В последнее время в России начал набирать обороты такой популярный на Западе вид деятельности, как социальное предпринимательство. Если одни открывают парикмахерскую для глухонемых, создавая им же рабочие места, то молодой дизайнер, предприниматель из Екатеринбурга Гузель Санжапова, открыв производство в родной деревне своей бабушки, создала рабочие места для ее жителей. Дочь пчеловода и создательница проекта Cocco Bello Bow Ties придумала продавать крем-мёд с ягодами.
«У моего папы Равиля есть пасека в деревне Малый Турыш на Урале в 200 км от Екатеринбурга. Деревня умирает – осталось всего двадцать домов. Раньше это был большой колхоз, теперь – одни руины. Школа, в которой училась моя бабушка, стоит с проваленной крышей. Таких маленьких деревень вокруг очень много, а работы нет вообще. Сейчас там живут 50 человек, это 20 домов, там родилась моя бабушка. Часть жителей – мои дальние родственники.
Пасекой раньше занимался мой дедушка. Папа, геолог по образованию и бизнесмен с маленьким магазинчиком, никогда не планировал продолжать семейное дело. Но так сложилось. Был момент, когда он почти отчаялся. 69 пчелиных семей, тяжелейшая работа. Даже хотел пчел выпустить. Но это как взять и забить корову – совсем не легко. Чтобы помочь отцу, мы с друзьями купили маленький трактор».
Но появилась новая проблема. Дедушка работал по стандартной схеме: откачиваешь мед, продаешь по знакомым и на это живешь всю зиму. Сейчас хозяйство выросло – две тонны меда по знакомым уже не раскидаешь. У фермеров, которые держат коров, растят зерно, та же проблема – найти покупателя», – рассказывает Гузель.
Все пчеловоды продают один и тот же продукт – мёд. Борясь с однородностью, производители стремятся придать своему мёду уникальные свойства. Создатель успешного бренда галстуков-бабочек CoccoBello Гузель Санжапова сделала ребрендинг продукции с пасеки своего отца Равиля, превратив его бизнес в социально-активный проект и тем самым увеличив конкурентное преимущество маленькой фермы.
«Мы придумали делать из нашего меда крем-мед с ягодками – очень популярный в Европе. Технология простая. Берем обычный мед, взбиваем на специальной установке больше суток – он превращается в крем. Потом добавляем ягодки, которые местные бабушки собрали, а мы высушили. Никаких ароматизаторов, все натуральное. До недавнего времени мы сушили ягоды на солнце, но чем больше бабушек хочет участвовать, тем нам труднее справляться. Отказать бабушкам трудно, а лишняя ягода киснет.
Наша пасека – единственное хозяйство, которое дает работу умирающей деревне. Мы начали выпускать пять сортов крем-мёда с теми ягодами, которые собирают бабушки в округе, сейчас уже восемь – это земляника, черника, клюква, брусника, вишня, лимон, фундук и облепиха. Однажды мы столкнулись с тем, что ягод слишком много. Мы варили из них варенье и сушили, но они всё равно не кончались и кисли. При этом отказать бабушкам в возможности заработать мы не могли. Мы понимаем, что можем привлечь к работе большее количество людей, но для этого нужно докупить оборудование – сушильные шкафы для ягод (чтобы бабульки могли собирать больше ягод), а также медогонку большего объема.
Поэтому мы решили купить сушильные шкафы, еще одну мешалку и медогонку большего объема. Опубликовали проект на Boomstarter. Планировали собрать 150 тысяч рублей, но набрали 500 от пятидесяти добровольных спонсоров! На Boomstarter.ru мы создали проект сбора денег, потому что поняли: нужно расширяться. В первую очередь для того, чтобы дать работу большему количеству людей. Например, в этом сезоне у нас ягоды для мёда собирали четыре бабушки – каждая по пять литров в день. Потом стали приходить другие бабушки и говорить: «Мы тоже хотим». Мы платили 200 рублей за литр, то есть за день одна бабушка может заработать тысячу рублей. Для деревни это неимоверные деньги. Взамен те, кто помог собрать средства, могли выбрать вознаграждение – в нашем случае – или баночку крем-меда с бесплатной доставкой, или галстук-бабочку от Cocco Bello, или письмо из Свердловской области, из деревни Малый Турыш, с единственной улицы – Габдуллы Тукая, дом 13. Мы можем купить килограмм ягод в Москве за 170 рублей, но мы покупаем его в деревне у бабушек за 200 рублей за литр.
