Михаил Худяков внес огромный вклад в изучение истории татарского народа

69785602_2488064397947136_7181366970258817024_oСегодня исполнилось 126 лет со дня рождения Михаила Худякова, российского историка, археолога.

М.Г.Худяков находился у истоков научного татароведения, внес огромный вклад в изучение истории Казанского ханства, духовной и материальной культуры татарского народа.

Он родился в городе Малмыж бывшей Вятской губернии 3 (15) сентября 1894 года в купеческой семье. Основное образование Худяков получает в Казани — заканчивает 1-ю мужскую гимназию (1913), потом Казанский университет (1918). Дальнейшая судьба Худякова в Казани связана с музейным делом, он также преподавал в археологическом и этнографическом институте (1919-1922). В 1923 году М.Г.Худяков становится одним из создателей «Общества Татароведения», которое сыграло важную роль в изучении истории, этнографии и культуры народов Поволжья. В этот период Худяков написал десятки научных трудов по истории татарского народа, самый знаменитый из них — книга «Очерки по истории Казанского ханства» (1923).

В феврале 1925 года М.Г.Худяков переезжает в Ленинград, устраивается научным сотрудником Публичной библиотеки. В 1926-1929 гг. М.Г.Худяков учится и заканчивает аспирантуру Государственной Академии Истории Материальной культуры (ГАИМК). После успешного окончания аспирантуры в 1929 году М.Г.Худяков назначается старшим ассистентом в Ленинградский университет, впоследствии Ленинградский историко-лингвистический институт. С декабря 1929 года по февраль 1933 года М.Г.Худяков является ученым сотрудником, а затем научным сотрудником Института по изучения народов СССР при АН СССР (ИПИН). Одновременно, с марта 1931 г. М.Г.Худяков — научный сотрудник 1 разряда ГАИМК по сектору Доклассового общества, с 1933 г. по сектору Феодального общества. В середине 1930-х годов имя Михаила Георгиевича Худякова стоит в одном ряду с известными востоковедами и тюркологами страны, его приглашают в Москву читать лекции, он начинает писать учебники, готовит большие рукописные работы к печати. В этот период он организует десятки археологических экспедиции на Поволжье и Урал, пишет сотни научных трудов по истории народов Поволжья и Урала, а про татар Худяков написал более шестидесяти научных трудов.

Принимая во внимание плодотворную научную деятельность, высокий уровень работ М.Г.Худякова, Академия представила своего сотрудника к присуждению степени доктора исторических наук без процедуры защиты. В феврале 1936 года Высшая аттестационная комиссия Наркомата просвещения удовлетворила это ходатайство и утвердила Михаила Георгиевича Худякова в ученой степени доктора исторических наук без защиты диссертации и в ученом звании действительного члена Института истории доклассового общества ГАИМК по специальности «История доклассового общества».

Однако радость от заслуженного успеха была заслонена набирающей ход компанией по поиску «врагов народа» в академических научных учреждениях. 9 сентября 1936 года Михаил Худяков был арестован по обвинению в участии в троцкистско-зиновьевской организации и работе в боевой террористической группе. Уже 19 декабря 1936 года состоялось заседание Военной коллегии Верховного Суда СССР, которое приговорило М.Г.Худякова по ст.58-8 и 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания — расстрелу, с конфискацией имущества. В тот же день приговор о расстреле Худякова Михаила Георгиевича приведен в исполнении в г. Ленинграде.

Доброе имя ученого было восстановлено лишь годы спустя. 27 июня 1957 года та же Военная Коллегия Верховного суда СССР реабилитировал М.Г.Худякова. До сих пор неизвестно, где он похоронен.

