Сеял в школе и со сцены разумное, доброе, вечное

На уроке физики, 1970 год

На уроке физики, 1970 год

Он родился в первый день весны, отшумевшей пробуждением природы 85 лет тому назад, но встретил только 79 из них. Да, почетный гражданин Камышлинского района К.З.Яриахметов ушел в иной мир в 2009 году, но земляки не забывают его и будут долго помнить. А иначе и быть не может, ведь Камиль Замилович 39 лет добротно учил их детей в Ново-Усмановской средней школе, а его артистическо-организаторский талант в течение шести десятилетий способствовал развитию творчества и самодеятельного искусства нескольких поколений сельчан.

Всю свою жизнь Камиль эфенди, родившийся седьмым ребенком в крестьянcкой семье, не расставался со своим районом. Его отец Жамиль был участником Гражданской войны и умер очень рано. Поэтому мама Гульмиямал растила детей  в трудных условиях. Выжили только двое из них – Масхуда и Камиль, которые рано приобщились к труду и всячески помогали матери по хозяйству. Общались в семье на татарском языке, поскольку знание русского придет к детям позже, а Гульмиямал апа, отмечавшая все мусульманские праздники и совершавшая намаз, так им и не овладела.

После окончания семилетней школы в родной Камышле в первый послевоенный год Камиль поступил в Камышлинское татарское педагогическое училище и был зачислен в группу, которая вскоре проявит себя как на редкость дружный и активный коллектив. В нем не было неуспевающих, хотя учащиеся группы участвовали в организации всех праздников, вечеров и соревнований в училище, а в смотрах и конкурсах художественной самодеятельности не раз занимали призовые места.

Четыре года в училище пролетели быстро, и вот уже его выпускник направлен в Ново-Усмановскую среднюю школу учителем физики и математики. Это образовательное учреждение станет первым и единственным местом его работы. Молодой педагог быстро зарекомендовал себя как знаток своего предмета, влюбленный в профессию и стремящийся делать все уроки интересными и занимательными. Сразу обнаружилось и его умение находить подход к ученикам, которым нравился этот энергичный, беспокойный, добрый, но вместе с тем и требовательный учитель.

Возникает вопрос: «Как же это можно – быть и добрым, и требовательным одновременно?». У Камиля Замиловича получалось, и вот тому пример. Любой ученик, проявивший свою неготовность отчитаться о выполнении домашнего задания, мог услышать легендарную фразу учителя: «Садись, единица!». За ней следовал не вызов родителей в школу или появление грозной записи в дневнике, а дополнительное занятие после уроков, в ходе которого провинившиеся выполняли таки домашнюю работу и могли при этом получить консультацию Камиля абый. Доведя уровень их знания по теме занятия до должного уровня, он потом исправлял в журнале единицу на четверку. А двойки не ставил, видимо, потому, что из них трудно после «внеурочных» уроков сделать положительные отметки исправившимся школьникам.

Преподавал этот педагог физику, которую предпочел математике, поскольку занимательность уроков он обеспечивал не только интересными задачками, а и обилием опытов. Возможно, он был солидарен с фразой М.Ломоносова, говорившего, что математика – царица всех наук, но служанка физики…  Стараниями Камиля эфенди школа первой в Клявлинском районе (в его состав одно время входил Камышлинский район) перешла на кабинетную систему обучения. К.Яриахметов не только сам оборудовал кабинет физики, отвечающий современным требованиям, но и помогал остальным учителям в оборудовании кабинетов.

Первое десятилетие работы в школе он ознаменовал получением диплома о заочном окончании физико-математического факультета Мелекесского пединститута. А до этого ново-усмановский физик успешно обучался в заочном режиме специальности «математика и физика» в Бугульминском учительском институте, который давал неполное высшее образование.

Пройдет еще десять лет с небольшим, и Камиля Замиловича назначат директором школы в селе Новое Усманово. Руководить ей он будет с 1971 по 1987 год. В тот период школа считалась одной из лучших в районе и области по успеваемости и успешному участию ребят в олимпиадах, а также по количеству поступающих в вузы. Директор проявил себя умелым организатором, добившимся благоустройства школьной территории, строительства на ней подсобных зданий и решения еще массы разных вопросов. Он первым встречал детей, пришедших утром на уроки, и, зная всех не только по фамилии, но и по имени, находил для каждого добрые слова.

