История в мраморе

Памятник-005

У северо-западной окраины села Новый Буян на месте мусульманского кладбища установлен памятный знак

История Нового Буяна богатая. Возникнув (по недавно обнаруженным данным) в 1637 году, он вскоре стал самым крупным населенным пунктом округи.

А роль локального экономического центра Буян приобрел в конце XVIII века — со строительством винокуренного завода, одного из владений знаменитого рода промышленников и землевладельцев Ушковых (ныне Ново-Буянский спиртзавод). В имениях и на предприятиях барина работали сотни крестьян близлежащих сел. И не только из них — нужда гнала людей сюда за десятки и сотни верст. На ушковских винокуренном заводе, электрической лесопильне, промкомбинате и полях всегда была работа. Следовательно, был и хлеб. Поэтому Новый Буян всегда притягивал к себе народ — русских, татар, мордву, чувашей…

В Российской империи отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми не всегда укладывались в традиционные схемы, которым нас учили в школе. Последний из знаменитого рода промышленников Ушковых — Алексей Константинович (гласный земского собрания Ставропольского уезда) после революции обосновался во Франции. И когда в 1921-1922 гг. А.К.Ушков вместе с лучшими представителями русской эмиграции помогал голодающим Поволжья, особую заботу он проявлял о бывших своих работниках — жителях Ново-Буянской и Ново-Бинарадской волостей, отправляя дополнительно им посылки с продовольствием и медикаментами.

Люди здесь работали, жили и… умирали. Татар хоронили у леса вдоль дороги. Никто уже точно не знает, когда возникло это кладбище, и сколько человек там теперь покоится. Но известно, что обряд, по приглашению управляющего имением Ушковых, выполнял мулла ближайшего татарского села Ново-Урайкино (Кызылсу). Перестали здесь хоронить еще до революции.

А при Советской власти мусульманским кладбищем стал участок на другом конце села - у леспромхоза.

Но то кладбище периодически напоминало о себе. Несколько десятилетий, когда еще существовал совхоз имени Максима Горького, здесь произошел такой случай.

Руководители хозяйства, выбрав, как им казалось, удобную площадку вдоль дубового леса, оборудовали здесь летний лагерь. И что же? Как только загнали сюда телят, сразу начался падеж скота. Ветеринары энергично взялись лечить телят, как им на помощь пришли старые жители поселка Рига — они напомнили о крайне неудачном выборе места для содержания совхозного скота. Лагерь немедленно перенесен на другое место, невесть откуда свалившаяся болезнь тут же прекратилась.

…Сейчас мало что напоминает о том, что здесь когда-то было кладбище. Разве только едва сохранившиеся неровности в квадрате нескольких десятков метров служат подтверждением уникальности этого местечка. И то, что почти пятьдесят лет назад, при земляных работах были найдены человеческие останки, после чего всякие копания были остановлены и никогда больше не возобновлялись. Осталась еще людская молва, передаваемая из поколения в поколение. И традиция поклоняться могилам единоверцев — аксакалы из Ново-Урайкино часто останавливались у заветного места, вдоль леса и дороги, чтобы прочитать необходимые молитвы, в которых, как указывает религиозный закон, очень нуждаются усопшие.

Традиции своеобразного «шефства» над Новым Буяном продолжаются в наше время. Новоурайкинские татары установили памятник  и на более позднем кладбище, и на месте старого места захоронения.

На мраморном памятнике старого кладбища высечены слова: «Здесь похоронены татары -жители Нового Буяна. Призыв к ныне живущим: не тревожьте покой усопших». Чуть ниже указана примерная площадь кладбища.

«Азан».

Фото Шамиля ГАЛИМОВА.

Просмотров: 2048

Один комментарий

  1. Сейчас этот памятник на фото раскурочен Ново-Буянскими хулиганами или еще кем-то. Рядом строятся коттеджы… И не боятся на территории кладбища ставить свои замки.