«Прочувствовать масштаб татаро-булгарской цивилизации»: путь от Казани до Тетюшей

4061-n1752880-bigАйрат Файзрахманов о «Великом булгарском маршруте» — двух-трехдневном автомобильном маршруте по местам обитания предков татар

Недостаточно прочесть пару книг, послушать историков и поучаствовать в памятных мероприятиях наподобие Болгарского джиена, чтобы приблизиться к пониманию целостной картины многовековой татарской истории, уверен кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов. Важно проехаться хотя бы по десятку булгарских городищ, увидев места обитания предков татар воочию, даже если кроме валов там ничего не осталось, считает автор «БИЗНЕС Online». Он и его коллеги предлагают развивать новый туристический маршрут, который бы затронул сразу несколько регионов и поднял уровень распространения знаний о булгарской цивилизации.

Бережно сохраняемый Великий Болгар — это еще не вся Волжско-Камская Булгария

Для того чтобы прочувствовать масштаб средневековой татаро-булгарской цивилизации, объять более целостную ее картину, недостаточно прочесть пару книг, послушать историков и поучаствовать в памятных мероприятиях наподобие Болгарского джиена. Важно проехаться хотя бы по десятку булгарских городищ, увидев места обитания предков татар воочию, даже если кроме валов там ничего не осталось. Гений места и его значимость можно понять, лишь побывав на этом самом месте.

К тому же бережно сохраняемый Великий Болгар — это еще не вся Волжско-Камская Булгария. По масштабу он далеко не самый крупный город того времени. Как известно, Джукетау, Ошель, Кашан и Сувар были больше Болгара в несколько раз, а Биляр — в несколько десятков раз. Разница больше, чем между столичной Канберрой и Сиднейской агломерацией или между Карачи и Исламабадом.

Только на территории современного Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Самарской и Пензенской областей, по данным известного археолога, профессора Фаяза Хузина, обнаружено около 170 булгарских городищ, 30 из которых можно смело отнести к полноценным средневековым городам, а остальные — к условным «райцентрам». Большинство крупных булгарских городов можно проехать единым маршрутом на автомобиле за два-три дня. Такой экспресс-маршрут удалось апробировать группе из 20 человек, организованной всемирным форумом татарской молодежи. Научным руководителем и главным проводником этого просветительского маршрута стал один из «отцов-основателей» Института археологии им. Халикова, автор более 30 книг — сам Хузин, посвятивший научную жизнь раскопкам булгарской цивилизации.

Повторить подобную поездку способны многие из нас. Конечно, это не продукт для массового туриста, но называться духовно-просветительским маршрутом он достоин. Тем более если туристические жемчужины Татарстана планируют включить в так называемый «императорский маршрут», то почему не может быть и, например, «Великого булгарского маршрута» или Ханского маршрута по Итилю? К тому же о маршруте под названием «Золотая подкова», который бы включил в себя с десяток булгаро-татарских городов, говорили еще со времен премьерства Мухаммата Сабирова. 1100-летний юбилей принятия ислама — прекрасный повод возобновить разговор об этом. 

Что же входит в этот маршрут? Ответ, на первый взгляд, очевиден. Сюда как минимум попадает Елабуга с древнейшими сохранившимися останками булгарского сооружения, Чистополь с Джукетауским городищем, Билярское и Суварское городище, сам Великий Болгар и Тетюши на противоположном берегу Волги. По пути в Елабугу можно также заехать и на Чаллынское городище в Рыбно-Слободском районе (село Кутлу-Букаш) и Кирменское городище в Мамадышском районе (хорошо видно с трассы М7), где также частично сохранились валы, есть памятные знаки и крепостные реконструкции. Такой маршрут затянет лишь долгий переезд из Елабуги в Чистополь, через Набережные Челны и Нижнекамский район, на территории которых также некогда существовали булгарские поселения. И остается вопрос с посещением Тетюшей — объезд через Ульяновск нецелесообразен, а вот подгадать недолгую поездку на речном транспорте, туда и обратно, вполне возможно.

Даже посещая не спеша только «булгарские» музеи-заповедники, получается автомобильный маршрут на два дня. Это один из вариантов — с посещением сугубо «крупняков» только в Татарстане, с наличием минимальной туристической инфраструктуры и хорошими дорогами. Кстати, настоящими первопроходцами в пеших и автомобильных маршрутах по Среднему Поволжью является так называемая «команда кочующие» — группа настоящих энтузиастов, которые годами описывали с туристической точки зрения сотни исторических мест и продолжают это делать.

