Седая древность и вечная молодость народного праздника / Ак сакаллы Сабан туеның мәңгелек яшьлеге

AIJFMKjvZSk

Ипподром, Куйбышев

Самарские татары в 35-й раз собрались на Сабантуй.

В конце мае 1989 года у рынков, заводских проходных, на остановках транспорта и других многолюдных местах города Куйбышева появились короткие и простенькие афиши «24 июня, ипподром, Сабантуй». Тогда организаторы будущего праздника – активисты незадолго до этого созданного  общества «Туган тел» надеялись и верили, что эти несколько слов станут первыми ласточками большого дела, олицетворяющего национальное возрождение и широкое общественное движение за сохранение татарского языка и культуры. Так оно и случилось – в нынешнем году Сабантуй в Самаре проводится уже в 35 раз и имеет все шансы на дальнейшее развитие и долгую жизнь.

…Сабантуй – самый популярный и самый любимый татарским народом массовый  национальный праздник. Когда он родился и вошел в земледельческую культуру татарского народа – точных сведений нет. На этот счет у историков и специалистов-культурологов имеются разные суждения. Самое раннее упоминание о Сабантуе  встречается на древней эпитафии (надгробном камне) булгарского периода, датированной ориентировочно 1292 годом. На ней написано (в латинской транскрипции) – Sabantuiкonati, то есть «День Сабантуя». Этому каменному свидетельству возраста Сабантуя, как минимум, 721 год…

С началом татарского возрождения в конце XIX века и, особенно, в начале XX века Сабантуй превратился в неотъемлемую часть татарской народной культуры со своей определенной системой традиций, которые изменялись и дополнялись в соответствии с новыми веяниями времени и конкретными условиями проведения праздника. С этого времени, когда все больше и больше татар стали жить в городах, он перестал быть чисто деревенским праздником. Среди татар с появлением особого слоя интеллигенции стал расширяться круг людей, умеющих организовать и собрать людей на массовое мероприятие и провести его. Но еще большее значение имело то обстоятельство, что в то время начал быстро укрепляться класс татарской национальной буржуазии, представители которой проявляли готовность и имели возможность оплатить расходы на проведение Сабантуя, а также содержания медресе и мектебов и другие, говоря нынешними словами, социально значимые проекты.

Собственно, татарское национальное возрождение дореволюционного периода опиралось на эти три силы: нарождающуюся интеллигенцию, меценатов, а также на прогрессивную часть мусульманского духовенства.

Сабантуй в городе Самаре имеет более чем вековую историю. Известно  о проведении его в дореволюционный период, в 1908  и 1914 гг.

В советские времена  Сабантуй стал приобретать новый оттенок, стал проводиться в форме подведения итогов весенне-полевых работ. Сначала самый популярный татарский праздник был выбран новыми властями как метод изживания «старых религиозных предрассудков» и пропаганды новых социалистических обрядов. В 1926 году, как артподготовка перед решительным наступлением на религию, во многих селах Самарской губернии партийные и советские органы провели Сабантуй.

Однако новая идеология народного праздника нисколько не отпугивала татарское население от древнего обычая, Сабантуй и в этих условиях был и оставался любимым и всегда ожидаемым. Тем более на многих праздниках были введены новые элементы, которые пришлись по душе людям: выступления художественных коллективов, соревнования по футболу, торговля дефицитными товарами и другие.

А в Самаре послереволюционного периода Сабантуй состоялся только один раз — в 1928 году. Он проходил на спортивной площадке на углу Красноармейской и Советской (ныне Куйбышева), наискосок от входа в Струковский сад – через несколько лет на этом месте был построен Дом промышленности.

История помнит разные праздники Сабантуй. В том числе, самый памятный, что должен был состояться в воскресенье, 22 июня 1941 года. Он уже успел начаться, организаторы и участники вышли на игровые площадки и на сцену, как в полдень, в 12 часов через радио вся Советская страна услышала весть о начале Великой Отечественной войны. Многие участники соревнований, молодые люди призывного возраста и отслужившие в армии, прямиком с майдана побежали в райвоенкоматы, чтобы уйти на фронт. Многие тысячи батыров, спортсменов, артистов, организаторов и просто участников предвоенных Сабантуев погибли в боях за Родину.

