Батыры степной битвы за хлеб

Кушмухаметов Г.З.

Кушмухаметов Г.З.

Среди Героев Социалистического Труда, получивших это высокое звание за выдающиеся успехи и особые заслуги в труде на просторах Оренбуржья, есть несколько наших соплеменников, которые являются уроженцами самарской земли. Об одном из них – трактористке Афлятуновой Ф.Ф., проведшей 30 лет на «железном» коне, было рассказано в 33-м номере журнала. Теперь пришло время поведать еще о двух наших славных земляках: Кушмухаметове Г.З. и Мурсалимове Ф.Х.

Гариф Зарифович Кушмухаметов родился 30 апреля 1901 года в деревне Чесноковка Бугурусланского уезда Самарской губернии (ныне – Переволоцкого района Оренбургской области) в семье крестьянина, привычного и к тяжелому труду хлебопашца-единоличника, и к несению караульной службы. Население Чесноковки, основанной как форпост в последней трети XVIII века служилыми татарами, состояло из казаков русской и татарской национальностей.

Стела с. Чесноковки

Стела с. Чесноковки

Можно сказать, что герой статьи появился на свет потомственным казаком. Его дед Зарый, служивший в составе Оренбургского казачьего войска, участвовал в русско-турецкой войне 1877 года и имел не только ранения, но и награды. Своим сыновьям Зарифу и Зангиру Зарый ага в свободное от работы время рассказывал об истории и боевых традициях Оренбургского казачества, о правах и обязанностях казака, учил их верховой езде и рубке лозы. Не дожив и до 45 лет, Зарый абый умер, оставив сыновьям в наследство большое хозяйство. Те умело занимались землей, получая довольно высокие урожаи зерновых, что позволяло успешно заниматься и скотоводством. Частые отрывы на лагерные сборы в казачьих формированиях не выбивали их из колеи.

Братья были очень дружны и близки по интересам, они даже в жены взяли двух сестер из села Нижне-Озерное, находившегося в 16 километрах от Чесноковки. Первым это сделал старший – Зариф, а когда пришло время создавать семью младшему, то Зариф, оставшийся с семьей в отцовской избе, помог Зангиру построить новый дом на окраине родной деревни. Младший брат получил от старшего к новоселью не только благословение, но и быков, коров, лошадь, сельхозинвентарь, семена, фураж, продовольственное зерно и пр. Так что вряд ли потомков Зарифа и Зангира можно отнести к бедному крестьянству, как это сделано в некоторых публикациях.

Зариф абый стал отцом дочки Фагили и младшего сына Гарифа, которые с детства были приучены к самостоятельности, трудолюбию и усердию в учебе. Гариф, как пишет в одной из своих книг его двоюродный племянник Кушмухаметов Р.Ф., обучался в медресе (наверное, это все-таки был мектеб – Прим. Р.Ш.) и параллельно в русской 4-х летней школе. Учебную программу он осваивал легко, активно участвовал в общественно-политической жизни школы и деревни, много читал дополнительной литературы. Юноша толково излагал свои мысли, комментировал и давал оценку политическим событиям. Его отец и мать умерли рано: Зариф эфенди прожил чуть больше 45 лет, а его жена – 55 лет.

Эта информация родственника не совсем стыкуется со многими публикациями, в которых говорится, что Гариф рано лишился отца и окончил семь классов. Кто ближе к истине – сказать трудно, но, думается, к слову племянника следует, как минимум, прислушаться. Одно абсолютно ясно всем – среднюю школу с вузом Гариф не оканчивал и специального образования не имел. А что имел? Ну, во-первых, отмеченные выше качества, привитые в семье. а. во-вторых, природный организаторский талант, умение убеждать и мобилизовать людей, а также личный энтузиазм. Знания добирались в процесс работы и за счет отрыва от сна нескольких ночных часов.

