Мы проложили дорогу длиною в тысячи лет…

img56511

К 35-летию Самарского областного татарского общества «Туган тел»

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Создание в области и на Байконуре татарских организаций. Возвращение Камышлинского района

Рашид Абдулов и Шамиль Багаутдинов помогли созданию организаций «Туган тел» в Тольятти, Похвистневе и Сызрани, позже при помощи и содействии нашей организации были созданы и другие татарские организации, которые также проводили и проводят наши татарские народные праздники, взаимодействуют с мусульманскими организациями в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.

Рашид и Шамиль содействовали возвращению Камышлинского района. Член нашей организации Магариф Раянов вместе со свой женой, во время длительной командировки по программе «Буран-энергия», объединились с татарами и башкирами и создали организацию «Туган тел» на Байконуре. Они на космодроме проводили Навруз, другие праздники, организовали в школе уроки татарского языка и кружки детской татарской самодеятельности, татарский детский ансамбль, организовали на Байконуре концерт Гульзады Сафиуллиной и других казанских артистов. Даже поставили своими силами спектакль «Беренче театр».

Мероприятия «Туган тел» помогли выдержать народу

В трагические годы распада СССР, расстрела Белого дома, проведения грабительских реформ и обнищания многих людей, кровавой, ненужной народам войны в Чечне, наши мероприятия поддерживали не только желание сохранить родную культуру, но и вообще выдержку народа.

Путешествия в Булгары, в Ширяево и в Муромский городок – уроки истории

Сразу после создания «Туган тел» мы организовали на принципах самоокупаемости пароходное путешествие активистов организации в Булгары. Затем поездки молодежи и пожилых в Булгары уже стали постоянными. В последние годы председатель историко-культурного фонда «Булгарское наследие» Гумар Мулланурович Батршин, наш активист, вместе с президентом нашей организации «Туган тел» Ильясом Гумеровичем Шакуровым организовывал поездки школьников и взрослых в Ширяево, к установленному им на крутом склоне берега Волги памятнику, взлетающему молодому барсу – памятнику нашим предкам – булгарам. Здесь была их пристань для торговых судов. Также организовывались поездки в Муромский городок, на место проживания наших предков. Здесь сегодня дети находят обломки глиняных горшков и историки, археологи рассказывают им и их родителям о булгарах. Г.Батршин и И.Шакуров также организовывали и финансировали создание и издание книг про булгарскую цивилизацию на Волге. Про историю татарских сел и мечетей, про татар, про героев–татар, про деятельность общественных организаций, пишут книги, буклеты и издают их при поддержке спонсоров Шамиль Галимов, Фарит Шириязданов, Идеал Галяутдинов и другие. По инициативе Мансура Ямалетдинова была проведена научно-практическая конференция, посвященная 1000-летию принятия Ислама волжскими булгарами.

Газета «Бердәмлек»

Совместно с Облисполкомом учредили областную общественно-политическую татарскую газету «Бердәмлек». Главным редактором избрали Рафгата Аглиулина. Газета популярна среди народа. Всегда выходит в срок. В начале марта 2019 г. читатели, активисты, члены редакции торжественно отметили выпуск еженедельного 1500-го номера газеты и приняли обращение к губернатору области с просьбой увеличить финансирование газеты, чтобы облегчить жизнь сотрудников, не допустить их ухода.

Соборная мечеть

По инициативе Вазыйха Кадырова началась деятельность по строительству Соборной мечети в Самаре. Рашид Абдулов и Шамиль Багаутдинов сумели удержать татар от втягивания в столкновения с митингующими против строительства мечети. Обращения «Туган тел» в органы власти привели к прекращению протестных митингов и к решению о выделении земли на улице Стара-Загора для строительства Соборной мечети.

Татарская и мусульманская общественность, в частности, один из руководителей «Туган тел» и заслуженный Строитель России Вазыйх Мухаметшин, в течении ряда лет проделали большую работу, в итоге Соборная мечеть была построена.

