Как татары учили Англию демократии

I Всероссийский мусульманский съезд, 1905

I Всероссийский мусульманский съезд, 1905

Садри Максуди и благоприятный имидж первого российского парламента

110 лет назад 27 апреля (10 мая) была образована Государственная Дума Российской империи. Она просуществовала до 9 (22) июля 1906 года, после чего была распущена императором. Первое заседание Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. А как были представлены татары в российском парламенте в начале ХХ века?

ТАТАРЫ ГОЛОСУЮТ ЗА КАДЕТОВ

Учреждение Первой Государственной Думы было прямым следствием революции 1905 — 1907 годов. Николай II под давлением либерального крыла правительства преимущественно в лице премьер-министра Сергея Витте решил не накалять обстановку в России, дав подданным понять в августе 1905 о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Доктор исторических наук Айдар Хабутдинов пишет, что при отсутствии территориальной автономии мусульмане Волго-Уральского региона России стремились обеспечить свои права на всероссийском уровне путем участия в законодательном процессе. В годы российской революции 1905 — 1907 годов казанские татары составляли основу политического движения российских мусульман. Сайт «еТатар» утверждает, что сама численность татар, их уникальная структура образования, наличие финансовой базы, присутствие в национальном движении крупной буржуазии и земских деятелей, их ориентация на европейские формы политического движения быстро привела их к лидирующей роли в мусульманском политическом движении. Сила татар заключалась и в наличии значительного слоя национальных активистов (местного духовенства, средней и мелкой буржуазии, мугаллимов, учителей и учеников государственных школ, студентов, шакирдов), которые сумели создать структуры движения, как в национальных центрах, так и на местах.

Мусульманское общественное движение выходит за рамки движения, обеспечивающего защиту потребностей уммы (религиозной общиныприм. ред.), и превращается в общероссийское политическое движение, ориентированное на реформу государственного строя путем голосования в Государственной Думе. Российская мусульманская элита в этот период могла ориентироваться только на партию эволюционного развития, так как стремилась сохранить единство мусульманской общины и обеспечить автономию её религиозных и образовательных институтов.

Само выборное думское законодательство было весьма выгодным для меньшинств, которые были в состоянии создать широкую коалицию. Избранные в волостях, а затем уездах выборщики в свою очередь избирали членов Госдумы. Депутатами становились лица, получившие наибольшее число голосов. В условиях расколотости русского населения на несколько партий, мусульмане могли провести своих депутатов, блокируясь с одной из общероссийских партий.

В татарских газетах этих лет вовсю осуществляется политическая пропаганда. На рубеже 1905-1906 ггода татарам удается создать четыре газеты, возглавлявшиеся национальными лидерами: в Петербурге это «Уль-Фат», в Казани — «Казан мохбире» и «Йолдыз», в Оренбурге — «Вакыт».

10 ноября 1905 года в Казани состоялось собрание, где рассматривался вопрос о присоединении татар к одной из общероссийских политических партий после детального ознакомления с их программами. На думских выборах предлагалось выступить в союзе с конституционно-демократической партией, так как «она обращает большее внимание на религиозные свободы и показывает понимание угнетенных наций».

Деятели казанского бюро конституционно-демократической партии перевели на татарский язык и издали программу партии с примечаниями. Особая роль в этих примечаниях уделялась равноправию нерусских народов, свободе вероисповедания, религиозной автономии и особенностям национальной системы образования.

Таким образом, кадеты гарантировали не только гражданское равноправие, но и религиозную автономию. Система частного образования и национальных культурных организаций также получала полную автономию. Обеспечивалось преподавание в государственной начальной школе на родном языке. Для мусульманских либералов такие гарантии являлись достаточными на этапе развития, требовавшем, прежде всего, религиозной и культурной автономии и создания целостной системы образования.

АВТОМАТИЧЕСКИ — ПОД НАДЗОР ПОЛИЦИИ

Выборы в I Госдуму в Казани, губернии, других регионах показали, что татары жестко голосуют за выборщиков-татар. По воспоминаниям одного из русских выборщиков, в Тетюшском уезде «татары были дружны и готовы были голосовать как один, за кого укажет комитет.

Ценный материал по этой проблеме, указывает в своей докторской диссертации казанский историк Диляра Усманова, содержится в местных и региональных архивах. Прежде всего, это документы, связанные с выборами в Думу в отдельных губерниях. В частности, в Национальном архиве Республики Татарстан (НАРТ) подобные документы есть в фондах Казанского губернатора и Казанского губернского жандармского управления, в делах уездных выборных комиссий. В региональных архивах также сохранилось большое число документов полицейского надзора, поскольку по распоряжению МВД депутаты Думы автоматически попадали под надзор полиции и все их действия, вплоть до передвижений во время каникул, были под постоянным контролем властей.

