Оренбургские мусульмане-казаки: повоевать на Памире и найти общий язык с кочевником

ca5aee7f26012aa7Дискуссия «Реального времени»: были ли татары казаками в казачьем сословии?

Научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Рустем Аминов решил продолжить полемику вокруг «казацкого народа» и подискутировать с башкирским коллегой Ильдаром Шаяхметовым, руководителем военно-исторического общества «Северные амуры», о роли в нем татар. Исследователь считает, что тезис «татары никогда в казачьем сословии не были» не имеет под собой научной основы и приводит свои доводы в статье, написанной специально для «Реального времени».

Какие ваши доказательства?

Ильдар Шаяхметов в своей статье «Татарский конный полк — это одно из неприятных явлений военной истории русской армии», утверждает следующее: «татары никогда в казачьем сословии не были». Данное мнение не имеет под собой никаких оснований.

Во-первых, для такого громкого заявления необходимо всесторонне изучить историю российского казачества и желательно обратиться к многочисленным источникам, хранящимся в различных музеях и архивах нашей страны, проанализировать научную литературу по данной тематике. Лишь после этого можно утверждать о том, были ли татары в казачьем сословии, какова их роль в истории российского казачества, в каких знаменательных событиях они участвовали, чем они запомнились и т.д.

Лично я как исследователь истории татар-казаков Оренбургского казачьего войска, в частности, могу с уверенностью заявить: «Татары в казачьем сословии были». Об этом говорят многочисленные архивные данные, изученные мною в Государственном архиве Оренбургской области (ГАОО), Центральном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦИА РБ), Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), подтверждающие присутствие татар в составе Оренбургского казачьего войска.

Исследовательские работы таких ученых современности, как В.Г. Семенов, Д.М. Исхаков, Е.В. Годовова, А.И. Кортунов, А.В. Ганин, И.Р. Атнагулов, отчетливо свидетельствуют о значимой роли татар-мусульман, а также нагайбаков в истории Оренбургского казачьего войска.

«Башкиры» Башкиро-Мещерякского войска не совсем казаки»

Изученные нами материалы V (1795 г.), VII (1816 г.), VIII (1834 г.) ревизий фиксируют присутствие татар-мусульман и нагайбаков в составе Оренбургского казачьего войска (см. подробнее. Аминов Р.Р. Формирование и расширение поселенческой структуры оренбургских татар-казаков в кантонный период (1798 – 1840 гг.) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья: Сб. статей. Вып. 5. – Казань: Изд-во «Ихлас»; Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С. 6–33). Причем если в 1754 г. наблюдаются лишь шесть поселений татар-мусульман Оренбургского казачьего войска, то к 1797 их число возросло до 13, в 1816 – 17, в 1860 г. увеличилось до 36 и, наконец, в 1914 г. татары-мусульмане зафиксированы в 49 поселениях.

Что касается Башкиро-Мещерякского войска, то в его состав изначально с 1798 г. вошли так называемые мещерякские кантоны (5), в которых проживали татары-мишари. Считаю лишним подробно останавливаться на вопросах военной службы мишарей и тептярей (Тептярских конных полков), по этому поводу и без того написано довольно много различной литературы, скажу лишь, что И.Г. Шаяхметов не совсем прав в оценке роли татарских конных полков в военной истории России, говоря, как уже было сказано, что они (татарские конные полки) одно из неприятных явлений. Те же татары-мишари внесли огромный вклад в общую победу над врагом в ходе Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии 1813–1815 гг. в частности. Вообще неуместно рассуждать о роли каких-либо конных полков в том или ином смысле, не обладая необходимым материалом для этого. Во-первых, тут нужно учитывать их (полков) количество: неправильно сравнивать роль 28 полков и двух-трех полков в военной истории нашей страны, очерняя при этом деятельность тех полков, которые составляли меньшинство.

Понятие «башкиры» относительно Башкиро-Мещерякского войска является сугубо сословным значением. Известно, что «башкиры» Башкиро-Мещерякского войска — не совсем казаки, они являлись особым привилегированным военно-служилым сословием, пользующимися своими землями в статусе вотчинников, в отличие от оренбургских казаков, которым выделялся земельный надел (30 дес.) на душу м.п. за службу вместо жалованья.

