Гульназ Бадретдин: «Мы татарское актуализируем, а актуальное татаризируем» (ВИДЕО) / “Jadidfest” татар мәдәниятенә яңа сулыш өрә

ERO_3631В Казани прошел Jadidfest — ярмарка национального дизайна

Можно ли заработать на татарском дизайне? На своем примере это демонстрировали участники Jadidfest — мероприятия популярного нынче формата, ориентированного преимущественно на татарскую аудиторию. Корреспондент «БИЗНЕС Online» на своем желудке проверила вегетарианский треугольник, поговорила с куклой на родном языке и узнала механизм продвижения национального дизайна.

ВЕСЕННИЙ ВАРИАНТ САБАНТУЯ

В прошедший уикенд в Казани в «ДК-21» на Кремлевской стартовал фестиваль татарского дизайна «Jadidfest». Это такой некий татарский Sunday Up Market, хотя сами ребята не очень жалуют подобное сравнение. Сами себя они называют «главным событием в мире дизайна и литературы». На мероприятие приехали дизайнеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Набережных Челнов и др. — всего около 60 компаний.

«Общеизвестно, что в конце 19 — начале 20 веков в татарском мире существовало явление «джадидизм», что в переводе с арабского означает «новое», — говорит организатор фестиваля — председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин. «У нас оно ассоциируется с татарскими реформаторами, которые были нацелены, чтобы татары не ждали своего часа, а шли вперед со всем миром. Именно поэтому, первый же нейминг, который у нас родился, было „Jadidfest“. Мы уже больше вариантов не искали, нам показалось, что это прямо в точку, потому что мы татарское актуализируем, а актуальное татаризируем».

Программа фестиваля достаточно широка — здесь проходят и дизайн-маркет, и арт-перфоманс, организованы фотозона и дресс-кроссинг (кием-кроссинг), фудкорт, лектории, мастер-классы, dj-сет. И все это про татарскую культуру и на татарском!

На дизайн-маркете можно было купить работы дизайнеров с национальным татарским компонентом. Также работал дресс-кроссинг, где можно бесплатно избавиться от ненужных и надоевших вещей и найти новые. Коллектив «VeganDay», наряду с фирменным фалафелем, представил публике специальную, приуроченную к событию, линейку татарской кухни, адаптированную под вегетарианство — всеми любимые бэлеш и треугольники на травах. Все действие сопровождала подборка жемчужин татарской музыки от 60-х до нулевых — результат многолетних поисков лейбла YummyMusic.

Параллельно с маркетом работал лекторий:, на котором можно было узнать «115 фактов о Такташе, Казани и его женах», прослушать лекцию «Кутуй и феминизм» и многое другое. Многие ассоциируют «Jadidfest» с Sunday Up Market, хотя сами ребята не очень жалуют такое сравнение. Они называют себя «главным событием в мире дизайна и литературы». Организатор фестиваля — председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин рассказал корреспонденту «БИЗНЕСС Online»: «Я считаю «Jadidfest»полностью культурным явлением, который мы подсмотрели у европейских форматов, когда общеизвестный глокал, где глобальные форматы, общеизвестные для всех, и локальные особенности подаются вместе и получается особенно интересное для многих людей явление«, — говорит Табрис Яруллин. «Jadidfest» как раз об этом. Формат ярмарки он не новый, дизайн-маркет это тоже не что-то новое, что придумали мы. Но, когда все эти форматы, понятные для всех, независимо от возраста и национальности, подаешь с татарским компонентом, это становится целым культурным явлением. Sunday Up Market — это же тоже не что-то уникальное, это явление пришло к нам из Европы. А вообще очень приятно слышать такое сравнение, потому что обычно у нас спрашивают: это что, весенний вариант Сабантуя? Как раз-таки «Jadidfest» и вообще все наши акции разрушают стереотипы о татарских мероприятиях. Мы хотим показать, что татарские мероприятия могут быть интеллектуальными, интересными, городскими». По словам Яруллина, проект носит некоммерческий характер, 100 рублей с посетителей собиралось для того, чтобы покрыть текущие расходы, в том числе и приезд московских гостей.

Пройдясь по торговым точкам и познакомившись с производителями представленной продукции, понимаешь, что профессиональных дизайнеров среди них раз-два и обчелся. В производство продукции с татарским акцентом подались, в основном, журналисты и представители других творческих профессий. Так, здесь можно было встретить линейку одежды «Ornament by Adele Khadieva» — в прошлом ведущей канала ТНВ Адили Хадиевой, ныне модного дизайнера. Она представила авторскую одежду для девушек с использованием татарского орнамента. Еще один бывший журналист Айгуль Сунгатуллина также представила свою продукцию под брендом «Татарчаcasual». А заместитель главного редактора газеты «Шәһри Казан» представила свой семейный бизнес — татарские ежедневники.

