Князь Владимир Красное Солнышко и его исторический выбор

Великий князь Владимир избирает религию. И. Эггинк, 1822.

Великий князь Владимир избирает религию. И. Эггинк, 1822.

Продолжаем публикации актуальных интервью Исмагила Шангареева с Нурали Латыповым

О том, мог ли ислам быть альтернативой православию в Киевской Руси, что стало переломным моментом в религиозно-историческом самоопределении для великого русского князя Владимира, рассуждают общественный деятель, владелец группы компаний «ДАН» Исмагил Шангареев и политик, философ, журналист Нурали Латыпов.

Исмагил Шангареев

В сегодняшнем нашем диалоге я хочу обратиться к тому моменту, когда для России был сделан выбор между христианством и исламом. В том, что такой выбор был, я думаю, сегодня никто не сомневается, и этот выбор обозначил начало большого Пути, который пролегает от Киевской Руси до великой России, страны, в которой мы сегодня живем. В заключительном разговоре я хочу заняться футурологией, выстроив вероятные события не из настоящего в будущее, а из прошлого в настоящее. Футурологи так не делают, но мне, я думаю, как далекому от этой науки человеку будет простительно перенестись мысленно в Х век и попытаться понять, что произошло в период правления Князя Владимира Красное Солнышко и была ли альтернатива развития той части Евразии, которую мы называем Россией.

Нурали Латыпов

Футурологические конструкции, обращенные в будущее, сегодня существенно помогают прогнозировать ход реальных событий. Однако футурология, обращенная в прошлое, — это нечто, что требует понимания законов синергетики, которые действуют в конструкции времени вопреки обычной логике познания. Помните, как это у Пастернака:

Однажды Гегель ненароком
И, вероятно, наугад,
Назвал историка пророком,
Предсказывающим назад.

Важно отметить, что это не просто поэтическая сентенция, в которой нашли отражение поразительные прозрения Гегеля и Шлегеля (фраза принадлежит последнему), которые понимали важность и научную допустимость «предсказания прошлого». Кстати, вероятность такого предсказания неизмеримо выше, так как она основана не просто на логической вероятности, но и на большом массиве фактов, мнении многочисленных интерпретаторов истории.

Исмагил Шангареев

В предвидении прошлого много нюансов. Я как бывший солдат войск ПВО позволю себе использовать военную терминологию. Важно четко видеть целенаправление, и тогда предвидение из раздумья о былом превращается в луч, который высвечивает начальную точку тех конкретных событий, которые обросли тоннами «словесной руды». Благодаря этому лучу мы можем гипотетически оказаться в далеком прошлом. Например, прямо в палатах Князя Владимира Красное Солнышко.

Нурали Латыпов

Вообразить себя в Х веке? Это увлекательно, но насколько продуктивно? И потом все-таки необходимо учитывать, что, когда мы идем по целенаправленному лучу в прошлое, реконструкция реальных событий на основе первоисточников все же недостаточно высока. При этом надо принимать во внимание то, что в летописях и трактатах тех лет политической конъюнктуры не меньше, чем в современных СМИ.  На какие первоисточники будем опираться?

Исмагил Шангареев

С одной стороны, на знаменитую «Повесть временных лет», с другой — на «Китаб Табаи аль-Хайяван аль-Бахри валь-Барри» средневекового ученого Шараф аз-Заман Тахир аль-Марвази. Хочу пояснить, что в книге аль-Марвази есть раздел «О природе людей», где приводятся важные для нас сведения о восточнославянских народах. Строя свои размышления на этих двух интерпретациях реального положения дел, я надеюсь найти золотую середину той реальности, которая неизбежна искажена в угоду религиозным и политическим интересам как в прошлом, так и в настоящем.  

Нурали Латыпов

Полагаю, вы правы… Искажение реальности в так называемых первоисточниках настолько большое, что я бы их причислил к тому, что принято называть сказаниями или легендами. Но, как говорят в народе, «сказка — ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок». Первоисточники хоть и несут в себе эффект кривого зеркала, при внимательном и непредвзятом прочтении всегда содержат и «намек», и «урок». Вот перед нами две книги — «Повесть временных лет» и «Китаб Табаи аль-Хайяван аль-Бахри валь-Барри». По объему информации, подробностям и обилию фактического материала «Повесть временных лет», безусловно, наш главный ориентир в осмыслении того, кем же в действительности являлся Владимир Святославович Красное Солнышко в разные годы своего правления — христианином или скрытым мусульманином, а может, и тем и другим?

