Надежда Осипова: Национальное многообразие — это огромное богатство

В апреле в администрации губернатора Самарской области создано Управление национальной и конфессиональной политики, которое возглавила Надежда Осипова. Новая структура призвана координировать вопросы, связанные с реализацией государственной национальной политики в нашем многонациональном и поликонфессиональном регионе, вести работу по профилактике межэтнической напряженности и сохранению гражданского мира. О том, как и чем сегодня живут народы, населяющие Самарскую область, какие первостепенные задачи стоят перед новым управлением, мы беседуем с его руководителем Надеждой Петровной Осиповой.

 - Вы много лет занимаетесь вопросами межнациональных и межконфессиональных отношений в нашем регионе. Как Вы оцениваете ситуацию в регионе, в связи с увеличением потока в Самарскую область мигрантов из стран ближнего зарубежья? Какая работа ведется областным правительством по их адаптации к нашим условиям?

- В Самарской области накоплен огромный опыт мирного сосущество­вания людей разных национально­стей, языков, вероисповеданий. В ре­гионе проживают представители более 150 национальностей, 23 вероисповеда­ний. Наше многообразие — это не только огромное богатство, но и огромная от­ветственность. Единственная формула выживания нашего сообщества «Един­ство — в многообразии». В последние годы перед государством встают новые вызовы, связанные с ксенофобией, мигрантофобией. Известно, что вместе с трудовыми мускулами к нам прибыва­ет иная ментальность, иная культура. Вопросы их адаптации и интеграции, «превращения» наиболее достойных из них в граждан России — очень важная задача на фоне демографических про­блем.

В соответствии с новой стратеги­ей государственной национальной по­литики приоритетной задачей назва­но содействие государства в адаптации и интеграции мигрантов. Надо от­метить, что еще в 2006 году мы внес­ли концептуальные изменения в дея­тельность государственного учрежде­ния Самарской области «Дом дружбы народов», когда, наряду с задачами по сохранению традиционных культур, языков народов Поволжья, мы вклю­чили в качестве приоритетных задач работу с мигрантскими группами. В первую очередь, это налаживание вза­имодействия с наиболее авторитет­ными общественными организация­ми, представляющими интересы ми­грантов. Общественные организации «Лига азербайджанцев Самарской об­ласти», «Паяваяд-Единство», Манас-ата, узбекская община, армянская ав­тономия и другие являются теми ка­налами, через которые мы можем вли­ять на мигрантов, знать ситуацию и на­строение в этих группах.

На сегодняшний день сделано мно­гое: разработана модель проведения адаптационных курсов «Школа ми­гранта», создан фильм «Впервые в Са­маре», проведены десятки обучающих семинаров для представителей УФМС, ГУ МВД по Самарской области, об­щественных организаций, касающих­ся взаимодействия органов власти и мигрантских общин в целях интегра­ции. С 2008 года в Доме дружбы наро­дов проводятся бесплатные консульта­ции для мигрантов, для тех, кто попал в сложные жизненные ситуации. Еже­годно более 600 человек получают ква­лифицированную юридическую по­мощь. По соглашению с посольством Южной Кореи проводятся выездные консультации в отдаленные районы об­ласти для мигрантов корейской нацио­нальности из Узбекистана.

По поручению губернатора Мини­стерством труда, занятости и мигра­ционной политики Самарской области совместно с экспертным сообществом разрабатывается областная целевая программа «Адаптация и интеграция мигрантов». Активно действует Обще­ственный совет при УФМС по Самар­ской области, в состав которого входят руководители многих национально-культурных организаций, а также представители РДУМСО и ученые.

В Самаре, на Заводском шоссе, 14 действует гостиничный комплекс эконом-класса «Вторая столица», где мигранты могут встать на миграцион­ный учет и даже пройти полное обсле­дование в медицинском центре.

В первую очередь важны языковое, культурное обучение мигрантов, сти­муляция их участия в политической и общественной жизни, в жизни религи­озных общин страны. И через все это люди становятся своими, родными. По­лагаю, огромная роль в адаптации ми­грантов принадлежит РДУМСО. Мы уверены, адаптационные процессы для мигрантов должны начинаться уже в странах, откуда они приезжают. Необходимо чтобы, будучи еще у себя на родине, у них был доступ к справочной литературу, которая могла бы помочь их адаптации. Необходимо учитывать и международный опыт по адаптации мигрантов.