Медосбор на Урале – две жаркие недели в июле. Ради этих двух недель ты начинаешь работать уже в январе. Сколачиваешь рамки; кормишь пчел медом, который они собрали осенью, чистишь ульи. Все это папа делает с одним помощником. Лето – сезон земляники, осень – брусники, клюквы, облепихи. Цикл работы минимум на полгода.
Большая часть населения деревни готова работать, рада работать, у них просто нет такой возможности. Когда мы поняли, что благодаря этому проекту мы сможем трудоустроить сначала хотя бы малое количество людей, мы поняли, что необходимо за это браться немедленно! Потому что если мы не начнем это сейчас, если не сохраним деревню, то через 10 лет у нас просто не будет своего продукта, нам просто будет нечего есть.
Делаем мы это с единственной целью – привлечь внимание к проблемам деревень, быть может, наш пример покажет вам, что вкладывать в сельское хозяйство не так страшно, как кажется», – делится своими идеями Гузель.
На собранные деньги Санжаповы уже купили необходимое оборудование. Мечтают, что уже скоро их мед польется рекой, а у маленькой деревни в Свердловской области появится шанс выжить.
«Глобально я задумалась об этом проекте потому, что две находящиеся рядом деревни уже вымерли. Сама лично я никакой прибыли от этого не жду. Для меня это гуманитарный проект, я хочу, чтобы в одной маленькой деревеньке люди стали жить лучше. Пасека моего отца – единственное хозяйство, которое дает работу умирающей деревне. Мы надеемся, что на будущий сезон сможем докупить недостающее оборудование и трудоустроить больше жителей деревни», – говорит автор проекта.
Сегодня заказы на крем-мед Санжаповых поступают уже более чем из 40 городов России, есть торговые точки в Москве и Санкт-Петербурге. В будущем можно будет наблюдать процесс приготовления меда, а также за жизнью пасеки в режиме он-лайн. Также в этом сезоне Санжаповы решили начать производство второго продукта – травяного чая с ягодками, который будет идеальным дополнением крем-меду. «Мы рассчитываем, что новый продукт создаст еще 2-3 рабочих места».
«Еще мы решили не останавливаться на достигнутом и начать строить полноценный производственный цех, где разместятся все циклы производства – от качки меда до фасовки и упаковки.
По смете нам нужно 514 000 рублей на коробку здания (фундамент, крыша, стены, минимальная отделка), остальные расходы по проведению водоснабжения, электричества и монтажа канализации мы покроем самостоятельно – из собранных средств первого проекта», – делится своими планами молодой предприниматель.
Деньги Гузель уже во второй раз собирает модным сегодня способом – через систему краудфандинга. Если соберется необходимая сумма, то в деревне будет построен цех, куплены медогонка и мешалка, рассчитанные на большие объемы, появятся плантации трав для добавки к чаю. Но еще до того, как произойдут эти счастливые события, в Малом Турыше появятся первые туристы.
Поддержать проект можно на сайте https://boomstarter.ru/projects/85183/krem-med_s_yagodkami_stroim_tseh. Суммы взноса могут составлять от 100 рублей. В проект уже вложились неравнодушные люди из Австралии, Беларуси, Казахстана, Украины, Норвегии и многих городов России.
Назвать эту помощь безвозмездной не удается. Т.к. за вклад в это благородное дело от 450 спонсор получит в благодарность баночку меда с бесплатной доставкой, более 750 – прибавляется и чай из ягод. За вклад в 1000 рублей, инвестор получит две баночки меда, за 1500 рублей – три банки меда, 3000 – шесть банок и т.д. За 7000 рублей можно будет стать первыми туристами за всю историю Малого Турыша. С принимающей стороны – трансферы (аэропорт Екатеринбурга или вокзал в Красноуфимске), питание, проживание с видом на пасеку в отдельном домике, а также деревенская экскурсионная программа. Гостям также будет предоставлена возможность лично наблюдать за процессом производства меда. Ну и самый благородный вклад – это 50000 рублей. На эти деньги в деревне будет построена детская площадка, как для малышей, так и для подростков. Детская площадка будет с именной табличкой спонсора. Кроме этого, благотворитель получит годовой запас крем-меда с ягодками, а это 30 баночек по 390 гр.
На сегодняшний день уже собрано 360 тысяч рублей из необходимых 500. Однако, до конца акции осталось всего 17 дней. Более того, если необходимая сумма не наберется к указанному сроку – 27 июня – то все уже собранные средства придется вернуть спонсорам.
Гульназ Бадреддин.
Просмотров: 2018
Побольше бы таких предприимчивых татарок,как Гузель Санжапова!Да,поможет ей Аллах!