Исмагил Шангареев

Согласно источникам, в самом начале своего пути Владимир был наместником в Новгороде. Это была удача для молодого князя, который, будучи бастардом, мог затеряться в толпе подобных ему отпрысков. Известно, что в силу своего географического расположения Новгород был в зоне культурного влияния Волжской Булгарии, которая в то время уже была частью мусульманского мира. Владимир, как показывает его дальнейшая судьба, не был равнодушен к идеям ислама. Естественно, этого нет в летописях, что, однако, не мешает американскому историку-востоковеду Омельяну Прицаку утверждать, что именно в Новгороде Владимир принял ислам.  

Нурали Латыпов

Готовясь к нашей беседе, мы просмотрели довольно много работ, посвященных религиозным предпочтениям Владимира Красное Солнышко, которые довольно резко менялись в различные периоды его жизни. Большинство авторов считают, что версия о принятии Владимиром ислама не находит подтверждения в череде тех событий, которые последовали после новгородского периода его жизни. Ведь, выйдя победителем в борьбе за киевский трон и став князем Киевским, Владимир провел первую религиозную реформу, дабы объединить племена вокруг Киева, и утвердил господствующей религией язычество с идолом Перуном во главе. Прими Владимир ислам еще в свою бытность в Новгороде, он бы не стал искать в язычестве объединяющую силу, а обратился бы к могучей интеграционной энергии ислама. Разве это не очевидно?

Исмагил Шангареев

История — это не только очевидное, но и невероятное. Причем невероятного порой гораздо больше, чем очевидного. Помните, была такая телевизионная передача «Очевидное — невероятное», которую вел один из выдающихся физиков и общественных деятелей Сергей Петрович Капица? Так вот там было немало примеров того, что не подчиняется ни логике, ни факту, но тем не менее реально существует. Владимир, как показывает история, был большим прагматиком. Он поступал не так, как, может быть, ему хотелось, а так, как того требовали обстоятельства. Он мог вынашивать планы на будущее, породниться с казанским ханом, но при этом решать вопросы со скандинавами, которые помогли ему захватить власть.  

Общеизвестно, что Владимир боролся за власть в Киеве со старшим сыном Святослава Ярополком, который был христианином и возглавлял так называемую христианскую оппозицию. Именно варяги в этом противостоянии сыграли решающую роль и привели Владимира на киевский трон. Цена вопроса — религиозная реформа, которую можно охарактеризовать как шаг назад, дабы языческие боги напились крови его врагов. Но далее, когда цель была достигнута, Владимир начал искать пути объединения Киевской Руси на основе одной из мировых религий.

Нурали Лытыпов

Вы полагаете, что языческая реформа все-таки была необходима? Лев Николаевич Гумилев считал, что эта языческая религиозная реформа была направлена именно на обретение такой популярности среди населения Киевской Руси. В то же время многие современные исследователи считают, что Перун требовал человеческих жертв и не мог вызвать прилив энтузиазма у жителей Киевской Руси. Однако, если сравнивать ситуацию с сегодняшними реалиями жизни, нетрудно заметить, что популярность политических лидеров, в том числе и в России, как правило, обусловлена способностью политика и его штаба, говоря о движении вперед, сделать незаметный шаг назад. Так, в современной России по-прежнему популярна тема манипулирования идеалами «брежневской эпохи», которая своей социальной равновесностью создавала устойчивые иллюзии уверенности в завтрашнем дне, хоть и хлипкой, но социальной защищенности.

Владимир Красное Солнышко, видимо, хорошо понимал, что давно привычные, ставшие частью народного сознания верования найдут бóльший отклик в сердцах соплеменников, нежели призывы встать под знамена иных представлений о мире и Боге.    


