и культурном развитии.

Перед пролетарской революцией с первых же дней ее победы встала задача не только по­литического освобождения ранее угнетенных на­родов, но и длительной помощи им в деле раз­вития их экономики (хозяйства) и культуры. Без такой помощи было бы невозможно успешное строительство социализма. Вот почему в нашей стране пролетарской диктатуры национальный вопрос с первых же дней Октябрьской револю­ции занял в политике нашей партии и Советского государства очень видное место».

…Такая пространная цитата из книги 1932 года издания приведена намеренно, поскольку наша тема — о национальной политике Советского государства в первое десятилетие его существо­вания и газета очень точно передает дыхание той эпохи. Рассматривается эта проблема с привле­чением документов и материалов из фондов Са­марского государственного архива социально-по­литической истории.

Конец угнетению и неравноправию нерусских национальностей России законодательно был положен 12 (25) января 1918 года принятием 3-м Всероссийским съездом Советов Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. А спустя несколько дней, 17(30) января 1918 года СНК РСФСР принимает Декрет об учреждении Комиссариата по делам мусульман.

Как же развивался процесс «политического освобождения ранее угнетенных народов» и в чем выражалась «длительная помощь им в деле развития экономики и культуры», посмотрим на примере многонациональной Самарской губер­нии.

В 1921 году в Самаре были опубликованы ма­териалы к истории Советского строительства в губернии за период с октября 1917 г. по апрель 1921 г. под названием «Красная Летопись» с ука­занием конкретных цифр численности нерусских народов:

«Если считать население Самарской губер­нии в 3.000.000 душ обоего пола, — говорится здесь, — то количество народностей нерусского языка в губернии достигает почти 50 % этой циф­ры (татаро-башкир около 500 тыс., чуваш — ок. 300 тыс., мордвы — ок. 400 тыс., украинцев — ок. 400 тыс., латышей, поляков, евреев и др. вместе ок. 50 тыс.). Следует, однако, признать, что при той ужасающей разрухе, в которой сознательно держит Советскую Россию капиталистический мир иностранной буржуазии, нужны были герои­ческие усилия идейных борцов за духовное рас­крепощение народа, нужна была неустанная са­моотверженная агитационно-пропагандистская работа в массах, чтобы достичь тех результатов в области народного образования, какие теперь, несомненно, имеются. Едва ли кто посмеет от­рицать тот огромный культурный сдвиг, который наблюдается в среде трудового рабочего люда и в городе и в деревне; интерес к науке, жажда знания, сближенного с задачами и вопросами по­вседневной жизни, буквально пропитывает все поры народного организма, и недаром реакци­онный запад так боится мирного строительства трудовой Советской России на основах новой социалистической культуры».

Когда же в Самаре была создана политиче­ская организация, взявшая на себя миссию про­свещения мусульманского населения? Далеко не сразу эта организация стала коммунистической, несколько раз она меняла свое название.

«После Февральского переворота для защиты интересов мусульманских рабочих, слесарем-машинистом снарядных заводов Садреевым со­вместно с Якуповым и Бахтеевым в Самаре был организован Мусульманский комитет, который под этим названием существовал до 1-й Всерос­сийской Мусульманской конференции (1-11 мая 1917 г.).

После рабочей конференции, состоявшейся 12-27 апреля 1918 г. в Москве, участником этой конференции Садреевым Самарский мусульман­ский рабочий клуб был реорганизован и переи­менован в партию коммунистов (большевиков). Принимая во внимание тот факт, что среди му­сульманского населения Самарской губернии от­мечается политическая недоразвитость и отсут­ствие классового самосознания, чему особенно содействовали мусульманские «Милли шуро», партия приступила к ликвидации названных контрреволюционных учреждений и к созданию однородных совучреждений», — читаем мы в од­ном из документов.

14 октября 1918 года состоялось заседание комиссии по созыву Самарской губернской кон­ференции мусульман. А уже 27 октября про­шла I конференция коммунистов мусульман гу­бернского центра. Участвовало 29 человек. Вот строки из постановления конференции: «Призы­ваем всех мусульман рабочих и трудовых кре­стьян на беспощадную борьбу с генералами и помещиками, ибо только победа откроет доступ в светлое царство социализма. В деле строитель­ства новой трудовой жизни всемерно использо­вать татарскую интеллигенцию».

Так возникла Самарская губернская мусуль­манская организация РКП.

Уже 16 декабря 1919 года Самгубмусорганизация (так она значится в документах) «ввиду того, что преобладает башкирское население», переименовала себя в Губернское бюро татаро-башкирских секций».

