Рафаэль Хакимов: «Татары ценились и, возможно, это стало причиной их массового призыва на фронт»

72052d0f19cff881Настоящие герои Великой войны — сам народ, а не Сталин, которого показывают организатором всех побед. Много было неоправданных потерь, при лучшей организации, при наличии оружия можно было поберечь солдат и офицеров, считает Рафаэль Хакимов, директор института истории Академии наук им. Марджани АН РТ. В своей авторской колонке для «Реального времени» он рассказывает о дружбе с семьей Мусы Джалиля, тоске отца по татарской речи и горечи тяжелых потерь.

Как делили новобранцев…

Трудно переоценить роль праздника Победы для сегодняшнего дня. В условиях отсутствия внятной официальной идеологии возможность проведения таких мероприятий остается важным воспитательным моментом для молодежи. Это важно не только в плане понимания роли России в современных международных делах, но и противодействия попыткам возрождения фашизма.

У меня отец прошел всю войну на передовой. Его творчество связано с темой войны. Мы всегда дружили и продолжаем дружить с семьей Мусы Джалиля. Я помню времена, когда его считали сомнительной личностью, а затем была полная реабилитация и, наконец, признание его подвига. Отец всегда гордился подвигом джалиловцев и в целом вкладом татарского народа в разгром нацизма.

Плачет ветер в ветвях моих сосен
За бревенчатой стенкой хибары –
О джалиловцах вести принес он:
– Шли с улыбкой на плаху татары…

Целый мир облетит этот ветер –
И долины, и горы, и яры,
И расскажет всем людям на свете:
– Шли с улыбкой на плаху татары…

«На фронтах погибли из близких друзей отца Муса Джалиль в Плетцензее, Адель Кутуй – в Польше, Фатых Карим – под Кенигсбергом. Были и другие». Фото archive.gov.tatarstan.ru (А. Кутуй в госпитале, г. Згеж
(Польша)

На фронтах погибли из близких друзей отца Муса Джалиль в Плетцензее, Адель Кутуй – в Польше, Фатых Карим – под Кенигсбергом. Были и другие. Отец рассказывал, что после тяжелых боев для пополнения воинских частей собирались в штабе и делили новобранцев – вначале распределяли сибиряков и татар, затем уж остальных. Татары себя хорошо показали в боях, они ценились и, возможно, это стало причиной их массового призыва на фронт.

На передовой: немецкую речь слышал чаще, чем русскую

После офицерских курсов отец сразу попала в пекло войны – Курскую Дугу, из батальона выжило девять человек. Отличился в боях, был награжден орденом Красной Звезды.

Лес подо Ржевом. Снег подо Ржевом.
Сорок второй с его болью и гневом.
Жизни и смерти яростный спор.
Сорок сапог износил я с тех пор.

Он был дважды контужен, но живой добрался до Молдавии, где его перевели во фронтовую газету. Домой он вернулся только в 1946 году. Поскольку он был всегда на передовой, то, как он сам рассказывал, немецкую речь слышал чаще, чем русскую, а тосковал по татарскому языку. Он говорил, что солдат на передовой сражается не за какие-то идеи, или Сталина, или вообще, за Родину, а за конкретную родину, за свою республику, деревню, переулок.

Шестнадцать домов в переулке моем.
Всего лишь шестнадцать; он мал,
Но в годы военные круглым числом
Полвзвода людей потерял.

Старый солдат.
Из всех уцелел в переулке лишь я
И словно бы в том виноват.

«После офицерских курсов отец сразу попал в пекло войны – Курскую Дугу, из батальона выжило девять человек. Отличился в боях, был награжден орденом Красной Звезды». (1946 г. В 1-м ряду слева направо: второй — Сибгат Хаким, третий — М. Хусаин. Во 2-м ряду слева направо: первый — Ш. Маннур, второй — А. Файзи, третий — А. Ерикей. В 3-м ряду в центре А. Исхак. Фото предоставлено ИЯЛИ)

В соцсетях поднимается вопрос о превращении дома отца на Лебяжьем в музей. Среди писателей жила идея сохранить дачи писателей на Лебяжьем в качестве музейного комплекса, ведь там жили не только Сибгат Хаким, но и Хасан Туфан, Гумер Баширов, Наби Даули, Рафаэль Мустафин, Рустем Кутуй, Риза Ишмурат и еще многие другие, ставшие классиками. Но наступили времена рыночной экономики, территорию разгородили заборами, прелесть дачи пропала, дома Хасана Туфана и Наби Даули снесли. Грустно.

«Много было неоправданных потерь»

Настоящие герои Великой войны — сам народ. Мне не нравится, когда Сталина показывают организатором всех побед. Много было неоправданных потерь, при лучшей организации, при наличии оружия можно было поберечь солдат и офицеров. Вначале войны не хватало обычных винтовок. Как же подготовка к войне, передышка, якобы, предоставленная пактом Молотова-Риббентропа? Речь не идет о танках или самолетах, но обычным стрелковым оружием можно было снабдить армию к началу войны. Отец рассказывал, что ждали, когда убьют товарища, чтобы забрать его винтовку. В таких условиях победы нередко ковались за счет количества солдат, количества танков и самолетов.

Был, конечно, генералитет, который разрабатывал планы сражений и переигрывал лучших немецких полководцев. Были конструкторы, изобретавшие новое оружие. Многие сделали вклад в эту войну, в том числе и в тылу. Война, поистине, была народной.

«Международные отношения строятся с учетом вклада СССР в разгром фашизма»

Трудно будет принизить роль Великой Победы, но есть один грустный, а для какого-то трагически момент, связанный с Пактом Молотова-Риббентропа. К договору прилагался секретный протокол, который предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточных «областей, входящих в состав Польского государства» и Бессарабии в сферу интересов СССР. Территориальный раздел Польши между СССР и Германией был завершен подписанием договора о дружбе и границе от 28 сентября 1939 года. К СССР были присоединены страны Прибалтики, Бессарабия и Северная Буковина, а также часть Финляндии.

«Вокруг этого пакта до сих пор идет дискуссия. Кто-то говорит о сговоре Гитлера и Сталина, другие оценивают пакт как передышку для подготовки к войне». Фото phistory.info

Вокруг этого пакта до сих пор идет дискуссия. Кто-то говорит о сговоре Гитлера и Сталина, другие оценивают пакт как передышку для подготовки к войне. Черчилль, не симпатизировавший Сталину, писал так: «В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на запад исходные позиции германских армий, с тем чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи. В умах русских каленым железом запечатлелись катастрофы, которые потерпели их армии в 1914 году, когда они бросились в наступление на немцев, еще не закончив мобилизации. А теперь их границы были значительно восточнее, чем во время первой войны. Им нужно было силой или обманом оккупировать прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной».

В 2009 году Европейский парламент провозгласил 23 августа — дату подписания договора о ненападении между Германией и Советским Союзом — днем памяти жертв сталинизма и нацизма. Эта карта активно разыгрывается в Восточной Европе, Западной Украине и странах Прибалтики. Пакт Молотова-Риббентропа не может перечеркнуть значение самой Победы для мировой истории. Конфликт России с Украиной усилил позиции сторонников пересмотра итогов Второй мировой воны. Но факт остается фактом: международные отношения строятся с учетом вклада СССР в разгром фашизма.

Рафаэль ХАКИМОВ.

Просмотров: 1003

Комментирование запрещено