
София Губайдулина (слева) прибыла в Казань накануне вечером из Дрездена, где прошла премьера сочинения «О любви и ненависти» для симфонического оркестра, хора и четырех солистов.
Как знаменитая женщина-композитор с подачи Миляуши Айтугановой вступила в полемику, куда двигаться татарской музыке
Недавно отметившая 85-летие композитор София Губайдулина прибыла в Казань по официальному приглашению мэрии и центра современного творчества им. Губайдулиной. На сегодняшней пресс-конференции в Ратуше она рассказала о миссии композитора в эпоху «скомпрометированной религии», о влиянии татарских корней на ее творчество и о том, как когда-то «почти сроднилась» с Камилем Исхаковым.
«КАЗАНЬ — ЭТО МОЯ РОДИНА»
В Казань София Губайдулина прибыла накануне вечером из Дрездена, где под управлением эстонского дирижера Андреса Мустонена прошла премьера посвященного ему сочинения «О любви и ненависти» для симфонического оркестра, хора и четырех солистов. В большой, ярко освещенный зал Казанской ратуши София Асгатова вошла под руку с директором центра современной музыки им. Губайдулиной Лялей Гарифуллиной, которая выступала модератором пресс-конференции. Одета композитор была скромно, в черный брючный костюм. Несмотря на преклонный возраст, она сохранила ясность ума и отвечала на вопросы четко и живо, ее мягкий голос совсем не дрожал.
Утренняя встреча собрала внушительное количество гостей, не только представителей СМИ, но и художников, поэтов, музыкантов. Отвечая на их вопросы в течение часа, Губайдулина ни разу не изменила своей манере быть искренней и рассуждать о главном без скидок на публичную ситуацию.
«Я просто потрясена, безумно, — призналась она в начале, — такая теплая встреча. Не знаю, смогу ли я ответить на ваши ожидания, но для меня это событие является очень ярким. Я никогда не могла себе представить, что к 85 годам смогу предстать перед такой взыскательной аудиторией. Благодарю вас за ваше внимание».
На предсказуемый вопрос о Казани София Асгатовна ответила нежными подробностями. «Казань — это моя юность. Можете себе представить, что для человека означает юность? Это закладывание фундамента. В Казани я все улицы обходила пешком. Ходила по стенам Кремля, тогда еще возможно было ходить прямо по ним. Для меня Казань, конечно, это моя родина. Я с большой теплотой вспоминаю годы моего учения в детской музыкальной школе. Вспоминаю мою первую учительницу музыки Екатерину Павловну Леонтьеву, которая взяла меня, когда мне было 5 лет. Это была моя первая любовь, моя первая учительница, и я не могу забыть этого чувства к ней. Кроме того, большим авторитетом был для меня директор музыкальной школы Рувим Львович Поляков. Это были такого масштаба личности, каких я в своей жизни и не встретила, может быть, больше никогда, хотя я встречала много интересных людей», — сказала композитор.
Естественно, что вслед за этим прозвучал вопрос о подробностях общения Губайдулиной с бывшим мэром Казани Камилем Исхаковым, по инициативе которого в 2002 году в доме ее детства был открыт центр современной музыки.
«О, это было знаменательная встреча. Это совершенно потрясающий человек, с ним я почти что породнилась, — рассказала Губайдулина. — Он приехал ко мне в Германию, в эту деревушку, в которой я живу. Это была такая теплая встреча, такое родство душ. Кроме того, я была совершенно потрясена тем, какая любовь к городу Казани есть в этом человеке. Он как раз был мэром, когда начался ее расцвет. А сейчас она превратилась во что-то совершенно особенное… Когда я приезжала в Казань, он провожал меня вечером, горели фонари, и город виделся в таком сказочном свете. Я была потрясена этой встречей, и до сих пор человек этот у меня в душе…»
«ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ИМЕННО СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ТАТАРСТАНА — РАЗВИВАТЬ ПРИРОДНЫЙ, СВОЙСТВЕННЫЙ ИМ ЯЗЫК»
Молодой композитор Эльмир Низамов, только что номинированный на «Золотую маску» за работу в спектакле казанского ТЮЗА «Из глубины», поинтересовался, как видит Губайдулина миссию современных композиторов. Ответ был глубоким и подробным.
«Я много думала о том, что нужно принять как самое главное. Каждая эпоха создает определенную звуковую ситуацию, в которой мы живем и на которую мы должны отвечать. Это как бы заказ нашей деятельности… Мне кажется, в современной ситуации интеллектуальная деятельность намного превышает интуитивную. Но важен баланс между двумя этими формами. Никакое сочинение не бывает чисто интуитивным или чисто интеллектуальным. Современный мир устроен так, что все в нем направлено в пользу интеллектуального осмысления. Но ведь деятельность интуиции, подсознания, с моей точки зрения, самое важное, что должно быть причиной новых сочинений. Чтобы интуитивный поток тоже был достаточно сильным и не перекрывался интеллектуальными задачами. Мне всегда было важно», — рассказала она.
