Начинал с Победы, завершал в «Победе»

Хисамутдинов М.Х.Незадолго до своей кончины он стал почетным гражданином Камышлинского района. Здесь прошла вся его жизнь за вычетом восьми лет службы в армии, половина из которых выпала на годы Великой Отечественной войны. Сталинград, Мурманск, Ладожское озеро, Петрозаводск, Прибалтика, Кенигсберг, Дальний Восток – вот вехи боевого пути старшего сержанта М.Х. Хисамутдинова. А потом двадцать с лишним лет работы в торговле и годы партийной деятельности. Он стал очевидцем разных событий, в том числе и радостных, праздничных, но самым главным праздником для Минахмата Хисамутдиновича был День Победы.

Родился герой нашей статьи 9 августа 1925 года в деревне Бакаево Самарской губернии (ныне – Оренбургской области), в семье крестьянина Загретдинова вторым ребенком. Его отец Хисамутдин Насретдинович и мать Шамсенур Мубаракшевна через два года после появления на свет Минахмата переехали в соседний поселок Тургай, запавший мальчику в память.

Окончив Бакаевскую семилетнюю школу, подросток начал полноценную трудовую деятельность (подрабатывать в колхозе ему довелось с 10 лет), совмещая ее с вечерним обучением в выпускном классе Ново-Усмановской восьмилетней школы.

В 1942 году Минахмат был призван в армию и направлен в Ульяновское пехотное училище. Вот что вспоминал ставший курсантом в том же году Л.Маликин: «Почти восемь месяцев нас готовили на должности командиров стрелковых взводов. Гоняли со страшной силой. В январе 1943 года, за несколько недель до ожидаемого выпуска из училища в офицерском звании, все училище было отправлено на фронт, под Сталинград. … Объявили о присвоении курсантам сержантских званий». Это описание жизни училища имеет отношение и к курсанту Хисамутдинову, но он обучался в нем меньший срок, потому что на Сталинградский фронт его поток в составе зенитно-артиллерийского полка направили раньше.

Фашистские самолеты бомбили город на Волге постоянно, стремясь подавить сопротивление красноармейцев в его районах и кварталах. Поэтому зенитчики были всегда готовы открыть огонь из своих 25-миллиметровых автоматических зенитных пушек. «Когда мы видели, как загорались вражеские самолеты, – рассказывал корреспонденту «Камышлинских известий» накануне своего 80-летия Минахмат абый, – как они падают на нашу землю, слезы радости текли по нашим щекам».
После разгрома немцев под Сталинградом его зенитно-артиллерийский полк в мае 1943 года перебросили в Заполярье. Здесь в мурманском морском порту сержант вместе с фронтовыми товарищами отражал нападения самолетов противника на корабли, пришедшие с грузом из США и Великобритании. Немцы всячески старались вывести из строя порт и железнодорожную станцию. Они и тут использовали сталинградскую практику бомбежек по несколько раз в сутки. В городе были разрушены или сгорели почти три четверти жилых домов, две трети предприятий. Но морской порт работу не прекращал, и в этом есть заслуга и зенитчиков. А Минахмат получил здесь первое ранение: контузило от разрыва бомбы. Пришлось полтора месяца пролежать в госпитале.

Встав в строй, он воевал под Ленинградом, охраняя известную «дорогу жизни» по льду Ладожского озера, потом освобождал Петрозаводск, сражался в Прибалтике и Восточной Пруссии, участвовал в штурме Кенигсберга. Затем полк перебрасывают в июле 1945 года на Дальний Восток, и М.Хисамутдинов становится участником войны с Японией. Среди его боевых наград орден Отечественной войны, а также медали «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За победу над Японией» и др.

После разгрома японцев и окончания второй мировой войны зенитно-артиллерийский полк расформировали, а старшего сержанта направили в г. Благовещенск. Там он преподавал в полковой школе, в которой готовили артиллеристов – командиров 57-милиметровых зенитных орудий АЗП-57. Эти орудия стали первыми советскими полевыми зенитными пушками, наведение которых осуществлялось дистанционно. Опытный образец пушки АЗП-57 прошел первые испытания в конце 1946 года, и через несколько лет она была принята на вооружение Советской Армии. Позже зенитка экспортировалась во многие страны мира и принимала участие в боевых действиях во Вьетнаме, Сирии, Ираке и других «горячих точках».

Видимо, боевой опыт фронтовика, соединенный с его старательностью и обучаемостью, умением общаться с людьми и требовать исполнения намеченного, полностью удовлетворил руководство школы, и Минахмат в течение четырех лет обучал новой технике своих преемников.