- Какая работа ведется по поддержке коренных народов, проживающих на территории Самарской области?

- В Поволжье мы не делим народы на коренные и не коренные. На каких условных «весах» взвешивать, кого будем относить к коренным и не коренным? С какого периода заселения края народ читать коренным? Казахи, башкиры, чьи предки столетиями кочевали в волжских степях? А российские немцы, которых еще 100 лет назад насчитывалось более 200 тысяч в Самарской губернии и по численности они находились на 2-м месте после русских? А самарские украинцы, предки которых появились в Поволжье 300 лет назад, занимались соляным извозом? В стране, где проживают представители более 180 народностей, делить народы на коренные и не коренные, государствообразующие и иные, — путь к разрушению основ государства.

Ваш вопрос, конечно же, касается народов, которые традиционно, исторически проживают в Поволжье: башкиры, татары, русские, чуваши, мордва, удмурты, мари и другие…

Вопросы возрождения и сохранения культуры, языка, традиций, проживающих в Поволжье народов актуализировались в начале 1990-х годов. Во всем мире этот период называют временем «бунтующей этничности», «этнического ренессанса». Именно тогда впервые стали появляться национально-культурные центры.

С 1990-х годов проводится целена­правленная поддержка этнокультур­ного движения в регионе. В 1993 году была принята областная целевая про­грамма «Возрождение», затем — про­грамма «Разные, но не чужие — мир через культуры», увеличилось количе­ство национально-культурных обще­ственных объединений. В 2001 году в Самаре был открыт Дом дружбы наро­дов. В настоящее время в области еже­годно проводится более 200 мероприя­тий, десятки семинаров, конференций, круглых столов. Активно развивается фольклорное движение: в 1990-е годы в области было от силы 7-10 националь­ных творческих коллективов, а сегод­ня их уже более 100, из которых половина удостоены высокого звания «На­родный самодеятельный коллектив».

Национальные праздники ста­ли частью культурной жизни Самар­ской области. Министерством культу­ры Самарской области ежегодно для проведения этнокультурных меропри­ятий выделяется более 2,5 миллионов рублей. Сегодня у НКЦ есть свой очаг — Дом дружбы народов, где разверну­та активная деятельность более чем 30 общественных организаций, здесь же проходят репетиции 20 национальных коллективов, работают воскресные школы, проходят различные меропри­ятия. Вся эта этнокультурная палитра отражается и на сайте Дома дружбы народов.

- Есть ли у этих народов возмож­ность получать образование на своем родном языке, для сохранения своей национальной идентичности?

- Получение образования на своем родном языке и изучение родного языка -это не одно и то же. Первое отличается от второ­го тем, что все предметы, вклю­чая физику, химию, географию, изучают на родном языке. В 50-60-е годы, действительно, в глу­бинке, в отдаленных селах при­менялись методики, когда освое­ние предметов шло через родной язык. Но уже с появлением ра­дио, телевидения, усиления ур­банистических тенденций такая необходимость естественным об­разом отпала. Вопрос изучения родных языков (татарского, чу­вашского, мордовского, башкир­ского, казахского и др.) и сегодня остается актуальным. В город­ских условиях сложнее сохра­нить этническую культуру, ма­теринский язык. В этом процессе огромную роль играют меропри­ятия национально-культурных центров, деятельность образова­тельных учреждений. Но основ­ная роль в сохранении традиций, национальной идентичности и родного языка принадлежит все-таки семье.

- Что предпринимается губернато­ром и правительством Самарской об­ласти для поддержания культуры и традиций народов, проживающих в Самарской области? В прошлом году была принята стратегия государствен­ной национальной политики РФ. На­чата ли ее реализаций в нашем реги­оне? Если да, то как и в чем это про­является?

- На протяжении многих лет созда­ются условия для развития традици­онных культур региона, работает Дом дружбы народов, наиболее сложные спорные вопросы национальной поли­тики обсуждаются на заседаниях Со­вета по национальной политике при администрации губернатора, в состав которого входят видные руководители НКЦ, лидеры конфессий, ученые, спе­циалисты министерств. Ежегодно фор­мируется и реализуется «Комплекс­ный план по гармонизации межнацио­нальных отношений в Самарской обла­сти». Работают переговорные площад­ки, экспертные советы. Указом Прези­дента РФ в декабре 2012 года была при­нята Стратегия ГНП. До ее принятия основным документом была Концеп­ция государственной национальной по­литики, принятая в 1996 году.