Условный старт был принят от Казанского кремля

У нашей группы в большом «Булгарском маршруте» получилось почти 20 точек за двое суток. Условный старт был принят от Казанского кремля, на территории которого и сейчас можно увидеть границы булгарской крепости. Первая точка посещения тоже находится на территории Казани: это «Архиерейские дачи», или Кабанское городище, — некогда летняя резиденция казанских ханов и булгарских эмиров. Это живописное место, где обнаружен первый письменный источник на территории Казани — каменные надгробия рубежа ХIII–XIV веков с булгарскими эпитафиями. Сегодня они хранятся в Национальном музее, инсталляции еще можно успеть увидеть на выставке в Национальной библиотеке. На монастырской территории размещен памятный знак с надписью о том, что некогда здесь было булгарское городище. Кстати, шура аксакалов Татарстана уже много лет пытается обратить внимание на булгаро-татарскую историю этого места, создать здесь музей, и, судя по последним обсуждениям, нынешний хозяин территории не против этого. К сожалению, не так много казанцев знает об этом древнем месте на территории близ Деревни Универсиады, хотя в памяти казанских татар оно долгое время значилось и как «сады Сююмбике».

Вторая точка посещения — город Лаишево, который имеет в своей основе булгарское и татарское поселение, называемое Чакма, останки которого находятся на восточной окраине города. О масштабе этого ремесленного и торгового поселения, ставшего караванным пунктом на Ногайской дороге, говорит обнаруженный здесь весьма крупный клад разнообразных золотоордынских серебряных и медных монет. Легенда о старике Лаише, бежавшем сюда из осажденного Тамерланом Болгара, «склеивает» булгарскую и татарскую историю поселения воедино. Правопреемником этого поселения стал город-острог, устроенный администрацией Ивана Грозного, нынешнее Лаишево. Сейчас город вырос в туристическом плане, и «воспоминание» о столь древней истории ему бы не помешало. И снова мы встречаемся с неправильной датировкой основания города, связанного лишь с описанием города-острога в писцовой книге 1568 года.

На Лаишевской земле, по дороге к мосту через Каму, расположено и знаменитое село Именьково, давшее название целой археологической культуре, весьма развитой этнокультурной общности Среднего Поволжья IV–VIII веков. Почти в километре от села расположено Именьковское городище, известное у местных как «Именьковский курган», есть и краеведческий музей. Спор, кем были именьковцы — тюрками или славянами, ведется давно и уже в пользу последних. К сожалению, среди татарстанских ученых осталось мало специалистов по данному периоду,  потому вести научную дискуссию на равных становится все сложнее. И, казалось бы, это архиважный идеологический вопрос о том, кто здесь более «коренной». Вместе с тем именьковцы могли стать частью булгар, приняв затем (одними из первых среди потомков славян?) и ислам. Кстати, изданное недавно Институтом истории им. Марджани историко-генетическое исследование генофонда татар еще раз подтвердило и систематизировало наши знания о наличии в татарах около 30% восточноевропейских гаплогрупп. Как отмечают авторы, «в большей степени сейчас это представители славянских народов». Не исключено, что в эти 30% свой значительный вклад внесли и именьковцы. Важно еще и то, что в основе многих булгарских городищ лежат именьковские поселения.

На границе Лаишевского и Рыбно-Слободского районов, между селами Шуран и Сорочьи Горы, можно познакомиться с местностью, где ранее существовал богатый болгарский город Кашан (городище Кашан I, Кашан II), упоминаемый в русских летописях конца XIV века. Место живописное, но проехать к городищу на транспорте нельзя. Машину можно оставить у старой церкви, которая придает местности еще более интригующий вид, а далее пройти к так называемому Гремячему ключу. К сожалению, указателей обнаружить не удалось. Вместе с тем у ряда исследователей имеются и сомнения, что это и есть Кашан, но, так или иначе, площадь археологических объектов большая, частично сохранились валы, город, существовавший в XI–XV веках, действительно был одним из самых крупных. Исследованы укрепления, найдено множество ремесленных находок, клад монет. Все они, а также остатки изделий из сафьяна, тамга-перстень, боевое оружие, ювелирные изделия прекрасно свидетельствуют о преемственности булгарской и татарской культуры и сохранении ее элементов через века.