На вопрос о композиторах своего поколения, заданный членом союза композиторов Татарстана, 80-летним Лоренсом Блиновым, Губайдулина сказала: «Часто композиторы переосмысливают свое мировоззрение в середине творчества. Но когда я смотрю на себя со стороны, я вижу, что у меня не было этого слома. На третьем курсе консерватории я написала Fazelia, с тех пор, кажется, всю жизнь и пишу одну и ту же „песню“. Услышать, как звучит мир, — это моя попытка услышать себя. Мне кажется, я все время иду в глубину своей собственной души. И, зная это, я не хочу навредить своей душе».
Писателю Ринату Харису, спросившему об отношении женщины-композитора к поэзии, Губайдулина призналась: «Я очень люблю читать. В моем творчестве много работ, которые связаны с поэзией… Это настолько объемный вопрос, что я даже не знаю, на чем тут сосредоточиться. Я люблю стихи Марины Цветаевой, Мандельштама и Ахматовой, люблю Райнера Марию Рильке и Томаса Элиота… Но самым главным в моей жизни было обращение к сакральной поэзии. И вот последнее мое сочинение как раз берет тексты из сакральных текстов Библии, русского молитвослова и сборников молитв различных конфессий».
«ВСЕ ТАТАРСКОЕ НА СВЕТЕ Я ВПИТАЛА, МОЖНО СКАЗАТЬ, С МОЛОКОМ МАТЕРИ»
Бывший заместитель генерального директора ТНВ Миляуша Айтуганова тоже обратилась к юбиляру. «Одна из тенденций современного музыкального творчества — это обращение к этнической музыке. Буквально последние два-три месяца в Татарстане идет очень большой спор: куда двигаться нашей национальной музыке. Как вы считаете, насколько серьезно для нации, для этноса, развивать свою этническую музыку?» Вероятно, имелись в виду прозвучавшие накануне откровения организаторов фестиваля «Yзгәреш җиле», поставившие целью приблизить татарскую эстраду к стандартам мирового шоу-бизнеса. «Играется и поется во всем мире одинаково», — сказал, в частности, директор оперного театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, поставленный во главе проекта. Губайдулина невольно вступила с ним в заочную полемику.
«Думаю, чрезвычайно серьезная задача — развивать национальный язык, национальную культуру, — ответила композитор. — Потому что не существует культуры унифицированной, не существует культуры, которая бы отказалась от этнических своих основ. Это очень важно именно для современных композиторов Татарстана — развивать свойственный им язык. Хотя важно сказать, что этот язык постоянно обогащается под влиянием других этносов, чувашского, марийского и т. д. Не только этносы, которые находятся географически рядом, имеют влияние. Думаю, есть и влияние Китая, Японии, Кореи… Мы же не рассматриваем себя, как древние греки, в масштабах Средиземного моря. Сейчас каждый рассматривает себя в масштабах всего глобуса. После того как человек изобрел колесо, мотор и интернет, с тех пор мы живем в глобализированном мире. Но важно понять, что в глобализированном мире нет и не может быть глобализированной культуры. Сейчас мир впервые живет в ситуации скомпрометированной религии. Еще никогда человечество не жило так. И задача культуры — со всем этим как-то разбираться».
В завершение выступления София Губайдулина вспомнила о своих татарских корнях. «Все татарское на свете я впитала, можно сказать, с молоком матери. То есть такая высокая культура, народная культура, профессиональная, в Казани была очень высокой уже тогда, когда я была совсем юной, — вспомнила напоследок композитор. — И все национальное было дано природой. И, конечно, этнос сказывается в моих сочинениях, безусловно. Каким-то опосредованным образом или даже мелодией. Но я всегда в своей деятельности стремилась к тому, чтобы расширить свое сознание, чтобы не быть локально привязанной к тому, что уже дано. Действовать так, чтобы активизировать то, что задано. Ведь во всех нас есть то, что нам дано от природы — от матери, от отца, от нашей юности, а что-то — задано… Мне кажется, важно выполнять программу вот этой заданности. Ну а о результате, о том, как это у меня получается, я думаю, судить не мне».
* * *
“Казан – минем балачагым. Аның бөтен урамнарын җәяү үттем, Казан Кремле диварлары өстеннән йөри идек”, дип сүз башлады дөньякүләм танылган композитор София Гобәйдуллина бүген Казан Ратушасында узган очрашуда. Очрашуның беренче өлеше матбугат конференциясе форматында узса, алга таба җәмәгатьчелеккә «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина» юбилей китабы тәкъдим ителде. Шулай ук “Бүгенге сәнгать һәм музыка” проекты кысаларында күргәзмә дә әзерләнгән иде. София Гобәйдуллинаның юбилеена багышлап чыгарылган бу китапта данлыклы композиторга багышланган хатирәләр тупланган.
