Первая татарская театральная школа была организована в Самаре

23d6dadd9719de7d205a85ae0cdf849f

В далеком 1920 году в Самаре при штабе ПриВО организуется татарская драматическая студия, в которую было принято 120 человек, среди них были X. Уразиков, Т. Гиззат, М. Абсалямов, А.Мазитов, Р.Файзи и другие. Они впоследствии стали известными татарскими режиссерами и артистами.

Студия была первой татарской театральной школой. Директором студии был назначен мастер сцены Зайни Султанов, учебной частью заведо­вал драматург, артист и театровед Карим Тинчурин.

«Учеба у таких мастеров сцены, как Зайни Султанов и Карим Тинчурин, — вспоминал поз­же Хусаин Уразиков, — дала много полезного, интересного… Они старались полнее раскрывать способности каждого студийца…».

После окончания студии группу выпускников направляют в город Оренбург, среди них был и Хусаин Уразиков. Молодые артисты обслуживали там воинские части, в частности, бригаду, кото­рой командовал известный военачальник Якуб Чанышев. В репертуаре группы, возглавляемой Ситдыком Айдаровым, были такие спектакли, как «Галиябану», «Первый театр», «Живи, Зубайда, я живу» и др. В первом спектакле Уразиков ис­полнял роль Бадри, втором — хазрата Мифтаха, третьем — богача Хамзы.

Конечно, талант бывшего самарского студийца Хусаина Уразикова наиболее полно раскрывает­ся в годы работы в Казанском (впоследствии Та­тарском) государственном театре, где он прошел большой творческий путь. Это были годы расцве­та сценического творчества нашего земляка. (На­помним, что Уразиков родился в Новоузенском уезде Самарской губернии). На сцене главного театра Татарстана он сыграл не один десяток ро­лей, наиболее значительные среди них: Аптеряш — «Славные дни», Биктимер — «Потоки», Имангул -»Наемщик», Юнус — «Хаджи-абзый женится», За-кир — «Братья Тагировы» и др. Театр часто обра­щался и к драматическим произведениям русских классиков. Уразиков сыграл такие яркие роли, как Тихон («Гроза»), Линяев («Волки и овцы»), Цыга­нов («Варвары»). Для раскрытия каждого образа он находил соответствующие краски, движения, речевой стиль. Достойное место нашли в репер­туаре театра и произведения западных авторов. Уразиков глубоко раскрывает образы Президента в «Коварстве и любви» Шиллера, Глостера («Ко­роль Лир» Шекспира).

Хусаин Уразиков, как подлинный автор сце­ны, показал себя и умелым режиссером. Под его руководством осуществлялась постановка та­ких известных драматических произведений, как «Славное время», «Минлекамал», «Банкрот», «Каюм Насыри», «Мулланур Вахитов», «За тех, кто в море», «Одинокая береза», «Зифа». По­следнее осуществлялось в 1955 году, когда автор этих строк учился в Казани. На мой взгляд, спек­такль по комедии Наки Исанбета «Зифа» был одной из удачных работ режиссера. Это, кстати, отмечала и критика.

В спектакле были заняты ведущие артисты те­атра, а сам Уразиков, как искусный хирург, опери­ровал весьма сложный образ — образ Бикамата, старика, ухаживающего за молодыми девушками. Спектакль имел большой успех: он каждый раз проходил при аншлаге. За достигнутые успехи на театральном поприще Хусаину Ибрагимовичу Уразикову были присвоены высокие звания на­родного артиста Татарстана и заслуженного ар­тиста РСФСР.

Другой выпускник той самарской студии вре­мен гражданской войны — Тази Гиззат широко­му кругу любителей искусства больше известен как драматург. Но он был и артистом. Работал в татарских театрах Оренбурга, Симбирска, Ела-буги, Москвы, Казани, где создавал яркие худо­жественные образы. Как драматург, Тази Гиззат внес достойный вклад в историю татарской ли­тературы. Большой популярностью пользуют­ся созданные им драматические произведения: «Серебряная монета», «Наемщик», «Бишбуляк», «Потоки», «Таймасовы», «Священное поруче­ние», «Искры» и др. Многие творения драматурга нашли сценическое воплощение в Татарском ака­демическом и других театрах и до сих пор украшают их репертуар. Он активно сотрудничал с известными татарскими композиторами. Осново­положник татарской профессиональной музыки Салих Сайдашев по пьесе Т. Гиззата «Наемщик» создал музыкальную драму. По пьесе башкирско­го писателя X. Ибрагимова «Башмачки» Тази Гизервые шагизат написал либретто, а музыку на него создал композитор Джаудат Файзи.

Мастер слова Тази Гиззат был удостоен высо­кого звания заслуженного деятеля искусств Та­тарстана, а в 1940 году ему присваивают звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Известный татарский актер Мифтах Абсаля-мов после Самары с 1922 по 1927 год работал в Татарском академическом театре. Творчество его связано с татарской и русской классикой. Поклон­ники его таланта отмечали, что актер наиболее полно и ярко представлял образы Шакирзяна в спектакле по пьесе Карима Тинчурина «Береги, взорвется», Юнуса в комедии Шарифа Камала «Хаджи-абзый женится», Фаткуллы «Репейник» А. Т. Рахманкулова, Бадри в драме Мирхайдара Файзи «Галиябану».

В Самарской театральной студии получил серьезную школу и актер Асхат Мазитов. По за­вершению учебы он переезжает в Оренбург, где вступает в труппу имени Габдуллы Кариева. В 1922 году снова смена сцены, на этот раз он пе­реезжает в Казань. Артиста принимают в труппу славного Татарского государственного театра, где он проработал два года. С 1931 года Мазитов — руководитель рабочего театра в Казани. С 1938 года он стал главным режиссером Республикан­ского передвижного театра (ныне Татарского го­сударственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина).

Основные роли актера: Зиганша — «Голубая шаль» К. Тинчурина, Имангул — «Наемщик» Т. Гиз­зата, Тахир — «Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша. В 1944 году он удостоился звания заслуженного артиста ТАССР.

Таким образом, Татарская театральная сту­дия, созданная для обслуживания армий Восточ­ного фронта, значительно перевыполнила свою задачу.

Выпускники студии готовили и ставили спек­такли, что способствовало духовному обогаще­нию солдат, в большинстве своем вчерашних ра­бочих и крестьян. Часть выпускников вливалась в коллективы действующих татарских театров страны, где они приобщали население к сцен­ческому искусству.

Поэтому татарская драматическая самарская студия внесла неоценимый вклад в становление и развитие татарского театра нашей страны.

Минзакир НУРТДИНОВ.

Газета «Азан»,(№ 11), 1997 год.

КОНТЕКСТ:

Безгә татар театры кирәкме?

Просмотров: 2245

Комментирование запрещено