Говорим «татары», подразумеваем Чулпан: топ-80 влиятельных людей мира культуры Татарстана

1553266340-pic172072Рейтинг «БИЗНЕС Online», напоминающий о покорении Карнеги-холла, эффекте «Зулейхи» и депутате, голосовавшем против поправок от Путина

Конец апреля и день рождения Габдуллы Тукая — время для ежегодного культурного рейтинга «БИЗНЕС Online». На этот раз мы решили увеличить число участников нашего списка, так что здесь немало дебютантов. И, главное, новый лидер, которого вы все прекрасно знаете. По традиции сообщаем, что рейтинг — это не Олимпиада с присуждением медалей, а повод для дискуссии о развитии нашей культуры. Ждем ваших комментариев, согласных и несогласных с выбором корреспондентов и экспертов газеты.

 

«ПОРОК НА ЭКСПОРТ»?

В это воскресенье, 26 апреля, несмотря ни на какие пандемии, состоятся мероприятия, посвященные Дню родного языка и 134-й годовщине со дня рождения Габдуллы Тукая. В основном они будут проходить в онлайн-режиме, а на ТНВ покажут концерт, где должны объявить лауреатов Тукаевской премии этого года.

Вот и «БИЗНЕС Online» решил не отходить от традиций — и накануне Дня Тукая мы представляем читателям собственную версию рейтинга самых влиятельных персон в мире культуры современного Татарстана. На сей раз редакция решила отказаться от привычного формата «топ-50», расширив список участников рейтинга до 80 человек. С одной стороны, подобное объясняется тем, что наши эксперты в ходе подготовки списка называли большое количество имен. С другой — считайте это способом поддержки деятелей культуры и искусства, которые нынче не по своей воле вынуждены сидеть дома.

Безусловно, сейчас вся индустрия переживает непростые времена, и пока не совсем понятно, какой она выйдет из кризиса, спровоцированного внешними факторами. К примеру, как будут финансироваться государственные культурные учреждения Татарстана, когда они смогут вновь полноценно работать? Сможет ли республика подтвердить ранее взятые финансовые обязательства перед такими структурами, как, например, ГСО РТ или музей-заповедник «Казанский Кремль», в условиях предельно низких цен на нефть и тяжелейшей ситуации с малым бизнесом. А найдутся ли у людей теперь деньги на билеты? Возможно, в данной ситуации выиграют те, кто уже сейчас в онлайн-режиме работает со своей лояльной аудиторией. Вообще, едва ли не все культурные институции пытаются устроить какие-то активности в сети, конечно, в зависимости от креатива и финансовых возможностей. Стоит выделить, безусловно, театр им. Камала: на его YouTube-канале можно смотреть в хорошем качестве и с русскими субтитрами спектакли прошлых лет, а в определенные дни здесь показывают и постановки текущего репертуара. А вот, например, театр им. Джалиля, несмотря на свой гигантский бюджет, не делает вообще ничего. Интересно, отразится ли нынешняя онлайн-деятельность на зрительском поведении, когда все вернутся к офлайн-режиму работы?

 

Ну а сериал «Зулейха открывает глаза» показал, что и в таких условиях можно демонстрировать культурный продукт, вызывающий колоссальный интерес и дискуссию. Татарское в интерпретации авторов многосерийного фильма «России-1» многие не приняли, несмотря на прекрасные голоса Дины Гариповой и Эльмиры Калимуллиной, звучащие на титрах. Впрочем, многих покоробила и интерпретация национальной музыкальной классики на проекте «Yзгәреш җиле», добравшемся аж до Карнеги-холла в Нью-Йорке. В общем, экспансия татарской культуры на российское ТВ и в один из самых престижных залов мира стали для оппонентов примером «порока на экспорт», за который еще и заплатила РТ. Впрочем, есть и другое мнение, не зря же музыкальный руководитель «Yзгәреш җиле» Вадим Эйленкриг сказал, что поднял татарскую эстраду на мировой уровень, обеспечив одной этой фразой себе место в нашем рейтинге.

 

Но в целом в культурной жизни Татарстана, сегодня остановленной коронавирусом, происходит немало. От 10 аншлагов 10 дней подряд Фирдуса Тямаева в «УНИКСе» до записи ГСО РТ «всего Чайковского»; от 5-летия творческой лаборатории «Угол» до 60-летия Салавата; от громкой отставки многолетнего главного режиссера театра им. Тинчурина Рашида Загидуллина до очередных номинаций на «Золотую маску» команды Туфана Имамутдинова; от скандала в «Барс-Медиа» до появления новых защитников всего татарского в Госсовете РТ в лице деятелей культуры.

