Равиль Иксанов: “Положительную энергетику мы создаем сами”

17Татары преуспевают в любой сфере деятельности: и в медицине, и в науке, и в педагогике, и в искусстве, и в музыке. Есть среди них и успешные спортсмены. Один из таких  — Равиль ИКСАНОВ, проживающий в Самаре, добился больших успехов в каратэ, мастер спорта, тренер с 15-летним опытом, его воспитанники — призеры соревнований различного уровня. На сегодняшний день у спортсмена черный пояс, 2-й дан.

Равиль занимается каратэ уже  23 года. Он – трехкратный призер чемпионатов и кубков России. Выиграл во Всероссийском турнире кубок  Дона, Международном турнире — кубок  Юга России, стал чемпионом мира в 2012 и 2013 годах.

-          Равиль, чем привлекло тебя каратэ?

-        В первую очередь, я выбрал именно каратэ, потому что многими видами спорта можно заниматься только в молодости, а каратэ можно заниматься с детства и до глубокой старости. Также привлекло своей экзотикой, я имею в виду японские слова, восточную культуру, технику. Понравилось ощущение в мышцах после тренировок. Заинтересовал этикет, в каратэ есть и определенная философия.

-         Каратэ, так же как и другой любой вид спорта, требует определенной физической силы и правильной техники. А какие еще качества необходимы, чтобы добиться в нем успехов?

21112610

17

13

15

-    Я часто задумывался над тем, почему среди каратистов, которые тренируются одинаково, кто-то добивается высоких результатов, а кто-то – нет. И пришел к выводу, что человек должен заниматься с большой отдачей и искренней заинтересованностью в этом. И, конечно же, не лениться.

-        В детстве кто-то мечтает стать космонавтом, кто-то — врачом, кто-то — учителем. А ты в какой профессии себя представлял?

-         Когда я начал посещать секцию каратэ, мне нравилось наблюдать за работой нашего тренера. Я представлял себя на его месте. А со временем уже точно решил, что стану тренером по каратэ.

-         Какие качества ты ценишь в людях?

-        Честность, доброту. Также теплоту, которой так не хватает в современном мире. Все в суете, в работе, всегда куда-то спешат и часто другим не хватает их теплого общения.    Тренер –  это и воспитатель. Ты видишь в своих подопечных только спортсменов или стараешься воспитывать в них и нравственные качества.

-         За 15 лет работы я прошел много этапов. Когда только начал тренировать, может по своей молодости, больше обращал внимания на спортивные качества. Со временем я понял, что спортсмен, в первую очередь, должен быть достойным человеком в жизни. Сейчас на тренировках мы часто общаемся на темы морали, о том, как сохранить нашу природу, о духовных ценностях, об их учебе, отношениях с родителями. Много внимания уделяем этикету. То есть тренировка для нас уже не только спортивный, но и воспитательный процесс.

-    Встречаются ли среди каратистов те, кто увлекается курением сигарет, кальяна, выпивает спиртное?

-        Есть каратисты, которые могут позволить себе и покурить, и выпить. Но, к радости, их мало. Сам же я стремлюсь общаться со спортсменами без вредных привычек.

-        Многие люди начинают читать намаз по разным причинам. Что сподвигло тебя встать на намазлык? Для тебя в этом стали примером родственники или совершенно чужие люди?

-       С детства я наблюдал, как моя бабушка читает намаз. Мечети в нашем городе не было. Впервые дом Аллаха я посетил здесь, в Самаре. Побывал в Соборной мечети. Мне понравилась здешняя атмосфера, аура. Начал задумываться, почему бабушка читала намаз. В Уфе один мой родственник  начал молиться уже в зрелом возрасте. Мы как-то ненавязчиво пообщались с ним об этом. В совокупности все это сподвигло меня встать на намазлык.

-      Что дает тебе намаз?

-    Успокоение в нашей суетливой жизни, помогает настроиться на позитив. Даже когда я прихожу после тренировок очень уставшим и обессиленным, совершив омовение и прочитав намаз, чувствую себя так, как будто и не занимался спортом почти целый день. Прибавляется энергия и физическая, и духовная.  

-         Возраст  твоих воспитанников и есть ли среди них татары?

-    Самому младшему – 8 лет, самому старшему – 41 год. У меня три группы: начинающие дети, дети, уже участвующие в соревнованиях, взрослые с 18 лет. Среди них есть и татары, и русские, и чуваши, и евреи, и армяне.

-     Ты предъявляешь к ним ко всем одинаковые требования или к татарам все-таки особенные?

