12 АПРЕЛЯ — ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
Праздник под названием «День космонавтики» имеет особое значение для Самарской области, поскольку она более полувека считается важнейшим центром ракетно-космической промышленности страны и кузницей кадров для отечественной космонавтики. Такое ее положение обеспечили своей самоотверженной и качественной работой несколько поколений тружеников региона. Известно, что в их рядах достойно трудились и тысячи наших соплеменников, которых в рамках статьи даже перечислить нереально. Но рассказать о тех из них, кто, помимо обеспечения устремленности человечества за границы атмосферы Земли, находил в себе желание и силы продвигать татарскую культуру на земле Самарской, просто необходимо. Редакция журнала попросила сделать это А.К.Надирова, всю жизнь проработавшего в авиационной промышленности и стоявшего у истоков оживления татарской общественной жизни в регионе. За прошедшее с тех пор время Азат Камилович не выключился из деятельности по развитию родной культуры и сохраняет деловые отношения с татарскими «космическими» активистами.
Я, как и, наверняка, все советские люди, с радостью и воодушевлением воспринимал наши космические запуски. После полета первого спутника в 1957 году, успешного возвращения на Землю первых космических путешественников — собак Белки и Стрелки, стали много писать и говорить о возможном полете в космос человека. Этого события ждали. Я тогда не мог предположить, что оно произойдет так быстро. Но вдруг в ясный апрельский день 1961 года в наше конструкторское помещение Государственного конструкторского бюро спортивной авиации вбегает сотрудница и от волнения тихо-тихо говорит: «Человек в космосе». Все вначале как бы онемели, но затем, включив радио, узнали о полете Юрия Гагарина и долго не могли прийти в себя.
Не забываются многие замечательные космические достижения страны: выход в открытый космос Алексея Леонова, изумительно точная, мягкая, в автоматическом режиме посадка корабля многоразового использования «Буран» после его космического путешествия и др.
И вот судьба позволила мне познакомиться и подружиться с создателями этих чудесных космических кораблей и ракетных двигателей — с соплеменниками: Ахметом Нафигиным, Магарифом Раяновым, Равилем Насыровым, Маратом Гибадуллиным, Кешафом Амировым, Мансуром Ямалетдиновым, Минахметом Сагировым, Ильгизом Колючевым, Асфандияром Валитовым, Рауфом Хусаиновым и Тахиром Байбековым. На заводе «Прогресс» (ныне АО «РКЦ «Прогресс»), где создавались многие космические изделия, работал и Шамиль Галимов — журналистом многотиражки. С их участием за последние 26 лет проведено множество мероприятий для татар Самарской области.
Начну, пожалуй, с А. М Нафигина, активного помощника нашего замечательного ансамбля «Ялкынлы яшьлек» («Пламенная молодость»). Вместе с Ахметом и штурманом самолета Ту-154 аэропорта Курумоч Фаиком Фарукшиным осенью 1988 года мы начали деятельность по созданию общественной организации «Туган тел».
В 1963 г. пятикурсником Куйбышевского авиационного института Ахмет прибыл на завод «Прогресс» на практику. Там же он писал диплом, не прося освобождения от работы в цехе. До выхода на пенсию в 2011 году Ахмет Мухаметович ответственно трудился в испытательном цехе космических объектов. Процесс испытаний, всегда тщательно прописанный, нередко подвергался влиянию неожиданных внешних обстоятельств, с которыми приходилось справляться при подключении всех личных знаний и опыта, мобильности и умения держать удар. Обстановка высочайшей исполнительности по качеству и срокам учила умению уплотнять время, сплачивать трудовой коллектив, не размениваться по мелочам.
В те годы «прогрессовцы», как рассказал мне Ахмет, вместе с тружениками огромного количества других предприятий СССР приступили к реализации выдающейся космической программы — лунный комплекс Н1-ЛЗ. Академик СП. Королев взялся за создание более мощной ракеты Н-1. В скором времени она, предназначенная для советской программы полета на Луну, была готова. Однако ей было уготовано всего четыре пробных старта: с 21 февраля 1969 года по 23 ноября 1974 года. Первый полет длился 69 секунд, последний — 107. Четвертая ракета уже практически вышла в космическое пространство. Но опять сбой, и пятый старт «королевской красавицы», как называли Н-1 ее создатели, не состоялся. В том же году советская программа высадки космонавтов на Луну была закрыта, хотя многие считали, что Н-1 близка к окончательной доводке.