Жизнь идет своим чередом. Вот и галерея современного искусства «БИЗON» уже почти два года открывает для Казани актуальных художников современности и предлагает порефлексировать на тему художественности и авторства. Одной из самых популярных в минувшем году стала выставка Александра Шадрина — ее посетили 1,5 тыс. человек, в числе которых были известные татарстанские чиновники и бизнесмены. Другими важными событиями стали выставки кураторства казанского искусствоведа Гузель Файзрахмановой — именно она привезла в столицу республики Аристарха Чернышева и Дмитрия Каваргу. В ближайших планах — экспозиция известного казанского художника Александра Простова-Покровского, его картина с говорящим названием «Апокалипсис» уже висит в «БИЗONе».

 

1. ЧУЛПАН ХАМАТОВА

актриса театра и кино, 44 года

 

Одна из самых известных современных российских актрис Чулпан Хаматова впервые попала в наш рейтинг, но дебютировала сразу на первом месте. По большому счету в республике никогда не забывали о своей знаменитой землячке. Например, по нашим данным, татарстанские VIР’ы без лишней публичности, но активно поддерживают благотворительный фонд Хаматовой под названием «Подари жизнь». Сама артистка тоже не забывала про родную Казань, где по-прежнему живут ее родители, и привозила сюда спектакли Театра Наций, «Современника», собственные проекты, работала с ГСО РТ. Но за последний год при поддержке властей республики именно она стала, по сути, главным экспортным лицом Татарстана в искусстве и олицетворением татар и татарской культуры за пределами РТ.

Сериал «Зулейха открывает глаза», съемки которого финансово и организационно поддержала республика, гремит прямо сейчас. Но был еще и январский фестиваль «Yзгәреш җиле» в Нью-Йорке, считающийся проектом лично Рустама Минниханова. Когда организаторам намекнули, что на афише для Карнеги-холла не хватает какого-то громкого имени, связанного с заявленной темой, в концерте появилась Хаматова, ставшая главной приманкой для потенциальной публики. Кстати, вскоре тема «Чулпан Хаматова и татары» получит новое продолжение. На киноэкраны должна выйти картина Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» по известному современному роману Алексея Сальникова. Звезда «Зулейхи» там играет роль Нурлынисы Петровой, жены главного героя. Если сегодня спорят о том, какими должны были быть татарки в середине XX века, то здесь станет можно подискутировать о них же применительно ко дню сегодняшнему.


2. РАУФАЛЬ МУХАМЕТЗЯНОВ

директор театра оперы и балета им. Джалиля, депутат Госсовета РТ, 70 лет

 

Рауфаль Мухаметзянов остановился в шаге от вершины нашего списка. Главное его достижение — это все тот же американский вояж «Yзгәреш җиле», удостоившийся публичной похвалы со стороны президента РТ. Действительно, поначалу идея выступления на одной из самых престижных концертных площадок мира с фестивалем татарской музыки казалась совершенно бредовым замыслом его генерального продюсера, не привыкшего считать бюджетные деньги, но надо признать, что все прошло удачно, «Ветер перемен» оказался точкой сбора татар со всей Северной Америки, хотя, конечно, нам вряд ли кто-то честно скажет, сколько реально билетов было продано в главный зал Карнеги-холла, вмещающий 2,8 тыс. зрителей.

Между тем есть все основания полагать, что отныне Мухаметзянову будет все сложнее доминировать в нашем рейтинге. И дело не в возрасте — в свои 70 лет директор казанской оперы, возглавляющий вверенное ему учреждение с 1981 года, вполне бодр и свеж. Вот только пандемия коронавируса здорово вмешалась как в текущие планы нашего героя, так и вообще грозит разрушением той модели работы культурного учреждения, которую Рауфаль Сабирович выстраивал не одно десятилетие. Во-первых, у театра им. Джалиля сорвалось два мероприятия, которые должны были стать очередным пиар-триумфом Мухаметзянова на федеральном уровне. Знаменитый танцовщик Владимир Васильев к своему 80-летию собирался поставить спектакль в Казани, а в день рождения представить его на исторической сцене родного Большого театра, в июне здесь же в рамках празднования 100-летия ТАССР ТАГТОиБ им. Джалиля должен был показать сразу четыре национальные оперы и балета. Теперь эти гастроли не состоятся. Во-вторых, кажется, вопрос времени — и официальная отмена Нуриевского фестиваля, который в этом году должен был пройти летом.

