Әлфия Авзалованың «Казан утлары» ансамбле белән башкарган җырлары музыкаль мәйданга чыкты / «Архивные записи обязательно нужно публиковать»

61cf39bb45937e5a«Мелодия» фирмасы Әлфия Авзалова һәм «Казан утлары» ансамбленең 1973 елда яздырылган җырларын музыкаль мәйданчыкларга чыгарды. Yummy Music лейблының креатив директоры Рәдиф Кашапов, эксперт буларак, бу эштә үзенең киңәшләрен биргән, дип хәбәр итә лейблның матбугат хезмәте.

Әлфия Авзалова белән «Казан утлары»ның язмасы алты җырдан тора: «Яшь гомер», «Әниемә», «Сагыну», «Идел буе каеннары», «Иркәм» һәм «Ник соңладың». Ансамбль 1960 еллар башында беренчеләрдән булып татар музыкасын гитара һәм барабаннар белән яңа яңгырашта ишеттерә. Моңа кадәр тамашачылар аны бары тик баян яки оркестр аккомпанементында тыңлаган.

«Мелодия» архивларында җырчының тагын берничә җыентыгы бар. Әлфия Авзалова фонды бүгенге көндә шушы мирасларны интернет киңлекләренә чыгару белән шөгыльләнә. Әлегә «Мелодия» 1950-1980 елларда СССРның рекорд-монополист студиясендә яздырылган 500гә якын татар җырларыннан торган исемлек бирде.

tatar-inform.tatar

***

«Мелодия» выложила альбом Альфии Авзаловой в стриминги

Фирма «Мелодия» выложила на цифровые площадки записи Альфии Авзаловой и ансамбля «Казан утлары» 1973 года. С гордостью можем сказать, что произошло это с подачи «Реального времени». Наша интернет-газета 2 года назад обратилась в компанию с вопросами о переиздании архивных записей, в результате история получила продолжение. Этот сборник, надеемся, станет лишь ласточкой в деле возвращения татарской музыки слушателю.

«Аудитория медленно, но растет»

Фирма «Мелодия», долгие годы — монополист в области звукозаписиси, а сейчас — обладатель огромного архива, в котором отразилась вся история советского искусства и множества народов. В нем немало и песен татарской эстрады — Ильгам Шакиров, Альфия Авзалова, Рашид Вагапов, Флера Сулейманова, Зухра Сахабиева, Венера Ганиева и так далее.

— Сегодня «Мелодия» активно занимается оцифровкой и реставрацией своей фонотеки, — говорит сотрудник цифрового отдела «Мелодии» Дмитрий Масляков. — Подготовить к изданию альбом — это большой труд редактора и звукорежиссера в режиме реального времени. Несмотря на развитие цифровых технологий, прослушивание, реставрацию, подготовку сопроводительных данных невозможно ускорить и автоматизировать. Все это делается буквально руками и ушами. Помимо переиздания очевидно востребованной во всем мире русской, в широком смысле, советской академической музыки, «Мелодия» уделяет внимание и малоизвестным эстрадным и фольклорным записям народов пространства бывшего СССР. Наверное, не столько внимания, сколько хотелось бы представителям этих народов и культур.

— По сравнению с записями звезд «всесоюзного» масштаба или записями классической музыки, которая не нуждается в объяснении, ведь Моцарта или Чайковского слушают во всем мире, записи представителей уникальных, небольших культур менее востребованы, — отмечает PR-директор Карина Абрамян. — Наверное, это несправедливо, но объективно. Однако мы видим, что они имеют свою постоянную аудиторию, которая со временем, хотя и медленно, но растет.

— Архивные записи обязательно нужно реставрировать, публиковать и рассказывать об этих записях, — резюмируют в редакции. — В этом мы видим свою миссию — донести до слушателей всего мира записи уникальных культур. Ведь это делает нас, человечество, богаче и дает надежду на победу гуманизма.

От «Дос-Мукасан» до «Верасы»

Масляков указывает, что уже сейчас опубликованы в цифровом пространстве записи туркменского ансамбля «Гунеш», казахского ансамбля «Дос-Мукасан» и певицы Розы Рыбмаевой, узбекского ансамбля «Ялла», уйгурского ансамбля «Яшлик», азербайджанского ансамбля «Севиль», ансамбля казахских корейцев «Чен-Чун», грузинских ансамблей «Орера» и «Иверия», якутского певца Кола Бельды, латвийской группы «Зодиак», литовского композитора Гедрюса Купрявичуса, азербайджанского певца Муслима Магомаева, белорусских ансамблей «Верасы» и «Песняры», армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, а также многих других музыкантов. Отметим, что нынешняя «Мелодия» уже издавала татарскую музыку — это вышедшая в 2011 году «Антология народной музыки. Песни волжских татар» с записями 1964—1981 годов: Габдулла Рахимкулов, Масгут Имашев, Гульсум Сулейманова и другие.

Запись Авзаловой — это шесть песен: «Яшь гомер», «Әниемә», «Сагыну», «Идел буе каеннары», «Иркәм» и «Ник соңладың». Отметим, что в архивах «Мелодии» есть еще несколько сборников певицы, к тому же и фонд Альфии Авзаловой сейчас прилагает все усилия, чтобы ее наследие стало доступным в интернете. Всего же по нашему запросу «Мелодия» представила список из 500 композиций, датируемых 1950—1980 годами, сделанных на студиях рекорд-монополиста СССР.

realnoevremya.ru

Просмотров: 692

Комментирование запрещено