Сведения о том, что история села Старое Ермаково начинается с 1737 года — это понятие условное

img028

Село Старое Ермакове в составе Надыровской волости

Название села Старое Ермаково происходит от имени его основателя, Ярмака (Ярмухаммада), близкого родственника Надыра Уразметова.

Началом истории села принято считать 1737 год. Эта дата зафиксирована в ревизских сказках (в ведомости по учету населения). В то время учету подвергалось лишь податное население, обязанное платить оброк, налог (ясашное население), а служивые — нет.

До этого народ, проживающий здесь, на­зывались казаками, и охраняли восточные границы. Ну а в дальнейшем, когда отпала необходимость охраны Второй Закамской засечной оборонной черты, и в связи с продвижением границы дальше на Восток, часть здешнего населения были переведены в разряд ясашных крестьян, о чем было зафиксировано в ревизских сказках.

Сведения о том, что история села Старое Ермаково начинается с 1737 года — это понятие условное. Вне всякого сомнения, люди здесь проживали с самых незапамятных времен.

Гора Юкале тау и река Сок, протекающая у её подножия, являлись природной крепостью. Река Сок служила надежным препятствием при наступлении врага. Такие места назывались «Торым Тау», в переводе — застава, надзорная точка, удачное место для сдерживания вероятных врагов, как сторожевой пост. Для подтверждения версии о проживании здесь людей в Булгарской, Золотоордынский и другие периоды требуется ведение различных изысканий.

В процессе сооружения Новой Закамской оборонительной линии кроме служилых татар в эти края были переселены мордва, чуваши, марийцы и русские. Их обязанностью была охрана границ и освоение новых земель. .

Двойное, даже тройное историческое назва­ние сел, расположенных на берегу реки Сок, так же дают основание считать, что они были основаны задолго до устройства Закамской оборонительной линии.

Ученые-историки склонны полагать, что эти земли были южным форпостом и в бытность Булгарского государства, Золотой Орды, Ка­занского ханства и Ногайской Орды.

Судьба Ярмухаммада (Ярмака), в честь которого названо село Старое Ермаково

После завоевания Казани при всех царях Московского государства вопросу христиани­зации инородцев уделялось особое внимание. Это резко усилилось во время царствования Петра 1.

При этом татарским феодалам и мурзам ставится категорическое условие: если они не примут христианство, то их земли будут передаваться в казну.

Ярмухаммад отказывается от принятия хрис­тианства. В результате его земли становятся ка­зёнными и через банк выставляются на торги.

Большинство мурз и богатых людей во имя сохранения своего богатства принимали крещение. Таким образом, народ стал лишен элиты и нация была почти обезглавлена. Но нашлись патриоты, которые, даже потеряв земли, богатства и чины, сохранили свою веру и национальное достоинство.

Благодаря им, татарский народ сохранился и получил дальнейшее развитие. Их называли «лапотными мурзами». Среди них был и Яр­мухаммад — основатель села Старое Ермаково.

Уходя, Ярмухаммад дал наказ своим зем­лякам, чтоб те любой ценой выкупили бывшие его земли через банк, что и было сделано в последующем. Его контору купил старик по имени Михман, который там и прожил всю жизнь.

Поскольку сумма выкупа земли была большая, жители села были вынуждены при­нимать к себе и чужих переселенцев. Среди них были не только татары, но и чуваши, и даже марийцы. Среди пришлых людей было всякого народа: те, кто хотел иметь свои земельные наделы, убегающие от насильственной христианизации и участвовавшие в бунтах против царя. 

Первые летописцы села

img028

В более позднее время, когда село формировалось, нашлись люди, умеющие писать. Они украдкой писали то, что происходило здесь. Гатиятулла Ахмадуллин переписал, сохранил все эти сведения и продолжил их записи:

1. Зариф сын Нигматуллы в своих записях, датируемых 1836 годом, пишет, что они из рода Кучума. Туканой и Зариф поведали, что их дед переселился из Кушнара и обосновался 10-ым двором.

2. Один из тех, кто начинал записывать историю села — Хуснутдин сын Шарафутдина, который проживал в 1836-х годах. Он писал, что его дед Сейфульмулюк поселился в селе 12-ым двором в начале XIX века.

3. Абдрашит писал, что его отец Мухамметдамин, сын Габделжаббара, поселился в село 9-ым двором. Они тоже переселились, убегая от политики христианизации. Переехали из Сабы.

Отрывок из книги «История села Старое Ермаково» (автор — Ф.Х.ШИРИЯЗДАНОВ).


КОНТЕКСТ:

Рәсәйдәге беренче нефть заводы 1750нче елда Камышлыда төзелгән

* * *

“Иске Ярмәк авылы тарихы” исемле китапны кайдан сатып алырга мөмкин?

 

Просмотров: 1704

Комментирование запрещено