Умел Камиль эфенди находить контакт и с преподавательским составом, используя при этом свою доброту и требовательность. И еще одно его завидное качество – не теряться в присутствии руководящих работников образовательной сферы и не паниковать от их неожиданных вопросов. Согласитесь, не всем это дано. Не случайно граф П.А. Пален, возглавлявший заговор против императора Павла I, даже придумал слово «пфификология», обозначив им науку об умении выходить из самых запутанных положений.

Знавшие Камиля абый по совместной работе учителя вспоминают случаи, когда он с блеском выпутывался из таких ситуаций. Вот только два примера, которыми поделился почетный гражданин района Р.Р. Фарзутдинов. На каком-то совещании прозвучал вопрос: «Камиль Замилович, сколько задач по математике вы решаете в течение  года в 7 классе?». Физик, быстренько прикинув (в году 36 учебных недель, на математику приходится 4 часа в неделю, всего 144 часа, на половине этих уроков может быть решали задачки, т.е.  получается 72, добавил от себя еще десяток – стало 82), ответил: «82 задачи» и услышал заключение: «О, это хороший показатель!». А однажды представитель областного начальства, увидев на пришкольном участке загороженный, чисто обработанный участок, спросил у него: «Что это такое?». Камиль эфенди, затруднившись дать научное объяснение, ответил, что это биолог Иван Харлампиевич экспериментирует с сорняками, и попал в точку.

В год своего тридцатилетия

В год своего тридцатилетия

Выступление с дочерями Альфией и Сарией

Выступление с дочерями Альфией и Сарией

Выступление хора учащихся Ново-Усмановской средней школы. Дирижер Яриахметов К.З., 1962 год

Выступление хора учащихся Ново-Усмановской средней школы. Дирижер Яриахметов К.З., 1962 год

С мамой, женой и дочками

С мамой, женой и дочками

На уроке физики, 1970 год

На уроке физики, 1970 год

Сельский хор под рук Яриахметова К.З.

Сельский хор под рук Яриахметова К.З.

Супруги Яриахметовы

Супруги Яриахметовы

Участник шуточного танца

Участник шуточного танца

Участники фестиваля «Кардәшлеккә чикләр юк» («Дружба не знает границ») в телестудии Казани, 1989 год

Участники фестиваля «Кардәшлеккә чикләр юк» («Дружба не знает границ») в телестудии Казани, 1989 год

Шуточный танец с супругой

Шуточный танец с супругой

Яриахметов К.З. в танце

Яриахметов К.З. в танце

Камышлинцы на областной спартакиаде депутатов. Маннапова Г.К. - вторая справа в первом ряду, 2012 год

Камышлинцы на областной спартакиаде депутатов. Маннапова Г.К. — вторая справа в первом ряду, 2012 год

Успешная  деятельность Камиля абый на ниве просвещения была отмечена знаками «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Отличник народного просвещения СССР», грамотами ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, министерства просвещения РСФСР, двумя юбилейными медалями и медалью «Ветеран труда».

Герой нашей статьи с большой охотой занимался и общественной деятельностью. В начале 60-х годов он был комсомольским вожаком колхоза «Победа», а потом и партийным секретарем этого хозяйства. Его неоднократно избирали депутатом сельсовета, а районную организацию общества «Знание» Камиль Замилович возглавлял 20 лет. Сам при этом читал лекции по воспитанию и обучению детей в рамках «Родительского всеобуча».

Но особой любовью Камиля абый пользовалась художественная самодеятельность. Интерес к искусству, постижению Истины и Красоты – одна из черт личности этого человека. Во-первых, он сам был «погружен» в эту форму народного творчества: пел, плясал, играл в спектаклях, а в училище был солистом хора. Еще в 16 лет Камиля наградили дипломом на областном смотре художественной самодеятельности. На сцене он был всегда, даже в годы директорства выступал с большим удовольствием.

