В год своего 80-летия обладатель звания «почетный татарин Самарской области-1996» А.Н. Насыров стал почетным гражданином Елховского района. Так муниципальная власть и общественность отметили его вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения родного Теплого Стана. 26 лет Абдулла Нигметович работал в местной школе и 19 из них – директором. Кроме того, в качестве партийного и профсоюзного лидера колхоза ему довелось заниматься решением социально-воспитательных задач и с взрослыми односельчанами. А еще в историке по образованию была жилка краеведа, которая позволила увидеть свет его книге «Тормыш агышы» («Течение жизни») на татарском языке. По просьбе теплостанцев этот труд об их селе и его жителях спустя четыре года был переиздан для русскоязычных читателей.
Педагогическая часть биографии Абдуллы эфенди началась в 1952 году, когда выпускника Камышлинского татарского педучилища направили в Татарско- Байтуганскую школу, где он приобщал учеников пятых-шестых классов к русскому языку и литературному чтению. Как поведала нам одна из школьниц Р.Х. Бадретдинова (тогда – Гапкаирова), она до сих пор не забыла своего доброго и общительного, аккуратного и активного педагога, который, несмотря на то, что в классе было 42 человека, находил возможность и время объяснять каждому трудные места нового материала. А к праздничным демонстрациям он вместе с ними разучивал песни, которые исполнялись под барабанный бой при прохождении колонны по селу. Вот, к примеру, куплет одной песни тех лет: «Алга дибез, алга дибез,/ Алга таба барабыз. /Алга барырга кушкан бит/ Безгә Ленин бабабыз!». Также молодой учитель частенько вместе со своими школьниками во внеурочное время бегал на лыжах.
Через два года Кошкинский районный отдел народного образования назначил Насырова заведующим учебной частью Тепло-Станской семилетней школы. Байтуганские подростки с грустью восприняли эту весть. «Но однажды мы увидели его, – вспоминает Ракия Хузиевна, – в приоткрытую дверь учительской нашей школы (Абдулла Нигметович приехал по каким-то делам в Татарский Байтуган). Мы забежали в учительскую с радостными возгласами «Абдулла абый!», «Абдулла абый!». Он сначала несколько растерялся, потом обрадовался и начал гладить нас по головам. А после мы увидели, как из его глаз покатились слезинки. Эти слезы учителя мне крепко запали в душу».
Завучем Насыров был в течение года, а затем почти на 20 лет стал директором данного учебного заведения. За это время мягкий, но требовательный руководитель, умевший не криком, а убедительными доводами в разговоре и настойчивостью добиваться нужных решений и действий, смог многое сделать в сельской школе, которая сначала стала восьмилетней, а потом прибавила еще один образовательный год. Удалось организовать обучение учащихся с шестилетнего возраста. В 1969 году в учреждении ввели бесплатное чаепитие за счет колхоза. Имелась масса и других перемен.
Вся деятельность Абдуллы эфенди была на виду и на слуху, поскольку за неимением директорского кабинета располагался он в учительской, отделенной от коридора тонкой перегородкой. Директор первым начал преподавать немецкий язык, поразив в сентябре 1966 года семиклассников словами «Гутэн так!» в начале урока. Он не давал в обиду школьников, оберегая их порой от гнева рассерженных родителей. А провинившихся учеников возвращал в рамки приличного поведения не нотациями, а выдерживанием их на молчаливой паузе.
Этот метод испытал однажды на себе М.Гильманов, и поныне помнящий следующий случай. Как-то на перемене он заскочил в открытый радиоузел и по микрофону на всю школу объявил: «Внимание, внимание, говорит Германия!». Возможно, паренек собирался продолжить фразу, в которой, как известно, упоминался пойманный под мостом Гитлер и его хвост, но был сам пойман завучем и со словами «вот, фашист задержан» доставлен в кабинет директора. Тот пообещал разобраться, но когда остался вдвоем с Минахметом, то продолжил заниматься своими делами: что-то писал, говорил по телефону. Школьник с тревогой ждал начала «разбора полетов», но их все не было и не было. Минут через пятнадцать Абдулла Нигметович спросил у него: «Ты понял, о чем мы с тобой беседовали?». И услышав утвердительный ответ, продолжил: «Тогда марш в класс и спроси у учителя разрешение быть на уроке». С тех пор юноша обходил радиоузел стороной.