Но, самое главное, очевидная необходимость в новых условиях потуже затянуть пояса — это явно не директорская философия Мухаметзянова, привыкшего платить большие гонорары даже средним приглашенным певцам. Да и традиционные ежегодные многомесячные гастроли по Нидерландам также могут как минимум прерваться на какое-то время, если сбудутся прогнозы о длительном закрытии Шенгенской зоны и продолжительном по времени ограничении международного авиасообщения. Сможет ли казанская опера и ее руководство приспособиться к новой реальности — это большой вопрос. Кстати, источники «БИЗНЕС Online» говорят, что Мухаметзянов был крайне раздосадован недавней активностью прокуратуры, разбиравшейся с позорным изгнанием тенора Хачатура Бадаляна с Шаляпинского фестиваля из-за невысокого роста. В итоге театр заставили выплатить певцу все причитающиеся деньги, а обиженный директор якобы грозил уйти на пенсию. Впрочем, представить себе Карабаса-Барабаса татарстанских оперы и балета, самостоятельно подающего в отставку, практически невозможно.


3. АЛЕКСАНДР СЛАДКОВСКИЙ

художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ, 54 года

 

Мы уже не раз писали о том, что Государственный симфонический оркестр РТ — это, пожалуй, самая на сегодняшний день успешная культурная институция в республике. Сезон 2019/20 стал для Александра Сладковского знаковым — уже 10 лет он руководит главным татарстанским оркестром. А в октябре он (в личном качестве) успел в качестве дирижера-постановщика выпустить на сцене московской «Геликон-оперы» довольно громкую премьерную «Травиату» в режиссуре Дмитрия Бертмана. Что же касается ГСО РТ, то среди новых достижений: «Верди гала» в венском Концертхаусе с Ильдаром Абдразаковым, презентация нового фестиваля — органного, а в ноябре и марте выступления в Московской филармонии, где «татарстанские симфоники» сыграли концерты собственного абонемента (теперь он станет постоянным). А 1 мая на всех стриминговых сервисах будет доступен новый цифровой релиз ГСО РТ — запись всех симфоний и инструментальных концертов к 180-летию со дня рождения великого русского композитора Петра Чайковского, сделанная на лейбле Sony Classical. Жаль, что пандемия помешала отметить это большое событие громкими концертами в Казани и Москве.

При этом понятное в условиях отсутствия концертной деятельности исчезновение Сладковского из информационного поля вновь множит слухи о том, что маэстро может покинуть столицу Татарстана, тем более что 10 лет на одном месте — немалый срок, и, пожалуй, в Казани поняли бы дирижера, пожелавшего принять новый вызов в своей карьере. За время руководства ГСО РТ Александр Витальевич стал широко известен, причем не только в России. К примеру, поговаривают, что он является одним из претендентов на освобождающееся в конце сезона место худрука Госоркестра им. Светланова. Впрочем, пока это только слухи. Хотя в любом случае пандемия коронавируса наверняка заставит пересмотреть бюджеты культурных организаций Татарстана, неизвестно, сможет ли республика в кризис поддержать амбиции своего главного дирижера.


4. ФАРИД БИКЧАНТАЕВ

главный режиссер театра им. Камала, 57 лет

 

Пусть вас не смущает, что Фарид Бикчантаев по итогам нашего рейтинга за год переместился с первого места на четвертое. Скорее его лидерство в 2019-м было реверансом «БИЗНЕС Online» и наших экспертов в сторону празднования Года театра в России. В любом случае главный режиссер театра им. Камала по-прежнему остается в числе самых влиятельных людей на культурном пространстве Татарстана. Напомним еще, что он возглавляет и союз театральных деятелей РТ.

Интересно, что Бикчантаев, часто ограничивающийся одной собственной постановкой в год, словно предчувствуя будущие глобальные проблемы, успел за первую половину этого театрального сезона выпустить уже два спектакля — «Угасшие звезды» и «Туман». В первом случае на камаловскую сцену вернулась настоящая татарская классика от Карима Тинурина, во втором — наш герой сделал замечательный, одновременно тонкий и провокативный спектакль, ставший частью громкого проекта «#молодежныйвторник». И хотя «Туман» — это одна из трех постановок трех разных режиссеров, идущих в один вечер на малой сцене театра им. Камала, есть мнение, что история современной «татарской Медеи» и сама по себе вполне могла бы оказаться серьезным фестивальным хитом.


