Детские мечты, сбывшиеся на войне

1

…К сожалению, в последнее время участились попытки исказить историю войны, умалить значимость победы нашего народа в ней. Такие голоса слышатся и от некоторых молодых мусульман, деды и бабушки которых в своё время также приближали эту победу. Мол, зачем нам этот день победы, и погибшие в ней никакие не шахиды (убитые, погибшие), и война никакая не Отечественная, потому что страна и режим неверных не может быть для мусульман Родиной…

Я хочу рассказать об одном человеке – уже покойном участнике Великой Отечественной войны. Кто-то скажет: для чего понадобилось духовному лицу писать статью не на религиозную тему и притом в светском глянцевом журнале? Сподвигли меня к этому многочисленные рассуждения с различных высоких трибун, принижающие роль советского солдата в победе в Великой Отечественной войне.

Все мы знаем, что 9 мая этого года наша страна и всё прогрессивное человечество будут отмечать 70-летие Победы во Второй мировой войне. Но для нас, россиян, и помнящих эту войну жителей бывшего Союза она является Великой Отечественной, потому что ради победы в ней народы СССР положили более 26 миллионов жертв. И день окончания этой кровавой войны стал всеобщим великим праздником.

К сожалению, в последнее время участились попытки исказить историю войны, умалить значимость победы нашего народа в ней. Такие голоса слышатся и от некоторых молодых мусульман, деды и бабушки которых в своё время также приближали эту победу. Мол, зачем нам этот день победы, и погибшие в ней никакие не шахиды (убитые, погибшие), и война никакая не Отечественная, потому что страна и режим неверных не может быть для мусульман Родиной. Отвечу так: об этой войне необходимо помнить и рассказывать, потому что она памятна и нам – мусульманам бывшего СССР. Потому что будущее фашизма, этого противного Исламу национал-шовинизма, с точки зрения исламского вероучения, было обречено, и с ним предопределено было бороться. И ставшая результатом этой судьбоносной борьбы победа стала явью только с соизволения Всевышнего. И победа эта – общая для огромной массы людей мира, немалую часть которой составляли мусульманские народы. И он досталась нам очень большой ценой. Сотни тысяч татар погибли, сотни и десятки тысяч представителей других мусульманских наций и народностей также понесли людские потери.

А павшие за веру, за Отечество, за свой народ не должны забываться. Не должны забываться их имена, не должны зарастать травой тропы к их могилам. Так же как не должны оставаться без внимания и вернувшиеся с боев.

Сегодняшнее молодое поколение не воспринимает надлежащим образом ветеранов этой войны. Есть, к большому сожалению, среди них и этнические мусульмане. А разве так должно быть? Ведь в Исламе очень большая моральная составляющая и в нём всему и каждому отведено своё место. Где если не в Исламе должны уважаться пожилые, тем более те, кто защищал страну, кто день и ночь, в голод и холод безвозмездно работал в тылу, приближая своим трудом светлую сегодняшнюю нашу жизнь. От Второй мировой войны в той или иной мере пострадали последователи Ислама всего мира. В войну впрямую были вовлечены мусульмане Эфиопии, Албании (которые были захвачены фашистской Италией), Югославии, Польши. Под давлением и принуждением вступить в войну находились мусульмане Турции, Ирана, Ливии. Глобальным стратегическим планом Гитлера предусматривался захват Турции и Ирана, овладение Египтом и всем Ближним Востоком (читай священными городами Меккой и Мединой) с его запасами нефти. С первых же дней войны мусульмане СССР, как люди, так и духовные организации, начали вносить свою лепту в дело защиты страны. Нам, мусульманам, полезно помнить то, что в первые же дни после нападения врага Центральное Духовное управление мусульман в Уфе обратилось к мусульманам страны с призывом встать на защиту Отечества. Подавая личный пример, председатель ЦДУМ – муфтий Габдрахман Расулев и верующие собрали и направили в Москву средства на строительство танковой колонны. Следует отметить, что население мусульманских регионов СССР: Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана и Казахстана, Северного Кавказа и Азербайджана внесли значительный вклад в общую победу, как на фронте, так и в тылу. Среди заслуживших самое высокую награду в этой войне – звание Героя Советского Союза из общего числа свыше 11 тыс. человек много этнических мусульман. Среди них 161 татарин, 96 казахов, 67 узбеков, 43 азербайджанца, 38 башкир, 16 туркменов, 15 таджиков, 12 киргизов, 6 адыгейцев, 6 чеченцев и 5
крымских татар (Ахметхан Султан – дважды). Есть, наверное, мусульмане и среди осетин (общее число героев среди этого народа 31 человек) и кабардинцев (общее число 6 человек).