Описанная ситуация произошла в 70-е годы, поскольку своим кабинетом директор обзавелся только в новом здании школы, построенном хозспособом в сжатые сроки. Двухэтажное кирпичное сооружение на 320 мест, с водоснабжением, котельной и спортзалом стало гордостью села. В январе 1970 года в нем начались занятия, и у школьников с учителями отпала необходимость перебегать между уроками из одного помещения в другое. Отныне все они уместились в одном месте, а до этого занятия шли в трех зданиях, разбросанных по Теплому Стану на немалое расстояние – в бывшей мечети, деревянной школе и доме, принадлежавшем до советской власти купцу Н.Вахитову. Как написала О.Чудова в своем материале «Жизнь и судьба председателя», опубликованном на медиа-портале «Самтатньюс» в июле 2016 года, «на тожественном открытии новой школы директор – Габдулла Насыров был самым счастливым человеком».
А как же иначе – ведь появилась возможность внести в жизнь заведения множество новаций. И они не заставили себя долго ждать. В 1972 году школа стала средней (с производственным обучением) и перешла на кабинетную систему занятий. Директор организовал приезд в село по распределению более двадцати молодых преподавателей и оборудовал для них общежитие. Он всегда одобрял их стремление к творчеству и не давил авторитетом.
Абдулла эфенди неформально подходил и к организации практики стажеров, прибывавших из училищ в школу. Так, ее выпускник Т.Абузяров должен был вести занятия в начальных классах, но Насыров предложил другой вариант прохождения практики, помня его любовь к спорту: «Берись за уроки физкультуры, у нас нет учителя». Тахир с радостью согласился и занимался со школьниками 5-8 классов.
Директор соблюдал ровные отношения со всеми учителями, не принимая во внимание переплетение родственных отношений, и был честен в каждом своем действии. Согласитесь – такая политика удается немногим в родном населенном пункте.
Усилиями педагогов и учеников была озеленена школьная территория, посажен яблоневый сад. Со временем открылась бесплатная школьная столовая, было приобретено пианино, заработали секции в новом спортзале. Для учеников проводились встречи со специалистами сельского хозяйства, экскурсионные поездки, а школьные агитбригады радовали односельчан своими выступлениями на полевых станах и фермах. Привычными стали и спортивные успехи ребят на районных и областных соревнованиях по разным видам спорта.
Многие выпускники школы поступали в ВУЗы и становились специалистами в разных отраслях, сохраняя при этом тягу к продолжению обучения. Возможно, мой подсчет неполон, но как минимум три теплостанца, ходивших на уроки во времена директорства Абдуллы Нигметовича, стали докторами наук.
Надо сказать, что их директор и сам неуклонно стремился обогащать багаж знаний, заочником «грызя гранит науки» в разных институтах. В его биографии просматриваются три своеобразных «четырехлетки» движения к высшему образованию. Так, через четыре года после выпуска из Камышлинского педучилища Абдулла эфенди оканчивает учительский институт в г. Чкалове (ныне – г. Оренбург), который давал неполное высшее образование, и поступает на филологический факультет Куйбышевского государственного пединститута (КГПИ). Проходит еще четыре года, и выпускника филфака зачисляют в студенты исторического факультета КГПИ. А по итогам следующей «четырехлетки» 40-летний Насыров становится обладателем двух дипломов ВУЗа. Так в Тепло-Станской школе появился один из первых учителей с высшим образованием.
В июне 1974 года в ней состоялся первый выпуск десятиклассников. Тот день стал по сути праздником села, поскольку двери школы были распахнуты для всех, а танцы и пляски в ней продолжались до утра. Что касается порядка на праздничном вечере, то его обеспечивал директор вместе с группой молодежи. Пройдет некоторое время, и от выпускников учреждения можно будет услышать такие слова: «Абдулла абый сделал у нас в школе революцию».
Сам «революционер» в упомянутом году оставил директорский пост, решив, видимо, сосредоточиться на преподавании истории и проведении краеведческих изысканий. Но вне руководящей работы ему удалось быть недолго, поскольку в год 30-летия Победы Абдуллу Нигметовича избрали секретарем парткома колхоза «Теплый Стан».