На тот период в организации было около 50 действительных членов партии и 30 сочувствую­щих. Председателем был X. Садреев, секрета­рем — Сафин. Исполком состоял из 7 членов: Са­дреев, Бахтеев, Якупов, Муллинов, Мурсалимов, Нурский, Измайлова.

В качестве иллюстрации уровня подготов­ки национальных кадров в Самарской губернии необходимо отметить, что если до Октябрьской революции профессионально-техническое об­разование нерусские народы могли получить в 17 учебных заведениях, то спустя всего 3 года после революции — уже в 38.

Любопытна таблица под названием «Дело просвещения национальных меньшинств». Из нее наглядно видно, что именно татаро-башкир­ское население было самым активным в деле самопросвещения. К 1921 году у татаро-башкир (термин тех лет. — Прим. авт.) действовало более всего разнообразных школ и культурно-просветительских учреждений для детей и взрос­лых -163, мордовское население имело 105 школ и культпросветучреждений, у чувашей было 95, украинцы имели 24, поляки — 15, евреи -11, латы­ши и эстонцы — 3, литовцы — 2 учреждения.

Необходимость применения различных мето­дов подхода к работе с разными нациями в деле проведения декретов Советской власти на местах вызвали необходимость организации Губернского отдела по делам национальностей. В него входи­ли отделы — общий, инструкторско-организацион-ный, экономическо-правовой, информационный, литературно-издательский. Подотделы получили названия: татаро-башкирский, украинский, мор­довский, чувашский, еврейский, немецкий и сме­шанный.

Губернским отделом по делам национально­стей было созвано ряд партийных конференций каждой национальности в отдельности. Мордов­ская и татаро-башкирская конференции дали до­вольно благоприятные результаты. С особенным успехом прошла татаро-башкирская конферен­ция, которая должным образом оценила нацио­нальную политику Советской власти и признала, что «только Советская власть может правильно разрешить национальный вопрос и может рас­крепостить многомиллионные, веками угнетае­мые народы Востока».

В 1920-е годы издавались «Известия Самар­ского губернского комитета РКП (б)», которые время от времени публиковали информацион­ные отчеты о работе среди национальных мень­шинств. В связи с тем, что эти отчеты были очень обширными, затрагивали работу среди прак­тически всех нерусских национальностей, пред­ставляется интересным и наиболее уместным говорить, в основном, о татарах и башкирах.

«В конце 1921 года деятельность всех секций нацмена, в связи с постигшим нашу губернию го­лодом совершенно замерла. Работа многих сек­ций, как польской, немецкой и др. совершенно прекратилась. Остались секции: 1) Татаро-баш­кирская, 2) Мордовская, 3) Чувашская и 4) Ев­рейская, которые с очень ограниченными сила­ми вели борьбу с голодом среди национальных меньшинств, на этой же почве велась среди на­цменов агитация и пропаганда.

Были выпущены листовки на мордовском, чувашском и еврейском языках, объясняющие причины голода и меры борьбы с ними. Призы­вали широкие массы нацменьшинств к самодея­тельности и взаимопомощи…

В день праздника 1-го мая устраивались в трех районах города митинги, в помещении му­сульманского рабочего клуба был устроен грандиозный митинг, с участием всех коммунистов татаро-башкир, участвовало около 200 человек, днем был устроен детский праздник и детский спектакль курсантами педагогического технику­ма.

В деревнях устроено шестьдесят три митинга, распространено литературы разного характера, на татарском языке две тысячи триста пятьдесят штук, разных воззваний, листовок на тему о по­севной кампании шесть тысяч шт. распростране­но газет центральных и местных двенадцать ты­сяч экземпляров…

По постановлению 1-й Всероссийской конфе­ренции татаро-башкир о сборе материалов для Истпарта и с санкции Губкома была организована комиссия для сбора материалов, которые посла­ны в Наркомнац…

В Самарском центральном рабочем клубе имени Вахитова при Губбюро за отчетный период устроены митинги шесть раз для рабочих, красно­армейцев и населения: спектаклей и концертов, устроенных силами коллектива восточной труппы при Губотнаробе девять, из них три бесплатно и три с благотворительной целью; прочитано лек­ций два раза на тему о восстановлении хозяйства и кооперации. При клубе имеется библиотека: имеются всегда всевозможные брошюры, газе­ты. Число посетивших библиотеку за отчетный период красноармейцев 350 чел, рабочих 700 чел., обывателей 1125 чел. В настоящее время культурно-просветительная работа выражается в экскурсиях и товарищеских собеседованиях…

Нет возможности организовать планомерной работы среди женщин мусульманок. В между­народный день работницы было созвано общее собрание женщин: участвовало около 60 чело­век, после собрания был устроен концерт в честь праздника; вечер прошел оживленно, выступали докладчики с призывом к мусульманкам.