А хочу я рассказать о Вильданове Гумере Шакировиче. Гумер Шакирович Вильданов родился в 1924 году в деревне Верхняя Каменка Черемшанского района Республики Татарстан. Детям, рождённым в послереволюционное десятилетие, было особенно трудно – первые годы колхозного становления, голод и нищета. Хлебнул достаточно от этого и маленький Гумер. Но детство оно и есть детство, что многое вспоминается с теплотой, несмотря на невзгоды. Он особенно особенно с ностальгией вспоминал время, когда подростком вместе с деревенскими парнями выгуливал ночью колхозных лошадей, как вокруг костра предавались мечтам о светлом будущем, о том, кем станут. И дети с самых юных лет мечтают о приключениях в жизни. А Гумер мечтал о небе. Тогда все мальчишки мечтали стать летчиками, как легендарные Чкалов, Байдуков, Беляков. Ведь в предвоенные годы каждый мальчик мог без запинки назвать фамилии членов экипажа самолета, совершившего перелет через Северный полюс в США. Но война разрушила все планы. Восемнадцатилетнего Гумера Вильданова призвали в армию в 1943 году. Сначала их, молодых новобранцев, отправили на советско-китайскую границу, в Манчжурию, чтобы заменить ими переброшенные на Западный фронт войска для сохранения баланса сил на восточной границе. Но для фронта нужны были всё новые и новые силы и их, после некоторого обучения и подготовки, также отправили на действующий фронт. Первый боевой опыт он получил, воюя в пехоте на Волховском фронте. В одном из сражений его природная смекалка и интуиция спасла жизнь однополчанину, хотя подвела его самого. Но во всём кроется Божья премудрость и замысел. И этот случай помог реализоваться его детским мечтам. Об этом он сам рассказывает так: «Однажды мы сидели в окопах в ожидании боя с превосходящими силами противника. Вдруг командир скомандовал: «Воздух!». Подняв голову, я увидел десяток летящих в нашу сторону немецких самолётов. Вместе со всеми я прижался к земле. Но вспомнил, что один боец не в окопе, а «спрятался » за куст. С мыслями о том, что он же может пропасть, я встал, изо всех сил подбежал к нему обхватил рукой его за плечи и с собой увлёк на дно окопа. Тотчас же немецкие снаряды накрыли наши траншеи. Придя в себя после бомбардировки и желая встать, я понял, что правая нога не слушается и какая-то вся тёплая. Взглянув я увидел, что она вся в крови. Не успел я даже толком перевязать ногу как услышал близкий шум идущих на наши позиции вражеских танков. Сразу же послышались редкие атаки наших бронебойцев, но они не смогли их остановить. Тут я увидел, как один из рядом лежащих солдат бросил под гусеницы приближающегося танка связку гранатов, но это его не остановило, и танк всё продолжал идти на наш окоп. Настал мой черёд. Я быстро связал несколько гранат и со всех сил бросил на танк. Помню лишь прогревший мощный
взрыв…».