Новый парторг оправдал ожидания коммунистов-односельчан, поскольку используя свои сильные качества (спокойная настойчивость, нешумная деловитость, грамотная общительность, неуклонное стремление к новизне) он взялся за исполнение организаторских, воспитательных и мобилизующих задач.
Свидетельством того, что и здесь Насыров был «человеком на своем месте», служат два факта. Во-первых, секретарствовал он не один год, после чего стал заместителем председателя колхоза. Филологу и историку доверили вопросы заготовки кормов и кормопроизводства, и это было сделано не сгоряча, а в расчете на его умения и сельскую «закваску». Говорят, что председатель хозяйства Б.Абузяров был очень доволен своим заместителем. Как вспоминает старший сын зампреда Джамиль, во время уборки урожая отца можно было увидеть дома только спящим в три-четыре часа утра.
А, во-вторых, в начале 80-х годов Абдулла эфенди был избран председателем профкома родного колхоза и в течение восьми лет занимался решением социально-бытовых проблем членов профсоюза (их было более 700 человек). Затем профсоюзный лидер в 1988 году оставил этот пост и еще шесть лет работал учителем истории в любимом детище – Тепло-Станской школе. Общаться с ним было приятно землякам самого разного возраста.
Свою активность герой нашей статьи проявлял и на общественной ниве. Почти четверть века он являлся депутатом сельского совета, был председателем местной организации общества «Знание», выступал с лекциями и политинформациями о международном положении и внутренней политике СССР, об истории татарского народа и Волжской Булгарии. Приезжавшие часто к нему в гости из Казани доктора наук З.И. Гильманов и И.З. Нуруллин обеспечивали своего земляка богатым фактическим материалом и аналитическими выкладками.
А на уроках по истории Абдулла абый органично вплетал в ткань раскрытия многих тем накопленные краеведческие материалы, что с интересом воспринималось учениками. Жизнь теплостанцев показывалась им и в период отмены крепостного права, и при развитии российской культуры в первой четверти XX века, и в годы зарождения колхозного движения, и в лихолетье Великой Отечественной войны.
Повышенный интерес к таким занятиям положительно сказывался на успеваемости подростков, и учитель с удовольствием расписывался в их дневниках, ставя отметки. Какому-то, но далеко не первому поколению школьников он поведал о том, что однажды ему довелось оставить подпись не на бумаге, а на каменной стене. Было это в мае 1945 года, и автограф Насырова принял побежденный Рейхстаг.
Волей судьбы этот момент запечатлел фронтовой фотограф Н.Мельников, и снимок под названием «Автографы Победы» был опубликован в газете «Неделя» в 1982 году (№18) и журнале «Огонек». Попал он и в «Букварь первоклассника», изданный двумя годами позже. Рядовой А.Насыров стоит на фотографии справа и локтем закрывает первую букву своего имени, которое он не успел дописать. А не успел потому, что, увидев приличный почерк Абдуллы, двое военнослужащих подняли волжанина на руки и один из них велел нанести на стену следующие слова: «Здесь были волжские орлы, которых вел в Берлин…». Пока решали, кого из военачальников указать, Насыров решил спуститься вниз. Далее цитирую автора книги «Течение жизни»: «Немного растерялся, говорю: «Прыгаю!». А снизу: «Напиши свою фамилию, поставь число!». Когда, торопясь, написал фамилию, пропустил одну букву, мне сразу несколько голосов кричат: «О!», «О!», «О!». Потом подняли вдвоем того, кто мне диктовал». Он начал расписываться, и это мгновение поймал объектив фотоаппарата. В верхнем правом углу снимка четко виден почти весь автограф Абдуллы абый.
Призванный 8 августа 1944 года в Красную Армию, он попал в войска связи. Первым местом службы стала станция Сердобск Пензенской области, где базировался 7-й отдельный запасной полк связи. А в начале апреля в составе специальной группы из 50 человек Насыров прибыл на 1-й Белорусский фронт и влился в состав эксплуатационной роты отдельного батальона связи, возводившего новые линии.
Уже 4 мая 1945 года он был в Берлине и стал линейным надсмотрщиком на контрольном пункте-37. Спустя неделю обследуя вечером свой участок линии, обнаружил бугорок земли и табличку над ним с таким текстом: «Здесь 9 мая зверски убит лейтенант … (фамилия забылась) из Куйбышевской области, Подбельского района». Благодаря этому бугорку Абдулла не был замечен группой из восьми гитлеровцев, которые, переодевшись красноармейцами, вышли на ночную охоту на одиночных советских бойцов.
