
Сабантуй в Старом Фейзуллово. Мать Сергея Ахметовича, Сергей и его брат.
В прошлой истории села Старое Фейзуллово хватает всего – трудностей на грани человеческих возможностей, а также успешных дел и всевозможных упущений и промахов
Село это нельзя назвать ни большим, ни маленьким. Но для того, чтобы быть отдельной, самодостаточной хозяйственной структурой, там не хватало земельных угодий. Поэтому местный колхоз то присоединяли к соседнему, действующему в селе Степная Шентала, то отсоединяли обратно.
При этом хозяйственному подразделению села Старое Фейзуллово то придавали статус бригады, то там снова восстанавливали отдельный колхоз, не желая быть подбрюшьем у соседей.
Когда в стране начались крутые перемены и на корню разрушалось народное хозяйство, колхоз «Шенталинский», куда входило село Старое Фейзуллово, разделили и сформировали три самостоятельных колхоза.
К сожалению, разделение произошло без конкретных согласований и расчетов, необходимых для дальнейшей самостоятельной деятельности каждого из них. Как принято называть в данном случае, «разрезали по живому».
В итоге ситуация, сложившаяся во вновь созданном колхозе «Рабочий», тогда казалась безвыходной: денег нет, корма для содержания скота хватало всего на несколько дней. Встали всевозможные проблемы, решить которые оказалось непросто. Например, имея в колхозе чуть более 1700 гектаров пахотной земли, нельзя было содержать то поголовье крупного рогатого скота, которое имелось в хозяйстве.
Казалось, что перспективы нет и крах колхоза неизбежен. Тогда никто из членов правления и специалистов не захотел возглавить вновь созданный колхоз.
В этой ситуации руководство района рекомендовало на пост председателя Сергея Ахметовича Бисултанова.
В ходе поиска материалов для написания книги об истории села мы обратились к нему с просьбой рассказать о том, что происходило в период его руководства колхозом.
Встреча эта превзошла все наши ожидания. Беседа, длившаяся три с половиной часа, прошла как на одном дыхании. Поскольку по национальности он чеченец, оказалось, что, как и все кавказцы, он обладает потрясающей волей, крепким духом и удивительными деловыми качествами. При этом он прекрасно владеет культурой речи, умением располагать к себе и обладает серьезной силой убеждения.
А это бывает только у людей с крепким внутренним стержнем и полностью уверенных в себе, в своих возможностях. Кажется, что при общении с ним невозможно не соглашаться, либо сомневаться в чем-то, так как слова его всегда выверены, четко аргументированы и убе дительны.
В ходе беседы мы получили исчерпывающие ответы на интересующие нас вопросы:
– Сергей Ахметович, во-первых, хочется узнать более подробно о вас: откуда родом, как попали в эти края и как стали председателем колхоза?
– Родился я в Казахстане. Затем переехали в город Грозный, и двадцать лет я жил там. Два года служил в армии в Польше.

Сергей Ахметович в детстве.

Фото детей из села Старое Фейзуллово.
Окончил индустриально-педагогический техникум в городе Волгограде. Заветной моей мечтой было стать прорабом, строить высотные дома и серьезные сооружения. Поскольку у себя на родине я не видел особых перспектив, мне посоветовали поехать в глубинные районы России для того, чтобы набраться опыта и, познав премудрости этой профессии, вернуться к себе на родину и продолжать там работать. Приехал в город Куйбышев на 2–3 года, и судьба сложилась так, что задержался на сорок лет. Имею пятерых детей. Так я в составе бригады строителей попал в колхоз «Заветы Ильича», расположенный в селе Красное Поселение Кошкинского района. Заметив мои деловые качества, предложили стать заместителем председателя колхоза с правом подписи на текущих документах. Затем поступил в Куйбышевский сельскохозяйственный институт и закончил его.

Начало работы в совхозе «Заветы Ильича», фото с директором школы села Красное Поселение»