Домой он вернулся в апреле 1950 года и устроился уполномоченным по заготовкам в Камышлинское райфо. Через шесть лет Минахмата Хисамутдиновича направляют заместителем председателя по заготовкам в Бакаевское сельпо. Его успешную работу в сельском потребительском обществе замечают и, одобрив окончание Куйбышевского техникума советской торговли, доверяют возглавить это сельпо, переведенное в село Новое Усманово. Председательствовал в нем Минахмат абый с 1965-го по 1976 год.

Продукты и товары поступали в сельпо с централизованных складов и от населения: магазины принимали от сельчан зерно, овощи, мясо, яйца, шкуры животных и прочее. Взамен жители покупали в магазинах сельпо упряжь, хомуты, деготь, лампы, керосин, лопаты, вилы и т.д. Существовал и обязательный перечень товаров, в который входили мука, соль, сахар, спички, текстиль, посуда, и многое другое.

Торговые точки располагались во всех деревнях, которые относились к Ново-Усмановскому сельсовету, и доставка товара в них осуществлялась гужевым транспортом. В 60-х годах сельпо имело две грузовые машины, один трактор и шесть лошадей. Никаких других магазинов, кроме кооперативных, тогда не было. И хотя торговля в маленьких селах с экономической точки зрения была невыгодна, но сельпо содержало эти магазины, чтобы обеспечить крестьян всем необходимым.

Под руководством нового председателя были построены гаражи и складские помещения, появились грузовые машины. Торговые точки нуждались и в ремонте, в запасах топлива на зиму, поскольку во многих из них не было отопления, и в зимнюю стужу продавцы грелись у чугунка с углем. Минахмат абый сумел вывести производственные показатели сельпо на должный уровень, и его фотография была размещена на Доске почета.

В связи с тем, что со временем сельпо перевели в Клявлино, его председатель завершил свою многолетнюю торговую карьеру. Учитывая опыт работы этого толкового, справедливого руководителя и умение бескорыстно быть полезным людям, Минахмата Хисамутдиновича избирают секретарем партийной организации колхоза «Победа». Сейчас трудно сказать, сколько разных побед одержал парторг во имя благополучия своих колхозников, но то, что его неоднократно выбирали на эту должность, говорит о многом. Он и здесь работал честно, много, добропорядочно.

Вот что вспоминает о парторге другой почетный гражданин района и односельчанин Р.Р. Фарзутдинов: «Человек он был коммунистической закалки, для которого партийная работа была предметом особой важности. В одной упряжке с председателем колхоза Ф.В. Гайнутдиновым тянул все хозяйство».

Ответственно он относился и к общественной деятельности: избирался депутатом сельского совета многих созывов, был членом группы народного контроля.

Партийная деятельность дала последнюю запись в трудовой книжке, поскольку в начале 80-х годов Минахмат эфенди стал пенсионером. В послевоенные годы он был удостоен ряда трудовых наград: медалей, грамот и дипломов. Был фронтовик известен и как активный лектор районной организации общества «Знание» по военно-патриотической тематике и участник различных мероприятий, посвященных армии и защите Отечества. Так, с удовольствием он приходил в местную школу на уроки мужества.

Эта общественная активность авторитетного ветерана привела его к руководству Ново-Усмановской организацией ветеранов войны и труда, которую Минахмат абый возглавлял до 2008 года. Сельчане ценили его за общительность, остроумие и умение всегда находить контакт с людьми. А помня о его деловых качествах, избрали старостой села.

Многие десятилетия герой этой статьи прожил в мире и дружбе с супругой – Магинур Хузиевной. Свадьбу они сыграли через год после возвращения старшего сержанта из армии. Будущая жена, окончив Камышлинское татарское педагогическое училище, поехала работать учительницей начальных классов в Бакаевскую 7-летнюю школу. Здесь она и познакомилась с уроженцем этого села.

Затем молодые переехали в Новое Усманово, где Магинур апай устроилась продавцом в продуктовый магазин и двадцать пять лет проработала в одной торговой точке. Сельчане любили и уважали ее, частенько они приходили в магазин не за покупками, а излить душу, посоветоваться, спросить о чем-то. Ведь учитель на селе в любых условиях остается учителем.