В конце июля его перевели в воинскую часть, располагавшуюся около Потсдама. В нем тогда работала конференция глав стран-победительниц: СССР, США, Великобритании. И потсдамский пригород под названием Бабельсберг стал местом пятилетней служба Насырова в качестве телеграфиста в штабе главнокомандующего Группой советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ), созданной через месяц после Победы. Первого главнокомандующего ГСОВГ Маршала Советского Союза Г.К. Жукова весной 1946 года сменил Маршал Советского Союза В.Д. Соколовский, который через три года передал пост генералу армии В.И. Чуйкову, занимавшему его до мая 1953-го. То есть Абдулла абый служил в штабе под началом трех известных полководцев.
А переквалифицироваться в телеграфисты ему, как и другим солдатам, пришлось в связи с тем, что после окончания войны из армии демобилизовали женщин, многие из которых служили в войсках связи. Перед парнями была поставлена задача – в кратчайшие сроки овладеть техникой. Насырову выпало осваивать аппарат Бодо (проводная электросвязь системы французского инженера Ж.Бодо). После упорных тренировок под руководством девушек он стал неплохим бодистом, и ему стали доверять даже сеансы связи с Москвой.
Через окно рабочей комнаты волжанину неоднократно доводилось видеть маршала Г.Жукова у главного входа в штаб. А однажды он стал свидетелем прощального визита к нашему маршалу генерала армии США Д.Эйзенхауэра, отбывавшего в Америку. Рядом с ним стояли и другие известные военачальники, командовавшие союзными войсками в Берлине: британский фельдмаршал Б.Монтгомери и французский генерал Ж. Латр де Тассиньи.
Летом 1946 года теплостанца, ставшего к тому времени младшим сержантом, направили телеграфистом на Нюрнбергский процесс, который уже в течение девяти месяцев шел во Дворце юстиции г. Нюрнберга. Бывших руководителей гитлеровской Германии судили на третьем этаже, а рабочий кабинет Насырова с аппаратом Бодо был на первом. Но вскоре ему предоставили возможность посетить зал заседаний и увидеть фашистскую верхушку. Попал Абдулла и в документальный фильм «Суд народов», снятый во время процесса. В этом фильме он сидит у аппарата Бодо и передает, по его словам, телеграммы на узел связи Генштаба Советской Армии в Москве.
После окончания ближайшей осенью Нюрнбергского судебного процесса младший сержант вернулся на узел связи штаба ГСОВГ. В 1948 году за примерную службу он был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. А долгожданную демобилизацию ему объявят только через два года. Так завершится военно-фронтовое течение жизни Абдуллы эфенди.
А началось оно в 1941 году, когда окончивший второй курс Ульяновского татарского педучилища Насыров в связи с началом войны прервал учебу и стал колхозником в Теплом Стане. В декабре его мобилизовали на сооружение оборонительных рубежей в районе Жигулевска, где он трудился два месяца. Затем в феврале Елховский райком ВЛКСМ направил парня на мотостроительный завод №24 им. М.Фрунзе, эвакуированный в г. Куйбышев и выпускавший моторы для штурмовиков Ил-2.
Работали тогда на предприятии по 12 часов с перерывом на обед. А жил контролер Абдулла в деревянном бараке, стоявшем в Юнгородке, вместе с эвакуированными из Ленинграда воспитанниками ремесленного училища. Лежа на двухэтажных нарах, юноши мечтали поесть досыта хотя бы ржаного хлеба. Эти мечты длились до призыва в армию.
Демобилизовавшись в 1950 году, телеграфист решил первым делом восстановиться в педучилище и отправился в Камышлу, куда в годы войны переехало из Ульяновска это учебное заведение. Непросто было в 26 лет садиться за парту отнюдь не с ровесниками и преодолевать почти десятилетнее отлучение от образовательного процесса. Но фронтовик справился с этими трудностями и со временем стал отличником народного просвещения, педагогическое течение жизни которого длилось 28 лет.
Пора показать и детско-юношеское течение жизни героя данной статьи. Он родился 27 мая 1924 года в крестьянской семье, жившей в селе Теплый Стан. У его родителей Нигметуллы Альмухамметовича и Хаернисы Салиховны было девять детей, но трое умерли от сыпного тифа. Остальных трех девочек и трех мальчиков родители сумели поставить на ноги и вывести во взрослую жизнь. Абдулла был пятым ребенком в семье. Завершив в 1939 году школу-семилетку, он смог поступить, как уже упоминалось, в Ульяновское татарское педагогическое училище, хотя конкурс среди абитуриентов был солидный – семь человек на одно место.