Ко всем этим пускам Ахмет имел отношение в рамках своих обязанностей. Он и по сей день вспоминает, как впечатлял этот лунный комплекс, стоявший на старте, — высотой более 105 метров, почти 17-метрового диаметра внизу.
Со временем в подчинении у Ахмета работало 18 человек, которые были представителями шести национальностей. Но это никоим образом не влияло ни на дружеские отношения между ними, ни на процесс ответственного труда. Частенько испытателям приходилось трудиться по 12 часов, выезжать в разные города страны для решения испытательных задач, проводить по 3-5 месяцев на Байконуре.
В начале 90-х годов на заводе работало около тысячи татар, а в его цехе — 20 человек. На «Прогрессе» сформировалась и династия Нафигиных: здесь по многу лет трудились мать и отец Ахмета, он сам и его теща, кандидатура которой за ударный труд однажды номинировалась на звание Героя Социалистического Труда. В общую сумму «прогрессовских» лет Нафи-гиных-Сираевых следует добавить и один год, проведенный после школы на заводе будущей женой Ахмета — Данией.
Активистка по натуре, бывшая своим человеком в Кировском райкоме комсомола, Дания вместе с супругом принимала самое энергичное участие в разворачивающейся деятельности общества «Туган тел». Ахмет занимался материально-техническим и финансовым обеспечением готовящихся мероприятий: находил деньги у спонсоров и в завкоме, вместе с Ш. X. Галимовым и М. А. Сагировым был организатором праздника «Играй, гармонь», проведенного обществом «Туган тел» в заводском Дворце культуры, делал усилительные колонки для ансамбля, необходимые атрибуты для фокусника и другую невидную, но очень важную работу. Он и сегодня продолжает благородную деятельность, хотя здоровье не позволяет ему, как раньше, целыми сутками готовить всё необходимое для проведения национальных праздников. Да и жены-помощницы, скончавшейся в одночасье, уже нет рядом.
Первые шесть лет жизни Ахмет провел в селе Большие Тарханы ТАССР, с детства впитав благодаря обстановке и родителям любовь к родной культуре, к духовно-нравственным ценностям татарского народа. В Куйбышеве он постепенно познакомился с татарскими парнями, ходил с ними на спектакли и концерты.
Вряд ли кто-то еще в Самаре сможет сказать, что он несколько раз принимал у себя дома известного певца Ильгама Шакирова. А у Ахмета, к собственному изумлению, это получилось. Причем инициатором выступила его мама — Амина Идрисовна, сказавшая как-то: «А почему бы нам не пригласить этого человека на чашку чая?». Так и началось многолетнее знакомство с замечательным исполнителем, впоследствии ставшим народным артистом Республики Татарстан и Российской Федерации, лауреатом Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая и обладателем награды «Золотой Аполлон». Ахмет до сих пор вспоминает, как было просто и интересно общаться со звездой татарской сцены. Однажды он дал гостю послушать запись речи Иль-гиза Колючева на одном из концертов ансамбля «Ялкынлы яшьлек». «Как хорошо говорит!» — порадовался Ильгам.
Потеряв супругу, ветеран труда Нафигин не остался в одиночестве: у него два сына Данис и Рамиз, три внука и любимая теща, которую он называет мамой. По-прежнему его можно встретить на концертах профессиональных и самодеятельных артистов, причем пение последних глубже приникает в душу Ахмета Мухаметовича.
Много радости мне доставляло и продолжает доставлять общение с Магарифом Раяновым. Узнал я его, когда он был инженером завода «Прогресс», участником подготовки к запуску космических кораблей, в том числе знаменитого «Бурана». Ему тоже довелось много времени находиться в казахстанской степи. В середине 80-х годов прошлого столетия на местном космическом полигоне реализовы-вался самый амбициозный проект Советского Союза — «Энергия-Буран». На различных объектах, по словам М. Раянова, трудилось более 80 тысяч человек, и среди них было много татар.