В 19 лет наш герой отправился на службу в армию и исполнял воинский долг до 1923 года. Получается, что он был красноармейцем в период Гражданской войны в России, но никаких сведений о его участии в боях не обнаружено. После демобилизации 22-летнего Гарифа направили на курсы руководителей сельских кооперативов, по окончании которых он возглавил первое кооперативное общество в Чесноковке. Председатель сельпо начал налаживать деятельность данного потребительского общества и сумел проявить себя как хороший организатор и умелый управленец.

В это же время он стал старшим в роду Кушмухаметовых, потому что скончался его дядя Зангир эфенди. Поскольку роль главы осиротевшей семьи перешла к 14-летнему Файзрахману (тоже, кстати, уроженцу Самарской губернии), то Гариф взял на попечение всех, кто проживал в дядином доме, до совершеннолетия главы-подростка. Он помог разобрать дом с окраины села, перевезти его и поставить в свой двор, чтобы жить рядом, помогая друг другу. Двоюродные братья Гариф и Файзрахман начали вместе пахать, сеять и убирать урожай, как когда-то делали их отцы. Короче, зажили одной дружной семьей. Они даже создали первое в деревне товарищество по общественной обработке земли, вместе постигая особенности отношений в артели и управления этой формой коллективного хозяйства.

Затем братья одними из первых вступили в местный колхоз «Интернационал», созданный в Чесноковке в начале 1930 года. Вскоре Гарифа избрали в нем председателем. Становление этого хозяйства проходило трудно, так как у его членов не было навыков возделывания крупных земельных массивов и рационального использования имеющейся техники (по некоторым данным, колхоз получил тракторы «Фордзон» и «Катерпиллер», которые Советский Союз в конце 20-х годов приобрел в США). Не хватало и компетенции доморощенным управленцам, среди которых в должности бригадира полеводческой бригады со временем появился дважды двоюродный брат председателя Файзрахман. По словам упомянутого Кушмухаметова Р.Ф., «Колхоз жил бедно, и Гариф Зарифович, как руководитель, вынужден был солидарно делить с колхозниками все беды, обрушившиеся на хозяйство. Днем работали, а вечерами, и даже ночами напролет, учились новым, прогрессивным приемам земледелия, приемам эффективного управления производственными структурами колхоза. Вскоре экономика хозяйства начала стабилизироваться, появилась положительная динамика и в росте доходов колхозников».

Первые тракторы в Ак-Булаке, 1929 год

Первые тракторы в Ак-Булаке, 1929 год

А на окраине Чесноковки летом 1933 года началось строительство производственно-технической базы для организации местной машинно-тракторной станции (МТС). Уже в сентябре она заработала, приняв первые пять колесных тракторов Харьковского тракторного завода. Налаживать деятельность Чесноковской МТС по оказанию технической и организационной помощи колхозам содействовал и старательно-добросовестный председатель «Интернационала». В отдельных источниках его называют даже заместителем директора этой МТС.

Кушмухаметов Ф.З.

Кушмухаметов Ф.З.

Но в самом конце 30-х героя статьи утвердили инструктором Краснохолмского райкома ВКП(б), и он в течение последующих трех лет набирался опыта партийной работы в непростых условиях предвоенно-военного периода. Потом решением бюро обкома его в январе 1942 года направили на южную окраину области –  начальником политотдела Кызыл-Майданской МТС Ак-Булакского района Чкаловской (с декабря 1957 года – Оренбургской) области. Эта МТС, созданная в 1932 году, располагалась в селе Тамар-Уткуль, которое одно время носило название Кызыл Майдан (Красная площадь). Правда, в книге Степаненкова П.В. «Директор передовой МТС» дано уточнение: Г.Кушмухаметов сначала стал заместителем начальника политического отдела Кызыл-Майданской МТС, а вскоре – начальником этого политотдела.

