Дискуссия «Реального времени»: были ли татары казаками в казачьем сословии?
Научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Рустем Аминов решил продолжить полемику вокруг «казацкого народа» и подискутировать с башкирским коллегой Ильдаром Шаяхметовым, руководителем военно-исторического общества «Северные амуры», о роли в нем татар. Исследователь считает, что тезис «татары никогда в казачьем сословии не были» не имеет под собой научной основы и приводит свои доводы в статье, написанной специально для «Реального времени».
Какие ваши доказательства?
Ильдар Шаяхметов в своей статье «Татарский конный полк — это одно из неприятных явлений военной истории русской армии», утверждает следующее: «татары никогда в казачьем сословии не были». Данное мнение не имеет под собой никаких оснований.
Во-первых, для такого громкого заявления необходимо всесторонне изучить историю российского казачества и желательно обратиться к многочисленным источникам, хранящимся в различных музеях и архивах нашей страны, проанализировать научную литературу по данной тематике. Лишь после этого можно утверждать о том, были ли татары в казачьем сословии, какова их роль в истории российского казачества, в каких знаменательных событиях они участвовали, чем они запомнились и т.д.
Лично я как исследователь истории татар-казаков Оренбургского казачьего войска, в частности, могу с уверенностью заявить: «Татары в казачьем сословии были». Об этом говорят многочисленные архивные данные, изученные мною в Государственном архиве Оренбургской области (ГАОО), Центральном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦИА РБ), Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), подтверждающие присутствие татар в составе Оренбургского казачьего войска.
Исследовательские работы таких ученых современности, как В.Г. Семенов, Д.М. Исхаков, Е.В. Годовова, А.И. Кортунов, А.В. Ганин, И.Р. Атнагулов, отчетливо свидетельствуют о значимой роли татар-мусульман, а также нагайбаков в истории Оренбургского казачьего войска.
«Башкиры» Башкиро-Мещерякского войска не совсем казаки»
Изученные нами материалы V (1795 г.), VII (1816 г.), VIII (1834 г.) ревизий фиксируют присутствие татар-мусульман и нагайбаков в составе Оренбургского казачьего войска (см. подробнее. Аминов Р.Р. Формирование и расширение поселенческой структуры оренбургских татар-казаков в кантонный период (1798 – 1840 гг.) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья: Сб. статей. Вып. 5. – Казань: Изд-во «Ихлас»; Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С. 6–33). Причем если в 1754 г. наблюдаются лишь шесть поселений татар-мусульман Оренбургского казачьего войска, то к 1797 их число возросло до 13, в 1816 – 17, в 1860 г. увеличилось до 36 и, наконец, в 1914 г. татары-мусульмане зафиксированы в 49 поселениях.
Что касается Башкиро-Мещерякского войска, то в его состав изначально с 1798 г. вошли так называемые мещерякские кантоны (5), в которых проживали татары-мишари. Считаю лишним подробно останавливаться на вопросах военной службы мишарей и тептярей (Тептярских конных полков), по этому поводу и без того написано довольно много различной литературы, скажу лишь, что И.Г. Шаяхметов не совсем прав в оценке роли татарских конных полков в военной истории России, говоря, как уже было сказано, что они (татарские конные полки) одно из неприятных явлений. Те же татары-мишари внесли огромный вклад в общую победу над врагом в ходе Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии 1813–1815 гг. в частности. Вообще неуместно рассуждать о роли каких-либо конных полков в том или ином смысле, не обладая необходимым материалом для этого. Во-первых, тут нужно учитывать их (полков) количество: неправильно сравнивать роль 28 полков и двух-трех полков в военной истории нашей страны, очерняя при этом деятельность тех полков, которые составляли меньшинство.
Понятие «башкиры» относительно Башкиро-Мещерякского войска является сугубо сословным значением. Известно, что «башкиры» Башкиро-Мещерякского войска — не совсем казаки, они являлись особым привилегированным военно-служилым сословием, пользующимися своими землями в статусе вотчинников, в отличие от оренбургских казаков, которым выделялся земельный надел (30 дес.) на душу м.п. за службу вместо жалованья.
От русско-турецкой до Памира и Первой империалистической
Не секрет, что татарин-мусульманин из мурз Зюлькарнаин Дашкин возглавлял в годы Первой мировой войны (1914–1919 гг.) целый полк (14-й Оренбургский казачий полк). По нашим подсчетам, 100 татар-мусульман данного полка были награждены 116-ю различными наградами (см. подробнее: Аминов Р.Р. Татары-казаки Оренбургского казачьего войска в годы Первой мировой войны: сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной к 100-летию начала войны (г. Казань, 10 –11 октября 2014 г. / Под. общ. ред. Л.Р. Габдрафиковой. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2014. – С. 140–148). Более того, нами установлено, что татары-казаки, в том числе и нагайбаки, участвовали в Русско-турецких войнах 1806-1812 гг., 1828 – 1829 гг., 1877 – 1878 гг., Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1813 – 1815 гг., Русско-японской войне 1904 – 1905 гг., татары-мусульмане участвовали также в Кокандском 1875-1876 гг., и Памирском походах 1892 – 1893 гг.
Яркими впечатлениями полна и военная служба представителей офицерской династии татар-мусульман Кочуровых, нагайбаков Бектеевых, Альметьевых (см. к примеру: Ганин А.В., Семенов В.Г. Офицерский корпус Оренбургского казачьего войска. 1891 – 1945: Биографический справочник. – М.: Русский путь; Библиотека-фонд «Русское зарубежье», 2007. С. 88 – 90, 112, 113, 187, 188, 297 – 299).