Такому успешному началу, видимо, способствовало то, что в семье Насыровых образованность была в цене. Так, Нигметулла абый, окончивший медресе, по просьбе односельчан переводил суры корана с арабского на татарский язык и многие из них знал наизусть. До советской власти он вместе с женой трудился два года у состоятельного немца из села Александрталь (ныне – с. Надеждино Кошкинского района). Хозяин был доволен работой супругов в качестве конюха и кухарки и, когда они увольнялись, щедро с ними рассчитался.
В годы гражданской войны Нигметулла эфенди состоял в комитете бедноты и как активист попал в списки людей, которых поднявшие восстание чешские легионеры начали арестовывать. Земляки спрятали его в омете соломы у соседнего села Березовка. Омет на неделю стал и жилищем и житницей, поскольку среди соломы иногда попадались колоски. Когда чехи ушли, расстреляв арестованных, а часть из них потопив в барже, за комбедовцем приехал на лошади односельчанин. После отец Абдуллы работал полеводом, заместителем председателя колхоза и заведующим складом. А его супруга – рядовая труженица – 24 года была депутатом сельсовета.
Однажды завскладом заинтересовались органы безопасности, поскольку получили информацию о ведении им учетных записей арабским шрифтом. К счастью, далее предупреждения дело не пошло, а сохранившийся донос многие годы спустя нашел Абдулла абый в ходе своих краеведческих поисков во многих архивах страны.
Любовь к знаниям сказалась и на судьбе некоторых его родных людей. К примеру, брат Гарифзян окончил Казанский государственный финансово-экономический институт, затем учился в Ленинграде. После работы во многих районах Куйбышевской области инвалида войны направили в Калининград главным контролером-ревизором КРУ Министерства финансов РСФСР. Здесь он трудился 17 лет, а после защиты диссертации стал заведующим кафедрой местного технического института рыбной промышленности и хозяйства. Но через три года кандидата наук снова призвали во властные структуры, и очередные 17 лет Г.Насыров возглавлял финансовое управление облисполкома. К 80-летию заслуженного экономиста РФ и автора книги о финансовых органах области в газете «Калининградская правда» была опубликована большая статья под названием «Легендарный финансист». Но через два с половиной года тяжелая болезнь свела его в могилу.
А сестра Дания после окончания педвуза была направлена в Среднюю Азию для преподавания русского языка. Ныне заслуженный работник народного образования Узбекской ССР проживает в г. Китаб – районном центре Кашкадарьинской области Республики Узбекистан. Во здравии находится и другая сестра Надия, всю жизнь проработавшая техслужащей в Тепло-Станской школе. Что же касается брата Касыма и сестры Минибаян, то они продолжили колхозную трудовую линию своих родителей и уже ушли в мир иной.
Колхозное движение в неявной форме поспособствовало и превращению учителя Абдуллы в семейного человека. Дело в том, что отца его будущей супруги ульяновца И.Мустаева в начале 30-х годов направили организовать колхоз в Теплом Стане, и здесь родилась его дочь Равия. Вскоре Имамутдина абый перевели в село Средний Сантимир Ульяновской области, где Равия училась в школе.
Окончив Мелекесское педагогическое училище в 1953 году, она четыре с половиной десятилетия работала преподавателем начальных классов, причем первые четыре года – в Среднем Сантимире. Сохранившиеся контакты с родиной привели к возникновению переписки между начинающими учителями Равией и Абдуллой. Потом молодой человек стал приезжать по субботам в гости, и постепенно теплевшие отношения теплостанцев сантиметр за сантиметром уменьшали расстояние между Теплым Станом и Средним Сантимиром. Кончилось всё свадьбой и переездом невесты на всю жизнь в родное село.
Ныне она – ветеран труда, имеющий большое количество почетных грамот и находящийся на заслуженном отдыхе. Видимо, ей передались организаторские способности отца, поскольку пенсионерку Равию Имамовну приглашали организовать в селе детский сад, и она вплотную два года этим занималась.