«Мы, — вспоминает Магариф, - семьями собирались после работы: пели наши народные песни, рассказывали стихи, баянисты и мастера игры на курае исполняли татарские мелодии, плясали мы - было радостно и весело. На новогодних праздниках на главной площади Байконура мы приглашали петь и плясать людей и других национальностей. Однажды мне пришла мысль: а почему бы не пригласить из Казани татарских артистов?!. И вот почти фантастическая мечта исполняется. В самом крупном Дворце культуры татары, башкиры, казахи, люди других национальностей и приглашенные руководители предприятия с интересом слушают выступления гостей: Гульзады Сафиуллиной, Рифа Гатауллина, Резеды Сафиуллиной, Фарита Баширова и баяниста Фа-ила Исхакова… Перед посадкой на поезд для возвращения в Казань Гульзада ханум говорит: «Как это вы до сих пор не организовали татаро-башкирский культурный центр?.. Неужели в наших душах со сталинских времен сохраняется страх, опасение быть обвиненным в национализме при высказывании тревоги о судьбе родного языка и культуры?.. Уже демократические ветры подули, а мы ждем, когда яблоко созреет и само упадет в наш рот?»
Идею создания культурного центра на Байконуре соплеменники поддержали, и Раянов стал организатором татарско-башкирской общественной организации «Туган тел». Магариф специально тогда прилетел в Куйбышев, чтобы посоветоваться со мной по созданию общества. Я передал ему копию нашего Устава в качестве примера, который они у себя доработали с учетом местных особенностей. Руководимый Раяновым байконурский «Туган тел» проводил национальные праздники, члены общества смогли создать детский татарский хореографический ансамбль, обеспечить проведение уроков родного языка в школе.
А в куйбышевский период своей жизни он и его супруга Розалина принимали активное участие в деятельности нашего «Туган тел». На организуемых обществом народных праздниках они замечательно пели, в т. ч. на «Зимнем сабантуе», прошедшем в феврале 1989 года во Дворце спорта авиационного завода.
Магариф Шайхмуллович — отличный знаток татарского языка, журналист, поэт, автор нескольких сборников стихов и очерков. С конца 90-х годов он с женой, двумя дочками и внучками проживает в Казани, но поддерживает связи с активистами самарского «Туган тел». В конце 2012 года он прислал мне, А. М. Нафигину и еще ряду соплеменников свой очередной сборник под названием «Мэрхэмэт» («Милосердие»).
Выдержки из его очерка «Байконур хатирэлэре»(«Байконурские воспоминания») о работе М. Раянова на космос и татарский народ приводятся в виде отдельного материала в этом же номере журнала. В них он с гордостью отмечает, что в большом многонациональном коллективе татарские выпускники Казанского и Куйбышевского авиаинститутов на самых ответственных и трудных участках трудились, не зная устали. Читатели смогут оценить высокий уровень владения автором родным языком, его душевный, красивый стиль изложения. В 2001 году он стал пенсионером. А в позапрошлом году «засветился» среди участников второго республиканского фестиваля самодеятельных исполнителей среди ветеранов «Балкыш» («Сияние»).
Активистами байконурского, а затем самарского общества «Туган тел» стали Равиль Насыров и его супруга Рашида. Он трудился на заводе «Прогресс» с 1970 по 1990 год: сначала инженером-испытателем, а потом старшим инженером-испытателем первой категории. В подчинении у Равиля было 30 человек — инженеры и техники. Ситуации возникали самые разные, но нужного результата его команда добивалась.
Так, однажды бак для горючего надо было поэтапно, строго выдерживая режим времени и нагрузки, испытать на предельную нагрузку на берегу Самарки и затем на барже отправить по Волге в Москву для дальнейшей работы. В Чебоксарах ждали прохода баржи, чтобы потом наполнить бассейн перед ГЭС. Из Москвы и Чебоксар торопят, выражаются жестко и порой недипломатично, но Равиль твердо стоял на необходимости строго выдерживать график нагрузки. Только после доведения испытания до необходимых 4 атмосфер он отправил долгожданный груз.
А с другим баком история была похуже — по вине крановщицы он оказался пробитым. Сказать, что случилось «ЧП районного масштаба» — нельзя, потому что этого маловато будет для оценки накала страстей, словесных тирад и возможных последствий. Главная беда — как закрыть дыру, не подлежащую пайке. Спасли специалисты из института сварки им. Патона. Приехали, подготовились и мгновенным локальным взрывом залатали злополучное отверстие.
