В апреле в администрации губернатора Самарской области создано Управление национальной и конфессиональной политики, которое возглавила Надежда Осипова. Новая структура призвана координировать вопросы, связанные с реализацией государственной национальной политики в нашем многонациональном и поликонфессиональном регионе, вести работу по профилактике межэтнической напряженности и сохранению гражданского мира. О том, как и чем сегодня живут народы, населяющие Самарскую область, какие первостепенные задачи стоят перед новым управлением, мы беседуем с его руководителем Надеждой Петровной Осиповой.
- Вы много лет занимаетесь вопросами межнациональных и межконфессиональных отношений в нашем регионе. Как Вы оцениваете ситуацию в регионе, в связи с увеличением потока в Самарскую область мигрантов из стран ближнего зарубежья? Какая работа ведется областным правительством по их адаптации к нашим условиям?
- В Самарской области накоплен огромный опыт мирного сосуществования людей разных национальностей, языков, вероисповеданий. В регионе проживают представители более 150 национальностей, 23 вероисповеданий. Наше многообразие — это не только огромное богатство, но и огромная ответственность. Единственная формула выживания нашего сообщества «Единство — в многообразии». В последние годы перед государством встают новые вызовы, связанные с ксенофобией, мигрантофобией. Известно, что вместе с трудовыми мускулами к нам прибывает иная ментальность, иная культура. Вопросы их адаптации и интеграции, «превращения» наиболее достойных из них в граждан России — очень важная задача на фоне демографических проблем.
В соответствии с новой стратегией государственной национальной политики приоритетной задачей названо содействие государства в адаптации и интеграции мигрантов. Надо отметить, что еще в 2006 году мы внесли концептуальные изменения в деятельность государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов», когда, наряду с задачами по сохранению традиционных культур, языков народов Поволжья, мы включили в качестве приоритетных задач работу с мигрантскими группами. В первую очередь, это налаживание взаимодействия с наиболее авторитетными общественными организациями, представляющими интересы мигрантов. Общественные организации «Лига азербайджанцев Самарской области», «Паяваяд-Единство», Манас-ата, узбекская община, армянская автономия и другие являются теми каналами, через которые мы можем влиять на мигрантов, знать ситуацию и настроение в этих группах.
На сегодняшний день сделано многое: разработана модель проведения адаптационных курсов «Школа мигранта», создан фильм «Впервые в Самаре», проведены десятки обучающих семинаров для представителей УФМС, ГУ МВД по Самарской области, общественных организаций, касающихся взаимодействия органов власти и мигрантских общин в целях интеграции. С 2008 года в Доме дружбы народов проводятся бесплатные консультации для мигрантов, для тех, кто попал в сложные жизненные ситуации. Ежегодно более 600 человек получают квалифицированную юридическую помощь. По соглашению с посольством Южной Кореи проводятся выездные консультации в отдаленные районы области для мигрантов корейской национальности из Узбекистана.
По поручению губернатора Министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области совместно с экспертным сообществом разрабатывается областная целевая программа «Адаптация и интеграция мигрантов». Активно действует Общественный совет при УФМС по Самарской области, в состав которого входят руководители многих национально-культурных организаций, а также представители РДУМСО и ученые.
В Самаре, на Заводском шоссе, 14 действует гостиничный комплекс эконом-класса «Вторая столица», где мигранты могут встать на миграционный учет и даже пройти полное обследование в медицинском центре.
В первую очередь важны языковое, культурное обучение мигрантов, стимуляция их участия в политической и общественной жизни, в жизни религиозных общин страны. И через все это люди становятся своими, родными. Полагаю, огромная роль в адаптации мигрантов принадлежит РДУМСО. Мы уверены, адаптационные процессы для мигрантов должны начинаться уже в странах, откуда они приезжают. Необходимо чтобы, будучи еще у себя на родине, у них был доступ к справочной литературу, которая могла бы помочь их адаптации. Необходимо учитывать и международный опыт по адаптации мигрантов.