Посредники для кочевников
Известно, что на татар-мусульман Оренбургского казачьего войска были возложены различные функции в Казахской степи. Помимо пограничной службы они, знающие казахский язык и менталитет кочевников, часто привлекались к охране меновых дворов, караванов, дипломатических представительств, которые останавливались в Оренбурге для проезда в столицу или с целью переговоров с оренбургским генерал-губернатором. Таким образом, очевидно, что оренбургские власти использовали татар-мусульман для укрепления и поддержания связей России во взаимоотношениях с киргиз-кайсаками (казахами).
Говоря о других казачьих войсках Российской империи, можно с уверенностью утверждать, что татары также состояли в составе Уральского, Сибирского, Донского казачьих войск (см. к примеру, работу А.М. Дубовикова: Уральское казачество и его роль в системе российской государственности (середина XVII – XIX вв.): дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02. – М., 2006. – 515 с. и др. работы).
Несмотря на значительную малочисленность (в 1865 г. – 13516 чел. (5,71%), 1880 г. – 19867 чел. (6,87%), 1889 – 1890 гг. – 21491 чел. (6,52%), 1902 г. – 273 00 «душ обоего пола» (6,64%), татары-мусульмане, являясь вторым по численности этносом после русских, не затерялись в многочисленной массе русских казаков Оренбургского казачьего войска (ОКВ) и наравне с ними, а порой и превосходя, некоторых из них, доблестно служили верой и правдой Российскому государству.
Справка
Аминов Рустем Равилевич — научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (область интересов: нагайбаки, татары-казаки Оренбургского казачьего войска, татары-мусульмане Южного Урала). В ближайшее время состоится защита его диссертационной работы по теме: «Татары в Оренбургском казачьем войске (1748 –1917-е гг.)», в которой проанализирована динамика численности татар-казаков мусульман и нагайбаков, прослежено их правовое положение, рассмотрены земельные отношения, исследованы налоги и повинности, этноконфессиональный состав поселений татар-казаков, составлена карта расселения нагайбаков и татар-мусульман на территории Оренбургского казачьего войска, рассмотрены вопросы участия татар-казаков в военных кампаниях Российской империи.
Просмотров: 1263
с. Варна. Челябинской области, до революции — казачий поселок. в котором жили татары-казаки Оренбургского казачьего войска. Участвовали в русско-турецких войнах, походах на Хиву и Бухару, русско-японской и Первой мировой войне. Многие были награждены георгиевскими крестами. В поселке было 3 мечети.
Мусульмане -казаки…это нонсенс чтоб мусульманин с КРЕСТОМ…как и не возможно православному -с наградой полумесяцем. Да и проходили службу разные нации до 2 мировой войны в разных частях…………
Кто тебе сказал , что казак мусульманин ходил с крестом? Написано же наше село казаков мусульман- татаров. Ходили в мечеть. Нонсенес то что утверждается без оснований — голословно
Кресты разные…награды-кресты…ни один мусульманин не примет этого.Дед в 14г. в плену ел свинину…/и то с оговоркой/, чтоб выжить и служить АЛЛАХУ…
козак,казак -на татарском языке вольный человек. У татар казаки воины служили авангапдом в походах.Первыми казаками, несшими военную службу на руси,о которых имеются исторические известия, следует считать мещерских татар казаков нанятых в14 в.к муромским князям. малая сов.энциклопедия. 1936 год
Наше татарское село Ахуново учалинский р-н Башкортстан Были казаками сохранили печать, где написано :Печать атамана Ахуновского поселка. После революции их запретили.
Прав Муса Аджи….что казаки это сословие ассимилированное из тюркских народов.
ЕМШАН (СТЕПНАЯ ПОЛЫНЬ ) — СИМВОЛ КАЗАЧЕСТВА — В переводе на тюркский называется Емш.- лекарь.
То с русской силой Мономах
Всесокрушающий явился;
Сырчан в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся.
И шли года… Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе…
Но вот — скончался Мономах,
И по Руси — туга и горе.
Зовет к себе певца Сырчан
И к брату шлет его с наказом:
«Он там богат, он царь тех стран,
Владыка надо всем Кавказом,-
Скажи ему, чтоб бросил всё,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи!
Ему ты песен наших спой,-
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему — и он вернется».
Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг — рой абхазянок прекрасных;
На золоте и серебре
Князей он чествует подвластных.
Введен певец. Он говорит,
Чтоб в степи шел Отрок без страха,
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха!
Отрок молчит, на братнин зов
Одной усмешкой отвечает,-
И пир идет, и хор рабов
Его что солнце величает.
Встает певец, и песни он
Поет о былях половецких,
Про славу дедовских времен
И их набегов молодецких,-
Отрок угрюмый принял вид
И, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его, велит
Своим послушливым кунакам.
И взял пучок травы степной
Тогда певец, и подал хану -
И смотрит хан — и, сам не свой,
Как бы почуя в сердце рану,
За грудь схватился… Все глядят:
Он — грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат,-
Пучок травы целуя, плачет!
И вдруг, взмахнувши кулаком:
«Не царь я больше вам отныне!-
Воскликнул.- Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!»
Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван -
Отрок с немногою дружиной.
Минуя гору за горой,
Всё ждет он — скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.
* Рассказ этот взят из Волынской летописи. Емшан — название душистой травы, растущей в наших степях, вероятно полынок.