-    К татарам я отношусь строже, придираюсь к ним больше (улыбается) и в спорте, и в нравственном воспитании. Если кто-то из них временами проявляет лень, тут же делаю строгое замечание, чтобы они старались и были достойными людьми своей нации.

-       А девушки у тебя занимаются?

-        Да, у меня занимаются девочки 11 – 12 лет.

-       Отличаются ли они от мальчиков их возраста?

-    Они стараются не меньше парней. Например, мы устраивали между собой соревнования, кто больше сделает упражнений на пресс. Одна девочка долго и упорно не сдавалась, но все-таки проиграла более опытному сопернику.

-      Чем привлекло твоих воспитанников каратэ?

-     Кстати, это интересный вопрос, и я задам его им. А так при общении с их родителями я узнал, что для многих из них важен даже не сам вид спорта, они стараются отвести своих  детей именно к хорошему тренеру. Потому что спортсмен и тренер должны подходить друг другу темпераментами.

-     Ты родом из Магнитогорска. Полюбил ли Самару?

-      Да, полюбил. Я десять лет прожил в Красноглинском районе, поэтому скорее мне близка именно эта часть Самары. Сто метров до Волги, часто ходил на набережную, тренировались на улице. Мне нравится стоять возле Волги и смотреть вдаль, где красуются Жигулевские горы. И люди в Самаре достаточно открытые, общительные. 

-        Посещаешь татарские концерты, праздники?

-    В последнее время, к сожалению, на это совсем не хватает времени. А когда-то я был активистом областного татарского общества «Туган тел». Мы постоянно ездили в Казань на Дни татарской молодежи, фестиваль мусульманской молодежи. Также участвовал в организации некоторых самарских татарских праздников.

-         А Казань тебе понравилась?

-      Да, очень. Современный город с красивой архитектурой. Привлекательно то, что там много исторических памятников, связанных с историей татарского народа.  В Казани есть мое любимое место – это мечеть Марджани. Мне нравится в ней бывать, так как каждый раз, входя туда, я испытываю приятные чувства.

-  Ты два года подряд участвовал на чемпионате мира в Японии в городах Токио и Йокогама. Какие чувства тебя переполняли, когда ты летел в страну восходящего солнца.

-          Даже когда я летел туда во второй раз, я думал, неужели это происходит со мной? Неужели я снова окажусь в том месте, о котором старался узнать как можно больше еще с детства. Хочу здесь отметить, что оказался я там благодаря нашему организатору, президенту Всероссийской организации каратэ «Шидокан» из Казани, шихану (шихан – высокое звание в карате, дословно означает «эксперт» -  прим. авт.) Роберту Хатмуллину.  В этом году Россию представляли двое – я и он, и оба татары. За полгода  Роберт  тщательно спланировал эту поездку, составил насыщенную экскурсионную программу, занимался оформлением виз. Он поддержал меня и на соревнованиях. За это все я ему очень благодарен.

-          Чем тебя впечатлила Япония, что особенно запомнилось?

-          В этом году Йокогама принял у себя 33-й открытый чемпионат. Город встретил нас хорошей погодой (было начало ноября – прим. авт.) и яркими красками китайского квартала. Нас интересовало многое: культура, кухня, стиль жизни, синтез традиций и современности и, конечно, боевые искусства.

В Додзе – так называются места тренировок  -  мы проводили тренировку под одобрительные возгласы местных каратистов. Наш метод разминки тут же получил название «русский стиль». Несколько раз побывали также в залах микс-файт (боевые искусства, которые представляют собой сочетание многих техник, стилей и направлений различных единоборств – прим.авт.), в том числе и в зале легендарного бойца самых крупных и престижных организаций боев без правил UFS и PANKRASE мистера Канихара – профессионального бойца этих организаций.

Когда в Японии я 4 (!) часа стоял в очереди за суши на крупнейшем мировом рынке Цукидзе, то вспомнил, как в детстве стоял в очередях за хлебом. Надо сказать, что 4 часа ожидания было потрачено не зря. Там, действительно, лучшее суши из того, что я пробовал, в том числе и своеобразные на вкус мозги морского ежа.

- Какие места там особенно запали тебе в душу?

- В пригороде Токио есть место, куда хочется попасть любому, кто знает о великом мастере и преподавателе каратэ Масутацу Ояма. Это древний храмовый комплекс, расположенный возле горы Мицумине. Это место является международным тренировочным лагерем.  Оно отдалено от цивилизации и несет в себе мощный энергетический заряд. Здесь можно увидеть совсем другую Японию – древнюю и даже немного дикую, где секвойя протыкает облака, где водопады стремительно падают вниз, где все пропитано стариной.

