Татьяна Ларионова: Если татарский у нас государственный, то мы должны им владеть хотя бы на бытовом уровне

QW3kzJHZpXtEtbfmX0LC-1060x600-watermarkЗаместитель председателя Госсовета Татарстана рассказала, как борьба против родного языка привела к появлению полилингвальных школ, анонсировала строительство «Адымнар» в Лаишево и высказалась о «нелюде», устроившем стрельбу в казанской гимназии №175. 

- Я была удивлена, но Александр Сергеевич Пушкин владел 16 иностранными языками, Лев Толстой знал 15 языков, Михаил Ломоносов – 11, Николай Чернышевский – 9, Александр Грибоедов – 7, Александр Гумилев – 6 языков. Истоки этого исходили из семьи. Мы с вами знаем, что у всех у них были гувернеры, которые занимались с ними с самых ранних лет, поэтому мы и дальше будем создавать дошкольные полилингвальные учреждения, — пообещала заместитель председателя Госсовета Татарстана Татьяна Ларионова.

Она стала гостем программы «Татарстан Онлайн». В очередном выпуске проекта говорили о системе полилингвального образования в республике и других актуальных темах.

О казанском стрелке: Нелюдь, по-другому не скажешь

Беседа не могла начаться иначе, чем с воспоминаний о страшной трагедии, произошедшей в 175-й гимназии. Ларионова не скрывала своего сильного потрясения от событий того страшного дня 11 мая. Едва сдерживая эмоции, она в первую очередь выразила соболезнования всем семьям, кто потерял близких, и пожелала скорейшего восстановления пострадавшим.

- Даже не знаю, как его назвать. Нелюдь этот. Нелюдь, по-другому не скажешь. «…» Этот молодой человек явно нуждался в психокоррекции. В первую очередь это должны были видеть его родители. И они видели, — подчеркнула Ларионова.

Судя по тому, что на следующий же день после потрясений в казанской гимназии в городе началась череда анонимных сообщений о заминированных школах, в лечении нуждается не только Галявиев. Узнав, что очередное письмо с предупреждением о бомбе получили сразу четыре казанских школы прямо во время прямого эфира, Ларионова снова не сдержалась.

- Я это расцениваю как кощунство. Это ведь кто-то делает, но для чего-то они это делают? Эти вопросы мне не дают покоя. На следующий же день после трагедии в 175-й гимназии были подобные звонки, детей эвакуировали, проверяли. Да, слову богу, это были ложные звонки. Не понимаю тех, кто спекулирует этой бедой. Остановитесь. Не надо больше напрягать ситуацию. Не надо причинять дополнительную боль родителям, — сказала она.

Ларионова задумалась о том, что, возможно, такое агрессивное поведение детей как анонимных «взрывателей» школ объясняется неправильным воспитанием.  

- Это действительно, наверное, сигнал для всей нашей школы с точки зрения воспитания наших детей за собственные поступки. Наверное, где-то мы говорим больше, чем делаем. Это все-таки в каждом из нас должно быть заложено. Нельзя причинять боль другому, — поделилась она мнением.

Ценой жизней невинных детей и покалеченной психики выживших Россия, по словам Ларионовой, получила сразу несколько уроков. На повестке дня теперь стоят два важнейших вопроса – увеличение возраста для приобретения оружия и изменения в законе о его хранении, а также обновление системы безопасности школ.

Говоря о второй теме, спикер отметила, что беда в Казани была бы значительно страшнее, если бы не сработала кнопка вызова, если бы не было системы голосового оповещения, оперативного реагирования со стороны директора и учителей. Но и этого оказалось недостаточным.

- Конечно, меры безопасности должны быть усилены, но это не означает, что люди с оружием должны встречать и провожать наших детей в наших школах. Дети должны быть психологически спокойными, а психика ребенка, особенно начальной школы, очень уязвимая, — сказала спикер.

Ларионова сообщила, что власти республики сейчас занимаются пересмотром всех нормативных документов по принципам безопасности. За лето, по ее словам, вся система должна пройти через существенные изменения. Особое внимание уделят школам старых построек, которые, как известно, слабо оснащены технически либо вообще не были оснащены специальным оборудованием.

- Иногда мы задним умом сильны, что ли. Кто-то очень быстро забывает. Мне кажется, память об этом уроке должна быть очень долгой и продуктивной с точки зрения принятия мер, — уверена спикер.   

