«Скоро у нас не останется ни писателей, ни языковедов, ни артистов»: татарская элита просит реанимировать систему национального образования

vrBRZXHhXcVSkNk8aAsZ-watermarkИ пока одни бьют тревогу и просят принять срочные меры, в Минобрнауки Татарстана пытаются заверить: работа по развитию татарских образовательных учреждений кипит.

- Скоро у татар не останется ни писателей, ни языковедов, ни артистов, ни других национальных кадров, — делился прогнозом председатель Союза писателей Татарстана Ркаил Зайдулла. – А вы знаете, что если исчезнет культура, то пропадет и нация? Это аксиома.

Обеспокоенный будущим татарского народа политик выступал с трибуны перед полуторатысячной аудиторией на Съезде Всемирного конгресса татар, который прошел в Казани.

- У нас уже больше половины нашего народа не знает по-татарски, и даже у тех, кто знает, язык половинчатый. Потому что у нас практически нет национального образования, сеть национальных школ разрушена, возможности сдавать ЕГЭ на родном языке тоже нет, — сокрушался депутат Госсовета. 

Система татарского национального образования – тема, которая стала одной из наиболее обсуждаемых в дни Съезда. Своими тревогами и радостями на эту тему татары со всего мира делились и с высоких трибун во время официальных выступлений, и в кулуарах, и за обеденным столом. Председатель союза писателей Татарстана решил  заострить внимание первых лиц Татарстана и других видных деятелей татарского народа на проблеме публично, пользуясь случаем, пока те все вместе сидели за общим президиумом на пленарном заседании Съезда.

В своем докладе Ркаил Зайдулла указывал на самые злободневные моменты существующей сегодня системы нацобразования. По его словам, родные языки чуть ли не выгнали из школ. Да чего греха таить? Татарский язык и татарская литература уже давно совсем не изучаются в 10-11-х классах, так что татарские дети не получают даже среднего образования по этим дисциплинам.

- В этом году ЕГЭ по татарскому языку на весь Татарстан сдавала одна девочка! Обрадовались, конечно. Вот только поплакать забыли, — посетовал выступающий.

Так что же делать, вопрошал спикер. Ведь сказать по правде: никто не позаботится о татарах, кроме самих татар. Сам же он, отвечая на свой вопрос, предложил вспомнить, как до большевистского переворота не менее 200 лет система татарского национального образования существовала без всякой поддержки государства стараниями состоятельных татар. Благо и сейчас татарский народ не самый бедный, по крайней мере, на строительство мечетей деньги находятся всегда.

- Строительство мечетей – дело очень нужное, богоугодное. Но блага от открытия частных татарских школ не меньше. Важно не забывать, а главное — не дать забыть и федеральным властям: в сегодняшних условиях, когда внешняя политика России направлена на Центральную Азию и Восток в целом, государству будет лишь польза, если татары будут знать свой язык и не растеряют своей самобытности. Предыдущие русские цари это хорошо понимали, — поделился своими размышлениями писатель и выразил надежду, что в ближайшем будущем политика все же изменится в лучшую сторону по отношению к малым народам, национальному образованию.

К слову, не забыл отметить Зайдулла в решении проблемы старания первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, по инициативе которого в республике открываются полилингвальные школы.

- Как по мне, в деятельности Всемирного конгресса татар это направление тоже должно быть самым важным. А то кажется, что гораздо больше внимания мы уделяем старшему поколению, умеющему петь и танцевать, — подчеркнул спикер.

Кроме идеи открытия частных школ писатель предложил создавать и дошкольные татарские образовательные учреждения или даже целую сетку воскресных школ, а то и семейных. Ведь в плане знаний татарского языка многие родители и сами знают не больше малышей. Успешные примеры работы таких проектов уже есть в других регионах. Например, в поселке Каргала Оренбургской области открыли национальный детский центр. Такие же учреждения есть в больших татарских селах Чувашии, деревне Средняя Елюзань Пензенской области.