В том году в Токио на следующий день после соревнований мы с Робертом Хатмуллиным посетили также местную мечеть в центре города. В этот день как раз праздновался Курбан-байрам. Мечеть нас очень впечатлила своей красотой и особенно размером. Учитывая, что в Японии очень ценится каждый клочок земли, она очень большая для этой местности. Потому что дома там обычно очень маленькие. 

На Курбан-байрам собралось очень много народа. Так  же как и у нас, не поместившиеся в мечети  читали намаз на улице. Удивила и пестрая публика мусульман разной национальности, особенно афроамериканцы, которые были одеты в яркую оранжевую одежду. И борода у мусульман там причудливая (улыбается)

- Какие чувства ты испытал после победы?

- Стать второй раз чемпионом мира очень приятно и ответственно. Там под мою личность подбирали подходящую манеру боя. Но большее изумление у японцев вызвала даже не моя победа над их соотечественниками в финале на вадза-ари с помощью маваши-джодан (вадза-ари – оценка технических действий в полпобеды, маваши-джодан – высокий удар ногой в голову – прим. авт.), а мое победное выступление ката – эмитации боя с воображаемым противником. Так как эту технику придумали японцы, уделяют ей много внимания и даже, думаю, анатомически она подходит им больше, потому что в ней используются низкие стойки, а у японцев генетически сильные ноги.

- С какими интересными людьми ты познакомился во время чемпионата?

- Сначала хочу отметить, что я верю в знергетику человека. Рядом с некоторыми людьми чувствуешь себя легко и у самого пробуждается положительная энергия. Очень часто эти люди долго и упорно занимались самосовершенствованием, в частности боевыми искусствами. Может это связано с тем, что они умеют избавляться от негативной энергии. Или потому что занимаются любимым делом. Эти люди грозные на вид, но у них доброе сердце. Они уважают стариков и любят детей. И даже от трудностей получают удовольствие. Это удивительное сочетание силы и доброты вызывет восхищение. В Японии я познакомился с еще одним таким человеком, тайцем, трехкратным победителем самого прсетижного турнира тайского бокса (муай-тай) “Зала Люмпиния”, широко известным бойцом Таиланда. Это человек, у которого вся голова в шрамах от сечек  локтем. Зовут его Panomthounlek Parung. Удивительно милый человек, талантливый тренер. Лек сан, как мы его называли, уже много лет тренирует в Японии, что говорит о его высоком профессионализме. Мы не один час провели на его тренировках, потому что у этого человека есть чему поучиться. Лек сан – гостеприимный и улыбчивый. Он просто машина на ринге. Даже в свои нынешние 46 лет. Я приобрел там самые крутые лапы (специальное приспособление боксеров — прим. авт) и попросил его расписаться на память. Буду показывать их своим ученикам и рассказывать про таких людей, как Лек сан. И объяснять им, что положительную энергетику создаем мы сами.

- Изменилось ли в тебе что-то после того, как ты дважды стал чемпионом мира?

- Я понял, что при старании можно достичь высоких результатов и поставил перед собой следующие цели. Одна из них уже достигнута – я открыл свой спортивный клуб “Х-sun” на улице Димитрова.

- Ты тренируешь в общем 45 – 50 человек. Есть ли среди них те, в ком ты видишь особые способности и сулишь им успех в каратэ?

- Да, есть, например, очень перспективный армянин. Он тренируется с детства. Очень старается, не пропускает тренировки. Также есть татарин Азат Хайруллов. Ему 13 лет, призер соревнований. Если он и дальше будет заниматься так  же старательно, думаю, достигнет хороших результатов. Все зависит от настроя, желания и старания. А у Азата это все имеется. Во время аттестации на пояса, его, вспотевшего от усилий, даже привели в пример другим, сказав,  что спортсмен должен стараться до тех пор, пока у него не выступит пот. Только тогда можно достичь успехов в спорте. А там было 200 человек!

-      Равиль, ты считаешь себя счастливым человеком?

-         Это, конечно, сложный вопрос, так как счастье для меня состоит из многих компонентов: крепкое здоровье, душевное равновесие, семья, любимая работа, надежные друзья, чтобы у моих близких все было хорошо. Из этого многое, слава Аллаху, у меня есть, поэтому, думаю, я могу назвать себя счастливым.

Собеседница – Миляуша ГАЗИМОВА.

«Самар татарлары».

Просмотров: 1882

Один комментарий

  1. Равиль,
    желаю успехов, удачи и счастья Вам, как человеку, татарину чемпиону и сансею!
    Я горжусь Вами, Вашими успехами.
    С уважением, Шамиль.