В семье Хисамутдиновых, построивших со временем добротный дом, родились сын Рафаэль, а также две дочери: Розалия и Рамзия, которые благодарны родителям за то, что вырастили их воспитанными людьми и научили любить жизнь. Младшая дочь вспоминает, как отец помогал ей готовиться к школьным сочинениям на тему войны. Он шел в библиотеку, приносил оттуда книги, отмечал нужные места и учил составлять план сочинения. Потом учительница по литературе Матрена Степановна с улыбкой спрашивала у школьницы: «Ну, кому ставить пятерку: тебе или папе?».

Автоматическая зенитная пушка калибра 57 мм (АЗП-57), владению которой М.Хисамутдинов обучал курсантов в Благовещенске в конце 40-х годов

Автоматическая зенитная пушка калибра 57 мм (АЗП-57), владению которой М.Хисамутдинов обучал курсантов в Благовещенске в конце 40-х годов

Председатель сельпо Хисамутдинов М.Х.

Председатель сельпо Хисамутдинов М.Х.

С женой Магинур, слева, и ветераном труда, продавщицей магазина Гильмановой Марьям

С женой Магинур, слева, и ветераном труда, продавщицей магазина Гильмановой Марьям

С лентой почетного гражданина района

С лентой почетного гражданина района

С работниками сельпо

С работниками сельпо

С этой автоматической зенитной пушкой калибра 25 мм (72-К) М.Хисамутдинов прошел Великую Отечественную войну

С этой автоматической зенитной пушкой калибра 25 мм (72-К) М.Хисамутдинов прошел Великую Отечественную войну

Среди ветеранов села Новое Усманово, 2008 год

Среди ветеранов села Новое Усманово, 2008 год

Сам же папа к каждому 9-му мая готовил обстоятельный доклад, посвященный победе над фашизмом, с которым выступал перед односельчанами. Несмотря на средне-специальное образование он был весьма интеллигентным, культурным человеком. Минахмат абый любил жизнь во всех ее проявлениях, любил животных, природу, никогда никому не завидовал. В часы досуга с удовольствием обустраивал свой дом, много читал.

Привыкший заботиться о подчиненных, он и с родственниками вел себя так же. «Я помню, – говорит Рамзия, – как папа всю жизнь проявлял заботу о своих родственниках, был в курсе всех событий, происходящих в их семьях. Как только он почувствовал, что его престарелые родители не могут справляться со своим хозяйством, он перевез их к себе домой, и более десяти лет бабушка с дедушкой жили с нами».

Общение в этом доме велось на татарском языке не только потому, что здесь появились родители Минахмата Хисамутдиновича. С большим уважением члены семьи относились к национальным обрядам и культуре. Каждую пятницу с утра Магинур апай наливала молоко в несколько банок и просила дочек отнести их бабушкам-соседкам в качестве пятничной милостыни (җомга сәдакасы). У Рамзии остались теплые детские воспоминания об этом, ведь каждая бабушка искренне радовалась подаянию и желала ей успехов в учёбе. «Тел ачкычлары бир, Ходаем», – говорили они (дословно – пусть Всевышний даст тебе дар речи).

После выхода на пенсию Минахмат бабай начал посещать мечеть и следовал всем канонам мусульманской веры. Сельчане считали, что у него «умелая рука» и наперебой приглашали осенью на забой скотины.

Бабаем он стал и по жизни, порадовавшись появлению всех семерых внуков и началу правнуковского поколения, а также их достойному росту. Ныне количество его правнуков возросло до десяти человек, но некоторые из них знают о своем прадедушке только понаслышке. И это не беда, ведь главное – знают.

А односельчане его не только знают, но и помнят – делового, воспитанного, человечного. Помнят по следам достойных свершений, по словам, отозвавшимся добром в сердцах людей, по надеждам на лучшее будущее.

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», №3(12), 2015 год.

Просмотров: 2008

3 комментариев

  1. Это папа моей одноклассницы.подруги детства Хисамовой Рамзии. Я часто в детстве бывала у них дома.Это действительно добрейший человек,любящий свой дом,своих детей,свою семью. Минахмат абы часто приходил ко мне на классные часы и рассказывал учащимся о тяжелых временах во время войны и после военные годы.Они вырастили достойных детей,пусть земля им будет пухом.А мы их будем помнить всегда! Альфия Камиловна-учительница с. Новое Усманово.
    Рашид абы спасибо вам за добро .которое вы несете подрастающему поколению.

  2. Это мой дедушка.Вот только ошибка в комментарии к одной из фотографий.На ней дедушка рядом с моими бабушками.А написано имя не знакомой мне женщины,продавщицы(так написано)

  3. Это-мой сосед. Хороший, добрый был абый. Вечная память…