Затем проявившего свои лучшие качества Гарифа ага назначили директором Тамаро-Уткульской МТС, находившейся в поселке Петроградский Ак-Булакского (Акбулакского) района. Наряду с выполнением своих прямых обязанностей он организовывал снабжение фронта хлебом. На должности первого руководителя еще ярче стал проявляться его организаторский талант, который в полной мере дал о себе знать с конца 40-х годов, когда наш герой в течение восьми с лишним лет возглавлял Ак-Булакскую МТС.

Эта станция обслуживала семь крупных колхозов, уборочная площадь которых в 1957 году составляла около 50 тысяч гектаров, а всего распаханных земель в них было почти 56 тыс. га. Не каждый район имел такие посевные территории. Понятно, что это требовало массы сил, энергии и умений от директора МТС, чтобы руководить хозяйством, владевшим сотнями тракторов, комбайнов, сеялок, плугов и других машин, чтобы добиваться четкости действий тракторных бригад, которые были разбросаны на сотни километров.

В его МТС подсчитали, что на одного трудоспособного колхозника обслуживаемых хозяйств приходилось свыше 50 га пахотной земли, а вместе с лугами и выпасами – почти в три раза больше. Немалыми являлись и нагрузки работников в животноводстве. Поэтому команда Кушмухаметова, стремясь облегчить труд своих подопечных, применяла комплексную механизацию заготовки кормов. На 100% машинами выполнялись пахота, культивация, лущение, боронование почвы, сев и уборка зерновых, обмолот, очистка зерна и другие сельхозработы. Почти на 90% была механизирована междурядная обработка посевов. С 1956 года станция начала внедрять механизацию и на животноводческих фермах.

Приходилось бороться и с такой трудностью как природные условия. Ведь земли подшефных хозяйств раскинулись в открытой степи на границе с Казахской ССР, где царствуют самая суровая зима и самое засушливое лето. Тем не менее, колхозы зоны МТС, применяя продуманную агротехнику, систематически повышали урожаи.

Выдержали они и испытание новым грандиозным делом – целинной эпопеей, потребовавшей от людей мужества, выносливости и умения преодолевать возникавшие «препятствия». Слово «целина» в середине прошлого века стало необычайно популярным, являясь символом массового энтузиазма и трудовых подвигов. Тогда в 12 восточных регионах страны осуществили освоение целинных и залежных земель, причем Оренбургская область была на втором месте по объему освоенных площадей. Не случайно в фильмах той поры о комсомольской юности звучали слова из песен: «Степи, степи оренбургские, необъятная целина…», «Едем мы, друзья, в дальние края…».

На целине в Оренбуржье

На целине в Оренбуржье

На целине в Оренбуржье

На целине в Оренбуржье

На целине в Оренбуржье

На целине в Оренбуржье

На целине в Оренбуржье

На целине в Оренбуржье

Памятник первоцелинникам в Оренбуржье

Памятник первоцелинникам в Оренбуржье

Акбулакский район принимал самое непосредственное участие в движении «Даешь целину!», освоив 80 тыс. гектаров нетронутых земель ковыльной степи. Почти четвертую часть этой площади «подняли» труженики станции Кушмухаметова, задействовав все резервы и создав специальные тракторные ударные отряды, в которые влились прибывшие целинники. В итоге двухлетний план освоения новых земель МТС перекрыла вдвое. А ее подшефные хозяйства в 1956 году выполнили план поставок зерна государству на 168%.

Приведем цитату из упомянутой выше книги «Директор передовой МТС», сданной в набор летом 1957 года: «Специалисты МТС вот уже 4 года помогают колхозам собирать с целинных земель урожай в полтора раза выше чем на старопахотных полях. Работа на подъеме целины научила рентабельно использовать технику. Об этом свидетельствуют показатели производительности машин. Если в 1953 году выработка на один условный трактор равнялась 579 га, то в 1956-ом она составила 645 га (при плане 604). Одним комбайном в 1953 году убрано 321 га, а в 1956 – около 500».

Поэтому Гарифу Зарифовичу за особые заслуги в освоении целинных и залежных земель, успешное проведение уборки урожая и хлебозаготовок в 1956 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.01.1957 г. было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Его выступление при вручении наград (ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот») опубликовала газета «Чкаловская коммуна» за 15 января 1957 года.