5. ИРАДА АЮПОВА

министр культуры РТ, 48 лет

 

Министр культуры Татарстана прибавила за год одну позицию в нашем рейтинге, но, объективно говоря, сделать это Ираде Аюповой было непросто, впрочем, как и воплощать в жизнь собственные идеи по развитию культурной сферы в республике. А теперь осуществлять это еще сложнее. На итоговой годовой коллегии минкульта с участием президента РТ, которая проходила в Иннополисе и была для Аюповой практически триумфальной, много говорилось, к примеру, о том, что реализовывать культурную политику необходимо с учетом интересов разных групп населения, каждой из которых подходит определенный круг мероприятий, а также еще очень много правильных слов. Вот только как это реализовывать в текущих условиях, даже если самоизоляция рано или поздно закончится, а театры и музеи вновь станут принимать посетителей? Пока в разгар пандемии голос республиканского минкульта и его руководителя не слышен, хотя, очевидно, помощь культурным госучреждениям и не только необходима.

Что касается достижений Ирады Хафизяновны, то в министерстве уже говорили, что фактически перешли на годовые контракты с руководителями всех подведомственных учреждений, так что теперь многие «князьки» из числа директоров чувствуют себя уже не столь уютно. В итоге покинул свой пост главный режиссер театра им. Тинчурина Рашид Загидуллин, занимавший его 26 лет. Данное решение далось Аюповой буквально «с кровью»: часть актеров оказались недовольны, забурлила и вечно недовольная татарская интеллигенция. Однако прецедент создан, причем очень важный. К тому же в культурной среде у госпожи министра по-прежнему очень много поклонников, хотя она и несколько подпортила свой почти безупречный публичный имидж после истории со свадьбой дочери в здании галереи современного искусства. Вроде бы все было в рамках закона, но осадочек остался, а история вылезла на федеральный уровень.


6. САЛАВАТ ФАТХЕТДИНОВ

певец, руководитель театра песни «Салават», 60 лет

 

Самый главный современный татарский эстрадный певец в начале 2020-го отметил свое 60-летие. Статус Салавата Фатхетдинова в этом мире таков, что он, пожалуй, может в течение пары лет не давать концертов или вовсе уйти из информационного поля, в любом случае сохранив в рейтингах, подобных нашему, высокие позиции. Нынче, правда, Салават уже старается избегать каких-то «политических» разговоров вроде жесткой критики «Yзгәреш җиле», ну разве что опять может публично поцапаться со своим «юным Капулетти» Элвином Греем. Тем не менее никто не забывает, кто именно исполняет песню «Мин яратам сине, Татарстан», по сути, неофициальный гимн республики.

А по случаю собственной круглой даты, явно с подачи властей, Салават взял на себя еще одну важную миссию. Замечательный большой и многофункциональный зал им. Ильгама Шакирова на 3 тыс. мест открылся на «Казань Экспо» еще год назад, но здесь до сих пор не провели ни одного концерта, на который бы продавали билеты. Промоутеров пугает удаленность площадки, расположенной у аэропорта в паре десятков километров от города. И вот 28 апреля юбилейное шоу артиста должно было стать, по сути, презентацией для обычной публики зала им. Шакирова. Пока из-за коронавируса концерт перенесли на конец мая.


7. АЛЬБИНА ШАГИМУРАТОВА

оперная певица, солистка Мариинского театра, 40 лет

 

Настоящая гордость Татарстана в мире классического искусства — звездное оперное сопрано Альбина Шагимуратова, поющая в лучших театрах мира. Пожалуй, одним только этим фактом артистка заслуживала попадания на высокие места нашего списка. Одновременно для нас очевидно, что Шагимуратова не использует весь свой лоббистский потенциал, который у нее есть в республике. К примеру, в отреставрированном КЦ «Сайдаш» не без помпы, с участием Минниханова, была открыта школа оперного пения ее имени. Откровенно говоря, с тех пор ни одной новости о школе Шагимуратовой мы не слышали. И в театре им. Джалиля по-прежнему не слышим ее Лючию или Виолетту, всемогущий директор Мухаметзянов не собирается подстраивать свои планы под график оперной звезды. Так что слушать Альбину Анваровну мы отправляемся в Большой или Мариинку, в последнем она теперь официально служит. В продолжение же казанских планов, если столица РТ закрепит за собой конкурс им. Глинки (такие намерения были после прошлогоднего первого опыта, а конкурс проходит раз в два года), худруком которого является Шагимуратова, конечно, ее акции здесь пойдут только вверх.


8. РКАИЛ ЗАЙДУЛЛА

драматург, прозаик, депутат Госсовета РТ

 

Один из самых известных современных татарских драматургов Ркаил Зайдулла отнюдь не новичок в культурном мире республики. Спектакль театра им. Камала по его пьесе «Любовь бессмертная» помнят многие, а нынче «Папоротник» буинской драмы по рассказам Зайдуллы уже имеет серьезную фестивальную биографию. Кроме того, наш герой известен и как переводчик на татарский язык русской и мировой классики, а еще он завлит нижнекамской татдрамы.