То были эмоции и глубокие философские размышления. О том, как дела обстоят по факту, на Съезде татар рассказывала заместитель министра образования и науки Татарстана Минзалия Закирова. Спойлер — чиновница говорила лишь о позитивном опыте развития национального образования, не указав на проблемы.

По словам замминистра, на сегодня татарский язык изучается в более чем 1 000 этнокультурных школах в  28 регионах России (много это или мало — докладчица, по-видимому, решила оставить эту оценку на усмотрение слушателей). По изучению языка и культуры функционируют национальные татарские центры, общественные организации, воскресные школы. Кроме всего прочего, в далеких зарубежных странах, таких, как Канада, Кыргызстан, Франция, Япония, успешно ведут свою деятельность татарские онлайн-школы, языковые курсы.

- За последние три года татарский детский сад открылся в Ульяновской и Тюменской областях, в Пермском крае, Мордовии, появились новые школы, в Нижнем Новгороде — кабинет татарского языка. В Самаре был отмечен 25-летний юбилей национальной школы «Яктылык». В 7-й школе Самары, в Аксеново (Мордовия), в Кунашакском районе Челябинской области началось преподавание татарского языка. Все это достойно похвалы, – отметила Закирова.

Создание условий для развития национальной системы образования не только в Татарстане, но и во всех других регионах, где проживают татары, – это одна из главных задач ведомства, признала спикер. Но для реальных успехов в этой сфере нельзя полагаться только на усилия республики, нужно работать вместе, сообща, уверена она. На сегодня уже подписано соглашение с 34 министерствами регионов России. Кроме того, тесную работу с регионами ведут и районы республики. Постоянные переговоры татарстанского Минобрнауки с коллегами из федерального центра тоже дают свои плоды: самое радостное, что количество уроков в учебном плане сохранится.

- В 2021 году в регионы было направлено более 15 тысяч учебников татарского языка и татарской литературы на сумму 6 млн рублей. Мы продолжим эту работу и в этом году и отправим учебники в том же объеме, — пообещала заместитель министра.

Но на одних книжках далеко система национального образования не уедет. В ведомстве прикладывают много усилий, чтобы она развивалась в ногу со временем, и немалую роль в этом играют электронные ресурсы. Предмет гордости в этом плане для татарстанского Минобрнауки — запуск электронного проекта преподавания татарского языка на базе платформы «СберКласс», которая доступна для всех учителей.

- Да, у нас есть все ресурсы для изучения татарского, но какими бы совершенными они ни были, решающая роль в учебном процессе возлагается на педагога. Поэтому вопрос подготовки кадров и повышения их квалификации с каждым днем становится лишь актуальнее, — заговорила о новой проблеме Закирова.

Спикер напомнила, что для решения вопроса каждый год в КФУ принимается 125 студентов-целевиков, которые получают по 15 тысяч стипендии. Для учителей из регионов разработаны специальные методические вебинары. Проводятся семинары и совещания. На сегодня 245 учителей татарского языка со всей России уже прошли курсы по обновленным федеральным стандартам.

- Каждый год учителя татарского повышают квалификацию за счет бюджетных средств республики. А в этом году 25 специалистов впервые переобучились на учителей татарского языка и литературы,- поделилась спикер.

Отдельно Закирова обратила внимание заседающих на то, что во время летних каникул для татарских детей из регионов России и зарубежья в Татарстане открываются профильные языковые смены. Эффекта от подобного опыта было бы куда больше, если такие же лагеря открылись бы и в самих регионах.

- Со своей стороны мы готовы обеспечить смены кадрами. Особенно похвально будет организовать языковые лагеря в Новосибирске, Самаре, Саратове, Красноярске, Челябинске, Перми и Курганской области, — предложила замминистра.

Найдут ли все эти предложения свою реализацию, покажет лишь время.

kazanfirst.ru

Просмотров: 395

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>