Вот некоторые выдержки из текста: «С большим удовлетворением встретили рабочие и специалисты нашей машинно-тракторной станции известие о награждении орденами и медалями Союза ССР большой группы работников сельского хозяйства Чкаловской области. Радостно сознавать…, что немалый вклад в общее дело внесли и труженики нашей Ак-Булакской МТС.

…. Наши механизаторы досрочно завершили план ремонта техники IV квартала. Из мастерской было выпущено 55 тракторов вместо 52 по плану, причем 40 из них – гусеничных. Сейчас в процессе подготовки находится еще 30 тракторов. Обсудив обращение ростовских механизаторов и взвесив свои возможности, коллектив нашей машинно-тракторной станции взял повышенное обязательство – ремонт тракторов и прицепных сельхозмашин завершить к 23 февраля.

Сейчас МТС оказывает большую помощь колхозам в проведении зимних агромероприятий и подготовке к весне. Присвоение мне звания Героя Социалистического Труда я рассматриваю как высокую оценку труда всего коллектива нашей МТС. В ответ на награду мы удесятерим свои усилия в труде».

Из этого выступления становится ясным спектр сельхоз забот нашего героя. Он пекся не только о готовности техники к выходу на поля. Осенью требовал от своих трактористов высокого качества работ по подъему зяби. Зимой следил за строгим выполнением зимних агромероприятий: вывозом на поля минеральных удобрений, золы, навоза и куриного помета, а также проведением снегозадержания тракторными снегопахами. Были и весенние агромероприятия – задержка талых вод, тепловой обогрев семян. Сев Гариф эфенди старался завершить за неделю, причем в лучшие сроки. И как ни свирепствовал суховей – агротехника давала положительные результаты. А директор МТС дважды был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и награждался малой золотой медалью.

Как у опытного практика у него можно было многому научиться. Например, к лету 1957 года на столе Г.Кушмухаметова лежала ученическая тетрадь под названием «Рабочий план на период уборки по колхозам Ак-Булакской МТС на 1957 год», заполненная от корки до корки таблицами с информацией. В них расписано закрепление машин по колхозам на предстоящие виды работ. Учтено буквально все, вплоть до скирдования соломы. Наш практик был еще и неплохим психологом. Он всегда советовался со специалистами по разным делам и порой – по самым казалось бы мелким, не боясь прослыть несведущим. Но потом выяснялось, что у директора другой расчет: приковать к делу внимание коллектива и исполнителей, а потом строго спросить с последних за реализацию согласованных и коллективно обсужденных мероприятий. Это повышало ответственность кадров и в то же время не умаляло авторитета ни директора, ни его подчиненных.

К достоинствам героя статьи следует отнести и то, что занимая руководящие посты и являясь членом обкома партии и депутатом областного Совета депутатов трудящихся, он оставался простым и доступным человеком. У него было три сына и дочь, которых Гариф ага очень любил и гордился их даже маленькими успехами.

Вскоре Героя труда вернули в родное село, возложив на него новую задачу – улучшить деятельность Чесноковской МТС Краснохолмского района. Честный, требовательный и талантливый, по мнению знавших его людей, организатор крупного механизированного производства снова приступил к работе на малой родине. В послевоенные годы в этой МТС, обслуживавшей 12 колхозов,было 430 тружеников, 22 тракторные бригады с четырьмя тракторами в каждой, 48 комбайнов. Г.Кушмухаметов и здесь, думается, добился бы отличных производственных показателей, но два непреодолимых обстоятельства не позволили ему славно поработать в Чесноковке. Во-первых, в 1958 году машинно-тракторные станции в СССР реорганизовали, а во-вторых, 11 августа того же года после продолжительной болезни Гариф абый скончался в селе Краснохолм, что в семи километрах от Чесноковки.