- Какая работа ведется по поддержке коренных народов, проживающих на территории Самарской области?
- В Поволжье мы не делим народы на коренные и не коренные. На каких условных «весах» взвешивать, кого будем относить к коренным и не коренным? С какого периода заселения края народ читать коренным? Казахи, башкиры, чьи предки столетиями кочевали в волжских степях? А российские немцы, которых еще 100 лет назад насчитывалось более 200 тысяч в Самарской губернии и по численности они находились на 2-м месте после русских? А самарские украинцы, предки которых появились в Поволжье 300 лет назад, занимались соляным извозом? В стране, где проживают представители более 180 народностей, делить народы на коренные и не коренные, государствообразующие и иные, — путь к разрушению основ государства.
Ваш вопрос, конечно же, касается народов, которые традиционно, исторически проживают в Поволжье: башкиры, татары, русские, чуваши, мордва, удмурты, мари и другие…
Вопросы возрождения и сохранения культуры, языка, традиций, проживающих в Поволжье народов актуализировались в начале 1990-х годов. Во всем мире этот период называют временем «бунтующей этничности», «этнического ренессанса». Именно тогда впервые стали появляться национально-культурные центры.
С 1990-х годов проводится целенаправленная поддержка этнокультурного движения в регионе. В 1993 году была принята областная целевая программа «Возрождение», затем — программа «Разные, но не чужие — мир через культуры», увеличилось количество национально-культурных общественных объединений. В 2001 году в Самаре был открыт Дом дружбы народов. В настоящее время в области ежегодно проводится более 200 мероприятий, десятки семинаров, конференций, круглых столов. Активно развивается фольклорное движение: в 1990-е годы в области было от силы 7-10 национальных творческих коллективов, а сегодня их уже более 100, из которых половина удостоены высокого звания «Народный самодеятельный коллектив».
Национальные праздники стали частью культурной жизни Самарской области. Министерством культуры Самарской области ежегодно для проведения этнокультурных мероприятий выделяется более 2,5 миллионов рублей. Сегодня у НКЦ есть свой очаг — Дом дружбы народов, где развернута активная деятельность более чем 30 общественных организаций, здесь же проходят репетиции 20 национальных коллективов, работают воскресные школы, проходят различные мероприятия. Вся эта этнокультурная палитра отражается и на сайте Дома дружбы народов.
- Есть ли у этих народов возможность получать образование на своем родном языке, для сохранения своей национальной идентичности?
- Получение образования на своем родном языке и изучение родного языка -это не одно и то же. Первое отличается от второго тем, что все предметы, включая физику, химию, географию, изучают на родном языке. В 50-60-е годы, действительно, в глубинке, в отдаленных селах применялись методики, когда освоение предметов шло через родной язык. Но уже с появлением радио, телевидения, усиления урбанистических тенденций такая необходимость естественным образом отпала. Вопрос изучения родных языков (татарского, чувашского, мордовского, башкирского, казахского и др.) и сегодня остается актуальным. В городских условиях сложнее сохранить этническую культуру, материнский язык. В этом процессе огромную роль играют мероприятия национально-культурных центров, деятельность образовательных учреждений. Но основная роль в сохранении традиций, национальной идентичности и родного языка принадлежит все-таки семье.
- Что предпринимается губернатором и правительством Самарской области для поддержания культуры и традиций народов, проживающих в Самарской области? В прошлом году была принята стратегия государственной национальной политики РФ. Начата ли ее реализаций в нашем регионе? Если да, то как и в чем это проявляется?
- На протяжении многих лет создаются условия для развития традиционных культур региона, работает Дом дружбы народов, наиболее сложные спорные вопросы национальной политики обсуждаются на заседаниях Совета по национальной политике при администрации губернатора, в состав которого входят видные руководители НКЦ, лидеры конфессий, ученые, специалисты министерств. Ежегодно формируется и реализуется «Комплексный план по гармонизации межнациональных отношений в Самарской области». Работают переговорные площадки, экспертные советы. Указом Президента РФ в декабре 2012 года была принята Стратегия ГНП. До ее принятия основным документом была Концепция государственной национальной политики, принятая в 1996 году.