Работа среди молодежи Губбюро татаро-баш­кир оживляется, есть надежда в дальнейшем на плодотворную работу среди молодого поколения татаро-башкир. В газете «Аул» имеется стра­ничка молодежи.

Издаваемая газета под названием «Аул» («Деревня»), орган Губкомпомголода и Губбюро татаро-башкир, материальную сторону которой в полном смысле обеспечивает комиссия помо­щи голодающим, а моральная сторона возложе­на на бюро татаро-башкир; газета издается два раза в неделю; тираж 2.000 экз.; распространя­ется бесплатно; статьи большинство пишутся касающиеся крестьянства и деревенской жиз­ни о восстановлении сельского хозяйства и ко­операции».

Работа по просвещению татаро-башкирского населения шла очень уверенно и активно. Самар­ский Губком партии регулярно рассматривал во­просы развития нерусских национальностей и принимал решения об «организации изб-читален, где будут читаться газеты и литература на родном языке, а также и общие газеты», предписывал «усилить клубную работу», «провести кампании по выписке и поддержке газет секции нацмен».

Особое внимание предлагалось уделить тата­ро-башкирской газете «Аул» («Деревня»).

В фонде Самарского Губкома партии, в не­скольких делах, подшиты номера газеты «Аул», есть номера газеты «Кызыл армеец» (Красно­армеец), но прочесть их, не зная языка, невоз­можно. Газеты и примерно половина всех про­смотренных дел написаны на основе арабской графики.

Кроме печатных изданий, планировалось из­давать рукописную стенгазету «Сонгы хэбэрлэр» (Последние известия), с периодичностью 3 раза в неделю.

Любопытный, на наш взгляд, документ име­ется в фонде Самарского губкома партии. Это протокол заседания татбашбюро (так указано в документе) от 20 мая 1923 года.

«Слушали: О переименовании клуба.

…Название «Мусульманский Коммунисти­ческий рабочий клуб» не соответствует своему назначению, ибо мусульманский не может быть коммунистическим.

Постановили: Переименовать в «Централь­ный татарский рабочий клуб»

Заслуживает отдельного освещения антире­лигиозная работа, которая велась, конечно, в духе того времени…

Активно закрывались религиозные школы, организованные мусульманским духовенством. Вместо них создавались советские школы с пре­подаванием на родном языке. В антирелигиозном направлении проводились праздники «Маулюд», Сабантуй, Ураза-байрам, Курбан-байрам, прово­дились кампании комсомольского Гайд-Фитыр, комсомольских таравихов, читались доклады об истории Уразы. Есть данные об организации в 1925 году при губернском обществе безбожников татаро-башкирской секции, в которую входили Байгильдеев, Гиззатуллин, Юсупов, Рафиков, Га-бин.

В тяжелые голодные годы, в 1921 году, в Са­маре удалось открыть татаро-башкирский педа­гогический техникум.

Вообще, 20-е годы прошлого века, даже не­смотря на поразивший Самарскую губернию го­лод и его последствия, ознаменованы активиза­цией развития образования среди национальных меньшинств. Например, на 1924-1925 учебный год татаро-башкирские школы города Самары получили 10323 экземпляра учебников и другой литературы на родном языке, что почти в 2 раза больше, чем получили таких же книг мордовские, чувашские и еврейские школы вместе взятые.

Издательская деятельность татаро-башкир­ской секции Самарского Губкома партии выра­жалась в наличии нескольких газет на татарском языке: «Аул» («Деревня»), «Кзыл Донья» («Крас­ный мир»), «Урта Идель» («Средняя Волга»), «Яна кеч» («Новая сила»), «Янги аул» («Новая деревня»), «Сабанче» («Пахарь»). Не считая еще получаемых центральных газет и журналов на татарском языке.

Все местные национальные газеты выходили малыми тиражами: 250-7500 экземпляров. И это при местном татаро-башкирском населении тех лет в несколько сот тысяч человек.