Татарский – государственный. Его должны знать

Рассказ Ларионовой плавно вернулся к основной заявленной теме – полилингвальным школам. Напомним, сейчас в республике действует две такие – в Казани и Елабуге. Обе называются «Адымнар».

И вряд ли бы кто догадался, что шумиха и скандалы двухлетней давности вокруг того, как много и бесполезно в Татарстане школьникам преподают татарский язык, привели к обратному эффекту. Именно эти волнения стали опорной точки для команды Госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева (главный инициатор проекта) в создании новой уникальной концепции учебных заведений, где образовательный процесс ведется на том же татарском языке наравне с русским и английским.

- Критика была не беспочвенной. Были и правильные аргументы. Но у 22 регионов страны есть два государственных языка. У нас это, безусловно, татарский. И если он государственный, то мы должны им владеть хотя бы на бытовом уровне, не изучать язык – это неверный подход, но это право каждого. Тогда фонд «Возрождение» уже заканчивал работу в Болгаре и Свияжске и думал над новым направлением. Минтимер Шарипович часто спрашивал: «А для кого мы восстанавливали эти города? Для детей! А дети в школе». Философия согласия и любовь к языкам приходит в школе. Так, наверное, нужно не спорить, сколько часов должен быть татарский язык, а находить подходы, которые на добровольной основе позволят знать два государственных языка. Вот и появилась идея создания полилингвальных комплексов, — вспоминала Ларионова начало истории.

С тех пор в республике развитие «шаймиевских» школ, а также полилингвальных детских садов стало приоритетным направлением, хотя многие из татарстанцев и не понимают их важность, ведь татарский и английский преподается в каждой школе. В ответ на такие недопонимания Ларионова объяснила, что в полилингвальных школах татарский и английский язык используются не только при изучении одноименного предмета. Он становится актуальным для детей и в других науках, а также в их внеурочном общении.

По словам спикера, в казанской полилингвальной школе со 2-го класса ученики на уроках ИЗО, физкультуры, музыки занимаются только на татарском, а начиная с 7-го класса в этих школах такие предметы, как математика, география, биология, преподаются на английском языке.

«Адымнар» в Лаишево, Нижнекамске и Альметьевске

Полилингвальная школа, по словам Ларионовой, уже продемонстрировала свою актуальность, а главное — спрос среди родителей. В ближайшие пару лет в Татарстане планируют построить еще семь образовательных учреждений по проекту Шаймиева. Причем пока речь идет об их строительстве только в крупных городах республики, например, уже известно, что они появятся в Альметьевске, Нижнекамске, в сентябре двери откроет школа в Набережных Челнах.

- На селе татарский язык не пропадал, это язык матери. А у нас в Казани появился феномен, что мы детей татар учим татарскому языку с нуля. Они приходят в школу вообще не зная ни одного слова. Поэтому принято решение, что прежде всего мы создаем такие комплексы в городах, — объяснила зампредседателя Госсовета республики.

Среди прочих особо выделяется село Усады Лаишевского района Татарстана, где Ларионова тоже анонсировала появление полилингвальной школы.  

- Недавно президентом было принято решение, что там тоже будет построен комплекс. Сегодня там создается немало промышленных предприятий, где востребован английский язык. Также недалеко расположен аэропорт, в котором тоже много сотрудников, владеющих несколькими языками. Так аргументы победили и план по строительству стал шире, — пояснила она.

Спикер также не исключает варианта, что скоро в Казани возведут вторую многоязычную школу, так как первая уже перегружена. Вместо стандартных 24 человек в каждом классе там обучается по 38-39.

- Потому что востребованность колоссальная, — отметила Ларионова.

Для всех заинтересовавшихся она сразу подчеркнула, что обучение в полилингвальных школах бесплатное.

- Очевидно, в эту школу должны идти дети родителей, которые понимают, что ребенок, независимо от своей национальности, будет изучать и русский, и татарский. И потом мы должны понимать, что иностранный язык – это не только английский. У нас в казанском комплексе изучают китайский, турецкий, итальянский, арабский. Исходя из этого у ребенка должно быть желание, возможности. Кроме того, есть подготовительная школа, хотя в первый класс мы принимаем без экзаменов, — подытожила зампред татарстанского парламента.

kazanfirst.ru

Просмотров: 853

Комментирование запрещено