Почти 100 лет назад на территории Джукетау был найден крупный клад

Далее можно держать путь или в сторону Чаллынского городища и Елабуги, или на Чистополь. Если двигаться по левобережью Камы, то путь, как известно, лежит через поселок Алексеевское. К сожалению, здешнее булгарское городище осталось под водой. Впрочем, как и несколько десятков других городищ, затопленных полностью или частично Куйбышевским водохранилищем. Например, это богатый город, чьи остатки находились близ села Измери Спасского района. По предположению Хузина, он также мог являться столицей, статус которой мог принадлежать нескольким городам. К счастью, археологи перед затоплением смогли зафиксировать положение этих городищ, провести на многих из них в спешном порядке раскопки. Так что у татар есть своя исследованная Атлантида — ушедшие под воду волжско-камские города, да и исчезнувший хазарский Итиль является частью нашего наследия.

Джукетау находится при въезде в Чистополь со стороны Казани. Городище расположено также на высоком живописном берегу Камы, часть территории ушла под элеватор. Пока идешь по еле заметной дороге на территории археологического объекта, то и дело под ногами оказываются мелкие черепки, остатки железорудной крицы. Здесь сохранились остатки укреплений в виде трех высоких земляных валов и двух глубоких рвов между ними. Есть большой информационный стенд, но этого явно недостаточно, указатели отсутствуют. Рядом с близлежащей деревней Данауровка, на противоположном мысу, есть два больших селища, которые могли являться посадом Джукетау.

Город, существовавший в Х–ХV веках, был весьма крупным для своего времени. Вместе с посадом его площадь могла достигать 150 га, это примерно до 15 тыс. жителей, что очень весомо для человечества того времени. Джукетау являлся одним из княжеских и племенных центров Волжской Болгарии. Процветал и в золотоордынское время, отметившись в древнерусских летописях как Жукотин, подвергнутый разграблению ушкуйниками. Для него характерна и отличная от других «этнокультурная айдентика» — керамика особой формы с джукетауским узором. В музее уездного города в Чистополе представлена экспозиция, посвященная Джукетау, — это и множество монет, и оружие с доспехами, различные инструменты, керамика, и даже остатки водопровода. Во дворе музея на открытом воздухе представлены каменные надгробия с булгарскими эпитафиями. Кстати, почти 100 лет назад на территории Джукетау был найден крупный клад со множеством украшений из золота, серебра, драгоценных камней и чеканенных в разных местах и в разное время монет — это была находка, прогремевшая во всем мире археологии. Подобные украшения с тончайшими деталями, высококлассной зернью — еще одно свидетельство высокого уровня развития булгар. По признанию профессиональных мастеров, создающих стилизованные булгарские украшения, они и сейчас не могут повторить подобные произведения искусства. Конечно, Джукетау достоин отдельного музея, но в рамках предстоящих больших инвестиций в Чистополь и его музеи подобного не предусмотрено. К слову, реконструкция почти никак не затронет Татарскую слободу города. Археологическое исследование ни Татарской слободы, ни остальной исторической части города практически не проводилось. Ситуация, впрочем, поправимая.

В фондах Чистопольского музея-заповедника также хранится несколько тысяч единиц археологических материалов, обнаруженных во время раскопок еще одного крупного булгарского городища, находящегося в 20 км от города, рядом с селом Старое Ромашкино (тат. «Калюш»). Среди обнаруженных материалов — керамика джукетауского типа, различные предметы вооружения воинов, фрагменты женских украшений и орудий труда. Этому булгарскому городу, возникшему почти вместе с Джукетау (по площади они почти идентичны), повезло меньше — он был разгромлен войсками Бату-хана в 1236 году, его древнее название пока неизвестно. Остается неясным и происхождение более позднего кладбища XIV века с сохранившимися древними надгробиями.