Судя по всему, он успел порадоваться за двоюродного брата Файзрахмана Зангировича Кушмухаметова, которому на Всесоюзном совещании работников сельского хозяйства, прошедшем в конце января-начале февраля 1958 года, вручили орден Ленина. Так отметили заслуги человека, который почти тридцать лет (с перерывом на войну) проработал председателем колхоза, будучи избранным впервые на эту должность в комсомольском возрасте. Он сделал районным передовиком хозяйство им. Буденного, появившееся вместе с колхозом «Путь Сталина» в 1932 году взамен существовавшего до этого «Интернационала».

А по поводу перерыва на войну приведем такой факт. Вернувшись на долечивание домой в связи с тяжелым ранением в 1943 году, кавалер ордена Красной Звезды и медалей «За отвагу», «За оборону Москвы» в течение восьми месяцев, вплоть до полного выздоровления, снова трудился председателем колхоза, а затем опять убыл на фронт. После Победы старший лейтенант Ф.Кушмухаметов, приехав в Чесноковку и отдохнув один день, пошел принимать председательские дела.

Уже к 1950 году колхоз прочно занял лидирующее место в области. Его руководителя избрали членом бюро Краснохолмского райкома партии, членом обкома КПСС, депутатом областного Совета. Появились и трудовые награды: медаль «За трудовое отличие», орден «Знак Почета», медаль ВДНХ. В 1957 году объединенное хозяйство начало носить имя Е.Пугачева. 

После кончины брата-Героя труда Файзрахмана ага послали поднимать отстающий колхоз в с. Нижне-Озерное, с чем он успешно справился и в 1963 году вернулся в родное село. Здесь его избрали председателем Чесноковского сельского совета, но тяжелая болезнь мало отвела ему времени для новой деятельности. В конце декабря следующего года сердце Файзрахмана Зангировича перестало биться.

Чесноковка, ул. Кушмухаметовых

Чесноковка, ул. Кушмухаметовых

Уже в 1966 году в Чесноковке появилась улица Кушмухаметовых, названная в честь Гарифа абый и Файзрахмана абый. Отметим. что в этом населенном пункте 31 улица, и еще только две носят фамилии известных россиян – Гагарина и Пушкина. Сельчане явно тяготеют к лирическим названиям своих «стрит»: Береговая, Вишневая, Дорожная, Заречная, Зеленая, Культурная, Липовая, Ольховая, Светлая. Но они решили воздать должное двум орденоносным организаторам сельскохозяйственного производства и увековечить память о них.

Материалы о братьях представлены в местном школьном музее боевой и трудовой славы. Им посвящались тематические вечера и пионерские сборы, политинформации и классные часы. Кроме того, ежегодно в Чесноковке проходят районные лыжные гонки на приз Героя Социалистического Труда Кушмухаметова Г.З. А в райцентре Акбулакского района в мае 2015 года открыли Аллею Славы, посвященную героям-землякам. На площади Победы появились 10 постаментов с высеченными на граните именами и портретами Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда. На одном из постаментов обозначено имя героя нашей статьи. Проработавший в этом районе 15 лет, он по праву является для акбулакцев своим Героем.

Так доставляли детей в школу, а гостей - на свадьбу

Так доставляли детей в школу, а гостей — на свадьбу

Тамар-Уткуль, 2019 год

Тамар-Уткуль, 2019 год

Соревнования на приз Героя Соцтруда Кушмухаметова Г.З.

Соревнования на приз Героя Соцтруда Кушмухаметова Г.З.

Аллея Славы Героев в Ак-Булаке, 2015 год

Аллея Славы Героев в Ак-Булаке, 2015 год

Кушмухаметов Г.З.

Кушмухаметов Г.З.

Обложка брошюры о Кушмухаметове Г.З

Обложка брошюры о Кушмухаметове Г.З

Советский плакат о целине

Советский плакат о целине

Мурсалимов Ф.Х.

Мурсалимов Ф.Х.