Все советские годы Сабантуй развивался и наполнялся новым содержанием. Его доброй традицией стало чествование при всем народе людей труда – не только хлеборобов, но и тружеников ферм, сельских учителей, врачей, культпросветработников, многодетных матерей, ветеранов войны и труда.

Сабантуй проводился во всех многих татарских селах нашей области каждый год. В условленный июньский день малая родина собирала на площадке Сабантуя не только жителей того или иного села, но и односельчан, проживающих в различных городах области и далеко за ее пределами, и становилась местом встречи родных и друзей.

Перестройка конца 80-х годов вдохнула в древний татарский праздник Сабантуй новую жизнь. К тому времени десятки тысяч татар проживали в Куйбышеве, Тольятти, Сызрани и другие городах области. Идея национального возрождения призвала в ряды энтузиастов татарской культуры десятки представителей творческой, технической интеллигенции, военнослужащих, студентов, рабочих. С этого времени Сабантуй прочно «прописался» в городе.

Как известно, в начале 1989 года в областном центре образовался татарский культурный центр «Туган тел».  А летом того же 1989 года, 24 июня, на куйбышевском ипподроме с большим успехом прошел возрожденный Сабантуй: с татарской национальной борьбой, конными скачками, большой концертной программой и прочими элементами, в присутствии не менее десяти тысяч человек – жителей и гостей города. В его подготовке и проведении приняли участие Рашид Абдуллов, Рафик Абдеев, Асия Ахметова, Наиля Багаутдинова, Шамиль Багаутдинов, Хабиль Бикташев, Шамиль Галимов, Эльсор Кабиров, Иршат Каюмов, Альфия Махмутова, Фархад Махмутов, Азат Надиров, Ахмет Нафигин, Асия Нугманова, Гельсина Нуруллина, Минахмет Сагиров,Мурат Сафин, Мазгут Шакмаев, Шавкет Хайбуллов, Равиль Ягудин, Мансур Ямалетдинов и другие.

Первым спонсором наших Сабантуев мы считаем Равиля-ага Ягудина, который приобрел главный (и единственный в то время) приз для победителя по татарской национальной борьбе “керэш”. А вот имя того, кто стал батыром первого самарского Сабантуя 1989 года – Аслям Шакиров из города Азнакаево Татарской АССР.

Финансовую помощь первому Сабантую благодаря усилиям членов оргкомитета оказали также “Завод имени Масленникова”, на котором работал Р. Ф. Абдуллов, Куйбышевский авиационный завод (А. К. Надиров), завод “Прогресс” (Ш.Х. Галимов) и некоторые другие. Но это было уже непосредственно перед праздником. Однако к нему надо было готовиться заранее: оплатить аренду ипподрома, звукоаппаратуры, автотранспорта, закупить подарки… Поэтому самую первую часть расходов мы, горя огромным желанием провести для людей красивый праздник, покрыли сами, собрав между собой приличную по тем временам сумму — более 200 рублей. А потом решили организовать продажу входных билетов на ипподром. Такой метод зарабатывания средств стал тогда основным и практически единственным для общественной организации и давал возможность центру “Туган тел” продолжить свою деятельность еще в течение нескольких лет.

Сабантуй начался с выступления имама куйбышевской мечети Вагиз-хазрата Яруллина. (Кстати, эта традиция, когда самый главный народный праздник открывает наш духовный лидер, мы соблюдали на всех Сабантуях, и только в последние годы она стала нарушаться). Зрители активно участвовали в таких играх, как лазание на столб, поднятие гири, бег с ведрами, наполенными водой и так далее. Был большой концерт ансамблей “Ялкынлы яшьлек”, “Дуслык” из города Новокуйбышевска и самодеятельных артистов из сел. На нескольких площадках были организованы пляски под гармонь. Везде царила всеобщая атмосфера народного праздника.