Заехать в рамках «скорого» кольцевого маршрута, длиной в два дня, сюда вряд ли получится. А вот если вдруг возникнет желание двигаться по трехдневному маршруту через Лаишевский, Рыбно-Слободский, Мамадышский, Елабужский районы, Набережные Челны, Нижнекамский и Новошешминский районы, то здесь стоит побывать. В этом случае следует посмотреть и на булгарское городище в Нижнекамском районе, расположенное рядом с селом Красное Кадкино. У местных это место называется «Кала-тау». Пока это самый удаленный на левобережье Камы известный науке булгарский город — по сути, восточные ворота Волжской Булгарии. Именно оттуда стоит направиться и в Староромашкинское городище, с которым Кала-тау просуществовал примерно одинаковый период — с Х века по 1236 год. Как мы видим, булгары были вынуждены после завоеваний Бату-хана значительно сузить ареал своего городского существования.

Вполне быстро после Чистополя и Джукетау можно достигнуть Биляра

Вполне быстро после Чистополя и Джукетау можно достигнуть Биляра. 40 минут в дороге и 50 км пути, идущего по вполне живописным местам. Так сложилось, что Биляр прочно ассоциируется у бывающих здесь татарстанцев лишь с Худжалар-тавы и легендой о противостоявших завоевателям 40 девушках, хотя само Билярское городище — Великий город — находится в 6 километрах. Один из самых крупных городов мира своего времени, остатки которого стоят одиноко в поле, не особо избалованные визитами туристов. Несколько реконструированных построек (крупнейшая Соборная мечеть и дом бая), валы и информационные доски конца 90-х привлекают сюда не так много людей. Но и эта «историческая инфраструктура» способна подарить ощущение масштабного города. Само село и улицы села Билярск также вполне интересны для осмотра — каменные дома и лавки ХIX века, сельские усадьбы, среди которых и родовой дом Арбузовых и историческое здание музея, требующее реконструкции: все так или иначе создает атмосферу историчности.

При этом современный Билярский музей с богатейшей экспозицией вполне оправданно находится ближе к людским потокам, к родникам, к благоустроенному в восточном стиле парку и к «Худжалар-тавы», к горе с ее длинной и почти мистической лестницей. Энергетика у этих мест неоднозначная, сложная, интригующая. На гору и происходящие здесь обряды, мало совместимые с традиционным исламом, не мешало бы обратить внимание нынешних мусульманских просветителей. К тому же рядом находится известный детский лагерь, и неизвестно, как практики этого места влияют на их мировосприятие.

Среди столь интересных объектов Билярского историко-археологического и природного музея-заповедника почти незамеченным остается крупное Балынгузское городище. Считается, что бежавшие из разоренного Бату-ханом Биляра булгары смогли обосноваться здесь, в нескольких километрах от родных домов. Балынгуз просуществовал всего три года, так и оставшись недостроенным. Отдельного упоминания заслуживают и Николаев-Баранское и Горкинское городища Х–XIII веков, находящиеся в Билярской округе. Также в округе есть и Билярское городище золотоордынского времени, селища, мусульманские некрополи. В целом мы имеем дело со средневековой агломерацией, кочующими городами и большим комплексом археологических объектов.

От Биляра вполне удобно двигаться к Сувару (село Кузнечиха Спасского района), минуя Алькеевский район — центр Булгарского государства. На территории района расположены Староматакское, Красноключинское, Старокамкинское, Нижнекачеевское, Чувбродское, Таттюгульбаевское (тат. «Кала-баш») городища. По дороге в Сувар можно проехать мимо территорий трех последних перечисленных. На территории района расположена масса других объектов, относимых к булгарскому периоду. Так, на кладбище «Изгеләр өсте» села Старые Салманы находится четыре надгробия XIII–XIV веков, на одном из которых обнаружено наиболее раннее упоминание о Сабантуе, а рядом выявлено булгарское селище (тат. «Йорт өсте»), почитаемое до сих пор местными жителями.

Потратить на дорогу придется чуть более часа. Суварское городище имеет пока только базовую инфраструктуру, но в селе находится весьма живой музей (филиал Болгарского музея-заповедника) с насыщенной экспозицией. Не может не обратить на себя внимание и Кузнечихинская церковь. Валы самого городища расположены в нескольких километрах от села, общая площадь — более 90 га, и это один из самых мощных булгарских городов. Найти место без проводника не так легко. Археологами выявлены остатки оборонительных сооружений, валы, дворец, жилые постройки и мусульманские захоронения. Обнаружены также искусные ювелирные украшения, разнообразная посуда из глины, стекла, оружие, кованые изделия, ремесленные орудия, многочисленные монеты. Суварский дворец и вовсе имел отопление, водопровод, канализацию.