По краям дочери Сергея Ахметовича с девочками из села Старое Фейзуллово. Сабантуй.
В процессе работы наряду с тем, что активно вели строительство, я всегда прислушивался к просьбам и чаяниям населения и всячески старался помогать им, особенно пожилым и нуждающимся в помощи. Во-первых, это является одним из основополагающих принципов чеченского народа и традиций, на основании которых мы воспитаны с детства. Во-вторых, сельское общество – это как живой организм, и все, что происходит там, – взаимосвязано. И, наконец, жить, делая людям добро – это принцип моей жизни.
– А как вы оказались председателем колхоза «Рабочий»?
– Поработав в колхозе «Заветы Ильича», я стал членом партии, приобрел приличный опыт работы в профессиональном плане и в руководстве с людьми. Со временем, подумав, решил вернуться на свою родину. Узнав это, в районном комитете КПСС мне предложили стать председателем одного из колхозов в районе. Предложили несколько вариантов.
Хотя я упорно отказывался, в конечном итоге вынужден был согласиться. Ведь отказываться и идти против воли партии – это тогда казалось делом немыслимым и бесперспективным. Исключение из партии тогда считалось большим позором, даже не считая соответствующие пе-чальные последствия.
Из предложенных вариантов я выбрал колхоз «Рабочий», расположенный в селе Старое Фейзуллово, где проживает мусульманское население. Я знал, что мы, мусульмане, всегда найдем общий язык.
Прибыв в село, я пришел в ужас, видя положение дел и оценив сложившуюся там ситуацию. Так называемое правление колхоза размещалось в маленьком здании возле дороги, где ранее хранились газовые баллоны. Из мебели там были деревянный стол, скамейки и старенький телефон. На полу валялись кучки каких-то бумаг.
– Бухгалтерами и экономистами работали молоденькие девчата. Когда я обратился к ним, желая ознакомиться с положением дел в хозяйстве, они пустились в слезы. Я успокаивал их и говорил, что все будет хорошо. Однако оказалось, что фуражного зерна в колхозе осталось всего на несколько дней. Да и дальнейшая перспектива развития колхоза не радовала. Как можно развернуть хозяйственную деятельность, когда колхоз имеет всего чуть больше 1700 гектаров пахотной земли?!
Не было зернохранилищ, мастерских для ремонта техники. Условий для труда механизаторов и животноводов тоже не было. Процветали воровство, вседозволенность и пьянство. Одним словом, все здесь предстояло с головы поставить на ноги, то есть начать с нуля.
Поскольку мы потомки тех, кого веками воспитывали суровые горные условия, и наш народ сохранил свое достоинство, несмотря ни на какие удары судьбы и жестокие испытания, я твердо решил, что сможем выправить положение. Эту уверенность я старался вселить и в души людей.
Постепенно все налаживалось. Купили молоковоз, затем автомашину ЗИЛ-130 и другую необходимую технику и оборудование. Начали строить жилье и так далее.
– Вам приходилось проявлять жесткость для устранения безобразий укорененных в хозяйстве. При этом как удалось вам заслужить еще и уважение среди населения?
– Не зря говорят: «Ничто не дается так просто и не ценится так дорого, как уважение человека». Уважение старших, верность своему слову, сохранение чести и достоинства – это в крови кавказского народа. Да и в исламе тоже много внимания уделяется добрым взаимоотношениям людей. Никогда нельзя забывать и то, что добро всегда отзывается добром, а зло — возвращается злом.
Когда есть возможность, я всегда старался и стараюсь помогать людям. Заслужить уважение людей, особенно если ты являешься руководителем, – дело трудное. Это добывается годами, и его необходимо постоянно подкреплять. А потерять уважение можно в одно мгновение. Творить добро – не всегда просто. Например, когда человек оступился и совершил проступок, тебе предстоит наказать его. Но при этом нельзя забывать, что может пострадать его семья. Иногда приходится предстать перед серьезным выбором, даже спорить с членами правления и убеждать их, что уметь прощать – тоже дорогого стоит.
– Если обратиться к цифрам, как вы можете проиллюстрировать динамику хозяйственной деятельности в вашу бытность председателем колхоза?
– Не имея элементарной хозяйственной документации, когда трудовой коллектив деморализован и у людей отсутствует вера в будущее, процветает пьянство и воровство,непросто начинать с нуля. При этом сначала надо в своем мозгу создать образ того, к чему следует стремиться. А потом – неуклонно идти к нему. Я постоянно следил за производственными показателями и всегда говорил: «Не снижать, а всегда надо повышать показатели производства!»
Труднее всего – настраивать людей на рабочий лад и вести борьбу с пьянством и несунами, когда эти пороки укоренились и стали нормой. Однажды вижу, что скотник везет домой силос. На мое замечание он невозмутимо говорит: «Ну и что, я же работаю на ферме и имею право, жалко, что ли?!»
А я ему говорю, что кассир тоже работает на кассе, а если она тоже станет пачками таскать деньги?
Я предлагал по низкой цене выписывать корма, даже организовывал их подвоз к домам.
А что касается динамики роста экономики, то мы старались наращивать производство, так как от
этого зависело не только состояние колхоза, но и уровень жизни колхозников, их благосостояние.
– В настоящее время село в сложном положении. Как вы считаете, имело ли оно тогда перспективу для развития? И что можно сделать сейчас, чтобы предотвратить его распад?
– При желании можно все сделать. Возможности были тогда, они есть и сейчас.
В то время, конечно, были более серьезные возможности. Например, тогда автозавод ВАЗ брал шефство над хозяйствами Кошкинского района, так как проводилась политика поддержки сел и сельскохозяйственного производства, развернутого там.
По долгу службы мне приходилось налаживать контакты с руководством завода. Мне лично были знакомы руководители различных подразделений, вплоть до генерального директора.