Равиль Хасянович участвовал в двух запусках ракетоносителя Н1 и первом запуске ракетного комплекса «Энергия-Буран», состоявшегося 15 мая 1987 года в 21 час 30 минут. С кораблем многоразового использования всё получилось с первого раза, и это вызвало обилие положительных эмоций у за-водчан и в верхах. У Равиля эфенди есть выпущенный по этому поводу памятный адрес и побывавшие на орбите значок с удостоверением. В другие годы он награждался благодарственным письмом заместителя министра общего машиностроения СССР и значком отличника социалистического соревнования этого министерства, почетной грамотой руководства сборочно-испытательного комплекса завода и другими наградами. Фамилия Насырова упоминается в книге «Незабываемые космические программы», вышедшей в Самаре к 25-летию успешного полета ракетоносителя «Энерия» с орбитальным кораблем «Буран». Имел отношение он и к двум стартам лунного комплекса.
Тягу Равиля к национальной культуре также сформировало его сельское детство. Он родился в феврале 1941 года в с. Старый Мостяк Ульяновской области. Там же окончил 10 классов, потом служил в армии с 1960 по 1963 г. (в Куйбышеве). О полете Гагарина услышал на плацу при подготовке к прохождению на майских праздниках. А после окончания Казанского авиаинститута по специальности «системы управления летательными аппаратами» прибыл по распределению на «Прогресс» и окончательно стал куйбышевцем. По его примеру аэрокосмический университет окончил сын Ильдар, а внук Камиль учится в 4-м классе лицея авиационного профиля № 135. С небом связан и зять, работающий летчиком гражданской авиации.
Космические устремления сделали куйбышевцем и И.И. Колючева, родившегося в июне 1939 года в городе Сорочинск Оренбургской области, а детство проведшего в небольшой татарской деревне Ново-Белогорка. Завершив с серебряной медалью Сорочинскую школу №1, он поступил в Куйбышевский индустриальный институт и окончил его с отличием в 1963 году.
Трудовую деятельность Ильгиз начал в 1963 году на Куйбышевском моторном заводе, где работал ведущим конструктором по системам автоматической защиты и контроля авиационных и ракетных двигателей до 2010 года. Тоже пришлось много поездить по стране для выполнения служебных обязанностей. В 1984 году он без отрыва от производства защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата технических наук. Автор 7 изобретений, внедренных в практику испытаний двигателей.
Рассказывать подробно о его участии в татарской общественной жизни губернии не имеет смысла, потому что он всё время на виду. Обозначу только некоторые вехи. В 1970 году при куйбышевском ДК металлургов Ильгиз вместе с друзьями организовал татарский самодеятельный ансамбль песни, танца и поэзии «Ялкынлы яшьлек», которым руководит по настоящее время. С 1977 года ансамбль носит звание народного, с 1985 года — звание лауреата Всесоюзного смотра. Он с успехом гастролировал в Москве и Санкт-Петербурге, Пензе и Уфе, Ульяновске и Казани, в Татарстане и Башкортостане, в Западно-Казахстанской области и других местах страны. А в Самарской области он посетил все, даже самые отдалённые, уголки. В настоящее время коллектив готовится очередной концертной программой встретить 45-летие своего существования.
За эти годы его руководитель стал заслуженным работником культуры РСФСР и Республики Татарстан. В 2003 году награжден дипломом лауреата губернской премии в области культуры и искусства, почетной грамотой Министерства культуры Республики Татарстан. В 2004 году за большой вклад в дело национально-культурного возрождения татарского народа ему была присуждена премия международного Союза общественных объединений «Всемирный конгресс татар».
Также Ильгиз Исмаилович награжден орденом Дружбы, медалями «Ветеран труда» и «в память 1000-летия Казани», Почетной грамотой Самарской Губернской Думы и нагрудным знаком Губернатора «За труд во благо земли Самарской», медалью имени Н.Д. Кузнецова. В конце прошлого года он в числе первых получил звание «Народный артист Самарской области». «Наука и искусство — это мои два крыла, — говорит Ильгиз эфенди. — Из науки я на пенсию ушёл, а в искусстве я живу и жить буду». Кроме того, он являлся президентом Самарского областного татарского общества «Туган тел», а также был его вице-президентом.
На эту ответственную общественную должность ранее избирался и Асфандияр Валитов. После окончания КуАИ он сначала работал на заводе «Экран», а потом 28 лет — на заводе имени Фрунзе (25 лет — инженером, 3 года — начальником участка по производству и испытаниям двигателей для космических кораблей «Восток» и «Союз»).