Первые упоминания о Суваре датируются еще 920 годом, город чеканил свою монету, что может свидетельствовать о весьма независимом статусе и возможном соперничестве с Болгаром. Скорее всего, Сувар являлся и племенным центром для сабар, или суар, которые стали известны еще после распада гуннской державы. По утверждению академика Мирфатыха Закиева, в их названии может быть множество вариантов вплоть до сумер или шумер, имеющих созвучие с топонимом Самар. Кстати, у чувашей особый взгляд на Сувар как на чувашский город — в устном народном творчестве сохранились упоминания о нем.

Снова 40–50 минут в пути, и через 50 км вы в Великом Болгаре. Скорее всего, после столь насыщенной части первого маршрута вы успеваете только переночевать здесь и насладиться средневековым городским пейзажем на утренней прогулке.

Булгария предстает перед нами как страна городов

Как мы видим, крупные города находились на расстоянии 40–60 км, то есть однодневного пути на лошади, а между городскими поселениями поменьше и вовсе могло быть 10–20 км пути. В этом смысле Булгария предстает перед нами как страна городов. Поселения-городища, как и крупные города, также торговали, имели укрепления, занимались ремеслом, могли иметь административные функции и явно отличались от сельской местности. Стоит подчеркнуть, что понятие «город» весьма растяжимое, даже не все города Европы и Руси, которые принято считать таковыми, могли иметь весь комплекс перечисленных функций. К тому же на евразийском пространстве существовали и другие понятия, в чем-то идентичные, а в чем-то превосходящие понятие «город» — это и тюркское «балык», «кала», персидское «шэхэр», согдийское «кент»/«канд». Кстати, каждое посещенное нами булгарское городище расположено в живописнейших природных местах: наши предки являлись истинными ценителями природных красот.

Следующая точка маршрута — село Танкеевка, находящееся на границе с Ульяновской областью. Место известно наличием городища и крупнейшего могильника IX–X века, раскрывающего нам раннюю историю Волжско-Камской Булгарии. Археологами обнаружено более тысячи захоронений (предполагается, что их здесь не менее 5 тыс.), оружие и доспехи, серебряные погребальные маски, иной инвентарь. Могильник представлен и булгарским, и финно-угорским, и древневенгерским, и иным тюркским племенным составом. Это еще одно лишнее подтверждение тому, что булгарское государство являло собой союз разных народов. Часть захоронений фиксирует постепенный переход населения к исламу в данный период. В одном государстве сосуществовали не только разные народы, но и разные верования, уклады, конкурирующие города и поселения.

В рамках кольцевого маршрута в Ульяновской области предстоит проехать примерно 150 км, затратив на дорогу около двух часов. На территории региона несколько десятков укрепленных булгарских поселений Х–ХIII веков, главным образом существующих в Сенгилеевском, Чердаклинском, Мелекесском, Теренгульском, Старомайнинском, Ульяновском и Цильнинском районах. При въезде со стороны Болгар нас прежде всего интересует крупное историческое село Старая Майна на берегу Волжского залива, рядом с которым расположено одноименное городище. Оно имеет разные исторические слои, начиная с III века. Крупное булгарское поселение возникло здесь на базе Именьковского городища, продолжило оно существовать и в золотоордынский период и во времена Казанского ханства. Интересно, что здесь обнаружены не только булгарские и джучидские монеты, но и даже монеты римских императоров. Село позиционирует себя как одно из самых старых на территории России.

Для туриста важно наличие здесь отдельного рекреационного комплекса «Болгарская застава» с реконструкцией деревянной крепости, музеем, оборудованными местами отдыха на природе и строящейся мечетью в необулгарском стиле. Комплекс возвел известный ульяновский бизнесмен Руслан Гайнетдинов при содействии региональных властей, и вот уже несколько лет здесь проходят крупные фестивали, в том числе по реконструкции средневековых боев, и местные татарские джиены. Конечно, среди татар Ульяновской области всегда были сильны позиции булгаризма, их историко-культурная традиция связывает себя прежде всего с булгарским наследием. Но «Булгарская застава» — это отличный пример сочетания природного потенциала, продуманной маркетинговой стратегии и актуализации татарской истории.