Защита федеративного устройства России, национальных республик – культурно-образовательных опор нерусских народов, в том числе и нашего Татарстана –гражданский долг и долг защитников татарской культуры, сторонников созидательного пути развития России. Рашит Абдулов дал отпор великодержавному шовинисту, депутату Верховного Совета РФ Ю.А. Юдину, когда тот пытался заставить его выступить по ТВ с осуждением проведения в Татарстане референдума о суверенитете. На отказ Абдулова Юдин матюкался, размахивал кулаком и грозился расстреливать татар, взяв винтовки у казаков. Направили Президенту России Б.Н. Ельцину телеграмму протеста в связи с попытками ряда депутатов ВС РФ разжечь межнациональные конфликты в Татарстане (во время Референдума о суверенитете Татарстана). Мы выразили уверенность в том, что народы республики сохранят взаимоуважение и найдут нужное им решение, что будет позор для России в случае угрозы применения военной силы. Народ республики поддержал идею суверенитета. Татарстан за прошедшие десятилетия стал экономически сильной республикой и регионом межнационального взаимопонимания, опорой федеративного устройства РФ.

Первоклассник с букварем на русском языке и алифбой на татарском –гарантия созидательного развития России. Нас всех объединяет общий труд на заводах и полях, забота о благе страны, о развитии культур всех ее народов, защита страны от врагов.

В России от отдельных лиц звучат призывы ликвидировать республики и, тем самым, во всех бедах России обвиняются нерусские народы, иногда звучат лозунги «Россия для русских». Предлагаются пропустить нерусских через переваривающие котлы, чтобы смыть у них любовь к родным языкам и к своей малой Родине (например, выступление юриста Барщевского на радио «Эхо Москвы»). Реформы в области образования: ликвидация национально-регионального компонента образования и разрешение ввести родной (нерусский) язык в расписание школы только со 2-го класса направлены на сокращение возможностей изучения родных языков. «Если бы не Татарстан, мы бы не потеряли национально-региональный компонент. Если бы не Татарстан с учебниками по истории, со своим татарским языком 5-6 часов в неделю для всех, то проблем с языками не было бы», – это слова О.Артеменко, главного специалиста в языковой, национальной политике страны. В своем обращении к Президенту РФ В.В. Путину и Председателю Государственной Думы РФ В.В. Володину я писал, что совершенно ошибочными являются обоснования Института национальных проблем образования РФ о необходимости ликвидации национально-регионального компонента, позволяющего, как следует из разработанной Институтом Концепции, в школах республик, в частности Татарстана, давать по родному языку и литературе слишком глубокие знания и тем самым воспитать слишком уж большую любовь к родному краю, и что таким образом национальные республики используют национальное самосознание для перевода «федеративных отношений в конфедеративные». Стремление Татарстана сохранить татарский язык, не допустить возврата тех времен, когда в республике почти не осталось преподавания татарского языка, было оценено совершенно неправильно как угрожающее единству и безопасности России. А что касается учебников истории, то и дети, и весь мир могут видеть в Казани памятник погибшим при взятии Казани воинам Ивана Грозного. Впитавшие «слишком большую любовь к родному краю» вчерашние школьники по приказу из Москвы героически сражались и в Афганистане, и в Чечне, как раньше их деды и отцы. Своей пролитой кровью они написали, что любовь к своей малой Родине – это важная часть любви к своей большой Родине – России. И они вправе спросить, если без вины виноватый Татарстан наказали, за что же наказали миллионы школьников разных национальностей, проживающих вне республик.

Необходимо вернуть национально-региональный компонент, малокомплектные школы, татарский язык в централизованные школы, куда вход ему закрыли. И не допустить изгнания татарского языка путем голосования родителей. Родители большинством голосов не имеют права отменить права других родителей, т.е. Конституцию РФ, конституционные гарантии страны. Русский язык обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, но он не может быть гарантом единства – он не объединил даже русскоязычных красных и белых, Пугачева и помещиков, царей. Были едины, как братья, наши отцы и деды разных национальностей в героической борьбе против фашистов, не все даже хорошо зная русский язык. И, наверняка, знают и любят русский язык те десятки, сотни тысяч, которые покидают современную Россию… Написал также о том, что совершенно неправильно утверждение О.Артеменко о том, что нерусские языки, кроме иностранного, не влияют на экономику. «Нам песня строить и жить помогает». С песней и в бой идут и на труд. Во время страды на полях всегда выступали артисты. На фронте перед бойцами выступали артисты, в том числе и татарские. А без языка не сочинишь песню…

Обеспечить ускоренное научно-техническое развитие страны

В своем письме руководству страны я написал, что считаю нужным пересмотреть школьную программу и требования ЕГЭ по русскому языку для того, чтобы из-за их трудностей не допустить непринятие в институты талантливых, способных к физико-математическим предметам, школьников. И что в школах главное внимание надо уделять естественно-научным предметам. Страна наверняка нуждается в первую очередь не в филологах, специалистах по русскому языку. Проблем с русским языком нет – почти все предметы изучаются на русском языке, а это более 30 часов, поэтому все школьники будут хорошо знать русский язык в достаточный им для работы в любой отрасли.

