В далеком 1920 году в Самаре при штабе ПриВО организуется татарская драматическая студия, в которую было принято 120 человек, среди них были X. Уразиков, Т. Гиззат, М. Абсалямов, А.Мазитов, Р.Файзи и другие. Они впоследствии стали известными татарскими режиссерами и артистами.
Студия была первой татарской театральной школой. Директором студии был назначен мастер сцены Зайни Султанов, учебной частью заведовал драматург, артист и театровед Карим Тинчурин.
«Учеба у таких мастеров сцены, как Зайни Султанов и Карим Тинчурин, — вспоминал позже Хусаин Уразиков, — дала много полезного, интересного… Они старались полнее раскрывать способности каждого студийца…».
После окончания студии группу выпускников направляют в город Оренбург, среди них был и Хусаин Уразиков. Молодые артисты обслуживали там воинские части, в частности, бригаду, которой командовал известный военачальник Якуб Чанышев. В репертуаре группы, возглавляемой Ситдыком Айдаровым, были такие спектакли, как «Галиябану», «Первый театр», «Живи, Зубайда, я живу» и др. В первом спектакле Уразиков исполнял роль Бадри, втором — хазрата Мифтаха, третьем — богача Хамзы.
Конечно, талант бывшего самарского студийца Хусаина Уразикова наиболее полно раскрывается в годы работы в Казанском (впоследствии Татарском) государственном театре, где он прошел большой творческий путь. Это были годы расцвета сценического творчества нашего земляка. (Напомним, что Уразиков родился в Новоузенском уезде Самарской губернии). На сцене главного театра Татарстана он сыграл не один десяток ролей, наиболее значительные среди них: Аптеряш — «Славные дни», Биктимер — «Потоки», Имангул -»Наемщик», Юнус — «Хаджи-абзый женится», За-кир — «Братья Тагировы» и др. Театр часто обращался и к драматическим произведениям русских классиков. Уразиков сыграл такие яркие роли, как Тихон («Гроза»), Линяев («Волки и овцы»), Цыганов («Варвары»). Для раскрытия каждого образа он находил соответствующие краски, движения, речевой стиль. Достойное место нашли в репертуаре театра и произведения западных авторов. Уразиков глубоко раскрывает образы Президента в «Коварстве и любви» Шиллера, Глостера («Король Лир» Шекспира).
Хусаин Уразиков, как подлинный автор сцены, показал себя и умелым режиссером. Под его руководством осуществлялась постановка таких известных драматических произведений, как «Славное время», «Минлекамал», «Банкрот», «Каюм Насыри», «Мулланур Вахитов», «За тех, кто в море», «Одинокая береза», «Зифа». Последнее осуществлялось в 1955 году, когда автор этих строк учился в Казани. На мой взгляд, спектакль по комедии Наки Исанбета «Зифа» был одной из удачных работ режиссера. Это, кстати, отмечала и критика.
В спектакле были заняты ведущие артисты театра, а сам Уразиков, как искусный хирург, оперировал весьма сложный образ — образ Бикамата, старика, ухаживающего за молодыми девушками. Спектакль имел большой успех: он каждый раз проходил при аншлаге. За достигнутые успехи на театральном поприще Хусаину Ибрагимовичу Уразикову были присвоены высокие звания народного артиста Татарстана и заслуженного артиста РСФСР.
Другой выпускник той самарской студии времен гражданской войны — Тази Гиззат широкому кругу любителей искусства больше известен как драматург. Но он был и артистом. Работал в татарских театрах Оренбурга, Симбирска, Ела-буги, Москвы, Казани, где создавал яркие художественные образы. Как драматург, Тази Гиззат внес достойный вклад в историю татарской литературы. Большой популярностью пользуются созданные им драматические произведения: «Серебряная монета», «Наемщик», «Бишбуляк», «Потоки», «Таймасовы», «Священное поручение», «Искры» и др. Многие творения драматурга нашли сценическое воплощение в Татарском академическом и других театрах и до сих пор украшают их репертуар. Он активно сотрудничал с известными татарскими композиторами. Основоположник татарской профессиональной музыки Салих Сайдашев по пьесе Т. Гиззата «Наемщик» создал музыкальную драму. По пьесе башкирского писателя X. Ибрагимова «Башмачки» Тази Гизервые шагизат написал либретто, а музыку на него создал композитор Джаудат Файзи.
Мастер слова Тази Гиззат был удостоен высокого звания заслуженного деятеля искусств Татарстана, а в 1940 году ему присваивают звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Известный татарский актер Мифтах Абсаля-мов после Самары с 1922 по 1927 год работал в Татарском академическом театре. Творчество его связано с татарской и русской классикой. Поклонники его таланта отмечали, что актер наиболее полно и ярко представлял образы Шакирзяна в спектакле по пьесе Карима Тинчурина «Береги, взорвется», Юнуса в комедии Шарифа Камала «Хаджи-абзый женится», Фаткуллы «Репейник» А. Т. Рахманкулова, Бадри в драме Мирхайдара Файзи «Галиябану».
В Самарской театральной студии получил серьезную школу и актер Асхат Мазитов. По завершению учебы он переезжает в Оренбург, где вступает в труппу имени Габдуллы Кариева. В 1922 году снова смена сцены, на этот раз он переезжает в Казань. Артиста принимают в труппу славного Татарского государственного театра, где он проработал два года. С 1931 года Мазитов — руководитель рабочего театра в Казани. С 1938 года он стал главным режиссером Республиканского передвижного театра (ныне Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина).
Основные роли актера: Зиганша — «Голубая шаль» К. Тинчурина, Имангул — «Наемщик» Т. Гиззата, Тахир — «Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша. В 1944 году он удостоился звания заслуженного артиста ТАССР.
Таким образом, Татарская театральная студия, созданная для обслуживания армий Восточного фронта, значительно перевыполнила свою задачу.
Выпускники студии готовили и ставили спектакли, что способствовало духовному обогащению солдат, в большинстве своем вчерашних рабочих и крестьян. Часть выпускников вливалась в коллективы действующих татарских театров страны, где они приобщали население к сценческому искусству.
Поэтому татарская драматическая самарская студия внесла неоценимый вклад в становление и развитие татарского театра нашей страны.
Минзакир НУРТДИНОВ.
Газета «Азан»,(№ 11), 1997 год.
КОНТЕКСТ:
Безгә татар театры кирәкме?
Просмотров: 2245