Габдрахим Утыз-Имяни: реставрация Корана Османа, редактура поэмы Кул Гали и новый комплекс в Тимяшево

4a65f377d9811ed976e6df3d40cc92ddНа Юго-востоке Татарстана создается новый культурно-исторический комплекс: в селе Тимяшево Лениногорского района создается центр Габдрахима Утыз Имяни. Подробнее в материале «Миллиард.Татар».

Забытый Утыз-Имяни

На прошедшем в начале августа VII-м Всемирном конгрессе татар наиболее острая дискуссия среди делегатов развернулась вокруг темы, связанной с осмыслением роли крупных фигур в истории татарской нации. По замыслу идеологов, такой подход позволит отыскать скорейшие решения наиболее остростоящих перед современным татарским социумом вопросов. В ходе проведения панельной дискуссии «Исторических личностей…» многие из выступающих высказались об отсутствии знаний о национальных героях культуры, науки и политики прошлых веков.  Это фактически приводит к тому, что среди основной массы современного татарского населения не сформировано ощущения единства и национальной гордости. Не способствует улучшению положения провозглашенный с высоких трибун курс на усиление знаний по татарской национальной истории и культуре среди подрастающего поколения за счёт создания на известных видеохостингах специального контента.

Однако это не совсем так. Одним из забытых героев прошлого татарского народа можно признать Габдерахима Утыза Имяни ал-Булгари. Главным делом его жизни, по мнению мусульман-богословов, является реставрация в г. Самарканд примерно около 1789 года одного из древнейших Коранов в мире (Коран Османа). Об этом свидетельствует Шигабутдин Марджани в книге «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар».

Реставрация рукописи Корана

Сразу хочется отметить важность для мусульман этого события. Согласно канонической точки зрения, священная книга Коран была передана путём откровения пророку Мухаммеду. Поэтому любое изменение в тексте или вольная трактовка написанного рассматривается мусульманами как один из самых страшных грехов, исказивших смысл слов Всевышнего. Исходя из этого, можно сделать вывод, что только досконально знающие Коран люди допускались и допускаются к работе по переписыванию текстов пророка Мухаммеда или по его реставрации.

В отношении Корана Османа положение осложнялось тем, что единого текста в виде единой книги просто не существовало. Различные части Корана, созданные ещё при зяте Мухаммеда, третьем халифе Османе, были записаны на различных пергаментах.

При перевозке на новое место могли быть утеряны некоторые из частей Корана. Именно с этой дилеммой столкнулся Габдерахим Утыз Имяни ал-Булгари в начале своей работы с Кораном. Согласно одной из версий, пять первых экземпляров священной для мусульман книги были разосланы в основные города Халифата. Шестой, личный экземпляр, халиф Османа оставил себе. В итоге, Корана Османа оказался на хранении в столице халифа – городе Куфа. Откуда в результате иракского похода был в начале XV в. перевезен Тамерланом в Самарканд.

Возвращение на родину

Получив отличное богословское образование в различных медресе Средней Азии и Афганистана и восточных языков, Утыз Имяни путем сравнения с остальными пяти вариантами смог в кратчайшие сроки успешно восстановить целостность текста Корана Османа. Проведенная работа ал-Булгари оказалась настолько успешной, что отреставрированный текст был признан всем мусульманским сообществом.

Доскональное знание текстов священной для мусульман книги позволила Утызу Имяни, уже будучи вернувшимся на родину в Казанскую губернию, активно продвигать свои идеи через публицистическую деятельность. Ещё будучи студентом медресе Бухары, Самарканда, Герата, Кабула и Балха, Утыз Имяни смог прославиться в качестве автора многочисленных поэтических произведений, богословских трактатов, трудов по философии, комментариями к трудам прославленных ученых-богословов. Знание восточных языков позволило ал-Булгари быть в курсе всех последних публикаций современных мусульманских авторов. Именно поэтому все его публикации находили широкий отклик у читателей. Его призывы к образованию и к овладению новыми знаниями стали лейтмотивом стремящегося к обновлению татарского общества XIX в. Однако достигаться это должно путем возврата к чистому исламу. Именно в строгом соблюдении религиозных канонов Утыз Имяни видел путь к сохранению этноконфессиональной самобытности татарского народа.