Основы православной культуры

Когда началась активная работа по внедрению в школы предмета религиозного характера (с текстами даже молитв) «Основы православной культуры» (на базе учебников О.Харитоновой и А.Бородиной), активисты «Туган тел» направляли руководству страны и Минобрнауки письма протеста. Мы писали, что это – нарушение Конституции страны. Писали, что дети должны получать строго научные знания о религии, чтобы их когда-нибудь не смогли обмануть такие мошенники как Грабовой, заявляющий, что он воскрешает мертвых, как это делали Христос и его ученики и что он сам Христос. В детских душах школьников не должно сложиться убеждения о правомочности принципов «Цель оправдывает средства» и «революционная целесообразность» как может быть после рассказов на уроках ОПК о Всемирном потопе: «Человеческий род испортился и развратился, достойных людей становилось все меньше. Бог решил оставить в живых только праведного Ноя и его семью». «После потопа число людей снова стало увеличиваться и среди них опять появились нечестивцы. И пролил господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь, от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность свою, и всех жителей городов сих, и произрастания Земли» (Ангелы нашли благочестивыми только семью Лота и вывели их заранее из города). (ОПК А.Бородина, стр.81 и 85). Как же так – всех жителей, виновных и невиновных и невинных детей наказали, как справится с этим вопросом подросток?

Писали мы, что в школьных учебниках и так много материалов о православии, в том числе, христианских заповедей, и надо лишь дополнить учебники материалами об истории и культуре, о нравственных основах других коренных народов.

Русский язык и родной татарский – у нас два крыла

Русскому ребенку дано великое счастье обязательного изучения родного языка. Это хорошо. Необязательность изучения родных нерусских языков – это самый «демократический» способ уничтожения нерусских языков. Мы предлагали ввести обязательность изучения родных языков в местах компактного проживания людей одной национальности и создать для этого все возможности. Наши письма о недопустимости ликвидации национально-регионального компонента, малокомплектных школ и недопустимости ликвидации уроков по родным нерусским языкам при переводе детей в централизованные школ, об опасности перевозки детей на дальние расстояния подписывали руководители чувашской, мордовской и башкирской организаций, а протестные в связи с ликвидацией малокомплектных школ, руководитель и русской организации. Нет школы – нет села и поля зарастают бурьяном. Село – творец истинно народных песен, мелодий, традиций.

Самым крупным достижением «Туган тел» является создание муниципальной общеобразовательной школы «Яктылык» с углубленным изучением татарского языка и литературы. Это результат конструктивного взаимодействия татарской общественности с органами власти. Ремонт разрушающегося здания детсада под школу и строительство пристроя к зданию школы – также большое организационное достижение «Туган тел». В самом начале нашей деятельности к нам пришла директор вечерней школы рабочей молодежи Харида Габтулзяновна Дашкина и рассказала о своей идее открытия татарской школы. Началась многолетняя совместная работа: обращения в органы власти и образования, хождение активистов по квартирам татарских семей и приглашение в татарскую школу, агитация на праздниках и через татарскую газету, через татарские радиопередачи «Илкәем-Иделкәем» и затем «Ак бәхет» на «РАДИО-7». Прошли через этапы: воскресная школа – дневное отделение вечерней школы – отдельная школа.

На праздниках «Нәүрүз» и «Сабантуй», в своих выступлениях со сцены, я, как руководитель «Туган тел», говорил, адресуя слова руководству области и города, о необходимости татарской школы. Включение в бюджеты области и города Самары финансовых средств для ремонта и строительства – это большая заслуга руководителей «Туган тел» Бульхина Анвара Кашафовича и Мухаметшина Вазыйха Гатовича. Вазыйх Гатович, я и Шамиль Багаутдинов решили, что в проекте пристроя мала вместимость школы, и Мухаметшину удалось изменить уже утвержденный проект с 280 учеников на 450 и, соответственно, с 2-х этажного на 3-х этажный пристрой.