Условия ипподрома позволили организовать увлекательное состязание – конные скачки. Для этого руководители  колхозов “Мир” (Камышла), “Марс” (Денискино), имени Вахитова (Мочалеевка), совхоза “Черновский” и других хозяйств специально привезли в Куйбышев лошадей. Высокое мастерство наездников показали камышлинские ребята Равиль Багаутдинов, Айрат Махмутов и другие. Но победителем соревнований стал более опытный спортсмен — Николай Сатвалдыев на жеребце Акробат из куйбышевского ипподрома.

…Вот такова очень краткая история первого в новое время самарского Сабантуя, состоявшегося 24 июня 1989 года. А 23 июня 2024 года, почти день в день с тем первым, в парке имени Юрия Гагарина Сабантуй состоялся уже в 35-й раз. То, что этот праздник юбилейный со сцены звучало не раз, но, увы,  людей, благодаря которым праздник был возрожден и стал исторической вехой в жизни самарских татар, организаторы праздника не вспомнили.

Безымянный1

Муфтий на Ипподроме

Безымянный15

На сцене баянист и певица

Безымянный158

Сабантуй-89, Аслям Шакиров.

 Шамиль ГАЛИМОВ.

 ***

 Самара татарлары 35нче мәртәбә Сабан туенда очраштылар

1989 елның маенда заводлар проходнойларында, шәһәр транспорты тукталышларында, гомумән, халык күп йөргән урыннарда “24 июнь. Ипподром. Сабан туе” дип язылган гади генә афишалар пәйда булды.

Әле генә оешкан “Туган тел” җәмгыяте әгъзалары шушы өч сүзнең милли яңарыш башлану хәбәрен алып килүче беренче карлыгачлар булуына бик нык ышаналар иде. Шулай булды да. Быел инде менә Самарада уздырылып килүче милли бәйрәмебезнең 35 еллыгын билгеләп үттек, киләчәктә дә үсештә булып, озак яшәр, дип ышанабыз.

Санап карасаң, Самарада Сабантуйлар уздыру традициясенең йөзьеллык тарихы булуын күрергә мөмкин. Мәсәлән, 1908 һәм 1914 елларда Самарада Сабан туе уздырылуы турында төгәл билгеле.

Советлар чорында Сабантуйлары яңа төс алып, язгы кыр эшләрен билгеләп үтү бәйрәменә әверелә. Татарларны милли бәйрәмнең яңа идеологиясе өркетми, киресенчә, сәнгать коллективлары чыгышлары, футбол уеннары, дефицит товарлар сату, конкурслар оештыру кебек яңалыклар гади халык күңеленә хуш килә, нинди генә шартларда да Сабан туе халык бәйрәме булып кала бирә.

Революциядән соңгы елларда Самарада Сабан туе бер генә мәртәбә — 1928 елда Струков паркы янында уздырыла. Берничә елдан соң бу урында Промышленность йорты төзелә.

Тарих төрле Сабантуйларны хәтерли. 1941 елның 22 июнендә узган Сабан туе башланган гына, ә инде репродукторлардан сугыш башлану хәбәре яңгырый. Яшьләрнең күбесе шул көнне үк, үз теләкләре белән военкоматларга барып, сугышка киттеләр, күпчелеге кайтмады…

Сугыштан соңгы Сабан туенда терлекчеләрне һәм игенчеләрне генә түгел, укытучыларны һәм табибларны, мәдәният хезмәткәрләрен һәм ветераннарны да зурлый башлыйлар. Ә 80нче еллар ахырында авыллардан эш эзләп шәһәргә килгән халык артыннан Сабан туе да ияреп килә. Үзгәртеп коруның шифалы җилләре нәтиҗәсендә бәйрәм шәһәребезгә кире кайтты.