Во-вторых, герой этой статьи вырос в авторитетного организатора творческой деятельности населения района. Буквально все учителя были привлечены Камилем эфенди в художественную самодеятельность села. Школьный коллектив под его руководством неизменно занимал призовые места в районных смотрах художественной самодеятельности, несколько раз становился лауреатом областного смотра фольклорных коллективов, выступал в Куйбышеве, был участником телевизионного финального смотра художественных коллективов в г. Казани.

Уже в наши дни появилась фраза о том, что любая художественная самодеятельность на предприятии является важной частью корпоративного единства и поэтому надо возрождать традицию проведения конкурса творческого мастерства. Такой проблемы не было во времена Камиля Замиловича, причем не только в его селе и районе. Корпоративное единство было прочным, испытанным репетициями и выступлениями, роднившим душевным взлетом. 

Как художественный руководитель он также продвигал народное творчество сельской молодежи, руководил фольклорным ансамблем учащихся. В 1960 году его подопечные заняли первое место в районе и участвовали в зональном смотре в Исаклах. Они побеждали и в последующие три года, выезжали с концертами в села Байтуган, Балыкла, Камышла и населенные пункты Оренбургской области, выступали на куйбышевском радио.

Связь со сценой Камиль эфенди не оборвал даже тогда, когда после тяжелой болезни стал с 1989 года инвалидом второй группы. Он был среди участников фестиваля «Татарская песня-95» в родном селе, в том же году стал в Казани дипломантом фестиваля народного творчества, а через шесть лет получил в Самаре диплом лауреата пятого областного смотра творчества инвалидов.

В связи с 50-летием художественной самодеятельности села Новое Усманово пенсионера К.Яриахметова наградили дипломами областного управления культуры и областного центра народного творчества – за активное участие в развитии национального художественного творчества и долголетнее служение самодеятельному искусству. Но не таков Камиль абый, чтобы просто выйти за наградами и получить заслуженные аплодисменты. Он к этому юбилею организовал в селе вечер, собрав в зале и на сцене самых активных участников самодеятельности.

К таковым относились и его близкие родственники: жена и дети. Супруга выступала с танцами, а дочки с младых лет породнились со сценой. Вот что говорит по этому поводу младшая дочь Яриахметовых Гюзель: «С детства я читала стихи,  танцевала, пела в ученическом хоре. Какой классный у нас в школе был хор! Руководил им папа. Сестры на сцене находились намного чаще меня. В школьные годы я, в основном, играла детские роли в спектаклях. В художественной самодеятельности педколлективов мы с сестрами выступали всегда и продолжаем это делать. Участвуем с педагогами и учениками в праздничных концертах в СДК, в различных смотрах самодеятельных артистов».

Эта влюбленная в искусство семья имела право называться еще и сугубо физико-математической. Жена Камиля эфенди Ляля Ибрагимовна (девичья фамилия Тухватуллина) была родом из райцентра Стерлибашево (Стәрлебаш) Башкирии. Она окончила Казанский государственный пединститут и по направлению приехала в Ново-Усмановскую школу учителем математики.

Видимо, под влиянием мамы все дочки (Сария, Альфия, Гюзель) тоже стали преподавать этот предмет в школах после окончания физико-математического факультета Куйбышевского государственного педагогического института. А в родной школе их учителями были и мама, и папа. «Его уроки – это особый разговор, – вспоминает Гюзель Камиловна. – Как к ученице требования ко мне были во сто раз сильнее, чем ко всем другим. Физику я тоже очень люблю. Старалась сама выполнять все домашние задания. Но когда выручала одноклассников, папа ставил единицу в журнал, и было очень обидно».

Да, дочерей своих Камиль абый воспитывал в строгости, но всех любил и очень за них переживал. Родители для дочек были примером идеальной семьи. Все ее члены вместе приходили из школы в 17-00, и каждый принимался за исполнение своих обязанностей: топил печь, ухаживал за скотиной, готовил еду, убирался по дому, работал в огородах (их имелось несколько). Любой день был  расписан с утра до вечера.