Сания (София) Гобәйдуллина 1931 елның 24 октябрендә Чистай шәһәрендә туган. Әнисе – Феодосия Федоровна Елхова, әтисе – Әсгать Мәсгут улы Гобәйдуллин. Әсгать Гобәйдуллин күренекле Гобәйдуллиннар нәселеннән. «Мин үземнең бөек Гобәйдуллиннар нәселенең дәвамчысы итеп тоям, – дигән иде ул моннан 5 ел элек Казанга кайткач, аның белән булган матбугат конференциясендә. – Минем апа хәзер гаиләбез шәҗәрәсе белән мавыга. Мин бу эшләре өчен аңа бик рәхмәтлемен, психологик яктан бу минем өчен әһәмияткә ия. Вакыт тапсам, тамырларыбызны өйрәнү эшенә мин дә тотыныр идем”. Софья Гобәйдуллинаның нәсел шәҗәрәсе танылган тарихи шәхес Байкы би нәселенә барып тоташа. Татарстан Республикасы Фәннәр академиясенең Ш.Мәрҗани исемендәге Тарих институты мәгълүматларына караганда, күренекле галим Ризаэтдин Фәхретдинның дә тамырлары Байкы бигә тоташкан. Чыңгызханның көрәштәше булган Байкы би турында тарихчы Рашидетдин «Җәмигъ ат-таварих” кулъязмасында да мәгълүмат калдырган.
Саниягә 7 ай булганда гаилә Казанга күченә һәм Тельман урамындагы 29 нчы йортның өченче катында яши башлый. Хәзер бу бинада София Гобәйдуллина исемен йөрткән Заманча музыка үзәге урнашкан.
София Гобәйдуллина инде 25 ел Германиядә яши, Казанга башкалабыз мэры Илсур Метшинның шәхси чакыруы буенча үзенең 85 яшьлек юбилее хөрмәтенә кайтты. Бүгенге очрашуга республикабызның танылган композиторлары, шагыйрьләре, рәссамнары килгән иде. Аларның барысы да София Гобәйдуллинага сорау биреп калырга, үзләрен борчыган фәлсәфи темаларга аның җавабын ишетергә ашыкты. Яшь талантлы композтор Эльмир Низамовның “Нишләргә?” дигән соравына да, Лоренс Блиновның композторларны биләп алган пессимизмга бәйле соравына да, халык шагыйре Ренат Харисның миллилек һәм шигърияткә бәйле сорауларына да, Миләүшә Айтуганованың этникага бәйле сорауларына да җаваплар бирде ул. «Һәр чорның аһәңле вазгыяте бар, без аңа иҗатыбыз белән генә җавап бирә алабыз» дип композиторларның алдагы иҗатын күзаллады. Иҗади кризис мәсьәләсенә килгәндә, композиторның җавабы ачык иде: “Минем сынганым булмады. Мин консерваториянең өченче курсында да, хәзер дә бер үк төрле язам. Гомерем буе бер үк җырны язам”, диде ул. Ул шәһәр шавыннан еракта яшәвен билгеләп үтте, үзенең балачагы үткән йортның аның исемендәге үзәк булып оешуына рәхмәтен белдерде. “Бөтен нәрсә балачактан сеңеп кала. Минем балачагым Казанда үтте, миллилекне дә миңа Казан бирде. Биредә бик югары культура иде. алар минем әсәрләремдә чагыла, әлбәттә. – диде ул. – Нәрсәдер табигатьтән, әти-әнидән күчсә, нәрсәдер – яшьлегемнән, мин боларның барысы аша да үттем”.
«Татар-информ» мәгълүмат агентлыгының “Сорауларыгызга җавап алдыгызмы?” дигән соравына Татарстанның халык шагыйре, Г.Тукай премиясе лауреаты Ренат Харис: “Әйе, мин София Гобәйдуллинаны яхшы аңлыйм. – дип җавап бирде. – Аның өчен барысы да табигый. Анда ике милләт каны ага, укытучылары да төрле милләт кешеләре. Мәскәүдә укыган. Аның гомер юлында юнәлеш бирердәй татар интеллигенциясе очрамаган, аралашкан кешеләре татар җәмәгатьчелеге булмаган. Укыган шагыйрьләре дә Ахматова, Цветаева, Мандельштам… “Көмеш чор”дан “Авангард”ка таба».
София Гобәйдуллинаның Казан визиты программасында П.И.Чайковский исемендәге 1нче Балалар музыка мәктәбендәге очрашу да бар. “Безнең мәктәптәге очрашудан баш тартмады ул. Безнең мәктәптә укыды бит”, – ди мәктәп директоры Яков Туркенич. Очрашу 4 ноябрьгә билгеләнгән. София Гобәйдуллина әлеге мәктәпнең элеккеге легендар директоры Рувим Львович Поляковны, беренче укытучысы Екатерина Павловна Леонтьеваны “масштаблы кешеләр иде” дип җылылык белән искә алды. Яков Ильич композитордан: “Музыка мәктәпләре өчен музыка язу планнарыгыз юкмы?” дип сорады. “Алдагы планнар турында сөйләргә яратмыйм, вакытым да күп түгелдер. Планнарымны җиткерергә нәрсәдер комачауламасын, дәшми калыйм әле”, дип җавап бирде София ханым.
Просмотров: 1252