Встреча с генеральным директором АвтоВАЗа В.Каданниковым.
Завод ВАЗ тогда поддерживал связь с итальянскими коллегами. Однажды мне посчастливилось познакомиться и тесно пообщаться с итальянцами. В то время в нашем хозяйстве и хозяйствах района практиковали выращивание сахарной свеклы, которую возили в город Нурлат.
В процессе беседы с ними я высказал мысль, что неплохо бы организовать переработку свеклы у себя в районе. Также сказал, что в районе имеется хозяйство, где выращивают яблоки, и было бы неплохо организовать переработку и там.
Итальянцы заинтересовались ими и предложили нам приехать в Италию для ознакомления с процессом производства сахара, яблочного уксуса, вина и детского питания. Условия были такие: мы приезжаем туда на свои деньги, а проживание там и обратная дорога будет за их счет.
Со временем пришло и приглашение. Но, как у нас издавна заведено в России, все новое, необычное и неординарное всегда принимается на штыки, и наталкиваешься на глухую стену непонимания. При этом тут же возникают различные препоны.
Но главная беда в том, что противодействие исходит от тех, кто родился и вырос там. Казалось бы, ведь они сами должны быть заинтересованы в этом больше всех! Но увы. В районе тоже не поддержали эту инициативу. Но больше всего я боялся того, что если не получится претворить в жизнь эту идею и я зря потрачу средства колхоза, экономика которого тогда еще была довольно в сложном положении.
– За короткое время, в течение каких-то пяти лет вы с нуля подняли на ноги хозяйство и сделали для села столько, сколько не было сделано ни до вас, ни после. Как это смогло произойти?
– Главная задача руководителя – умение настроить коллектив на рабочий лад, особенно специалистов и руководителей среднего звена. При этом надо обладать силой убеждения, чтобы люди с уверенностью могли идти за тобой. Все зависит еще от того, сумеешь ли ты вселить в людей надежду на будущее и уверен ли ты в том, что сможешь довести начатое дело до конца.
– Всевышний наделил кавказские народы крепким духом, упорством в достижении целей, особой статью и создал их прирожденными борцами. Можете ли провести аналогию между спортивными приемами и случаями из жизни?
– Мне вспоминается случай, когда шли соревнования по вольной борьбе, организованные в стадионе города Грозного. Случилось так, что моим соперником оказался темноко-жий. В начале поединка и я, и он долго приценивались друг к другу, не делая особо резких движений. Тут я слышу возгласы: «Ну чего ты ждешь, давай, хватай его!» Тут я схватил его, поднял и бросил на ковер.
В жизни то же самое – и особо спешить нельзя, упускать момента – тоже.
– Среди проделанных дел какие вы считаете более важными, которыми можете особо гордиться?
– Сделано, конечно, много. Но поскольку я являюсь строителем по профессии и призванию, считаю, что наиболее важными являются объекты, построенные нами. Особенно хочу отметить строительство мечети. Думаю, что все люди, живущие в типовых домах, построенных нами, тоже долгие годы будут вспоминать нас добром, – сказал Сергей Ахметович Бисултанов.
– Несмотря на то, что по историческим меркам события, происходившие в колхозе «Рабочий», созданном на базе села Старое Фейзуллово, прошли совсем недавно, сведений об истории его развития и деятельности колхоза сохранилось мало. А те, кто владеют мало-мальской информацией, делятся ею неохотно, так как они сейчас особо радуют.
Но период, когда колхозом руководил Сергей Ахметович Бисултанов, ознаменован значительными успехами и важными событиями, о которых народ вспоминает с благо- дарностью.

Сергей Ахметович с сыном.

Сергей Ахметович с сыном и женой.
Фәрид ШИРИЯЗДАНОВ.
«Самар татарлары» журналы, № 3 (32), 2021 ел.
Просмотров: 1417