Исмагил Шангареев

Абсолютно с вами согласен. Более того, надо отметить, что в тот момент Владимиру была необходима альтернатива именно христианству, под знаменем которого выступал старший сын Святослава Ярополк. Иудейство и ислам несли в себе много незнакомого, чужого, как бы теперь сказали, «не нашего», в то время как язычество, даже со скандинавскими вкраплениями, было родным, знакомым, «своим». Жестокость обрядов никого, как сегодня, не смущала, так как все это было частью уже сложившейся этнопсихологии, укладывалось в примитивные, но достаточно определенные понятия о добре и зле. И совершенно прав Лев Николаевич Гумилев, который говорит, что усиление язычества дало Владимиру популярность, открыло перед ним сердца соплеменников. Не говоря уже о том, что главная военная сила — варяги — сражалась не просто за обещанную награду, а как бы еще и за единоверцев. Полагаю, что этот «шаг назад» был на тот момент единственно верным для решения тех непростых задач, которые стояли перед Владимиром. Вопрос в другом: почему для второго этапа этой грандиозной религиозной реформы было выбрано православие, а не ислам?

Нурали Латыпов

Вы полагаете, что ислам мог быть реальной альтернативой православию? А как же весьма прочные и глубокие связи Киевской Руси с Византией? Какие у нас сегодня есть основания считать, что ислам вообще имел какие-то шансы стать объединяющей религией для княжеств, входящих в Киевскую Русь?

Исмагил Шангареев

Давайте обо всем по порядку. Ислам не мог быть, а был реальной альтернативой уже в новгородский период жизни Владимира.

Что касается прочных и глубоких связей с Византией, то точно такие же связи (может быть, даже еще более прочные) были у Киевской Руси с Волжской Булгарией, которая в то время уже являлась частью исламского мира.

В чем принципиально проявились эти связи, так это в том, что Владимир женился на правнучке царя Алмуша, который еще в 922 году провел исламизацию Волжской Булгарии. Хочу заметить, что произошло это без тех жестоких кровавых событий, которые сопровождали принятие христианства на Руси.

И тут возникает вопрос: приняла принцесса христианство или Владимир Красное Солнышко был мусульманином?

Нурали Латыпов

А если мыслить нелинейно, если предположить, что Владимир Красное Солнышко относился к религии как средству реализации своих политических задач и поочередно становился то язычником, то христианином, то мусульманином? И все это только маски. Ему нужно узурпировать власть, поправ интересы христианства, — он обращается к язычникам; нужно провести объединение — использует византийские механизмы решения задачи, огнем и мечом насаждая христианство на Руси; важно иметь добрососедские отношения с Волжской Булгарией — он женится на мусульманке, позиционируя себя при этом как человека, еще в молодости принявшего ислам. Это всего лишь мои размышления на тему, но полагаю, что мы сегодня не должны уподобляться христианским летописцам и делать из князя Владимира некоего святого, который думал лишь о том, как распространить христианство на Руси. Это был политик. Как показывают те же летописи, это политик, для которого не было ни моральных, ни каких-либо иных ограничений. Подумайте сами: что могло заставить булгарского кагана Муэмина II выдать свою дочь за иноверца, который еще вчера поклонялся языческим идолам? Он опасался военной мощи князя Владимира? Нет, скорее наоборот. Как это ни кощунственно прозвучит, но каган, скорее всего, мог отдать дочь мусульманину, каким по мере надобности мог предстать князь Владимир, исполнив все надлежащие религиозные обряды.

Конечно, надо делать определенную коррекцию на чувства Владимира, его человеческие привязанности, но опять-таки вызывает подозрение, что о булгарской принцессе (жене Владимира) и их «любимых чадах» Борисе и Глебе в летописях написано так, словно это была единственная его семья. 

И вот еще что интересно: старший сын Владимира Святополк, который был законным наследником (сын греческой монахини), «не был люб», в отличие от Бориса и Глеба. Так, например, командовать войском, собранным в 1015 году против печенегов, князь Владимир доверил Борису, а не старшему сыну христианину от рождения Святополку.

Почему я подчеркиваю этот факт — «христианин от рождения»? Думаю, вдумчивому читателю наших диалогов понятно. Именно Святополк Окаянный (так он известен в истории) предал смерти своих братьев, рожденных от мусульманки.