Степи оренбургские знали и другого Героя Социалистического Труда, о котором мы также расскажем в этой статье. Фатрахман Хабибрахманович Мурсалимов родился 26 августа 1928 года в селе Карагузино Саракташского района Оренбургской области в семье крестьянина. Так написано во всех источниках, и лишь в некоторых из них перед названием района добавлено слово «ныне». Это село сегодня, действительно, находится на территории Саракташского района Оренбургской области. Но в то лето, когда на свет появился Фатрахман, ни такого района. ни такой области в стране не было. За три с половиной месяца до рождения мальчика была образована Средневолжская область, объединившая земли Самарской, Оренбургской, Пензенской, Ульяновской и частично Саратовской губерний. В одном из округов новой области, центром которой стала Самара, существовал Петровский район, переименованный в мае 1932 года в Саракташский.

Указатели с. Карагузино

Указатели с. Карагузино

Таким образом, уточняем, что второй герой статьи родился в деревне Карагузино Петровского района Средневолжской области. Самарский оренбуржец превратился в настоящего оренбуржца в шестилетнем возрасте, когда в декабре 1934 года из состава Средневолжского края выделилась Оренбургская область.

Русская школа в Зиянчурино, 1932 год

Русская школа в Зиянчурино, 1932 год

Двумя годами позже Фатрахман начал учиться в Карагузинской начальной школе, которая в 1937-ом стала неполной средней и претерпела в связи с этим необходимые преобразования: появились классные комнаты, учительская и коридор. Но недолго ходил (или бегал) по новому коридору мальчуган, так как семья Мурсалимовых в 1938 году переехала в Зиянчуринский район Оренбуржья. В райцентре – деревне Зиянчурино – с начала 30-х годов было две школы: башкирская и русская, управлявшиеся одним директором, но разными завучами – каждым в своем здании. Фатрахман пошел учится в русскую школу, где в 1940 году окончил третий класс

Однако ему не довелось стать выпускником данного учебного заведения, потому что перед войной семейство вернулось на малую родину. Когда отец убыл на фронт, его сын «открыл» свою трудовую биографию. Он пас овец в колхозе им. Ленина, который считался процветающим и имел свой маслозавод, пилораму, электростанцию и мастерские. В хозяйстве, называвшемся поначалу «Большевик», работали не только карагузинские жители, но и соседних сел Дмитриевка, Федор-Ивановка и Курман Овраг. Потом наш пастух стал слесарем машинно-тракторной станции (МТС).

Видимо, приняла его в свои ряды и родная школа, в которой герой статьи завершил пятый класс. А в марте 1944 года он расстался с деревней в связи с переездом Мурсалимовых в областной центр. Здесь Фатрахман в течение четырех лет трудился слесарем-монтажником на машиностроительном заводе. Вообще-то такое название предприятие получило позже. а в то время именовалось авиационным заводом №47, эвакуированным в г. Чкалов (так тогда называлсяОренбург) из Ленинграда первой военной осенью. Поначалу завод на новом месте выпускал самолеты УТ-2, УТ-2М, Як-1 и Як-6.А к моменту появления в коллективеФатрахмана предприятие осваивало производство транспортных самолетов Ще-2. После Победы он вместе с другими заводчанами участвовал в выпуске тяжелых десантных планеров Ц-25 и учебного планера А-2.

Затем Ф.Мурсалимов до конца десятилетия находился в г. Магнитогорске Челябинской области, где занимался в школе фабрично-заводского обучения и одновременно работал. После этого он в 1951 году вернулся в Оренбург, и на сей раз его трудовая деятельность проходила в воинской части.

Стройное изложение биографии самарского оренбуржца нарушают два возникающих вопроса. Первый из них – почему нет никакой информации о его службе в Советской Армии, а второй – как относиться к таким строчкам о его послужном списке, обнародованным энциклопедией Tatarica: «В 1945–1950 гг. сборщик-моторист треста «Востокметаллургмаш» Магнитогорского монтажного управления (Челябинская область). В 1950–1956 гг. слесарь-монтажник Чкаловского строительно-монтажного управления №42 треста «Уралмясомолстрой» (Оренбургская область)».