Младший сержант А.Насыров.

Пропуск на Нюрнбергский процесс, август 1946 года.

С группой телеграфистов, Потсдам, 1949 год.

С родителями, женой и детьми, середина 60-х годов.

Среди теплостанцев — делегатов районной конференции КПСС, 1985 год.

Среди ветеранов войны из села Теплый Стан.

С первыми десятиклассниками школы.

С учителями школы, 1974 год.

С супругой и сыновьями, 1969 год.

В гостях у Шакуровых с супругами Валиахметовыми.

Насыров Абдулла Нигметович.

С братьями Шакуровыми.

С дипломом Почетного татарина года.

Со своей книгой.

Супруги Насыровы с Шакуровой А.А., 1997 год.
За полвека семейной жизни Абдулла эфенди и Равия ханум вырастили трех сыновей, получивших высшее образование в Куйбышевском плановом институте и нашедших свое место в сфере экономики. Женившись на татарках, Джамиль, Джавдат и Рашит подарили родителям трех внуков и столько же внучек, которые тоже определились в своих жизненных интересах вне преподавательской деятельности. То есть учительской династии Насыровых не получилось, но глава семейства по этому поводу не комплексовал – главное, чтобы его потомки выросли достойными людьми.
Так оно и получилось, и лепту в такой результат Абдулла Нигметович внес. Он находил возможность общаться со своими наследниками, несмотря на постоянную занятость. На это «работали» и его хобби: игра в шахматы, фотографирование, книгочейство.
Но главным досуговым делом нашего героя было, конечно, краеведение. Искать материалы в библиотеках и архивах различных российских городов, анализировать собранную информацию, встречаться с земляками и другими интересными людьми для записи их воспоминаний, публиковать очерки о жизненном пути односельчан – всё это нравилось Абдулле эфенди. И он сумел сделать следующий шаг – систематизировать собранные сведения и в начале XXI века издать их в виде книги, посвященной Теплому Стану и теплостанцам. Его труд читается с интересом, поскольку историческая и филологическая подготовленность автора выступают на страницах единой командой.
Вот один из первых отзывов на это произведение: «…Рад тому, что Вы опередили своего учителя, издав замечательную книгу. С уважением к Вам, благодарностью, бывший учитель истории в педучилище Абдулла Акчурин». За прошедшее время было сказано много хороших слов о книге «Течение жизни», и далеко не все из них успел услышать ее автор, скончавшийся в феврале 2006 года. Например, ознакомившийся с ней спустя десять лет профессор Ульяновской сельхозакадемии, почетный работник высшего профессионального образования РФ К.У. Сафаров назвал ее своей настольной книгой, в которой через показ жизни одной татарской деревни высвечена судьба многих татарских сел.
В общем, «Течение жизни» по-прежнему «течет» к читателю, и это радует. Как и то, что можно констатировать продолжение «течения памяти» о герое нашей статьи. Так, в газете «Елховские просторы» от 4 февраля 2013 года сообщалось об обновлении Доски почета района к его 20-летию. Среди удостоенных чести занесения на нее Героев Советского Союза, заслуженных работников сельского хозяйства и орденоносцев-«афганцев» представлен и кавалер ордена Отечественной войны II степени и многих медалей Абдулла Нигметович Насыров. Ведь он оставил след не только на Рейхстаге и в дневниках учеников, но и в душах многих людей. Добрый, человечный след…
Рашид ШАКИРОВ.
Журнал «Самарские татары», № 4 (16), март — июнь 2017 г.
Просмотров: 1329