Есть ли моральный кодекс у бизнесмена-татарина, почему халяльная продукция дороже и как спасти деревню
Национальную элиту, проживающую вдали от своей исторической родины, должны формировать бизнесмены, уверен исполнительный директор всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям Фарит Уразаев. В интервью «БИЗНЕС Online» на пятом всероссийском сходе предпринимателей из татарских сел РФ Уразаев рассказал о суммах консолидированного татарского капитала, об интернет-портале из 114 сот — по числу сур в Коране — и бартере между бизнесменами-соплеменниками.
«РУКОВОДСТВО ТАТАРСТАНА, ВКЛЮЧАЯ И САМОГО РУСТАМА МИННИХАНОВА, ЗАИНТЕРЕСОВАНО В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»
— Фарит Язкарович, в Казани в эти дни проходит пятый по счету всероссийский сход татарских предпринимателей. А какой вы видите основную цель подобных форумов?
— Это позволяет поделиться опытом работы. Вообще, на такие мероприятия съезжаются люди, которые занимаются различными направлениями бизнеса. Кто-то торгует лесом, кто-то занимается строительством, кто-то трудится в нефтяной промышленности или выпускает продукцию халяль. Направлений много. Каждому интересен опыт тех, кто работает в его направлении. Например, тот, кто строит дома, ему полезен опыт строителей в других регионах. Другой занимается торговлей, и ему, естественно, любопытен опыт торговли, и т. д. Кто-то занимается логистикой, и ему интересна логистика. Появляется круг по интересам и пространство, где они могут поддерживать контакты.
— А как вообще возникла идея объединения бизнесменов-татар, превратившаяся в создание всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям, в которой вы являетесь исполнительным директором?
— Раз у нас есть татарская нация, есть у нас и своя элита. А в ее состав всегда входила татарская буржуазия. Не только входила, но и формировала эту татарскую элиту. Появляется определенный капитал, можно сказать, консолидированный татарский капитал. Сколько его сегодня, как можно подсчитать? Ну, я думаю, теми инвестициями, которые татарский капитал вкладывает в культуру, образование, искусство татарского народа. Этими критериями и можно определить татарский капитал. Капитал частный, консолидированный может быть на 300 миллиардов долларов, может быть на 800 миллиардов долларов. А сколько процентов из них вкладывается в культуру в местах компактного проживания татар?
Мы с начала 90-х годов стали привлекать этих людей в Татарстан. Во многих местах даже появились торговые дома «Татарстан» — их было более 45, появились полномочные представительства РТ. Но всегда требовалась горизонтальная связь. Не только между предпринимателями и Татарстаном, но и между собой, и регионами. Каждый предприниматель-татарин в любой точке мира должен без посредников, напрямую выходить на связь с соплеменником-бизнесменом, живущим в другом регионе. Для этого должно быть информационное поле. В первую очередь портал, сайт предпринимателей. Для того чтобы открыть определенный канал, чтобы они могли найти друг друга. Чтобы они могли обмениваться опытом и т. д. Но самое интересное — это было желание самих предпринимателей. Когда есть вертикаль с Татарстаном, то должна быть и горизонталь. Причем по всем миру. Это намного увеличивает дееспособность и работоспособность татар. Многие через эти контакты подтянулись и стали в регионах руководителями национально-культурных автономий и татарских общественных организаций и меценатами.
— Каким образом ваша ассоциация взаимодействует с властями Татарстана?
— Республика заинтересована, чтобы бизнес-сообщество работало с Татарстаном. Компания из одного региона, сотрудничающая со всемирной ассоциацией содействия татарским предпринимателям, в прошлом году купила продукцию Татарстана на 250 миллионов рублей для нефтяной отрасли — это и есть конкретная инвестиция в РТ. Допустим, к нам звонит представитель Сахалина. Мы направляем его к партнерам из РТ, тем самым формируем горизонтальные связи между хозяйствующими субъектами.
А руководство Татарстана, включая и самого Рустама Минниханова, заинтересовано в сотрудничестве. Президент лично каждый год участвует в нашем форуме «Деловые партнеры Татарстана» и сходе предпринимателей татарских сел. Потому что это общее дело. Это своего рода формирование новой татарской элиты.
— И какое количество этой новой татарской элиты сотрудничает с вашей ассоциацией?
— Более 3 тысяч человек. Говоря о конкретных примерах, то в прошлом году тюменские предприниматели поехали в Китай в Урумчи, подписали соглашение о сотрудничестве и создании в Урумчи ассоциации предпринимателей татар. Тюменцы заинтересованы, потому что они наиболее географически близко расположены к КНР. Они готовы поставлять продукцию в Китай. Есть, допустим, в Санкт-Петербурге предприниматели-татары. В том году они открыли культурно-деловой центр и бизнес-клуб. Северная столица — это логистика.
