Чуваши – второй по численности, после татар, народ тюркского происхождения в Самарской области. Чувашские, как и татарские, поселения в основном расположены на севере и востоке области. Есть они и на Самарской Луке. Подробные сведения о культуре самарских чувашей содержатся в работах Е.А.Ягафовой, Н.П.Осиповой, П.П.Фокина и др. В данной статье повествуется лишь о некоторых сходных элементах культуры этих народов, которые наиболее ярко бросились в глаза во время полевых исследований автора.
Сходство проявляется в различных элементах материальной культуры – например, в одежде. Особенно похожи разные компоненты одежды и украшения из монет чувашей и кряшен – крещеных татар. Поражает обилие монет на традиционном чувашском костюме: они в большом количестве присутствуют на головных уборах, составляют нагрудные украшения и т.д. И сегодня элементы традиционной женской одежды хранятся у многих чувашек в сельских поселениях, они активно используются во время проведения национальных праздников и фольклорных представлений.
Общие элементы прослеживаются и в духовной культуре, в том числе в различных поверьях. Так, у татар и чувашей распространены рассказы о том, что береза – дерево печали, и ее нельзя сажать около дома. Такой сверхъестественный персонаж, как арсури, можно назвать чувашским аналогом
татарского шурале – местные чуваши описывают его как мохнатое существо с рожками и хвостиком, который любит пугать одиноких путников и может защекотать человека.
Сходство различных культурных элементов чувашей и татар можно объяснить как этногенетической близостью этих народов, так и их длительным совместным проживанием.
Есть в Похвистневском районе два села – татарское Алькино и чувашское Рысайкино. Они находятся совсем рядом друг от друга, фактически образуя одно большое поселение. Среди рысайкинских чувашей есть православные, язычники (и сегодня некоторые из них могут назвать много имен различных божеств, которым поклонялись их предки из поколения в поколение, на протяжении многих столетий), а также мусульмане. Последние наиболее активно восприняли татарскую культуру и язык. На языческом кладбище есть и могилы мусульман: по словам местных
жителей, раньше захоронения мусульман и язычников отделяла борозда, сейчас же ее уже не видно.
Много общего присутствует и в праздничной культуре этих народов: так, чувашский Акатуй, как и татарский Сабантуй, посвящен весенним земледельческим работам. В наше время оба эти праздника активно проводятся в области благодаря работе национально-культурных объединений и поддержке правительства Самарской области. Из современных мероприятий можно назвать чувашский и татарский конкурсы красоты, к участию в которых необходимо активнее привлекать молодежь этих народов.
Михаил КРЖИЖЕВСКИЙ,
кандидат исторических наук.
Ежеквартальный журнал «Самар татарлары» («Самарские татары»).
Просмотров: 2284