Мусульманская фракция Госдумы I созыва (27 апреля — 8 июля 1906 года) была сформирована 21 июня в составе 22 депутатов (12 татар) из числа представителей интеллигенции, помещиков и улемов.

Избранные в I Государственную думу депутаты начинают участвовать в управлении государством с надеждой на то, что царское правительство России встанет на путь демократического правления. Английский парламент с целью сближения и налаживания дальнейших отношений между Англией и Россией приглашает представителей основных партий думы России посетить Англию с официальным визитом для ознакомления с жизнью страны, деятельностью парламента Англии. Российская сторона принимает приглашение, решив, что молодая российская законодательная власть должна поддерживать контакты с ведущими европейскими парламентами, и из депутатов Государственной думы отбирает группу из 18 человек, в состав которой входит и Садри Максуди. Когда была предложена кандидатура Максуди от мусульманской фракции, один из организаторов поездки с английской стороны, профессор Эдвард Перс, заявляет: «У нас индейские мусульмане не имеют права на выборы. Поэтому не будет ли вызывать противоречия приезд в Англию депутатов Государственной думы, мусульманина из России?» На что представитель октябристов Звегинцев ответил: «Садри Муксудов, хотя и является членом малочисленной фракции, он действительный представитель от двадцати миллионов мусульман России. И ни один депутат в Думе не сможет объявить себя представителем от 20 миллионов избирателей. Мы относимся к мусульманам, как к достойным равноправными со всеми соотечественникам». Его мнение поддерживают председатель думы Хомяков, из депутатов — Милюков и другие. После чего профессор Перс соглашается включить Максуди в состав почетной делегации с надеждой: «Может, и наше правительство, увидев российского мусульманина, извлечет урок, сделает для себя выводы».

Итак, включение члена мусульманской фракции в состав межпарламентской делегации дало благоприятный имидж российскому парламенту. Как и в других европейских странах, в России была принята доктрина национального представительства: член парламента представляет не только избирателей своего округа, а нации в целом.

МУСУЛЬМАНЕ В ПОСЛЕДУЮЩИХ ДУМАХ

Мусульманская фракция Государственной Думы II созыва (20 февраля — 3 июня 1907 года) была образована в составе 36 депутатов-мусульман (15 татар), 6 из которых в марте выделились в самостоятельную мусульманскую трудовую группу.

Госдума III созыва (1 ноября 1907 — 9 июня 1912 года) была созвана по новому избирательному закону от 3 июня 1907года По нему представительство в Думе потеряло коренное население Средней Азии, Степей, большей части Кавказа (кроме Дагестана) и турецкой части российского Закавказья. Деятельность фракции в Госдуме получила новую доминанту — борьбу за начальную светскую школу на родном языке. Правительство Петра Столыпина внесло законопроект об обязательном начальном образовании в рамках 4-х летней школы. Фракция действовала в соответствии с резолюцией III Всероссийского мусульманского съезда 1906 года и провела в 1910-м петиционную кампанию, получив поддержку депутатов-октябристов от Казанской губернии и Уфимского губернского земства. Правительство требовало обучения на русском языке, давая определенный переходный период для овладения им. В Госдуме прошел вариант о татарском языке как языке преподавания и только для татар . Но даже такой вариант был отклонен Государственным Советом. В связи с этим татарское общество не видело реальной пользы от деятельности Госдумы для татар .

IV Государственная Дума в 1912 году была избрана по тому же избирательному закону. В ней мусульманская группа состояла из 6 депутатов (из них 5 татар): трое — от Уфимской и по одному от Оренбургской и Самарской губерний. Мусульмане Казанской губернии не были представлены.

Подготовил Михаил БИРИН.

business-gazeta.ru

Просмотров: 1091

Один комментарий

  1. Таких принципиальных татарских депутатов,защищавшие мусульман,татарские школы и культуру уже почти не осталось. Были уважаемый Фандас Сафиуллин и ныне покойный Туфан Миннуллин,которые по мере возможности боролись за права татарского народа.Когда Гос.Дума голосовала за запрет латинице татарам,все татарские депутаты голосовали за,вместе с Единой Россией.За последние годы закрыли 2000 татарских школ и библиотек.Депутаты из РТ не защитили ни одного.Они принимают только те законы ,которые разрешает Москва.