«ИСЧЕЗНОВЕНИЕ СЕЛА МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ИСЧЕЗНОВЕНИЮ НАЦИИ»
— Вы помогаете татарским предпринимателям. А как вы сами понимаете выражение «татарский предприниматель»?
— Это, наверное, тот человек татарской национальности, который вкладывает, инвестирует в национальную культуру, поддерживает национальную общину своего региона, формирует элиту татар, допустим, Оренбургской области, Башкортостана, Тюмени или Ульяновской области. Это и есть татарский предприниматель.
— Должен ли бизнесмен-татарин быть благотворителем? Как известно, до революции такие меценаты, как Рамиевы, Апанаевы, Акчурины, многое делали для просвещения, финансировали учебные заведения, объекты культуры. Есть ли такие примеры в XXI веке?
— Да, такие примеры есть. Например, Аблязов Камиль Алимович из Саратовской области. Есть у него свой бизнес в Башкортостане. Он недавно издал двухтомник «Историческая судьба татар», оказывает содействие в содержании национального детского сада, начальной школы, татарской гимназии.
В Башкортостане общественно-просветительская организация «Берлек» провела в прошлом году съезд краеведов по изучению истории татарских сел. Сегодня правление всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям активно поддерживает и участвует во всех общенациональных мероприятиях, таких как федеральный Сабантуй, всероссийский сельский Сабантуй, всероссийский фольклорный-фестиваль «Түгәрәк уен», «Татар кызы», сход краеведов РФ, «Болгар жиены», также планируется «Бахчисарайский жиен» (Крым). На праздниках устанавливаются горизонтальные связи. По разным направлениям: экотуризм, этнотуризм. Татарстан тоже заинтересован в налаживании таких связей. Это ведь и рекламирование экономических проектов. Например, провели 1000-летие Елабуги, а там есть особая экономическая зона «Алабуга».
Общества татар — это тот сгусток, который вращается вокруг Республики Татарстан. Мы на общенациональные мероприятия не смотрим только как на культурологические мероприятия. Это целое движение, которое задевает целый пласт татарской нации. Если мы собираем краеведов со всей России по изучению истории татарских сел (их более 800 — описанных) — это не только история татарских сел, а по большому счету земельный вопрос. Сейчас в городах проживают 75 процентов татар, остальные в деревнях. На 70 — 80 процентов это пенсионеры. Через 10 — 15 лет их не станет, село опустеет. Исчезновение села может привести к исчезновению нации.
Поэтому мы должны поддерживать и культивировать движения фермеров-татар, проживающих на земле. А они являются генератором формирования новой татарской среды. Есть зажиточные деревни, а есть и те, которые находятся на грани исчезновения. А сколько их исчезло? Кто знает это? Пока мы не получим ответ, почему они исчезли, мы не остановим этот процесс. Земля — главная стратегическая ценность. К сожалению, она остается без хозяина. То, что пишется история татарских сел, — это не просто так. А для того чтобы остановить исчезновение наших сел в РФ.
Нужно стимулировать молодежное движение, женское движение. И в этом активно участвуют предприниматели. Они не любят хвастаться, кичиться этим, но ведут свою системную работу. Я уже говорил про Аблязовых — один из них меценат, крупный предприниматель, другой депутат. Вот уже лет 20 — 25 поддерживают татарскую культуру, общественные организации. В Саратове есть Ганиев Эдуард Анварович, в Омске — Алимбаев Тамир Алимбаевич, в Тюменской области — Саттаров Нурулла Гарифуллович (председатель всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям) и Насыров Ринат Хамзиевич (председатель исполкома конгресса татар Тюменской области). Это люди, идущие впереди тех процессов, которые происходят в татарском мире.
«ВО ВСЕМ МИРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ, ОСОБЕННО ПРИГОТОВЛЕННАЯ С «БИСМИЛЛОЙ», СТОИТ ДОРОЖЕ»
— У предпринимателей-мусульман всего мира есть определенные условия ведения бизнеса: нельзя производить и торговать спиртным, табачными изделиями, давать деньги под проценты и т. д. Есть ли свой «моральный кодекс бизнесмена» у татарских предпринимателей?
— Безусловно, есть, это «Бисмилла» (поминание имени Аллаха). До революции, например, все опиралось на взаимное доверие. Если ты попал в этот круг, то кого-то подводить — это на грани совершения преступления. Он выпадает из этого круга. Это очень высокая планка. Да, есть моральный кодекс предпринимателей-татар. Они стараются придерживаться этих критериев. Это дорогого стоит.