От русско-турецкой до Памира и Первой империалистической

Не секрет, что татарин-мусульманин из мурз Зюлькарнаин Дашкин возглавлял в годы Первой мировой войны (1914–1919 гг.) целый полк (14-й Оренбургский казачий полк). По нашим подсчетам, 100 татар-мусульман данного полка были награждены 116-ю различными наградами (см. подробнее: Аминов Р.Р. Татары-казаки Оренбургского казачьего войска в годы Первой мировой войны: сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной к 100-летию начала войны (г. Казань, 10 –11 октября 2014 г. / Под. общ. ред. Л.Р. Габдрафиковой. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2014. – С. 140–148). Более того, нами установлено, что татары-казаки, в том числе и нагайбаки, участвовали в Русско-турецких войнах 1806-1812 гг., 1828 – 1829 гг., 1877 – 1878 гг., Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1813 – 1815 гг., Русско-японской войне 1904 – 1905 гг., татары-мусульмане участвовали также в Кокандском 1875-1876 гг., и Памирском походах 1892 – 1893 гг.

Яркими впечатлениями полна и военная служба представителей офицерской династии татар-мусульман Кочуровых, нагайбаков Бектеевых, Альметьевых (см. к примеру: Ганин А.В., Семенов В.Г. Офицерский корпус Оренбургского казачьего войска. 1891 – 1945: Биографический справочник. – М.: Русский путь; Библиотека-фонд «Русское зарубежье», 2007. С. 88 – 90, 112, 113, 187, 188, 297 – 299).

Посредники для кочевников

Известно, что на татар-мусульман Оренбургского казачьего войска были возложены различные функции в Казахской степи. Помимо пограничной службы они, знающие казахский язык и менталитет кочевников, часто привлекались к охране меновых дворов, караванов, дипломатических представительств, которые останавливались в Оренбурге для проезда в столицу или с целью переговоров с оренбургским генерал-губернатором. Таким образом, очевидно, что оренбургские власти использовали татар-мусульман для укрепления и поддержания связей России во взаимоотношениях с киргиз-кайсаками (казахами).

Говоря о других казачьих войсках Российской империи, можно с уверенностью утверждать, что татары также состояли в составе Уральского, Сибирского, Донского казачьих войск (см. к примеру, работу А.М. Дубовикова: Уральское казачество и его роль в системе российской государственности (середина XVII – XIX вв.): дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02. – М., 2006. – 515 с. и др. работы).

Несмотря на значительную малочисленность (в 1865 г. – 13516 чел. (5,71%), 1880 г. – 19867 чел. (6,87%), 1889 – 1890 гг. – 21491 чел. (6,52%), 1902 г. – 273 00 «душ обоего пола» (6,64%), татары-мусульмане, являясь вторым по численности этносом после русских, не затерялись в многочисленной массе русских казаков Оренбургского казачьего войска (ОКВ) и наравне с ними, а порой и превосходя, некоторых из них, доблестно служили верой и правдой Российскому государству.

Рустем АМИНОВ.
Справка

Аминов Рустем Равилевич — научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (область интересов: нагайбаки, татары-казаки Оренбургского казачьего войска, татары-мусульмане Южного Урала). В ближайшее время состоится защита его диссертационной работы по теме: «Татары в Оренбургском казачьем войске (1748 –1917-е гг.)», в которой проанализирована динамика численности татар-казаков мусульман и нагайбаков, прослежено их правовое положение, рассмотрены земельные отношения, исследованы налоги и повинности, этноконфессиональный состав поселений татар-казаков, составлена карта расселения нагайбаков и татар-мусульман на территории Оренбургского казачьего войска, рассмотрены вопросы участия татар-казаков в военных кампаниях Российской империи.