Параллельно с маркетом работал лекторий:, на котором можно было узнать «115 фактов о Такташе, Казани и его женах», прослушать лекцию «Кутуй и феминизм» и многое другое. Многие ассоциируют «Jadidfest» с Sunday Up Market, хотя сами ребята не очень жалуют такое сравнение. Они называют себя «главным событием в мире дизайна и литературы». Организатор фестиваля — председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин рассказал корреспонденту «БИЗНЕСС Online»: «Я считаю «Jadidfest»полностью культурным явлением, который мы подсмотрели у европейских форматов, когда общеизвестный глокал, где глобальные форматы, общеизвестные для всех, и локальные особенности подаются вместе и получается особенно интересное для многих людей явление«, — говорит Табрис Яруллин. «Jadidfest» как раз об этом. Формат ярмарки он не новый, дизайн-маркет это тоже не что-то новое, что придумали мы. Но, когда все эти форматы, понятные для всех, независимо от возраста и национальности, подаешь с татарским компонентом, это становится целым культурным явлением. Sunday Up Market — это же тоже не что-то уникальное, это явление пришло к нам из Европы. А вообще очень приятно слышать такое сравнение, потому что обычно у нас спрашивают: это что, весенний вариант Сабантуя? Как раз-таки «Jadidfest» и вообще все наши акции разрушают стереотипы о татарских мероприятиях. Мы хотим показать, что татарские мероприятия могут быть интеллектуальными, интересными, городскими». По словам Яруллина, проект носит некоммерческий характер, 100 рублей с посетителей собиралось для того, чтобы покрыть текущие расходы, в том числе и приезд московских гостей.

Пройдясь по торговым точкам и познакомившись с производителями представленной продукции, понимаешь, что профессиональных дизайнеров среди них раз-два и обчелся. В производство продукции с татарским акцентом подались, в основном, журналисты и представители других творческих профессий. Так, здесь можно было встретить линейку одежды «Ornament by Adele Khadieva» — в прошлом ведущей канала ТНВ Адили Хадиевой, ныне модного дизайнера. Она представила авторскую одежду для девушек с использованием татарского орнамента. Еще один бывший журналист Айгуль Сунгатуллина также представила свою продукцию под брендом «Татарчаcasual». А заместитель главного редактора газеты «Шәһри Казан» представила свой семейный бизнес — татарские ежедневники.

Но если с одеждой и прочими сувенирами все понятно, то какую национальную нагрузку могут нести цветы? Флорист цветочной студии «Милли», что в переводе с татарского означает «национальный», Диляра Гадеева так объясняет это явление: «Мы решили внести татарский колорит и во флористику тоже. Возникла идея сделать букет татарским — мы подвязываем их лентами с татарским орнаментом, используем в букетах цветы, которые близки татарской тематике, в частности тюльпан и полевые цветы».

Резеда Аглиуллова, в прошлом ветеринарный врач, делает изю — традиционные нагрудные деревянные украшения, расписанные вручную. Говорит, что на основании скрупулезно собранных знаний научилась создавать «свои» татарские орнаменты. «Заказы поступают ото всюду, даже из Австралии. А в основном, это Москва, Сибирь, Санкт-Петербург и другие города России — все хотят подчеркнуть свою национальную индивидуальность», — говорит мастер.

Один из профессиональных дизайнеров Мира Рахмат представила на фесте линейку своей одежды одноименного бренда. Два года назад Мира выиграла мировой конкурс стилистов «Theartofdenim» от итальянского журнала ELLE и европейского аутлета, однако не любит хвастаться этим. Конкурс проходил среди 600 участников со всего мира. Как итог татарский дизайнер прошла стажировку в Милане. Родилась в Москве. Первое образование — конструктора-модельера — получила в Уфе. Мира рассказывает: «После учебы в летней школе AuroraFashionWeek в 2012 году я пересмотрела свой взгляд на направления коллекции. До этого я работала с типовой одеждой. Увидев большое количество работ, так схожих с моими, я поняла, что стоит делать что-то более оригинальное. Там же и возникла идея создавать одежду с национальным акцентом. С тех пор я двигаюсь в этом направлении. Все начиналось с бизнес-идеи, продолжилось душевным порывом развивать свою культуру. Почему именно татарское? Я просто получаю удовольствие, я вижу, что это актуально».