Поэма о Йусуфе

По мнению ученых, главным итогом всей жизни ал-Булгари явился его труд «Утыз Имяни мэслэге» («Взгляды Утыз Имяни»), подготовивший почву для становление взглядов лидеров татарского обновленческого движения (джадизима): Габденасыр Курсави, Шигабутдин Марджани, Каюм Насыри и др. Впрочем, в советский период Габдерахим Утыз Имяни ал-Булгари был известен более как редактор, подготовивший к изданию знаменитую поэму средневекового булгарского поэта Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф». С 1839 по 1917 годы обработанный Утыз Имяни вариант поэмы издавался около 70 раз. Академическое издание этого сочинения, увидевшее свет в 1983 году, осуществлено на базе рукописи, лично утвержденной к печати Утыз Имяни еще в 1824 году. Только в последние годы стали подробно изучаться его другие труды.

Сама фигура Утыз Имяни, как и его богатое литературное наследие, не могли остаться незамеченным. По замечанию депутата лениногорского села Тимяшево Айрата Габидуллина, вот уже несколько десятилетий имя славного татарского ученого мужа является для сельчан примером для подражания. Ещё в далеком 1994 г. в связи с 240-летием празднованием дня рождения Габдрахима Утыз Имяни общими усилиями жителями села на месте, где располагается его могила, был воздвигнут средневековый каменный мавзолей. В последствии он был признан объектом культурного наследия республиканского значения. Не забывают жители села и могилу его сына Ахметжана. Она была обнаружена, а надгробный камень отреставрирован.

«Проект находится на завершающей стадии реализации»

«Для нас Утыз Имяни остается таким же живым и уважаемым, каким он был при жизни. Именно поэтому одна из центральных улиц села Тимяшева носит его имя. В Тимяшевской средней школе ежегодно проводятся посвященные его наследию конференции. На средства республиканского гранта в школе будет организован музей-кабинет им.Габдерахима Утыза Имяни ал-Булгари», — рассказал Габидуллин.

На прошедших 6 сентября 2018 г. публичных слушаниях жителями села Тимяшево было принято решение увековечить память Габдерахима Утыза Имяни ал-Булгари при помощи возведения в центре села культурно-исторического комплекса. Данная инициатива была в целом поддержана республикой путем выделения специального гранта. На сегодняшний день данный проект находится на завершающей стадии реализации. Уже выполнено порядка 80% от всех запланированных работ.

Согласно плану главного архитектора Марата Абдрахмановича Аманкулова данный проект представляет из себя расположившееся на площади 850 кв. метров пространство, состоящее из колонн, отделанных природным камнем и увенчанных купольной конструкцией, и объекта-сквера для проведения общественных и культурно-просветительских мероприятий деревни Тимяшево.

Все архитектурные решения данного проекта основываются на среднеазиатских традициях по организации общественного пространства. Одним из ярких примеров, которые легли в основу данного проекта, по мнению архитектора, является одна из архитектурных жемчужин современного Узбекистана – площадь Регистан в городе Самарканд. Обращение к архитектурным традициям Средней Азии должно по замыслу М.А. Аманкулова подчеркнуть исторические факты из жизненного пути Габдрахима Утыз Имяни и отобразить его вклад в религиозное направление татарского народа.

Опыт, полученный при проектировании мечетей, и знакомство с архитектурным наследием Татарстана помог архитектуру проекта М.А. Аманкулову поймать необходимую пропорцию и гармонию для воплощения в камне образа идей признать Габдерахима Утыза Имяни ал-Булгари. Автор проекта надеется, что реализация проекта позволит начать большое движение по общему благоустройству деревни Тимяшево. Разнообразная структура сквера создает условия для повышения жизненной активности сельчан, так как предполагается, что территория данного сквера будет использована для проведения различных мероприятий. Поэтому на территории возводится фонтан с зонами отдыха, детская игровая площадка, а для любителей активного отдыха и спорта спортивная площадка с тренажерами.

milliard.tatar

Просмотров: 387

Комментирование запрещено