Самарские башкиры: история и культура

башкирыНа юго-востоке Самарской области, в Большеглушицком и Большечерниговском районах проживает небольшая, но достаточно устойчивая в этнокультурном отношении группа башкир. В далеком прошлом этот народ вел полукочевой образ жизни. Территория современной Самарской области являлась западной окраиной башкирских кочевий. Первые достоверные упоминания о пребывании башкир в степях Самарского края относятся к Х в. – о них писал знаменитый арабский путешественник Ахмед Ибн-Фадлан, являвшийся секретарем посольства из Багдада в Волжскую Булгарию в 921-922 гг.
Первые постоянные башкирские поселения на юго-востоке современной Самарской области появились в конце XVIII в. Поселения Муратшино и Таш-Кустьяново современного Большеглушицкого района, Имелеево, Утекаево, Денгизбаево, Кочкиновка, Кинзягулово, Хасьяново нынешнего Большечерниговского района, основаны и населены башкирами. Кроме того, башкиры живут в соседних населенных пунктах вместе с русскими, татарами, казахами, чувашами и другими народами.
башкиры4Находясь в некотором отдалении от основной массы своего народа, самарские башкиры сумели сохранить различные особенности традиционной культуры.
В каждом селе есть жилые и хозяйственные постройки, сложенные из саманного кирпича, в некоторых летних кухнях имеются нары, выполнявшие в прошлом универсальную функцию – на них спали, ели, принимали гостей. У некоторых пожилых людей сохранились элементы традиционного костюма, а во время проведения фольклорных праздников используется одежда, стилизованная на традиционный манер.
В фольклоре самарских башкир до сих пор четко прослеживаются реликты древних верований. Об отголосках тотемизма свидетельствуют рассказы о животных, которым нельзя причинять вред. Среди них: журавль и лебедь, похожие в своем парном танце на людей, а также грач – вестник Весны. Неприкосновенным животным считался сурок. И сейчас рассказывают о царице змей – белой змее, которая имеет чудесный рог на голове. Если подложить под нее платок, то она оставит на нем свой рог, что принесет хозяину платка счастье и благополучие.
башкиры6О древнем культе коня, характерном для башкир и других скотоводческих народов, свидетельствуют рассказы о крылатых скакунах тулпаре и акбузате. По рассказам местных башкир, раньше во время сильной засухи находили лошадиный череп и бросали его в воду – такое обрядовое действие должно было вызвать дождь. Отголоском культа коня является и то, что детей иногда называли ласково «жеребенок мой». Сегодня информаторы объясняют это тем, что лошади – красивые животные, и между ними существуют красивые отношения.
Реликты тотемизма прослеживаются и в своеобразной культуре сновидений. У самарских башкир существовали различные толкования снов, в зависимости от того, какое животное приснится человеку. Так, если снилась злая собака, то это предвещало появление врага, добрая – верного друга, если человек во сне доил корову – это к добру, если снилась сорока – будут новости, ворона – следует ожидать неприятностей.

башкиры3И сегодня в каждом башкирском селе рассказывают о сверхъестественных существах, якобы обитавших в этих местах. Так, например, рассказывают о находившихся недалеко от поселений водоемах, в которых водились драконы-аждаха, затем их унесли облака, а водоемы эти со временем высохли. Рассказывают также о злом существе албасты, образ которого стал у самарских башкир нарицательным (так могут назвать любую женщину с нечесаными волосами).
В памяти местных башкир сохранился еще один фантастический персонаж – бисура. Его описывают как маленькое неопрятное существо, живущее в доме. В рассказах и поговорках сидит
он за печкой, подпоясавшись поясом. Бисура, в общем-то, является безобидным персонажем – просто он отпугивает своей неряшливостью. Исследователи, однако, указывают, что когда-то бисура считался злым существом, которое причиняло людям болезни и другие неприятности. Се-
годня этот образ также стал нарицательным: неряшливому человеку могут сказать: «Ходишь, как бисура».
башкиры2Есть поверья о шурале, убыр, мяскяй. Башкирский фольклор имеет много общего с татарским, что является дополнительным свидетельством близкого родства этих народов и их культур.
Ислам также оказал большое влияние на фольклор самарских башкир. Различные мусульманские святые стали популярными героями легенд и преданий. Все это является свидетельством сложности и многообразия башкирского фольклора.
До революции в каждом башкирском селе была  мечеть, затем все они прекратили существование. Сегодня мечети действуют в башкирских селах
Муратшино и Таш-Кустьяново.
Вновь проводятся традиционные праздники – Йыйын, Каргатуй и др. благодаря активной работе общественных организаций «Курултай (конгресс) башкир» Самарской области и г. Самары. В Самаре и в области работают башкирские музыкальные коллективы, членами которых в основном являются дети и молодежь.
башкиры5Звучит голос знаменитого музыкального инструмента курая, исполняются красивые традиционные танцы.
Башкирская культура является яркой неотъемлемой частью многонациональной культурной палитры Самарской области.

Михаил Кржижевский,
кандидат исторических наук, доцент кафедры
туризма и гостеприимства и кафедры «Гума-
нитарные дисциплины» филиала ФГБОУ ВПО
«Российский государственный университет
туризма и сервиса» в г. Самаре

«Самар татарлары».

Просмотров: 2001

Комментирование запрещено