В успешной и качественной организации работ по ремонту и строительству проявились талант и упорство Вазыйха Гатовича. Он и свои средства вкладывал, тратил свое время. В течении более 3-х лет, почти каждую неделю, на оперативных совещаниях под его руководством мы решали текущие вопросы. Счастливые улыбки школьников «Яктылык» – всем нам награда.

В 2013 г. школа «Яктылык» вошла в список 100 лучших школ России. Замечательные детские коллективы школы выступают на всех наших праздниках. Татарская общественность говорит о необходимости в Самаре второй такой же школы и расширении «Яктылык». Может появится и еще такая же активистка, как Харида Габтулзяновна и тогда проблема, наверное, будет решена. Но нужна постоянная упорная работа руководителей татарских организаций по данному вопросу.

Разные, но не чужие – областная программа помощи НКО

Финансовую помощь оказывают также администрации области и города. Помощь области в проведении праздников началась в 1993 г. после моего и руководителя чувашской организации Валентина Калмыкова выступлений на конференции по вопросам национальной политики с участием руководителей субъектов Приволжского региона. Этой поддержки администрации недостаточно для проведения национальных праздников, мероприятий, поэтому основную долю расходов покрывают спонсоры. При проведении первых Сабантуев и почти всех Наврузов часть расходов покрывали взносы участников (для входа мы продавали недорогие билеты). В последние годы татарские организации участвуют с другими тюркскими организациями в совместном Наврузе, организуемом Домом Дружбы народов. Считаю необходимым возвращение и нашего Навруза, как очень эффективного для приобщения подрастающего поколения к родному языку и культуре, к спорту, для общения и знакомства молодежи друг с другом. Основным в программе Навруза предлагаю конкурсы – Татар кызы, Татар егете и на лучшего исполнителя татарской пляски, а может быть и несложные спортивные и акробатические номера, юмор. Продажа небольших по стоимости билетов помогла бы решать финансовые проблемы. Не смогут же все расходы взять на себя спонсоры. Только все вместе сможем сохранить самих себя, нашу идентичность.

«Туган тел» всегда был хорошим примером для других НКО и активно участвовал в строительстве новейшего гражданского общества.

Защищать Татарстан, не допустить ликвидации республик, прививать молодым поколениям любовь к нашим песням и языку – вот сложные задачи, стоящие перед нами. Все начинается с колыбельной песни на родном языке. Надо всем прийти в татарские общественные организации, не стоять в стороне. Только при активном участии, стараниях каждого удастся сохранить наш народ.

ПАПЫ И МАМЫ, ваш ребенок практически с первой секунды своего рождения попадает в увлекательный, нужный, безграничный мир русского языка. НЕ ОПАЗДАЙТЕ. Начиная с колыбельной  песни, создайте для него бесконечный  мир прекрасного нашего языка, прекрасных мелодичных татарских песен, добивайтесь в школах уроков татарского языка и пусть он будет счастлив знанием русского и татарского языков.

ИСПОЛКОМ ВКТ, т.к. имеющаяся возможность учителям переквалифицироваться на преподавателя татарского языка не решит   проблему кадров, считаю необходимым ВАШЕ обращение Министру просвещения РФ с предложением – во всех педвузах страны готовить преподавателей-специалистов одновременно русского, татарского, иностранного (английского, китайского, арабского) языков. При этом по договору с педуниверситетами Татарстана студент должен заочно-дистанционно изучить татарский.

ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ. Отрадно, что в стране реализуются федеральные и региональные программы сохранения и развития языков народов России, проводятся праздники родных языков. Реализуются указы Президента В.В.Путина  по сохранению культурного наследия народов страны, традиционных семейных традиций. Президент неоднократно говорил, что сила России в дружбе и единстве ее народов.

Азат НАДИРОВ.

Г. Самара.


КОНТЕКСТ:

Азат НАДИРОВ: Мы проложили дорогу длиною в тысячи лет… (ПЕРВАЯ ЧАСТЬ)

* * *

Азат НАДИРОВ: Мы проложили дорогу длиною в тысячи лет… (ВТОРАЯ ЧАСТЬ)

 * * *

Азат НАДИРОВ: Мы проложили дорогу длиною в тысячи лет… (ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ)

 

Просмотров: 1760

Один комментарий

  1. Как приятно читать, когда грамотно и без ошибок написано.