Гюзель запомнился период сенокоса, когда все Яриахметовы привлекались к этому процессу, поскольку сена заготавливалось очень много. Также всей семьей ходили по ягоды, причем отец собирал быстро и самую крупную, оказываясь впереди всех. Он все делал очень быстро и приучил к этому своих девочек.

У их родителей свободное время практически отсутствовало. В советские времена у учителей каждый день был расписан: в понедельник – педсовет, вторник – партийное собрание, пятницу – родительское собрание. А между ними репетиции и концерты, спектакли и выступления в колхозе, различные смотры и конкурсы. Тем не менее, Камиль эфенди научил дочек играть в шахматы и сражался с ними за доской. А в самом большом огороде он прокладывал лыжню, и вся семья регулярно выходила на дистанцию. Так же вместе смотрели спортивные передачи, отдавая предпочтение хоккею, отмечали праздники и дни рождения.

Со временем все дочки создали татарские семьи и подарили своим родителям по два внука. Камиль бабай был всегда рад внукам-внучкам и общался с ними только на родном языке. Для последних такое общение труда не составляло, поскольку все они изучали в школе татарский язык. Внучатое поколение успешно впитывало знания и по другим школьным предметам, получив на шестерых три медали, и потом дружно взяло курс на получение высшего образования. Впрочем, четверо из них уже стали дипломированными специалистами.

Старшая дочь Камиля Замиловича Сария давно стала жительницей г. Набережные Челны, а две другие не расстаются с родной Ново-Усмановской школой, причем Гюзель руководит ей с 2005 года. До повторения папиного директорского стажа еще далековато, но, думается, Гюзель Камиловна может его и перекрыть, поскольку работает с удовольствием и любит свою профессию. Она награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за многолетний и добросовестный труд и совершенствование учебно-воспитательного процесса, использование современных образовательных технологий. Есть среди наград руководителя высшей квалификационной категории и диплом Самарской Губернской Думы, полученный в прошлом году.

Гюзель ханум находит возможности не только для выхода на сцену в качестве самодеятельного артиста, но и для участия в спортивных соревнованиях. Так, осенью 2012 года директор школы Г.К. Маннапова в составе делегации Камышлинского района успешно выступила на спартакиаде депутатов Самарской Губернской Думы и депутатов представительных органов муниципальных образований. В беге на дистанцию 60 метров она показала в своей возрастной категории второй результат, опередив 23 соперницы, и получила грамоту за пропаганду здорового и спортивного образа жизни. Через год этот депутат районного Собрания представителей снова оказался в призерах. В представительном органе она входит в комитет по социальным вопросам и возглавляет мандатную и по вопросам депутатской этики комиссию.

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации есть у Альфии Камиловны, учителя с 25-летним педагогическим стажем. А Сария Камиловна уже стала ветераном педагогического труда, проработав в школе более 31 года. Ей часто доверяли проводить открытые уроки для коллег из других образовательных учреждений Татарстана. Сейчас этот уважаемый педагог занимается репетиторством с учениками 9-х и 11-х классов.

То есть все дочки достойно продолжают учительское дело своих родителей. Возможно, к этому процессу подключатся и внуки, продолжая сложившуюся династию школьных педагогов. Ее родоначальник Камиль Замилович, несомненно, был бы рад этому.

Как будто про него написаны слова доктора психологических наук, академика РАО А.Г. Асмолова, работавшего первым заместителем министра образования России:  «Быть личностью – значит обладать свободой выбора и через всю жизнь нести бремя выбора, но не так, как крест, а как дело, дарующее радость». Именно так и поступал Камиль эфенди – дарил делами радость и себе, и односельчанам.

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», №3(12), 2015 год.

Просмотров: 2335

5 комментариев

  1. Рашид Мигдэтович,спасибо Вам за то,что прочитав Вашу публикацию мы ещё раз окунулись в прекрасный мир нашего детства и вспомнили любимых учителей! Как жаль,что просматривая фотографии отмечаешь для себя,что многих уже нет с нами….

  2. Камиль Замилович, вечный физик… Очень его уважаю.. Великий Учитель!!!

  3. наши лучшие учителя мы вас будем помнить всегда

  4. хороший человек и учитель

  5. Замечательные люди и талантливые педагоги.