Ильсуру Метшину направлено письмо с просьбой приостановить конкурс по созданию памятного знака в честь Екатерины II

1462442996_FragmentpisʹmaprotivznakaEkaterinyftatarruВсемирный форум татарской молодежи опубликовал открытое письмо мэру Казани Ильсуру Метшину с просьбой приостановить открытый конкурс, связанный с созданием памятного знака в честь Екатерины. Само письмо опубликовано на официальном сайте Всемирного форума татарской молодежи.

В письме, в частности, говорится, что «любой памятник должен вызывать одобрение абсолютного большинства общественности, горожан, должен быть вписан в городскую среду, исторический контекст и общее духовное пространство города. Памятник же Екатерине не отвечает этим условиям».

Авторы письма указывают на то, что роль Екатерины II не столь однозначна в трагической истории народов России. Так, «именно при Екатерине случилось Пугачевское восстание, которое было потоплено в крови».

«Кроме того, вопрос имеет сложный межнациональный контекст: ставя памятник Екатерине, мы противопоставляем себя братскому башкирскому народу, национальным символом которого является Салават Юлаев; упускаем гонения на еврейский народ, факт создания дискриминационной черты оседлости; забываем о трагическом исходе крымских татар с родных территорий; мы также закрываем глаза на жестокое уничтожение по указу императрицы ногайского народа, чья история связана тесными узами с татарами».

«С установкой памятного знака создается нехарактерная для нашего общества новая историческая память с потенциалом конфликтности. В этом свете обращает на себя внимание, количество и характер комментариев граждан, оставленных после соответствующей новости о памятном знаке в электронной газете «БИЗНЕС Online», — пишут авторы обращения.

1462442996_FragmentpisʹmaprotivznakaEkaterinyftatarruТатарская общественность просит мэра города «приостановить открытый конкурс, связанный с созданием памятного знака в честь Екатерины» для того, чтобы «обстоятельно изучить мнение разных групп горожан, научно-экспертного сообщества и обсудить разные точки зрения в СМИ, при необходимости провести общественные слушания».

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1424

2 комментариев

  1. Безусловно, ряд указов Екатерины II способствовали возрождению татарского народа, его интеграции в российское общество. Однако идея памятника Екатерине II на набережной озера Кабан – действительно неуместна. Начиная от того, что в Казани уже есть памятные места, связанные с ее именем и нет ни одного памятника татарским правителям, заканчивая целым перечнем исторических фактов, характеризующих Екатерину не с лучшей стороны.
    Ошибочно полагать, что политика Екатерины является безусловной добродетелью и главной причиной возрождения татар. Положительный по отношению к мусульманам политический курс был продиктован прагматическими соображениями, необходимостью проникновения на среденазиатские рынки и Кавказ, присоединением казахских ханств, войнами с Османской империей. Вернее говорить, что усилия нескольких поколений татар, их постоянная борьба заставила пересмотреть политику самодержавия по отношению к мусульманам и татарам.
    Именно при Екатерине был расцвет крепостного права в России, рабские порядки которого только усилились в ее правление. Именно при Екатерине II случилось Пугачевское восстание, которое было потоплено в крови. Напомним, почти треть участников восстания были татары. Фактом установки её памятника мы обеляем одну сторону в гражданской войне и забываем о сотнях тысячах предков русского и татарского и других народов России, сложивших голову в борьбе против царизма.
    Есть еще немало политических и ценностных моментов, которые делают идею памятника неуместной. Во-первых, знак в память о том, что что-то разрешили татарам и к нам приехал царь — это не символ для национальной гордости. По этой же логике нужно ставить памятник Николаю II, Хрущеву и Ельцину. Второй, самый важный момент: Екатерина II олицетворяет собой самодержавный режим, который для народов России является режимом дискриминации и геноцида. Сама Екатерина указом 1769 г. инициировала уничтожение ногайского народа (давшего татарам двух великих женщин — ханшу Нурсолтан и Сюембике). Далее — завоевание Крымского ханства, закончилось массовым исходом крымских татар с родных земель. Ставя памятник Екатерине, мы противопоставляем себя еще и братскому башкирскому народу, национальным символом которого является Салават Юлаев. И если мы про своего «Юлаева» — Канзафара Усаева совершенно не говорим, то это не повод в забытьи ставить памятник его противнику.
    Стоит подчеркнуть, что в Татарстане нет, и не было памятников царям. Не нужно создавать прецендент. Как, вообще хоть один деятель самодержавного режима может пользоваться почестями на государственном уровне в Татарстане? Вне зависимости от имён: мы видим этот режим в целостности — по отношению к нашим землям он продолжал оставаться режимом дискриминации. В основу государственности Татарстана заложен принцип равноправия и мультикультурализма. Это значит, что у татарстанского государства есть моральное право полностью отмежеваться от царистского режима. Поставьте хоть один-единственный памятник нашим государственным и политическим деятелям. Есть более, чем тысячелетняя история государственности. Может быть, там найдётся кто-то получше российской царицы? Или если уж мы говорим о национальном Возрождении, то в последние годы в Татарстане гремит название одноименного фонда. Возможно, именно этот символ мог бы стать памятным знаком для набережной.

  2. Даже Салават пел в 90-е годы народную песню про кандалы Екатерины.
    «Эби-патша» — это название идущее от «служилой» группы татар, но не всего народа