Просмотров: 1263

7 комментариев

  1. с. Варна. Челябинской области, до революции — казачий поселок. в котором жили татары-казаки Оренбургского казачьего войска. Участвовали в русско-турецких войнах, походах на Хиву и Бухару, русско-японской и Первой мировой войне. Многие были награждены георгиевскими крестами. В поселке было 3 мечети.

  2. Мусульмане -казаки…это нонсенс чтоб мусульманин с КРЕСТОМ…как и не возможно православному -с наградой полумесяцем. Да и проходили службу разные нации до 2 мировой войны в разных частях…………

    • Кто тебе сказал , что казак мусульманин ходил с крестом? Написано же наше село казаков мусульман- татаров. Ходили в мечеть. Нонсенес то что утверждается без оснований — голословно

      • Кресты разные…награды-кресты…ни один мусульманин не примет этого.Дед в 14г. в плену ел свинину…/и то с оговоркой/, чтоб выжить и служить АЛЛАХУ…

  3. козак,казак -на татарском языке вольный человек. У татар казаки воины служили авангапдом в походах.Первыми казаками, несшими военную службу на руси,о которых имеются исторические известия, следует считать мещерских татар казаков нанятых в14 в.к муромским князям. малая сов.энциклопедия. 1936 год

    Наше татарское село Ахуново учалинский р-н Башкортстан Были казаками сохранили печать, где написано :Печать атамана Ахуновского поселка. После революции их запретили.

  4. Прав Муса Аджи….что казаки это сословие ассимилированное из тюркских народов.

  5. ЕМШАН (СТЕПНАЯ ПОЛЫНЬ ) — СИМВОЛ КАЗАЧЕСТВА — В переводе на тюркский называется Емш.- лекарь.

    То с русской силой Мономах
    Всесокрушающий явился;
    Сырчан в донских залег мелях,
    Отрок в горах кавказских скрылся.

    И шли года… Гулял в степях
    Лишь буйный ветер на просторе…
    Но вот — скончался Мономах,
    И по Руси — туга и горе.

    Зовет к себе певца Сырчан
    И к брату шлет его с наказом:
    «Он там богат, он царь тех стран,
    Владыка надо всем Кавказом,-

    Скажи ему, чтоб бросил всё,
    Что умер враг, что спали цепи,
    Чтоб шел в наследие свое,
    В благоухающие степи!

    Ему ты песен наших спой,-
    Когда ж на песнь не отзовется,
    Свяжи в пучок емшан степной
    И дай ему — и он вернется».

    Отрок сидит в златом шатре,
    Вкруг — рой абхазянок прекрасных;
    На золоте и серебре
    Князей он чествует подвластных.

    Введен певец. Он говорит,
    Чтоб в степи шел Отрок без страха,
    Что путь на Русь кругом открыт,
    Что нет уж больше Мономаха!

    Отрок молчит, на братнин зов
    Одной усмешкой отвечает,-
    И пир идет, и хор рабов
    Его что солнце величает.

    Встает певец, и песни он
    Поет о былях половецких,
    Про славу дедовских времен
    И их набегов молодецких,-

    Отрок угрюмый принял вид
    И, на певца не глядя, знаком,
    Чтоб увели его, велит
    Своим послушливым кунакам.

    И взял пучок травы степной
    Тогда певец, и подал хану -
    И смотрит хан — и, сам не свой,
    Как бы почуя в сердце рану,

    За грудь схватился… Все глядят:
    Он — грозный хан, что ж это значит?
    Он, пред которым все дрожат,-
    Пучок травы целуя, плачет!

    И вдруг, взмахнувши кулаком:
    «Не царь я больше вам отныне!-
    Воскликнул.- Смерть в краю родном
    Милей, чем слава на чужбине!»

    Наутро, чуть осел туман
    И озлатились гор вершины,
    В горах идет уж караван -
    Отрок с немногою дружиной.

    Минуя гору за горой,
    Всё ждет он — скоро ль степь родная,
    И вдаль глядит, травы степной
    Пучок из рук не выпуская.
    * Рассказ этот взят из Волынской летописи. Емшан — название душистой травы, растущей в наших степях, вероятно полынок.