Менә 1989 елда Куйбышев ипподромында зур уңыш белән үткән Сабан туен да, авылларда туып-үскән булса да, студентлар, мәктәп укучылары, заводларда һәм фабрикаларда эшләүче татарлар — “Туган тел” оешмасы әгъзалары Рәшит Абдуллов, Рәфыйк Әбдиев, Асия Әхмәтова, Наилә Баһаутдинова, Шамил Баһаутдинов, Хәбил Бикташев, Шамил Галимов, Эльсор Кәбиров, Иршат Каюмов, Әлфия Мәхмүтова, Фәрхәд Мәхмүтов, Азат Надыйров, Әхмәт Нәфыйгин, Асия Ногманова, Гөлсинә Нуруллина, Минәхмәт Сәгыйров, Мурат Сафин, Мәзгут Шакмаев, Шәүкәт Хәйбуллов, Равил Яһудин һәм Мансур Ямалетдинов оештырдылар. Бәйрәм тиешлечә, милли көрәш, ат чабышлары һәм бай концерт программасы белән үтте. Чарага ун меңнән дә күбрәк халык килгән иде.

Безнең беренче Сабан туебызның беренче спонсоры Равил абый Яһудин булып, көрәш батырына сарык сатып алган иде. Аны ТАССРның Азнакай батыры Асләм Шакиров алып китте. Оештыру комитеты тырышлыгы белән Рәшит Абдуллов эшләгән Масленников исемендәге, Азат Надыйров эшләгән авиация, Шамил Галимов эшләгән “Прогресс” заводлары коллективлары да ярдәм итте. Тик бу ярдәм соңрак килде шул. Бәйрәм алдыннан ипподром, радиоаппаратура, автотранспорт һәм бүләкләр алу өчен акчаны алдан ук түләргә кирәк иде. Шуңа күрә без, ихлас күңелдән Сабан туе булсын дип йөрүчеләр, заманасы өчен күп булган 200 сум акчаны үз кесәбездән чыгарып бирдек.

Ул вакытта Сабан туена керү өчен билетлар сата идек. Бу ысул “Туган тел” оешмасына тагын берничә ел нәтиҗәле эшләргә мөмкинлек бирде, бердәнбер акча эшләү ысулы иде бит ул.

Сабан туе Куйбышев мәчете имамы Вагыйз хәзрәт Яруллин чыгышы белән башланды. Соңгы елларда гына нишләптер бу традиция бозыла башлады. Тамашачылар зур теләк белән уеннарда һәм конкурсларда катнаштылар, кемнәрдер багана башына үрмәләде, икенчеләре көянтә-чиләк белән йөгерде, өченчеләре, көрәшкә язылып, үз чиратын көтте.

Самараның “Ялкынлы яшьлек”, Новокуйбышевскиның “Дуслык” ансамбле, аерым үзешчән артистлар чыгыш ясадылар. Берничә мәйданчыкта гармун көенә бастылар. Бөтен җирдә бәйрәм рухы хөкем сөрде.

Ипподром ат чабышлары үткәрү өчен бик тә җайлы урын. Камышлы авылының “Мир” колхозы, Денис авылының “Марс” колхозы, “Мәчәләй авылының Вахитов исемендәге колхозы, Черновский совхозы атлары чабышта катнашты. Равил Баһаутдинов, Айрат Мәхмүтов кебек җирле җайдаклар зур осталык белән дистанцияне үтсәләр дә, беренче урынны Акробат кушаматлы ипподром айгырына атланган Николай Сатвалдыев яулады.

Менә шундый булган иде ул яңа чорның беренче Сабан туе. 23 июньдә узган Сабан туенда ул вакыт геройларын һәм алар башлаган эшне яхшы сүз белән искә алучы булмады, кызганыч…

M4ANdKCduRM

Сабантуй, 1989 ел.

AIJFMKjvZSk

Ипподром, Куйбышев.

 Шамил ГАЛИМОВ.

«Бердәмлек».

Просмотров: 971

Комментирование запрещено