Примерно началом 1927 года можно датиро­вать циркуляр агитационно-пропагандистского отдела ЦК партии всем татарским и башкирским секциям «О вербовке постоянных подписчиков на татарские периодические издания»:

«Малый тираж газеты показывает, что мест­ные работники не прилагают достаточных усилий к распространению газеты, а иногда даже сами не интересуются ими… Для татар и башкир со срав­нительно большим количеством населения иметь дефицитные газеты, находящиеся всегда под угрозой закрытия, является крупным недостатком в нашей работе… В целях распространения газет путем привлечения достаточного количества под­писчиков… добиться вербовки… не менее 20 %» от общего количества татарского и башкирского населения городов и рабочих районов».

Андрей Удинцев, начальник отдела Самар­ского областного государственного архива социально-политической истории.

Газета «Азан», 2007 года, (№24). 

Просмотров: 2282

6 комментариев

  1. Советский Союз был очень гуманным обществом, но этого не понимали. Мы восставали против того, чего было недостаточно. СССР действительно не умел дать нам разноцветные шнурки на кеды, не понимал, зачем это нужно. Действительно был дефицит, при Горбачеве уничтожили сбалансированность потребительского рынка, тогда и карточки вернулись в некоторых регионах. КГБ был не совсем адекватен. Но в целом это было гораздо более здоровое общество, чем нынешняя Россия, и гораздо более прогрессивное общество, чем Россия. Если брать большинство людей, то качество жизни большинства было выше, чем сейчас. Технологии были более передовыми, чем сейчас. Наше отставание от Запада было существенно ниже, чем сейчас, и зависимость от нефти была ниже, чем сейчас. Я могу все это перечислять бесконечно.

  2. Фатхутдинов Мухаммат Мубинович в пишет:

    Если отбросить все мещанско-обывательские мыслишки, то мы в советское время совершили рывок в более совершенную общественную формацию. Да, из-за самоуспокоенности мы откатились назад. Но — прецедент есть! И люди к этому вернутся, чтобы жизнь на планете не угасла.

  3. Я испытываю огромную ностальгию по советскому прошлому, потому что это было более справедливое общество, общество равноправное, и порядка в нем было больше, и каждый человек имел большую жизненную перспективу. Это я на себе ощущаю, на членах своей семьи. Сегодня в обществе доминируют неопределенность будущего, страх, депрессия — то, чего не было в СССР. В советское время мощно развивались наука, культура, образование — все это вкладывалось в человека как яркую творческую личность. В материально-бытовом отношении мы отставали, но советская система была более перспективна. Государственное стратегическое планирование, планирование и жизни человека, и экономики. Эта система была управляема. Сегодня Россия только фрагментарно управляется и в экономике, и в остальных сферах. Поэтому Россия сегодня в печальном состоянии по сравнению с СССР.

  4. Когда нечем похвалиться в настоящем, «льют грязь» на прошлое… И делают это те, кто получил бесплатное образование в той стране, кто ел нормальную (из мяса, а не из сои и жил)колбасу, хлеб (а не набор муки, разрыхлителей, улучшителей и еще черт знает каких добавок) с маслом (а не смесью жиров различных) и пил нормальное молоко, получал бесплатные квартиры и медобслуживание…
    Все достоинства того времени можно долго перечислять… Но самое главное — люди в то «ужасное время» почему-то были добрее и справедливее, общительнее и веселее… И даже красивей…

  5. Неприязни к советской эпохе никакой нет, но и тоски по ней нет тоже. Если взять со стороны питания, то, что мы ели тогда, — это, говоря сегодняшним языком, органическая продукция. В Советском Союзе и удобрений-то не было. По вкусу продуктов, которые тогда производились (скажем, те же конфеты или печенье), — вот по этому я скучаю. По советскому мороженому, по лимонаду. А по остальному — никакой ностальгии, чтоб так уж вздыхать: ах, вах!..

    В доме, где мать живет, до сих пор все советское осталось, ничего не трогаем. А у меня в доме ничего советского. Я старые вещи не храню, хотя, может, в шкафах еще лежит что-то. И если такая вещь вдруг случайно попадает в руки, очень приятно посмотреть, потрогать… Что надо вернуть, так это народный контроль, пионеров можно, комсомол тоже. А вообще, из того времени нужно вернуть образ жизни — мы не злые тогда были, добрые. А больше ничего возвращать не стоит, все остальное неважно.

  6. Фатхутдинов Мухаммат Мубинович в пишет:

    Статья интересная. Преодоление безграмотности, строительство школ, средних и высших учебных заведений, домов и дворцов культуры-это заслуга Советского государства. Бесплатное образование-завоевание социализма.