Если говорить о самом Ульяновске, то в его северной части зафиксировано существование булгарского городища, ныне утраченного. А рядом с проходными автомобильного завода найден крупный булгарский могильник VIII–IX веков, один из наиболее ранних в Среднем Поволжье. Обнаружили его при закладке православного храма в 2000 году, сейчас на этом месте сквер. В связи с этим ульяновцы и вовсе заговорили о тысячелетнем городе. Вместе с тем в трех десятках километров южнее областного центра, рядом с Новоульяновском, находится золотоордынский Симбер, историческое название здешних сел — Кременки и Кайбел (близ Арбугинских полей) — напоминает собой типичные тюркские топонимы.

По направлению из Ульяновска в Тетюши расположено еще одно крупное булгарское городище, превосходящее Сувар и Джукетау, — Староалейкинское. Как отмечает исследователь этого города Юрий Семыкин, по величине он мог быть больше Киева в 2 раза. Есть предположения, что это мог быть средневековый Ошель. Учитывая близость Ундорского источника (при одноименном городище и исторической переправе), санатория, Волги, исторические места также имеют хороший туристический потенциал. Считается, что это был важнейший пункт караванной торговли. Пока здесь мы можем видеть остатки валов и рвов. В 10 км от него, в селе Красное Сюндюково (ближе к границе с Татарстаном), находится еще одно городище. В нем обнаружена частично сохранившаяся кирпичная баня XII века с пятью помещениями, подпольной системой отопления, встроенными в стены поливальными чанами, круглыми стеклянными окнами. К сожалению, после раскопок часть глиняных плинф растащили, объект удалось законсервировать, лишь закопав его.

Тетюши — милый провинциальный город с налаженным туристическим потоком

Заключительный отрезок маршрута находится в Тетюшском и Камско-Устьинском районах. В первую очередь это Больше-Тарханский могильник VIII–IX веков — самый ранний археологический объект в Татарстане, принадлежащий булгарам. К сожалению, на территории исторического села Большие Тарханы нет какой-либо наглядной информации, указателей, связанных с данным фактом, но местные краеведы могут указать это место. Более трех с половиной сотен погребений свидетельствует о довольно развитой культуре ранних булгар, дает нам информацию о процессе их расселения, о взаимодействии с другими племенами. Знатные потомки булгар проживали здесь и в XIV веке, о чем свидетельствует каменное надгробие этого времени на местном кладбище. Чуть южнее села также найдены остатки небольшого городища.

Далее по дороге в Тетюши следуют булгарские городища близ Киртелей и близ Богдашкино. В последнем случае скорее мы имеем дело с городом Ошелем (Ашлы), описанным в русских летописях в связи с захватом его князем Святославом. К сожалению, попасть сюда также нелегко. Археологи выявили крупный ремесленно-торговый пункт с мощными укреплениями, деревянным кремлем. При раскопках обнаружены даже вещи из Индии, свидетельствующие о трансконтинентальном характере торговли, которая велась булгарами. Город подвергся разграблению в 1220 году и перестал существовать после 1236-го. Надо сказать, что на ошельское наследие претендует и Кирельское городище на горе Сокол в Камско-Устьинском районе, близ Куйбышевского затона.

Конечно, нельзя обойти вниманием и сами Тетюши с его древней историей, которая не прерывалась с V века — со времен именьковцев. В основе здесь два городища, одно из которых берет начало еще с IX века до н. э. «Осевым местом» Тетюшей является гора Вшиха с ее знаменитой лестницей. Это общественное пространство, будучи обновленным в 2021 году, сможет транслировать древнюю историю города. Расположенная рядом реконструкция сторожевой булгарской башни сделала ее одной из главных достопримечательностей района. Немало информации о булгарском периоде истории города содержится и в местном краеведческом музее.

Тетюши — милый провинциальный город с налаженным туристическим потоком. В нем хочется задержаться подольше, прогулявшись по историческим улочкам, посетив музей рыбы, Долгую Поляну. Потенциал для раскрытия древней, булгарской истории города и Тетюшского района — огромный. Впрочем, тетюшане при всей ограниченности муниципальных финансов умеют «вкусно» раскрывать историю, надеюсь, у них это получится.