— Принято между словами «татарин» и «мусульманин» ставить знак равенства, хотя это и не всегда так. Так вот если мы считаем основную массу татарских предпринимателей мусульманами, то к ним возникает ряд вопросов. Почему изделия халяль часто дороже нехаляльной продукции процентов на 30. Это не обман потребителя?
— Во всем мире экологически чистая продукция, особенно приготовленная с «Бисмиллой», стоит дороже. Люди всегда будут ориентированы на качество.
— Но потребитель еще и должен быть уверен в этом качестве…
— Надо брать у проверенных людей, заработавших авторитет на производстве качественной продукции. Они не обманут. Когда приезжаешь в Тюмень, например, нам говорят, что нужны гуси, казылык, чак-чак, и мы направляем на того человека, который на нашем портале отмечен как самодостаточный человек, производящий высококачественную халяльную продукцию. И он заинтересован поддерживать высокую планку. Таким образом, происходит кристаллизация. Люди находят друг друга и уже не теряют. Например, в последнее время появилась хорошая сувенирная продукция. Бизнесмены покупают друг у друга через нас. Мы приглашаем их на все мероприятия. Кстати, на всероссийском сходе предпринимателей татарских сел будет и халяльная продукция, и сувенирная продукция татарской направленности.
«СУЩЕСТВУЕТ СОТОВАЯ СИСТЕМА ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ — 114 СОТ»
— Вы несколько раз в ходе разговора упомянули о портале своей ассоциации. Он действительно объединяет татарских предпринимателей?
— Мы работаем по очень простой системе — кәрәз системасы (с тат. «сотовая система» — прим. авт.). Каждый наполняет свои соты, собирает свой «мед». В этом ничего зазорного нет. Мы соединяем бизнесменов, подписываем соглашения о сотрудничестве, рекламируем их продукцию. Мы к ним обращаемся, они к нам. В прошлом году мы максимально работали с предпринимателями Крыма и Севастополя, это крымские татары. У них есть свой бизнес-клуб «Крым». Мы к ним ездили, и они к нам на форум «Деловые партнеры Татарстана». Скоро приедут на всероссийский сход предпринимателей татарских сел.
В прошлом году мы структурно обновили свой портал. Как я уже сказал, там существует сотовая система горизонтальных связей — 114 сот. Почему 114? В Коране 114 сур. Поэтому первой книгой, которую напечатали, была электронная версия толкования Корана на 7 языках. Первый раз мы включили и татарский язык. Раздали в регионах, в первую очередь детям. В детские сады, школы, мечети, медресе.
Портал состоит из информационного, экономического и культурологического блоков. Информационный блок состоит из 23 сот, культурологический — из 33 сот, экономический — из 57. Здесь будут собраны точки роста, необходимые сегодня деловым татарам. Количество сот имеет свой сакральный смысл. Почему информационный блок состоит именно из 23 сот? Потому что 23 сура Корана — это «Пророки». В информационном блоке, например, канал ТНВ, радио «Тәртип FM» и другие. Это точки роста по формированию татарской нации. Сюда могут быть добавлены новые издания, журналы.
Культурологический блок состоит из 33 сот. Потому что 33 сура Корана — это «Союзники». Туда вошли ритуально-общенациональные праздники. Такие как федеральный Сабантуй, всероссийский фестиваль татарского фольклора «Түгәрәк уен», всероссийский конкурс «Татар кызы», «Болгар жиены», «Искер жиены» и другие. В экономическом же блоке предоставлены форум «Деловые партнеры Татарстана», всероссийский сход предпринимателей татарских сел, экономические партнеры из регионов. Это все виртуальный татарский мир, который востребован. Почему мы таким образом подошли? Это не новость. Ведь известный татарский просветитель Каюм Насыри в свое время создавал свои воспитательные трактаты, и их было 114.
— А почему экономический блок состоит из 57 сот?
— Цифры 5 и 7 — это метафизика ислама. 57-я сура Корана — «Железо» — основная сура Корана. Все заложено глубоким сакральным смыслом и точками роста, которые татар делают татарами. Через наш портал впервые был поставлен вопрос о формировании виртуального татарского мира. У нас очень много сайтов. Сейчас они бессистемно разбросаны по всему интернет-пространству, их тяжело искать и находить. А здесь человек должен получить в режиме онлайн информацию, которая ему нужна. И здесь будут собраны только те предприниматели-татары, которые инвестируют в татарскую культуру, в общественные организации соотечественников.
— Кто содержит этот портал?
— Содержание сайта осуществляется членами правления всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям.
«ОЧЕНЬ МНОГО ХОРОШИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ИМЕННО В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ»
— Сейчас много говорят об экономическом кризисе, коснулся ли он татарских предпринимателей?