Две родные сестры Адиля и Диана Гаязовы организовали в Москве производство татарских кукол. Каждая кукла— а их всего три — одета в национальный татарский костюм, говорит шесть фраз на татарском языке, читает стихотворение и поет татарскую народную песню. Все куклы ручной работы. Все они представлены на ярмарке. Идея создания кукол пришла неожиданно, девушки поняли, что практически нет кукол для татарских детей, тем более — одетых в национальные платья, рассказывающие стихи и поющие татарские песни, да еще.и чтобы ими можно было играть. От замысла до реализации прошло полтора года, и в декабре 2015-го первая кукла увидела свет.

ИКЕА ЗАРАБАТЫВАЕТ НЕ НА ШВЕДСКОМ ДИЗАЙНЕ, А НА ПРОДУКЦИИ. НО ВСЕ ПОНИМАЮТ, ОТКУДА ЭТА ВЕЩЬ. ТАК ЖЕ ДОЛЖНО БЫТЬ И С ТАТАРСКИМ ДИЗАЙНОМ

Приехала в Казань семейная пара Айдар и Ляйсан Марданшины, организовавшие первую татарскую дизайн-студию «Mardesign» в Москве. Семейная пара выступили в качестве консультантов относительно татарского орнамента разработчиков фирменного стиля VisitTatarstan. Первопроходцы в татарском дизайне — на следующий год отметят десятилетие своей творческой деятельности. На ярмарке дизайнеры представили постеры, календари, чехлы для телефонов, свитшоты и другое: «Если какие-то 5-7 лет назад словосочетание „татарский дизайн“ даже нам самим резало слух, сейчас о татарском дизайне так смело говорят, что нам самим иногда кажется, что это так естественно. Скажи кому „русский дизайн“… „Русский конструктивизм“, „русский авангард“ — это привычные вещи, а вот „русский дизайн“… Есть русская культура, татарская культура… А то, что касается дизайна, то он больше понятен как „шведский“, „голландский“, „французский“. Татарский дизайн, в первую очередь, связан с самоидентификацией самого художника, дизайнера. Если он понимает, что он это делает в рамках культуры. Так как это понятие совсем новое, естественно у него в процессе, в каком-то промежутке времени, должен образоваться базис, основа, какие-то фундаментальные черты. И они еще в течение нескольких поколений будут формироваться. Оно должно обрасти — как жемчуг появляется, обрастает — так и татарский дизайн в итоге выльется… Я уверен, если не мы, то молодые художники, дизайнеры выйдут на мировую арену, когда будут спрашивать у молодых дизайнеров „а что вы это сделали“? Всем будет нравиться. И когда он скажет, это татарский дизайн, все— это будет ключевым, переломным моментом, когда все начнут задаваться вопросом „а что такое татарский дизайн?“. Будут забивать запрос в Интернете. Им, слава Богу, по этому запросу выйдет большое количество и узоров, и работ, и статей».

Семья начинала свой бизнес с открыток, сейчас перешли на изготовление одежды с татарским колоритом. «В нашем случае одежда, открытки — это больше маркетинговый ход, — говорит Лейсан. — Одно дело люди смотрят татарский дизайн — им нравятся узоры, на них смотрят на стенах (в виде постеров), на паттерных логотипах. А тут человеку дается возможность этот дизайн взять в руки, одеть на себя, повесить на стену. И человек, таким образом, вокруг себя создает современную татарскую среду. И наш рост, по большому счету, это не движение в сторону расширения линейки продукции, а именно в том, что нам самим нравится, что бы мы сами хотели носить. Нам понравились свитшоты, ставшие популярными пару лет назад, мы поняли, что они могут быть из татарских узоров, из цветов, которые нам понятны. В той же Москве люди говорят нам: „Мы нашли вас, именно татарский дизайн, чтобы наше предприятие было оформлено в татарским стиле“. Люди находят нас через чехлы, через открытки, через календари — через предметы».

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», можно ли заработать на татарском дизайне, Марданшины ответили так: «На продукции пока нет. А вот в общем — да. Разработка дизайна, логотипа, фирменного стиля — если все это присовокупить, то да, конечно, на этом можно заработать. Это тоже самое, что Икеа. Она же не зарабатывает на шведском дизайне, она зарабатывает на продукции. Но все при этом понимают, что Икеа— это шведский дизайн, бао-хаус. Всем все понятно. Татарский дизайн тоже должен быть таким инструментом, пониманием того, как это делать. Это как инструмент для заработка, а не сам заработок».