Эти строчки местами плохо стыкуются с историей. Ведь известно, что Магнитогорское монтажное управление «Прокатмонтаж» было создано в 1949 году, причем в составе союзного треста «Союзпрокатмонтаж», а в трест «Востокметаллургмонтаж»(!) оно вошло только в 1957 году, когда наш герой уже подружился с шоферской «баранкой». То есть, если и работал он на монтажном предприятии, то только в 1949-1950 гг.

Как бы то ни было, но после окончания автошколы Фатрахман с 1956 года начал трудиться водителем в автоколонне №1173 Оренбургского производственного объединения грузового автотранспорта (ОПОГАТ). Уже в следующем десятилетии он стал известным на все Оренбуржье шофером, прославленным мастером тяжеловесных автопоездов. Передовик производства был в числе инициаторов вождения автопоездов на хлебных перевозках во время уборочной страды, поскольку именно он начал осваивать прогрессивный метод – переход на двухсменную работу водителей на большегрузных машинах.

За выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по перевозкам народнохозяйственных грузов с экономией горюче-смазочных материалов, Фатрахману Хабибрахмановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1966 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

После столь высокой оценки своей деятельности наш герой не стал почивать на лаврах, а продолжал ударно трудиться. В начале 70-х за ним и его напарником закрепили автомобиль «Урал-375». На машину давали два плана, а водители работали по одному путевому листу. Результаты труда и зарплата делились на двоих. В 1971 году Мурсалимов перевез 13,5 тысяч тонн грузов, а в 1973 году – 151,7 тысяч тонн.

Автомобиль Мурсалимова в пути, 1976 год

Автомобиль Мурсалимова в пути, 1976 год

С напарником, 1976 год

С напарником, 1976 год

Снискал он себе и славу новатора производства, так как по собственным расчетам увеличил грузоподъемность машины, создав усиленный прицеп. В результате его автопоезд мог брать до 20-23 тонн груза вместо семи. А на уборке урожая-1979 герой статьи за один раз забирал уже 33 тонны зерна, перевыполнив в итоге свои социалистические обязательства в два раза.

Ради исторической правды надо подчеркнуть, что рекордсменом в этом деле он не являлся. Автопоезда самой большой в СССР грузоподъемности, с рекордно большим количеством прицепов возникли еще в конце 50-х на основе дизельных машин ЯАЗ-210. Инициатором создания первого такого автопоезда стал шофер Безымянского АТХ Куйбышевского автотреста Жулин А.В., который за один рейс вез более 60 тонн зерна.

А рекорд принадлежит водителю 2-й Оренбургской АТК Лапову Н.И. Поначалу он на автопоезде в составе ЯАЗ-210Д и девяти прицепов регулярно доставлял на элеватор по 70-72 тонн хлеба. А 14 сентября 1959 года смог с 11-ю прицепами перевезти из Илека в Оренбург 81,7 тонн пшеницы, что стало абсолютным достижением в этой области перевозок.

Но их способ повышения грузоподъемности, уменьшавший себестоимость перевозок в разы, не стал массовым. И тому было несколько причин. Во-первых, после 2-3 лет работы в таком режиме тягачи отправляли или на капитальный ремонт, или в металлолом. Во-вторых, управление автопоездом с обилием прицепов было весьма сложным, а, в-третьих, он создавал пробки на разгрузке.

Можно, наверное, сказать, что Фатрахман абый нашел оптимальный вариант использования возможностей машины в связке со сделанным им усиленным прицепом. Шофер первого класса, он собственноручно производил ремонт. А работая по сути за четверых, менее чем за пятилетку сберег государству в 70-е годы без малого два новых автомобиля.