- Вы, наверное, знаете, что татарская общественность неоднократно поднимала проблему создания в Самаре второй татарской школы. Этот вопрос, несмотря на многочисленные обращения в городскую администрацию и правительство Самарской области, пока пробуксовывает. С чем Вы это связываете? Будет ли у самарских татар еще одна школа?
- Данный вопрос недостаточно проработан. На заседании координационного совета было мудрое предложение в рамках теории малых шагов. То есть на базе какой-либо школы сначала открыть один класс, второй, а затем уже и на более серьезном уровне поднимать эту тему.
- Как Вы оцениваете ситуацию с национальными СМИ, которые из-за скудного финансирования сегодня еле сводят концы с концами? Возможно ли увеличение бюджетного финансирования? Что для этого нужно предпринять?
- Сегодня в Самарской области с разной периодичностью издается 10 национальных газет. Государство поддерживает этнические газеты, издающиеся на языке народов Поволжья и учредителями которых являются национально-культурные общественные объединения. Трансляция, распространение информации на языке народов Поволжья, согласитесь, это своеобразная поддержка языка. Многое познается в сравнении. Мы ведем мониторинг состояния этнической периодики в регионах ПФО. По количеству этнических изданий Самарская область на первом месте, общий объем финансирования газет — более 2 млн рублей в год. Критерии поддержки этнических газет следующие: газета издается на языке, учредителем газеты должна быть национально-культурная автономия или национально-культурный центр. Объем финансирования газет, как правило, обсуждается и утверждается на заседаниях Совета по межнациональным отношениям при администрации губернатора Самарской области. Поддержка других изданий возможна через грантовые программы.
- Не так давно начала выходить татарская газета «Салям». Насколько мне известно, она финансируется из областного бюджета. Не уменьшится ли в связи с этим финансовая поддержка старейшей самарской газеты «Бердәмлек»?
- Учредителями духовно-просветительской газеты «Салям» являются РДУМСО и национально-культурная автономия татар Самарской области. Газета «Бердәмлек» является авторитетным изданием, имеющим тираж более 3,5 тысяч, финансирование газеты в 2013 году остается на прежнем уровне. Все же в будущем рекомендуем редакции газеты «Бердәмлек» определиться по вопросу учредительства и налаживания конструктивного взаимодействия с татарскими национально-культурными общественными организациями.
- С чем Вы связываете возросшую в последние годы активность национальных общественных объединений? Какая оказывается им поддержка со стороны правительства Самарской области, кроме предоставления места в областном Доме дружбы народов?
- Для многих это способ реализации себя через различные формы общественной работы. Участие в деятельности институтов гражданского общества, готовность вкладывать свое время, силы, средства, вероятно, свидетельствуют о повышении ответственности наших граждан, в данном случае, за свою семью, детей, культуру своего народа, малой родины. Сегодня этнокультурными общественными организациями делается чрезвычайно огромная работа в плане воспитания детей, подрастающего поколения, в плане организации досуга, укрепления основ семьи, традиции. Открываются музеи, устанавливаются памятники, люди готовы вкладывать свои средства в строительство храмов, мечетей, издание книг, журналов, проведение конкурсов. Сохранение национальной идентичности — сфера ответственности, в первую очередь, самого человека, институтов гражданского общества. Органы власти, бизнес-структуры могут оказать существенную поддержку в этих вопросах. И все это с благодарностью воспринимается обществом, народом.
Собеседник — Данияр САЙФИЕВ.
Просмотров: 3730
Бердэмлекка акча бирэлэрме сон инде? Эллэ шул Аглиуллинга биргэн 130 мен генэме?