В одном цехе с Ахметом Нафигиным трудился Марат Гибадуллин — инженер-испытатель первой категории. Испытывать на заводе «Прогресс» ему довелось блок «Энергия-Буран». В те годы над этой программой особой государственной важности работало более тысячи предприятий страны. Как уже отмечалось выше, полет «Бурана» прошел успешно. Но, по словам очевидцев, при посадке многим встречавшим его специалистам стало не по себе, когда он плавно отвернул от посадочной полосы и ушел в сторону. Предложения зазвучали самые разные, вплоть до подрыва корабля. К счастью возобладала точка зрения -«не горячиться, ждем». И, действительно, «Буран», почти долетев до Аральского моря, сделал разворот и сел в положенном месте, но против ветра. То есть автоматика корабля получила данные, что попутный ветер в месте посадки выше нормы, и посадила «Буран» с другой стороны. Вот что делала техника благодаря усилиям многих людей.
Несмотря на большую занятость по работе и обилие командировок Марат Хакимович, который и поныне в заводском строю, смог стать активистом «Туган тел», придя в это общество весной 1989 года. Он был организатором многих проводимых нами национальных мероприятий. У Марата и его супруги Гульсини растут внук и внучка, которая учится в школе «Яктылык».
А другой активист «Туган тел» — Мансур Ямалетдинов работал инженером-конструктором авиационного завода, затем в ЦСКБ-Прогресс до 1994 года — на-чальником группы по аэродинамике, а позже — ведущим инженером по общим характеристикам ракетоносителей. Он участвовал в разработке проекта «Союз-Аполлон», во многих пусках на Байконуре и Плесецке, где контролировал основные характеристики заправки ракетоносителей, подписывал полетные задания грузовых и пилотируемых спусков. Подготовленные им методические пособия по аэродинамике и по вопросам заправки компонентов ракетоносителей используются до сих пор.
По инициативе Мансура осенью 1989 года в Куйбышеве была проведена научно-практическая конференция, посвященная 1000-летию принятия Ислама волжскими булгарами. На нее прибыли ученые и татарские активисты из разных городов страны. А в начале 90-х годов Мансур Садретдинович стал инициатором и организатором фестивалей татарской музыки, пропагандировавших национальную классику.
В них участвовали не только преподаватели и учащиеся самарских музыкальных школ и училища, но и профессиональные артисты из Казани.
Работавший в отделе подготовки производства завода «Прогресс» Минахмет Сагиров принимал активное участие в создании и деятельности общества «Туган тел», а также в работе мусульманской организации области. Он был инициатором возвращения здания Исторической мечети мусульманской общине.
Мои товарищи, активисты общественной организации «Туган тел», рассказывали и о других замечательных татарах, работавших и продолжающих трудиться в ракетно-космической промышленности. Однако я повествую только о тех из них, кто является или являлся активистом «Туган тел».
Хочу обратить внимание читателей и на то, что упомянутые в статье Раянов, Насыров, Валитов, Колючев, Гибадуллин, Ямалетдинов до 7-8 класса учились в татарских школах, где все предметы преподавались на татарском языке, изучался также и русский язык. Это не закрыло им дорогу в институты. Они стали настоящими специалистами своего дела. Я думаю, что знание родного языка, связь с родной землей, со своим ответственным, трудолюбивым татарским народом только вдохновляли их, помогали преодолевать трудности, способствуя раскрытию их творческих способностей.
Вот такое подвижничество названных выше инженеров, соединенное с инициативой и желанием представителей других профессий помочь развитию татарской культуры, позволило Индусу Тагирову, первому председателю исполкома Всемирного конгресса татар, академику Академии наук Республики Татарстан сказать следующие слова: «Самарские татары — это самые лучшие представители нашей нации. Именно здесь, в Самаре, возникли общество «Туган тел», школа «Яктылык» и, конечно, ансамбль «Ялкынлы яшьлек».
Не каждый человек может гордиться тем, что его труд весьма важен для будущих поколений. Но герои этой статьи — могут. Ведь мать-Земля — только колыбель человечества, и освоение других планет со временем станет его важнейшей задачей с точки зрения выживания. Поэтому нужны новые поколения специалистов, «болеющих» космосом. Пусть среди них будут и татары, которые продолжат дело своих предшественников в полном, научно-культурном, объеме. Побольше бы таких татар…
Азат НАДИРОВ.
Журнал «Самарские татары», №1(10), 2015 год.
КОНТЕКСТ:
Байконур хатирәләре
Просмотров: 2089