Министерство культуры России не выдало прокатное удостоверение фильму «Приказано забыть» о депортации чеченцев и ингушей в феврале 1944 года, а это значит, что в России фильм запрещен к показу. Автор и продюсер фильма Руслан Коканаев в интервью Би-би-си признался, что не понимает причин запрета.
Би-би-си: Вы не получили прокатное удостоверение для фильма «Приказано забыть», автором которого являетесь. Чем мотивировали в министерстве культуры России свое решение?
Руслан Коканаев: Мы такого шума не ожидали. Просто когда директор картины пошла в минкульт, ей вместо прокатного удостоверения выдали письмо, в котором чиновники назвали исторической фальшивкой описанный в фильме случай сожжения более 700 человек в Хайбахе.
Для чеченцев, ингушей совершенно понятно, что это не фальшивка. В своем письме они утверждают, что запросили архивные фонды, проверили документы, архив НКВД, и что данные события «являются исторической фальшивкой», а «демонстрация фильма будет способствовать разжиганию национальной розни».
Они говорят, что мы сняли картину только на основании одного письма Гришиани [Михаил Гришиани – генерал НКВД, 1938-1950 гг начальник УНКВД-УНКГБ-УМГБ Приморского края] о том, что он был вынужден уничтожить там людей. Хотя мы в фильме ни на какое письмо не ссылались. У нас были свои научные консультанты, был представитель нашего университета – Хизри Хаджиев, три автора книги «Хайбах. Следствие продолжается». Один из которых — Магомед Музаев – является руководителем архивного фонда Чеченской Республики.
Даже свидетели тех страшных дней были – Мумади Эльгакаев, у которого в Хайбахе погибли все родственники, и он сам чудом остался жив благодаря матери. На момент трагедии ему было восемь лет. Он успел перед смертью, будучи в тяжелом состоянии, летом 2012 года дать нам интервью: он помнил все до мельчайших подробностей, но из-за слез не мог сразу рассказывать.
Есть видеоматериалы, где Дзияудин Мальсагов [1942-1944 гг. – 1-й заместитель наркома юстиции Чечено-Ингушской АССР] рассказывает и показывает на месте, как все это было: «Тут стоял я, там стоял полковник, там была конюшня, которую подожгли..», — и так далее. Фактов у нас предостаточно, но, несмотря на все это, они отрицают эти факты. Вместо того чтобы повиниться, сказать: «Да, такие вещи бывали. Это неправильно, мы против этого, мы выражаем соболезнование родственникам, мы сделаем все, чтобы этого не повторилось». Почему-то они берут и заявляют, что ничего этого не было!
Би-би-си: Какие последствия влечет за собой запрет проката?
Р.К.: Мы не можем показывать картину в кинотеатрах России, не можем участвовать в конкурсах, даже заявку в Канны подать не смогли из-за этого запрета. Не можем транслировать по ТВ. Только опубликовать в интернете можем. Но мы все-таки надеемся, что попадем на некоторые фестивали, хотя там тоже есть ограничения, которым мы должны следовать.
Би-би-си: В своих интервью вы указываете на то, что эта картина — первый художественный фильм о событиях 1944 года. Чем она уникальна и чем отличается, например, от картины, описывающей дни депортации, чеченского режиссера Илеса Татаева «Когда отзовется эхо»?
Р.К.: Мы в своей картине затрагиваем моменты не только самого факта депортации, который уже признан, а те эпизоды, те преступления, которые совершались на местах. Никто раньше публично не рассказывал о том, что людей, которые были нетранспортабельны, физически уничтожали.
Би-би-си: Вы не считаете заявление министерства культуры России поводом начать новое расследование? Доказать все факты?
Р.К.: Поскольку сделано такое заявление министерством культуры, мы, конечно же, будем предпринимать какие-то действия. Я не хочу раньше времени об этом говорить, мы уже совещаемся со своими друзьями, которые анализируют это заявление, делают юридическую оценку ему. Возможно, мы и обратимся в суд, а может быть, это разрешится и само.
Просмотров: 1751
Прокатное удостоверение, наверное, можно получить на Украине, в Азербайджане, Грузии. Там вряд ли откажут. Таким образом фильм попадет на кинофестивали. Окольными путями его увидят и урысы. Вонь поднимут — не без этого. Фильм «Хайтарма» тому подтверждение.
покажем Орду там ничего нету фальшивого ничего не разжигает все норма!фильм «Орда» грязный льживый фильм.Там показывают одни небылицы,в истории ничего такого не было.А фильм спонсировал православная епархия.