Однако за последний год жизнь известного литератора сильно изменилась. Татарстанская «Единая Россия» решила в 2019 году обновить ряды своих депутатов Госсовета РТ из числа ревнителей национальной темы: так в республиканском парламенте оказались драматург Зайдулла и актер Рамиль Тухватуллин. А автор «Любви бессмертной» теперь и герой самых громких речей в парламенте на тему защиты родного языка и культуры. Ему даже позволяется больше, чем остальным коллегам по депутатскому корпусу: Зайдулла оказался единственным членом Госсовета РТ, кто проголосовал против поддержки новых формулировок в Конституции Российской Федерации, внесенных президентом РФ Владимиром Путиным.


9. КАМИЛЬ ГАРАЕВ

председатель совета директоров татарской медиагруппы «Барс-Медиа»

 

Последний год, а мы считаем его с апреля 2019-го по апрель 2020-го, стал временем неожиданных изменений в структуре «Барс-Медиа», главной частной структуры на рынке татарской эстрады. Один из ее руководителей и главное медийное лицо Марат Гараев вдруг объявил о выходе из бизнеса в связи с разногласиями с другими акционерами компании относительно ее дальнейшего развития. Причем сказал он об этом незадолго до празднования 20-летия «Татар җыры» — главного имиджевого актива «барсов». Впрочем, юбилейные торжества прошли удачно, но затем случился новый виток конфликта с обвинениями в адрес дочери покинувшего компанию топ-менеджера «Барс Медиа» Дина Гараевой, продолжившей здесь работу и якобы разваливающей организацию.

Поговаривают, что в ситуацию вмешались на самом высоком уровне. Поддержку получило нынешнее руководство «Барс-Медиа». Так что теперь в нашем топе — Камиль Гараев, многие годы он был в большей степени инвестором семейного бизнеса, но теперь ему приходится включаться и в текущую работу. В любом случае у «барсов» все еще есть TMTV и «Татар радиосы», да и держатель бренда «Татар җыры» вряд ли мог оказаться вне первой десятки нашего рейтинга.


10. ГУЗЕЛЬ УРАЗОВА

певица, 38 лет

 

Гузель Уразова не зря получила звание «Женщина года» в нашем традиционном рейтинге ко Всемирному женскому дню, так что ее существенный прогресс выглядит абсолютно логичным и в списке влиятельности деятелей культуры Татарстана. Хейтеры легко могут найти изъяны в вокальных талантах, репертуаре и отдельных историях из жизни артистки, но ее колоссальная популярность — это очевидный факт. Сольные шоу на «Татнефть Арене» и «Уфа Арене» — тому лишнее подтверждение, при этом семейный творческий дуэт Уразовой и Ильдара Хакимова, судя по всему, не собирается останавливаться на достигнутом успехе, не нуждаясь ни в каких «Ветрах перемен». Наша героиня «БИЗНЕС Online» — это как раз та самая татарская эстрада, выросшая в целую индустрию, зарабатывающая деньги и, в общем, особо не нуждающаяся в чьих-то советах, потому что любима своими многочисленными поклонниками.

 

КТО УШЕЛ

Кроме того, мы всегда вспоминаем тех деятелей культуры Татарстана, которые ушли из жизни за последнее время. Сразу скажем, что завсегдатаев нашего рейтинга, какими были Ильгам Шакиров или Хания Фархи, здесь нет, тем не менее наше искусство потеряло немало больших художников. Прежде всего речь о знаменитом поэте Роберте Миннуллине, последнем татарском классике — композиторе Ренате Еникееве, певце Рафаэле Сахабиеве. Настоящий двойной удар получил казанский ТЮЗ, когда один за одним прямо во время спектаклей ушли из жизни актеры Арсений Курченков и Александр Купцов, а недавно скоропостижно скончался сотрудничавший с «Углом» драматург и актер Павел Поляков. Умерли первая татарская женщина – скульптор Рада Нигматуллина, знаменитая актриса Исламия Махмутова, художники Михаил Пивоваров и Олег Иванов, писатель Гусман Гумер, работавшая и в нашей газете театральный критик и журналист Татьяна Мамаева. А закончить этот грустный список хочется ушедшим из жизни в конце прошлой недели именитым писателем Александром Кабаковым: автор «Невозвращенца» хоть и не жил в Татарстане, но был большим другом Казани и каждый год приезжал сюда на «Аксенов-фест». Светлая память!

business-gazeta.ru

 

 

Просмотров: 991

Комментирование запрещено