Я НАСТАИВАЮ, ЧТОБЫ МЕНЯ НАЗЫВАЛИ ТАТАРСКИМ ПИСАТЕЛЕМ

«Писатели, создающие произведения на русском языке, но на темы, связанные с татарской историей, культурой, бытом, становятся предметом обсуждения и занимают высокие места в рейтингах. Что это — новый путь развития, запрос эпохи? И что, в этом случае, надо делать татароязычной литературе?» — был посыл модераторов лекции «Татарские бестселлеры на русском языке».


На вопрос «Почему русские бестселлеры более популярны, чем татарские?» отвечали современные татарские писатели из Москвы Ильдар Абузяров и Шамиль Идиятуллин. Идиатуллин, публикующийся под псевдонимом Наиль Измайлов, автор книг «Татарский удар», «СССР», «Убыр» и многих других, отметил, что не против, если его будут называть татарским писателем. Абузяров же настаивает на том, чтобы его называли именно татарским: «Помимо языка есть ещё ментальность. Мне не раз говорили, чтобы я взял псевдоним на русском языке—с татарской фамилией твои книги не будут продаваться. Но я стоял на своём и продолжаю творить под татарским именем». «Я убеждён, что существует национальная литература на русском языке», — отмечает автор романов «Хуш», «Курбан-роман», «Мутабор», «Агробление по Олбански» и других. Идиатуллин считает, что, с одной стороны, это вопрос чисто арифметический: «Русских больше — русские книги более востребованы». «Я думаю, что сегодня, когда книги становятся только предметом роскоши,все народы сегодня находятся в такой же ситуации», — добавляет Абузяров.

Гульназ БАДРЕТДИН. 

«БИЗНЕС Online».

* * *

Иске Татар бистәсендә уздырыла торган “Печән базары” чарасы бу ялларда Кремль тирәсенә күчте. 2-3 апрельдә Казанда “Jadidfest” дип аталган фестиваль узды. Оештыручылар аны шаяртып язгы “Печән базары”, дип тә атый.

“Җәдид” сүзе гарәпчәдән “яңа” дип тәрҗемә ителә. Шул сәбәпле, “Jadidfest” аркылы татар мәдәниятенә яңа ысуллар кертергә, яңа сулыш өрергә телиләр. Оештыручылар татар телен киләчәк гасыр, бүген модага чыккан әйберләрнең теле буларак күрә.

— Әлбәттә, “Jadidfest” азрак “Печән базары”на охшаган. Без аны үзебезчә “Печән базары”ның язгы версиясе, дип атыйбыз. Ул беренче тапкыр шундый ябык мәйданчыкта уздырыла. Моңа кадәр бездә дизайн-маркетлар узмый иде. Әлеге фестивальне массакүләм тенденцияләргә тиңләштереп ясыйбыз, – дип сөйләде “KZN.Собака.ру” журналы баш мөхәррире, Бөтендөнья татар яшьләре форумы рәисенең киңәшчесе Рәдиф Кашапов.

Фестивальнең исемен дә Рәдиф үзе уйлап чыгарган. Аның фикеренчә, татар мохите шәһәрдә дә булырга тиеш. “Татар яшьләре дигәндә шәһәрләрдә яшәүче татар яшьләрен дә онытмаска кирәк”, – ди ул.

Шунысы да бар: бу чара бары тик татар яшьләре өчен генә юнәлтелмәгән. Мисал өчен, төрле темаларны колачлаган лекцияләр ике телдә узды. Чыннан да, әлеге фестивальгә килүчеләр арасында татарлардан кала башка милләт вәкилләре дә бар иде. Алар да мондый чараның кызыклы булуын билгеләп узды.

Фестивальдә тәкъдим ителгән барлык әйберләр – кул эшләнмәләре, киемнәр, лекцияләр татар рухы белән сугарылган. Мисал өчен, “Милли” чәчәкләр студиясенең төп флористы Диләрә әйтүенчә, алар чәчәкләргә дә милли рух бирергә тырышалар. Шуңа да күбрәк лалә, кыр чәчәкләре бәйләмнәре әзерлиләр.

Шимбә көнне “Jadidfest” үз ишекләрен көндезге сәгать 12дә ачты. Инде ярты сәгать узу белән, зал яшьләр белән тулган иде. Хәер, яшьләр белән генә түгел, татар рухыны битараф булмаган олылар да бар иде монда.

Җәйге “Печән базары”ннан язгы форматы лекцияләр узуы белән аерылып тора. Биредә шулай ук “Такташнонстоп” дигән арт-перформанс оештырылды әле. Анда исә галим, музыкант, композитор, шагыйрь, язучы, артист, җырчы, журналистлар Һади Такташ шигырьләрен укыды. Өч сәгать буена сәхнәдән Такташ шигырьләре яңгырап торды.

intertat.ru

Просмотров: 1049

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>