Шамиль ГАЛИМОВ: «Зулейха…» еще больше открыла нам глаза» или «Почему мы перестали быть государствообразующим народом»

chНародная мудрость гласит: утро вечера мудренее. Действительно, так и есть: вчера во время просмотра первой серии фильма «Зулейха открывает глаза» не покидало чувство, что тут что-то не то и что-то не так… А сегодня начал понимать: фильм этот не столько о трагических событиях советской истории эпохи Сталина, а о том, насколько татары дикий, темный, лишенный всех нравственных принципов и ориентиров народ. Я уверен, все татары, кто знает свой народ, свою историю, культуру и традиции, народную психологию, и, наконец, кто считает себя татарином, воспримут фильм именно так.

Уже первую серию можно разложить, что называется, по полочкам и найти десятки примеров показать, что татарский мир довоенной эпохи здесь поставлен с ног на голову. Мне могут возразить и будут правы: да, среди татар (как и у всех других народов) такие мужья-тираны были (и есть), и такие снохи, способные бросить на улице слепых свекровей были (и есть), и многое другое, что показано в фильме, тоже было (и есть). Но дело в том, что по федеральному каналу, в самое лучшее время, в самом, как сейчас модно стало говорить, ожидаемом фильме, предварительно широко разрекламированном, жизнь наших предков преподносится именно так, только так и никак иначе.

То, что создатели фильма без всякой альтернативы выносят ужасающие картины татарской жизни в главные характеристики народа, есть не правило, а исключение из нашего образа жизни. Почему фильм вызывает такое отвращение? Мы же знаем себя и свой народ: мужья в гораздо более трудные годы, например, в голодном, 21-м, отдавали последний кусок своим женам и детям, чтобы они не умерли и продолжали жить после него, снохи, какими бы ни были отношения со свекровями, годами ухаживали за ними – больными и лежачими… Да что там говорить – таких примеров можно привести миллионы!

Но беда в том, что мы-то знаем, как было и как не было (или могло быть или не быть), но обычный, не татарский зритель, которого среди телеаудитории несравненно больше, чем нас, в большинстве не знает и ему другого не подают, и, следовательно, ему ничего не остается, как принять то, что идет с экрана. Тем более в общеисторическом плане фильм самый обычный: чекисты, раскулачивания, ссылки, лагеря, расстрелы, спецпоселения, гибель в пути, трагедия миллионов репрессированных и т.д. — об этом столько написано, показано и рассказано. Что тут еще нового скажешь!. Поэтому, видя общий фон, на котором разворачиваются эти исторические события, и выборочную, смысловую безальтернативность в показе бытовой жизни татарской семьи, невольно приходишь к мысли, что истинные цели создателей фильма остаются для нас, по меньшей мере, непонятными.

Странное дело: почти каждый фильм на историческую тему, в котором в той иной мере появляются татары, приобретает для нашего народа оскорбительное, уничижительное направление. «Ермак», «Орда»… И ничего ведь… Несмотря на все протесты, их режиссеры и артисты, вместо привлечения по 282-й статье УК РФ, получают восторженные отзывы критиков, премии, призы. Между тем, общая идея названных кинопроизведений одна: татары – это не наши люди. С помощью таких приемов художественного творчества незаметно, постепенно вдалбливается идея о народах «государствообразующих» и «негосударствообразующих», и обоснованности деления нас на сорта и категории.

Конечно, в «Зулейхе…» акценты не такие определенные и конкретные, они просто смещены. Куда – писать еще раз об этом не хочется. Противно! Смотрите сами, если хватит нервов и терпения.

Правда, одна польза от выхода этого фильма есть: мы еще раз убедились: не все в порядке в нашем Отечестве в межнациональной сфере. И в том, что есть в нем талантливые мастера искусств и влиятельные чиновники, которые своими действиями создают превратное представление о народах России, унижают их представителей, препятствуя тем самым, в конечном счете, укреплению мира и взаимопонимания в нашем общем доме. И в этом смысле «Зулейха…» нам еще больше открыла глаза.

Шамиль ГАЛИМОВ, телезритель и историк. Утро 14 апреля.

Г.Самара

 

Просмотров: 1076

4 комментариев

  1. Антитатарский фильм как и сама книга. Исподволь внушается эта деструктивная гнилая идеология. Недаром так продвигалась эта книга а теперь и фильм. А татарские классики с их правдивыми и талантливыми произведениями не получили такую возможность. Голодали у реки когда из прутьев могли сплести рыболовные снасти. Это и другие ляпы показали дешевизну этих потуг.Удивительно, что власти Татарстана финансировали эту идейную диверсию. А недавно они же не встали на защиту татарского языка.

  2. Безусловно фильм яркий и эмоциональный, великолепная игра актеров. Однако фильм однозначно не характеризует татарский народ. Показанные в фильме: побои, неуважительное отношение к жене, внешний вид свекрови и. т.д., может быть лишь исключением. Такие индивидуумы встречаются и сейчас. Одним словом все это очень утрировано и искажает представление о рядовой татарской семье того времени. Надо учесть еще тот факт, что показана зажиточная крестьянская семья, а наиболее «темными» были бедные семьи. Отдельно хочется сказать об образе свекрови. Какие бы злые не были свекрови того времени, они были, как минимум, примером набожности. В фильме же свекровь показана как «мумия», которая даже не совершает намаз, часто не покрывает голову.
    Это первое впечатление от первых серий картины…

  3. Русский шовинизм и воинствующее православие могут быть довольны. Пользу вижу в том, что эта острая тема стала предметом широкой дискуссии культурного сообщества.

  4. Я фильм не смотрел. Я ВЕРЮ ОЦЕНКАМ ШАМИЛЯ. Шамиль Галимов за многие годы деятельности как журналиста и общественного деятеля показал себя как способного глубоко проникать в суть явлений. Критические заметки других авторов также убедительны.На фоне художественных фильмов татарских современных авторов,в которых в основном разыгрываются семейные,любовные,бытовые сюжеты,первые сообщения об том романе вызвали у меня надежду—может быть там показаны драма ,судьба нашего народа и смелые борцы против закабаления нашего народа..Потом появятся еще и другие художественные фильмы,смело показывающие борцов за сохранение нашего языка ,таких героев ,как например Марат Мулюков…А также фильмы,показывающие,что всех нас —татар,русских,чуваш..объединяла и объединяет общая работа на полях и заводах, общая забота о стране и благополучии каждого ,героическая борьба на полях сражения против врагов и при этом культура,песни,традиции каждого из народов давали ,дают им силы