Отдельного внимания требует булгаро-татарский город Шонгат близ села Большие Атряси — одно из крупнейших поселений, это 400 га культурного слоя. Здесь было найдено три клада золотоордынского времени с более чем 23 тыс. золотых, серебряных и медных монет, также богатые украшения из бронзы и серебра, предметы быта, железные наконечники стрел. Во второй половине XIV века чеканилась своя монета с названием «Шонгат». Наибольшее впечатление под занавес маршрута оставляет кладбище с десятком мусульманских надгробий XIV–XV веков.

В целом маршрут можно расширять, делить его на части. Так, южной границей Волжской Булгарии, судя по всему, являлся так называемый Муромский городок в Ставропольском районе Самарской области, который входит в десятку крупнейших булгарских городищ. Хотя выдвигаются и версии о торговых булгарских факториях на Нижней Волге, о «булгарском следе» в городах региона в ХI–ХIII веках. Исследователей до сих пор удивляют обнаруженные на городище технологии «теплых полов». Надо сказать, что булгарским брендом воспользовались девелоперы: рядом с Самарой они создали коттеджный поселок «Муромский городок» и «Булгари парк» (только это совсем не пример Старой Майны). История сохранилась лишь в названии, но никак не в содержании места. 

Если брать шире, то в маршрут можно включить и Заказанскую часть: это и Иске-Казанский музей-заповедник, и Арск с музеем истории Заказанья, в котором можно понять процессы булгарской миграции на северные территории. Иске-Казан, с одной стороны, — это место, где была поставлена точка в существовании булгарской государственности и отдельного народа, с другой — это пространство исторического перевоплощения, булгаро-татарского симбиоза и новой точки отсчета нашей истории.

Безусловно, булгары заложили на территориях современного Татарстана и Среднего Поволжья сетку городов и основных поселений, которая в золотоордынское время в большинстве своем расширилась и обогатилась. Где-то часть звеньев оборвалась, как это было с Биляром, Ошелем, Муромским городком и некоторыми другими. Но в коллективной памяти татар эти места оставались значимыми даже через нескольких веков после завоевания, небольшие поселения продолжали здесь еще существовать.

Рассказы о городах из уст профессора Хузина могли бы звучать в компьютерной графике

Конечно, каждое из посещенных булгарских городищ подробно описано в специальной исторической литературе, а «крупняки» — в научно-популярных книгах и СМИ. Но при всем при этом сегодня нужен новый уровень распространения знаний о булгарской цивилизации, важно ее пространственное осязание. Речь не о витрине и стенде в краеведческом или школьном музее — как правило, это есть. Для популяризации данного наследия иногда не хватает элементарных указателей, памятных знаков, информационных досок и стендов, минимальной инфраструктуры для доступа к объекту, возможно, реконструкций крепостей или башен (как в Тетюшах или Старой Майне), создания популярных муралов, использования древних узоров в местной айдентике и брендирования территорий. Важно и заполнение интернет-поля, внесение сведений в картографические сервисы.

Недавно татарстанскими учеными сформирован интереснейший ресурс, который передает в 3D нынешнее состояние булгаро-татарских городищ. Надеемся, что в дальнейшем мы сможем увидеть и 3D – исторические проекции городов, а на местности получится окунуться в виртуальную или дополненную реальность того времени. Это те технологии, которые смогут сильно оживить наше богатейшее наследие и придать новый импульс музеям-заповедникам. Их популяризация может пройти перезагрузку через историческую геймификацию, она бы позволила в режиме игры собирать виртуальные клады, вооружение, участвовать в битвах, заходить в замки, палаты, башни и т. д. Рассказы о городах из уст профессора Хузина могли бы звучать в компьютерной графике, словно авторитетные истории профессора Дамблдора. Год цифровизации в Татарстане и 1100-летний юбилей принятия ислама на самом деле очень хорошо коррелируют.

Возможности общественников поскромнее. В планах — создать автомобильный аудиогид по трем десяткам булгарских городов, по примеру того, что мы делаем сейчас по Заказанью с параллельным рассказом об истории окрестных сел. О заказанских маршрутах выходного дня, о том, как лучше проникнуть в «сердце» татарской культуры и истории, постараемся рассказать в следующих статьях.

business-gazeta.ru

Просмотров: 758

Комментирование запрещено