Исмагил Шангареев

Думается, не только женитьба на мусульманке предопределила религиозные предпочтения Владимира Красное Солнышко. Не будем забывать о «Китаб Табаи аль-Хайяван аль-Бахри валь-Барри», в которой известный врач (многие годы служивший при дворе сельджукского султана Мелик-шаха I) и путешественник аль-Марвази приводит весьма интересные сведения о переходе руссов в христианство и попытке князя Владимира провести третью религиозную реформацию. Как мне все это представляется:

  • 1-я реформация: установление вопреки росту христианских настроений древних языческих культов;
  • 2-я реформация: переход от язычества к христианству;
  • 3-я реформация: переход от христианства к исламу и воссоединение с Волжской Булгарией.

Однако обратимся к первоисточнику, подлинность которого ни у кого из исследователей сомнений не вызывает: «Случилось у них так, что приняли они христианство в 300/912–913 году, — пишет аль-Марвази о руссах. — А когда стали христианами, притупила вера их мечи, закрылись перед ними двери добычи, и принесло им [это] вред и крах. Стало недоставать им средств к жизни, и захотели они [обратиться] в ислам, чтобы возможными стали для них война и борьба и [чтобы] вернуться к привычкам, которые были у них. Направили послов к правителю Хорезма, группой в 4 человека из [числа] приближенных царя. У них [есть] независимый царь, [который] называет сам себя и титулуется буладмир, как называют царя тюрков хакан, а царя булгар — б.т.л.ту. Прибыли послы их в Хорезм, выполнили свою миссию, [получив] разъяснение от хорезмшаха, так что захотели в ислам. Послал к ним [хорезмшах учителей], чтобы научить их закону ислама и обратить в ислам».

Из сказанного видно, что аль-Марзави уловил в череде исторических событий то, что неизбежно должно было случиться. Не само по себе христианство, а последствия кровавого и неизбежно разорительного навязывания новой веры ослабили язычников-руссов, которые, согласно аль-Марзави, были лучшими в мире воинами и любили, подобно викингам, ратные походы. В конце своего правления Владимир увидел новые перспективы, возможно, предвидел, что Волжская Булгария скоро станет реальной военно-политической силой и надо искать веские основания для создания прочного союза с булгарами. Кроме того, инициатива организации посольства в Хорезм могла исходить не столько и не только от Владимира Красное Солнышко, но и от его детей Бориса и Глеба, воспитанных их матерью-мусульманкой. Известно, что Князь Владимир собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису, который был способен провести третью религиозную реформацию как внук кагана Муэмина II. Однако этому не суждено было сбыться — и Борис вместе с братом Глебом стал одним из первых христианских святых, принявших мученическую смерть.

Нурали Латыпов

Даже если Владимир Красное Солнышко и попытался в конце своего правления что-то изменить в плане религиозного выбора, христианство уже достаточно укоренилось на Руси, чтобы историческая судьба русской цивилизации (как известно, Арнольд Тойнби считал Россию самостоятельной цивилизацией) была определена на тысячелетия вперед. Нельзя не согласиться с Сергеем Аверинцевым: благодаря принятию восточного христианства русская культура «… преодолела локальную ограниченность и приобрела универсальные измерения», ибо «соприкоснулась с теми библейскими и эллинистическими истоками, которые являются общими для европейской семьи культур (и до известной степени роднят ее с культурами исламского круга)», и «стала культурой в полном значении этого слова». В то же время, думаю, нельзя игнорировать мнение известного богослова Георгия Флоровского, видевшего в древнерусской культуре безгласность и немоту. Флоровский считал, что мысленная нераскрытость древнерусского духа есть следствие и выражение внутренних трудностей или «апорий», особо подчеркивая, что это был полный кризис культуры, кризис византийской культуры в русском духе. В самый решительный момент русского национально-исторического самоопределения византийская традиция прервалась, византийское наследие было оставлено и полузабыто. Это значит, что Древняя Русь не есть нечто обреченное на единый путь, это открытая система многовариантного развития.

Продолжение следует.

Блог Исмагила ШАНГАРЕЕВА.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 918

Комментирование запрещено