Как мусульмане чуть не лишились мечети в Москве

98dafc3d2ad6324dd39368db681a4a26Много, еще очень много тайн хранят наши бездонные архивы. Одну из них, проливающую свет на жизнь мусульман в Москве в середине 19-го века удалось узнать не так давно, когда доступны оказались некоторые документы из Государственного архива республики Башкортостан.

Одним из таких любопытных документов оказалось прошение «общества московской татарской слободы» на имя императора Николая I, датированное 29 ноября 1848 года. В прошении говорится о ситуации, сложившейся вокруг московской мечети в Замоскворечье, которая известна под названием Исторической. ₽ Уникальная выгода 200 000! Последнее предложение на новый VITARA в апреле! Спешите! Количество ограничено! suzuki-samara.ru  

Само здание мечети (на то время – молельный дом) построенное на земельном участке, принадлежавшем известному купцу Назарбаю Хошалову после его смерти «по расстройству дел его» было в числе всего движимого и недвижимого имущества продано с публичных торгов.

Исторический документ сохранил для нас имя нового владельца здания. Им оказался некий «нежинский грек» Денкоголо.

Осознав всю серьезность ситуации, мусульмане обратились к единоверцам в Касимове и Казани, с их помощью собрали необходимую сумму и смогли выкупить здание молельного дома. Однако само здание, построенное в 1818 году, пришло в ветхость и требовало ремонта. На ремонт нужны были деньги, которых у московских мусульман не было.

В связи с этим представители «общества московской татарской слободы» купцы Сурнаев, Мангушев, Алюков, Исхаков, Рамазанов, Хурамшин, Мунасыпов ходатайствовали о том, чтобы из Опекунского совета была выдана сумма в 1723 рубля серебром, вложенная туда после продажи дома купеческой вдовы Абдуловой, завещавшей эти деньги на «поддержку и в пользу мечети».

Из-за того, что мулла мечети был сильно загружен своими прямыми обязанностями представители предложили учредить должность старосты при мечети и мусульманском кладбище и утвердить в ней купца 3-ей гильдии «Мухаммат Рахима Абдул Каримовича Исхакова» (так в тексте), которому и передать хранящиеся в Опекунском совете деньги.

Отдельно следует немного рассказать, как сложилась такая ситуация.

Дело в том, что когда московские мусульмане обратились к губернатору с прошением о разрешении строительства мечети в 1816 году, то получили его на условиях того, что молельный дом не будет отличаться от других строений в слободе, и что при коллективных молитвах не будет провозглашаться азан.

Молельный дом был выстроен на земле, принадлежавшей вышеупомнятутому купцу 1-ой гильдии «из бухарцев» Назарбаю Хошалову.

В 1823 году Назарбай и его брат Рузибай затеяли судебную тяжбу со второй женой их покойного отца Райханой с целью добиться перераспределения наследства, оставленного им. На их стороне выступили авторитетные представители московской мусульманской общины: мулла А. Узбеков, мулла С. Дусмаметов, указной мулла С.-М. Асханов. Однако даже с такой поддержкой им не удалось выиграть дело. Вдова сумела доказать, что раздел наследства был произведен с нарушением законов шариата, а братья к тому же не выполнили пункт из завещания отца об открытии в Бухаре «народного училища».

Так или иначе, братья Хошаловы уехали из Москвы в Петербург, по некоторым данным, опасаясь судебного преследования и больше в Первопрестольную не вернулись. Формально им принадлежала часть строений в Сретенской части города, однако статус земли в Замоскворечье остался не прояснённым, и им фактически распоряжалась Райхана, которая вышла замуж за купца Кадыр-Али Измайлова.

В конце 1840-х годов Райхана продала большую часть своей недвижимости в Москве, оставив за собой лишь дом в Рыбниковом переулке.

Вероятно, причиной этому были упомянутые в прошении на имя императора финансовые трудности. Судебная тяжба, видимо, запутала и вопрос о том, кому принадлежал земельный участок, на котором была выстроена мечеть. Отъезд братьев Хошаловых из Москвы и отсутствие попыток прояснить статус данного земельного участка привел к тому, что он был продан с торгов и мусульмане Москвы едва не лишились своей мечети, которая существовала фактически со времен Золотой Орды.

islamnews.ru

Просмотров: 1151

Комментирование запрещено