В конце того десятилетия по телевидению был показан информационный сюжет о нашем герое и его деятельности. «Люблю свою степь, люблю возить хлеб в большом количестве, – сказал он в интервью. – Но полного удовлетворения достигнутым нет, зато есть сила и энергия, да и возраст мой еще небольшой. Так что поработаем». О рекордных успехах Ф.Мурсалимова говорилось и в методическом материале «Оренбург от пятилетки к пятилетке», подготовленном в помощь лекторам и докладчикам города в феврале 1981 года.

Дает интервью, 1976 год

Дает интервью, 1976 год

Доблестный труд постоянного передовика был отмечен многими почетными грамотами и премиями, медалями (в том числе за освоение целины) и двумя орденами «Знак Почета». Удостоили его и звания «Почетный автотранспортник РСФСР». А в 80-е годы Фатрахмана эфенди назначили начальником административно-хозяйственного отдела ОПОГАТ.

Медаль «За освоение целинных земель»

Медаль «За освоение целинных земель»

Знак «Почетный автотранспортник РСФСР»

Знак «Почетный автотранспортник РСФСР»

Не сторонился он и общественной деятельности. В своей парторганизации отвечал за контакты с молодежью колонны, бывал на их собраниях и помогал осуществлять намеченные планы. «С молодежью надо работать. иначе не передать опыт и не ждать замены», – говорил наш соплеменник. Кроме этого он являлся членом Дзержинского райкома КПСС г. Оренбурга, избирался в состав ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, был в 1968 году делегатом XIV съезда профсоюзов СССР.

Знак делегата XIV съезда профсоюзов СССР

Знак делегата XIV съезда профсоюзов СССР

Вместе с супругой герой статьи воспитал двух сыновей и дочь – добросовестных тружеников. Вот фраза Фатрахмана Хабибрахмановича конца 70-х о своих близких: «Сыновья хорошие, не курят, дочь окончила институт (зять тоже не курит, со мной работает), дочь и жена работают. Вся семья рабочая».

С 1988 года Герой Соцтруда находился на пенсии (некоторые источники полагают, что это произошло на пять лет позже). Проживал он в Оренбурге, где и скончался 17 октября 1995 года. Спустя 16 лет ЗАО «Военно-мемориальная компания» установила памятник Ф.Мурсалимову на его могиле. А осенью 2015 года на Ленинском проспекте Москвы, вблизи станции метро «Тропарево», состоялось торжественное открытие монумента Героям-автомобилистам.

На митинг, посвященный этому событию, были приглашены более тысячи представителей транспортных предприятий столицы, ветераны отрасли, руководители министерств и ведомств, городских общественных организаций, Госдумы и Мосгордумы, Министерства обороны РФ, а также родственники героев, чьи имена нанесены на мемориальной стене.

В состав комплекса памятника входит фигура шофера, опирающегося на рулевое колесо, за спиной которого расположена гранитная стена, где высечены фамилии 17 водителей, удостоенных звания Герой Советского Союза, и 53 автомобилистов – Героев Социалистического Труда. Среди последних увековечено и имя Мурсалимова Ф.Х., отработавшего в отрасли более 40 лет.

Вот так происходит в нашей жизни: уже нет ОПОГАТ и автоколонны № 1173 (в Оренбурге сохранилась только остановка общественного транспорта с ее названием), канули в вечность МТС, а память о «взошедших» в этих коллективах Героях труда жива и поныне. Такая трансляция и правомерна, и необходима. Осталось лишь воздать должное главным персонажам статьи и в истории самарских татар. Пусть данная публикация будет первым вкладом в это нужное дело.

Жители Карагузино на 220-летии своего села, 2022 год

Жители Карагузино на 220-летии своего села, 2022 год

Памятник Героям-автомобилистам в Москве

Памятник Героям-автомобилистам в Москве

Оренбургский машиностроительный завод

Оренбургский машиностроительный завод

Мурсалимов Ф.Х._2

Мурсалимов Ф.Х.

Рашид ШАКИРОВ.

 Журнал «Самарские татары», № 3(40), 2023 года.

 

Просмотров: 532

Комментирование запрещено