1-1

После выписки из госпиталя умелого стрелка командируют в 95-й гвардейский штурмовой авиационный Краснознамённый полк, находящийся в составе 5-й Гвардейской штурмовой авиационной Запорожской Краснознамённой дивизии, где он начинает служить воздушным стрелком. Вот была радость у Гумера, ведь он попал в авиацию и, пусть даже не лётчиком, но всё-таки будет летать. На Украинском фронте во 2-й эскадрилье этого полка гвардии сержант Гумер Вильданов и пройдет все свои фронтовые университеты до самого победного дня. Именно здесь пригодились прекрасные качества характера, которые у него были: трудолюбие, ответственность, доброта, отзывчивость, безотказность в помощи. И стал он летать на бронированодвухместном Ил-2 стрелком, в задачу которого входил отстрел из пулемёта вражеских истребителей. Благодаря его точности было сбито много немецких «юнкерсов» и «мессеров», а наши самолёты и бойцы остались живы. О боевых заслугах и географии полётов Гумер абы говорят полученные им награды: «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и самые главные – орден Отечественной войны 1-й степени и медаль «За отвагу». Последнее он получил за выполнение боевых заданий на территории Венгрии. В гражданское время к ним добавились юбилейные медали. Но унаследовавшего от своих родителей только положительные качества, такие как любовь к труду, твердость характера, справедливость, уважение к старшим, память о родине, выросшего в пропитанной мусульманской моралью татарской деревне джигита Гумера Вильданова манили не награды. Любовь к малой родине, уважение к памяти предков, забота о добротной жизни своей семьи, желание подарить будущим детям и внукам мирное будущее двигало им. Так же, как и миллионы наших фронтовиков, вернувшихся домой и оставшихся там, среди которых был и его брат Усман. После окончания войны и демобилизации он вернулся в Куйбышев. Но война есть война. И она оставила на его теле свои отметины – боевые ранения, сделав его инвалидом. Тяжелые военные годы и испытания, выпавшие на долю молодого Гумера, не сломили его. Он остался человеком, сохранившим в себе веру во Всевышнего, в жизнь, в доброту. Начались трудовые будни, восстановление разрушенной страны. Так же как и на войне, где он до конца выполнил свой солдатский долг, продолжал Гумер абы честно трудиться и в мирное время. Женился. Они с женой Мамдуха-апа воспитывали четырёх дочерей: Фирузу, Гелсем, Разию и Данию. Своим детям и внукам он привил только хорошие качества, рассказывал о духе братства, преданности Отечеству и своему делу. И это возымело результат. Сегодня всех детей Гумер-абы Вильданова в татарской среде знают как добрых, трудолюбивых, успешных, щедрых, соблюдающих национальные и религиозные традиции, достойных своих уважаемых родителей людей. Особой гордостью покойного Гумер-абы был внук Гамаль, прошедшей по военной стезе деда, который прошёл армейскую срочную службу в авиации. У Гумер абый остались незабываемые воспоминания о своих однополчанах. С ними он поддерживал связь до конца своих дней. Его жена Мамдуха апа была очень хлебосольной и у них всегда подолгу гостил кто-нибудь из однополчан. Приезжали из Ленинграда, Уфы, Казахстана… Особенно остался близким он со своим сослуживцем, можно сказать, соплеменником – казахом и единоверцем – командиром звена 91-ого Гвардейского Краснознамённого авиационного штурмового полка, полковником авиации, гвардии майором в отставке Байзуллой Акижановым.

1-2В преддверии 45-летия Великой Победы редакция самарской областной татарской газеты «Бердемлек» получила из Алма-Аты письмо от Файзуллы Акижанова, где он поздравляет его с праздником и с душевной теплотой пишет о своём однополчанине.

В 1990-е годы Гумер абы стал ходить в Старую мечеть, благо она была не далека, по возможности участвовал в религиозной жизни прихода. Дома у них часто устраивали традиционные для татарской жизни щедрые и многолюдные меджлисы.

Гумер-абы Вильданов умер в 2004 году, не дожив до своего 80-летия несколько месяцев. 

Человек умирает, потому что ему предопределена смерть. Но память не должна исчезнуть. С верой в сердце, с молитвой на устах мусульмане обязаны помнить ушедших. Молиться за упокой, за прощение грехов и об удостаивании раем души усопших.

Иршат САФИН.

Журнал «Самарские татары», №1(10), 2015 год.

Просмотров: 2164

Комментирование запрещено