За права мусульманских женщин: трагическая судьба Хадичи Ямашевой-Таначевой

pb307146Жена Хусаина Ямашева была председателем I всемирного форума татарских женщин, а потом пережила лагеря и ссылку

История политической ссыльной

В мае 2014 года в Казани состоялся II всемирный форум татарских женщин. Делегатами от Красноярского края в Казани была я, Нурия Файзулина и моя сестра Нуриля Карымова. О впечатлениях от работы съезда, знакомствах с участниками из всех уголков мира, красоте Казанского кремля, музеях и театрах, — конечно, отдельная история. Но я хочу рассказать о выступлении кандидата исторических наук Тамины Биктимировой, которое для нас стало совершенно неожиданным. В ее докладе мы услышали имя женщины, организатора и председателя I всемирного форума татарских женщин, впоследствии репрессированной политической ссыльной Хадичи Ямашевой-Таначевой, захороненной на кладбище нашей родной деревни Стерлитамак.

После окончания работы съезда мы познакомились с Таминой Ахметовной, заслуженным работником культуры Татарстана. Она была очень растрогана, тоже не ожидала, что ее выступление получит такое продолжение. Мы обменялись адресами электронной почты, договорились переписываться. Рассказали о том, что в нашей библиотеке есть фотография Хадичи Зарифовны, знаем, где ее могила; знаем, что были студенты Казанского университета с экспедицией и посещали могилу Хадичи-ханум. Пообещали провести день памяти, по возможности облагородить могилу и продолжать ухаживать за ней.

История начиналась в суровые послевоенные годы. В апреле 1949 года в деревню Стерлитамак Абанского района Красноярского края приехали на временное жительство политические ссыльные Хадича Зарифовна Ямашева-Таначева, ее муж Валидхан Шарафетдинович Таначев (1882–1968) и племянница Ильхамия Богданович (Туктарова). 6 апреля 1947 года они были приговорены особым совещанием МГБ СССР к ссылке на поселение в Сибирь за участие в националистической организации и связь с эмигрантами. У всех троих это уже второй арест. С 1937 года 8 лет исправительно-трудовых лагерей на Колыме отбывали супруги Таначевы Валидхан и Хадича. 10 лет отсидела в тюрьме учительница Ильхамия, ее муж Якуб Богданович (литовский татарин), ученый, профессор, расстрелян как враг народа. Племянник Фоат Туктаров успел эмигрировать за границу. Тяжелые годы лагерей и ссылки подорвали здоровье Хадичи Зарифовны, она умерла в сентябре 1950 года. 7 февраля 1957 года все были реабилитированы.

Борьба за свободу малых народов России

Хадича-ханум всю свою жизнь посвятила борьбе за свободу и независимость малых народов России, за права мусульманских женщин. Высокообразованный врач-стоматолог с частной практикой в городе Казани, среди татарских женщин прошлого века она отличалась особой красотой и интеллигентностью, была талантливой личностью. Хадича выросла в состоятельной и уважаемой семье, отец глубоко почитал мусульманские духовные традиции. Родной дядя Гариф Бадамшин дважды избирался депутатом в Государственную Думу, был хорошо знаком с писателем Львом Толстым, часто с ним переписывался и советовался.

В 1902 году Хадича вышла замуж за Хусаина Мингазетдиновича Ямашева (1882–1912), первого татарского большевика, писателя-публициста, члена РСДРП с 1903 года, участника революции 1905–1907 годов. Ямашев стал организатором первой легальной татарской социал-демократической газеты «Урал», а редактором — Хадича Зарифовна. Из-за постоянных преследований царской полиции в 1905–1906 годах они вынуждены жить, скрываясь в Уфе, Челябинске, Оренбурге, но продолжали выпуск газеты, освещая в статьях дорогу к свободной жизни. В 1907 году царская власть запрещает выпуск газеты, и они возвращаются в Казань.