— Конечно, коснулся. Кто-то взял валютный кредит в банке, его приходится отдавать в номинальной сумме, которая в рублях в два-три раза больше, чем была. Подорожали ресурсы. Но в то же время предприниматели-татары возникли в своих регионах вопреки всему. Их никто не поддерживал. Они сами стали состоявшимися людьми. Они натуральные, жизнеспособные и поэтому смогут противостоять кризису. Сейчас важная задача буржуазии — передать свои капиталы будущему поколению, которое будет поддерживать свою нацию. До революции этому предавали большое значение. Богатые люди изучали свою родословную, знали предков, роднились между собой. И тогда была сложная экономическая ситуация. Вместе противостояли трудностям. Эта тема сейчас востребована.
— В связи с экономическими санкциями могут ли татары помочь своей исторической родине в вопросе импортозамещения? Хватит ли у них сил насытить рынок республики аналогами импортной продукции?
— Много, очень много хороших производителей именно в аграрном секторе. Ведь главная экономическая безопасность страны в первую очередь — это продовольственная безопасность. Сейчас Россия конкурентоспособна в производстве товаров для ВПК и продуктов питания. В Татарстане по линии ГУП РТ НТМ «Наша марка» начали проходить фестивали: «Каймак», «Халяль». В этих фестивалях должны принимать участие не только татарстанские предприниматели, но и из регионов. Поэтому по линии «Наша марка» необходимо организовать специализированную выставку для татарских фермеров из регионов РФ. На форуме татарских сельских бизнесменов пройдут выставки сельскохозяйственной продукции фермеров, проживающих за пределами РТ. Но и у республики есть чему поучиться. Например, IT-технологии. Их могут использовать наши соотечественники, живущие не в Татарстане. Строительное направление — также интересное для татар. Строительство дорог. Ведь сколько ни строй дороги, их все время надо обновлять. Например, Камиль Аблязов занимается, ко всему прочему, и деревообработкой. Можно воспользоваться его опытом. В том числе в Татарстане. В эпоху кризиса можно производить бартерные схемы. Надо думать.
— Насколько велики сегодня инвестиции в республику от предпринимателей-татар?
— Сегодня если инвестировать где-то, что-то надо изучить. По линии министерства экономики РТ есть 5 — 6 проектов, где нужны инвестиции. Надо подумать. Но пока говорить о конкретных проектах не приходится. В Татарстане очень тесно, мест мало. Да, были попытки по вхождению на местный рынок, но неудачные. Приоритет у тех, кто вкладывает многомиллиардные инвестиции, — турки, китайцы…
— А есть примеры татарских олигархов, работающих с Татарстаном?
— Они есть. Татары-предприниматели при работе с Татарстаном не делают приоритетом зарабатывание денег. Прежде всего для них важно внести вклад в сотрудничество с Татарстаном. Они ведь могут закупать продукцию и в других регионах, но предпочитают иметь дело со своей исторической родиной. Это, можно сказать, своеобразное инвестирование. Да, бывает, что у Татарстана продукция не самая качественная. В этом случае надо договариваться, найти альтернативу. Нужно стремиться, чтобы призыв «Покупай татарстанское» был услышан в местах компактного проживания татар.
— Традиционный заключительный вопрос о планах на будущее. Какие новые проекты, направления хотите освоить?
— Это консолидация татарского сообщества на новом уровне. Сейчас общечеловеческая проблема — это проблема экологии, миграционная политика, новые технологии, логистика. В этих направлениях надо очень грамотно уметь работать. Есть, допустим, транснациональные проекты. Например, «Шелковый путь», который проходит по территории Китая, Казахстана и России. Через места компактного проживания татар. «Морской шелковый путь проходит через Крым — это транзитная линия. Есть другие логистические центры.
Недавно приехали предприниматели из Башкортостана. Они хотят плотно работать с Татарстаном, особенно с Закамьем — это нефтехимия, машиностроение, человеческие ресурсы. Для этого должны быть созданы логистические центры. Даже на форуме были подняты вопросы о необходимости создания торговых домов Татарстана в Башкортостане и Башкортостана в Татарстане. Также хотелось бы больше привлечь к сотрудничеству зауральские регионы РФ — Омск, Томск, Тюмень, Новосибирск, Красноярск, Сургут, Нижневартовск и дальше. Там есть состоявшиеся предприниматели. Их интересы сейчас нужно изучить, приумножить и сделать взаимовыгодным сотрудничеством в сфере образования, культуры и экономики страны. Это созидательный труд!
КОНТЕКСТ:
Рустам Минниханов встретится с предпринимателями татарских сел / Рөстәм Миңнеханов татар авылы эшмәкәрләре белән очраша
* * *
«Татарстан, наша историческая Родина, мог бы обойтись и без свиноводства…» (ВИДЕО)
Просмотров: 1292