- Вы, наверное, знаете, что татар­ская общественность неоднократно поднимала проблему создания в Са­маре второй татарской школы. Этот вопрос, несмотря на многочисленные обращения в городскую администра­цию и правительство Самарской обла­сти, пока пробуксовывает. С чем Вы это связываете? Будет ли у самарских татар еще одна школа?

- Данный вопрос недостаточно про­работан. На заседании координацион­ного совета было мудрое предложение в рамках теории малых шагов. То есть на базе какой-либо школы сначала от­крыть один класс, второй, а затем уже и на более серьезном уровне поднимать эту тему.

- Как Вы оцениваете ситуацию с национальными СМИ, которые из-за скудного финансирования сегодня еле сводят концы с концами? Возмож­но ли увеличение бюджетного финан­сирования? Что для этого нужно пред­принять?

- Сегодня в Самарской области с разной периодичностью издается 10 национальных газет. Государство под­держивает этнические газеты, издающиеся на языке народов Повол­жья и учредителями которых явля­ются национально-культурные общественные объединения. Трансляция, рас­пространение информации на языке наро­дов Поволжья, согла­ситесь, это своеобраз­ная поддержка языка. Многое познается в сравнении. Мы ведем мониторинг состоя­ния этнической перио­дики в регионах ПФО. По количеству этниче­ских изданий Самар­ская область на пер­вом месте, общий объ­ем финансирования газет — более 2 млн рублей в год. Критерии поддержки эт­нических газет следующие: газета из­дается на языке, учредителем газеты должна быть национально-культурная автономия или национально-культурный центр. Объем фи­нансирования газет, как пра­вило, обсуждается и утверж­дается на заседаниях Совета по межнациональным отно­шениям при администрации губернатора Самарской обла­сти. Поддержка других изда­ний возможна через грантовые программы.

- Не так давно начала вы­ходить татарская газета «Салям». Насколько мне извест­но, она финансируется из об­ластного бюджета. Не умень­шится ли в связи с этим фи­нансовая поддержка старей­шей самарской газеты «Бер­дәмлек»?

- Учредителями духовно-просветительской газеты «Салям» являются РДУМСО и национально-культурная ав­тономия татар Самарской области. Га­зета «Бердәмлек» является авторитет­ным изданием, имеющим тираж более 3,5 тысяч, финансирование газеты в 2013 году остается на прежнем уровне. Все же в будущем рекомендуем редак­ции газеты «Бердәмлек» определить­ся по вопросу учредительства и на­лаживания конструктивного взаимо­действия с татарскими национально-культурными общественными органи­зациями.

- С чем Вы связываете возросшую в последние годы активность нацио­нальных общественных объединений? Какая оказывается им поддержка со стороны правительства Самарской об­ласти, кроме предоставления места в областном Доме дружбы народов?

- Для многих это способ реализа­ции себя через различные формы об­щественной работы. Участие в деятель­ности институтов гражданского обще­ства, готовность вкладывать свое вре­мя, силы, средства, вероятно, свиде­тельствуют о повышении ответствен­ности наших граждан, в данном случае, за свою семью, детей, культуру своего народа, малой родины. Сегод­ня этнокультурными общественными организациями делается чрезвычай­но огромная работа в плане воспита­ния детей, подрастающего поколения, в плане организации досуга, укрепления основ семьи, традиции. Открывают­ся музеи, устанавливаются памятни­ки, люди готовы вкладывать свои сред­ства в строительство храмов, мечетей, издание книг, журналов, проведение конкурсов. Сохранение национальной идентичности — сфера ответственности, в первую очередь, самого человека, ин­ститутов гражданского общества. Ор­ганы власти, бизнес-структуры могут оказать существенную поддержку в этих вопросах. И все это с благодарно­стью воспринимается обществом, наро­дом.

Собеседник — Данияр САЙФИЕВ.

Журнал «Самар татарлары» .

Просмотров: 3730

Один комментарий

  1. Бердэмлекка акча бирэлэрме сон инде? Эллэ шул Аглиуллинга биргэн 130 мен генэме?