В 1911 году Хусаин Мингазетдинович поступает на юридический факультет Казанского университета, в этот же период руководит кружком татарской молодежи. Татарский поэт и друг Хусаина Габдулла Тукай посвящает ему свои стихи. Ямашев умер в 30 лет от кровоизлияния в мозг. Через год после смерти Хусаина Хадича-ханум выходит замуж за его близкого друга и соратника Валидхана Таначева. Казах по национальности, юрист по образованию, до 1917 года — адвокат в Казани.

В апреле 1917 года в Казани состоялся I съезд мусульманских женщин России, Хадича Зарифовна была одним из его организаторов и председателем президиума. Туктарова на этом форуме выступила с докладом о правах женщин. В этом же году Хадича-ханум избирается депутатом в Казанскую городскую Думу. С 1921 по 1924 год Таначев был послом казахстанского правительства, и они переезжают в Москву. Общественно-политическая деятельность, борьба за справедливость, признание прав и свобод, независимость этнических групп — это то, чем жили супруги Таначевы, их друзья и товарищи. Но передовые идеи интеллигенции становятся неугодными и новой власти, и снова преследования, тюрьмы, ссылки.

Старожилы деревни Стерлитамак помнят о них и рассказывают, что они были очень грамотными и культурными людьми. Все знали, что они не имеют права выезжать из деревни без разрешения властей, ездили только в соседнее село в сельсовет отмечаться. Сибиряки приняли их с уважением и почтением, общались на родном татарском языке. Ссыльные квартировали у Биккининых, в доме Исмагила и Зубайды, а потом — у Абдулмуталлапа. Супруги Муталлап и Зохра всячески помогали и поддерживали их на новом месте. Валидхан-абзый работал счетоводом в колхозе, женщины занимались домашним хозяйством и рукоделием. И полутора лет не прожила Хадича-ханум ханум в Сибири, умерла на 68-м году жизни.

«От Валидхана»

Дед Муталлап (1887–1967) сделал на могиле Хадичи оградку из лиственницы, без единого гвоздя, аккуратно и прочно, а его сын Хасан через много лет укрепил оградку металлическими угольниками. Много лет простоял и могильный камень-памятник с мраморной плитой, которая со временем отклеилась и отпала. История этого камня особенная, достойная внимания. По завершении срока ссылки Таначев и Ильхамия Богданович вернулись на родину, в Татарстан. Но они не забыли людей из далекого края, сюда часто шли посылки с диковинными гостинцами.

Спустя некоторое время в Канск по железной дороге пришла тяжелая посылка, которую, по воспоминаниям Салимы Муратовой (Биккининой), на своем грузовике в Стерлитамак доставил ее будущий супруг Хисмат. Валидхан Шарафетдинович отправил в Сибирь на могилу жены памятник, на котором высечены трогательные стихи на татарском языке и подпись: «От Валидхана». На мраморной плитке — надпись на арабском и татарском языках, фамилия, имя, отчество и годы жизни Хадичи-ханум. 14 сентября этого года прошло открытие обновленного памятника на могиле знаменитой дочери Татарстана Хадичи Ямашевой-Таначевой. На празднике Курбан-байрам стерлитамакцы молитвой почтили ее память.

Зачитали благодарственные письма-обращения из Казани от Т.А. Биктимировой, председателей всемирного конгресса татар Р.З. Закирова и всемирного форума татарских женщин К.Р. Идрисовой; из Красноярска — от В.И. Файзуллина, председателя совета РНКА. 29 сентября 2016 года исполнилось 66 лет со дня смерти Ямашевой-Таначевой. Мир праху твоему, уважаемая Хадича-ханум.

P. S. Устроители сохранили исторический камень на могиле. Открытие обновленного памятника состоялось благодаря совместным усилиям Вагиза Исмагиловича Файзуллина, председателя совета региональной национально-культурной автономии «ЯР», семей Карымовых Фаниля Шарипзяновича и Нурили Сафаровны из Канска и Файзулиных Гали ХалильевичаРуслана Галиевича и Нурии Сафаровны из Абана.

business-gazeta.ru

Просмотров: 862

Комментирование запрещено