М.Г.Худяков находился у истоков научного татароведения, внес огромный вклад в изучении истории Казанского ханства, духовной и материальной культуры татарского народа. Анализ творческого наследия ученого позволил нам прийти к следующим выводам:

М.Г.Худяков одним из первых в российской историографии попытался преодолеть определенную тенденциозность в оценке истории Волжской Булгарии и Казанского ханства, выступил первым серьезным исследователем внутреннего устройства, социально-экономической и политической жизни, внешней политики, культуры средневекового татарского государства. Трудом его жизни можно назвать фундаментальное исследование «Очерки по истории Казанского ханства», до сих пор являющееся единственной в своем роде научной монографией, детально рассматривающей основные этапы его становления и развития, особенности существования и взаимодействия с Русским государством. Ученый оставил интереснейшие наблюдения о генезисе татарской материальной культуры, выразившейся в оригинальной архитектуре, замечательных археологических памятниках. Опираясь на различные источники, он попытался воссоздать ландшафт и облик древней Казани, поражавшей современников своим богатством и изысканным восточным колоритом. Не менее важными представляются идеи М.Г.Худякова о преемственности булгарской и татарской культур, сформировавших уникальное цивилизационное пространство, оказавшее значительное влияние на жизнь русского и других народов Среднего Поволжья.

Михаил Худяков справедливо считал, что в основе татарской культуры лежит городская составляющая, основанная на богатой и многовековой истории, опыте собственной государственности. Он видит проявление городской культуры и в быту народа, фактами доказывает его стремление к богатой и красивой жизни. Ученый не оставляет без внимания и влияние ислама на духовное развитие татарского народа. В своих трудах он доказывает, что ислам принес в татарский мир науку, просвещение. культуру и традиции Востока. Деятельность ученого многогранна, полет его мыслей, область исследований очень широка, а открытия и наблюдения довольно полемичны, но, в основе своей, безусловно объективны…

М.Г.Худяков является одним из основоположников научного финно-угороведения. Его перу принадлежат значительные и многочисленные исследования по истории, материальной и духовной культуре мари, удмуртов, чувашей и мордвы. Он изучает богатую археологию, верования, образ жизни, фольклор этих народов, еще раз подтверждает их автохтонность на территории Среднего Поволжья. Древний и многообразный мир финно-угоров, по мнению ученого, оказал мощное воздействие на славянский и тюркские этносы, и одновременно, приобрел специфические черты под влиянием ислама и христианства.

Делая итог биографии Михаила Худякова, хочется сказать следующее: он ученый, посвятивший свою жизнь науке и только науке. У него не было ни семьи, ни детей. Всю свою жизнь он провел в различных архивах, музеях, библиотеках и экспедициях. Как видно из его трудов, он работал изо всех сил, с уважением относился к представителям других народов, к истории и культурыетатар, удмуртов, чувашей, марийцев, мордвы и других народов Поволжья и Урала. Эти народы тоже не забывают своего ученого — в последние годы перепечатаются научные труды Худякова, пишутся научные труды о нем, в Казане и в Кукморе есть улицы имени Михаила Худякова. В Малмыже каждый год в октябре, в краеведческом музее проводятся «Худяковские чтения», в Кирове, в областной библиотеке им. Герцена состоится выставка, посвященная М.Г.Худякову. Автор этих строк Фаузия Байрамова написала две книги о М.Г. Худякове — «Михаил Худяков и история татарского народа» (2003) и «Михаил Худяков и историко-культурное наследие народов Среднего Поволжья» (2007), так же в 2006 году защитила кандидатскую диссертацию по научному наследию М.Г.Худякова. Возвращение имени замечательного русского ученого М.Г.Худякова — историка, этнографа, археолога, человека, внесшего неоценимый вклад в правдивое, непредвзятое освещение истории татар и популяризации его творческого наследия должно стать справедливым шагом в признании выдающихся заслуг этого неутомимого исследователя истории и культуры народов Волжско-Камского края.

tatar-congress.org

Просмотров: 838

Один комментарий

  1. Большое уважение Михаилу Худякову за его огромный труд и вклад в историю нашего народа.