Муфтий Самарской области Талип хазрат ЯРУЛЛИН: «Ислам был и остается религией мира»

2Три года назад Региональное духовное управление мусульман Самарской области возглавил Талип хазрат Яруллин. Человек из династии священнослужителей, пользующийся уважением и авторитетом не только самарской мусульманской уммы, но и представителей других конфессий и власти. В Самарском регионе, где мусульмане являются второй по численности конфессией после православных, РДУМСО ведет большую работу, направленную на сохранение стабильности, межконфессионального мира и порядка. О том, как проводится эта работа, каким вероятным угрозам сегодня приходится противостоять, мы говорили с муфтием Талипом хазратом Яруллиным. 

– Три года назад вы возглавили Региональное духовное управление мусульман Самарской области. С чем вам пришлось столкнуться? Изменилось ли что-то с тех пор? Увеличивается ли количество мечетей?

– Нельзя не отметить, что в отношениях государства с конфессиями происходят позитивные изменения. Государство все больше поворачивается лицом к религиозным организациям, оказывает им конкретную материальную помощь. В частности, создан федеральный фонд поддержки исламской культуры, выделяются определенные средства для функционирования духовных управлений. Относительным недостатком можно считать то, что средства выделяются целевым назначением под конкретные проекты и мероприятия. С одной стороны – это хорошо. Но с другой, эти средства мы уже не можем использовать, к примеру, на оказание помощи мечетям. На мой взгляд, есть смысл изменить действующую систему господдержки конфессий, при которой у нас появилась бы возможность помогать мечетям в строительстве или ремонте, материально поддерживать сельских священнослужителей и т. д. Сейчас же мы не можем влиять на приоритеты расходования средств. К примеру, вместо того, чтобы залатать крыши в некоторых мечетях, обязаны проводить футбольные турниры или что-то в этом духе.

Футбол – это великолепно. Но как быть с крышами? Как быть с отоплением? Некоторые мечети вынужденно переходят с газа на электричество, потому что у энергетиков есть хотя бы льготы. У газовиков для нас льгот нет. А вы знаете, сколько получает имам в какой-нибудь сельской глубинке, да и не только там? Не поверите – 2-3 тысячи! Как такие деньги могут мотивировать талантливую молодежь посвятить себя служению Аллаху и людям? А ведь государство должно быть заинтересовано в том, чтобы на местах работали умные, образованные священнослужители, способные не только достучаться до людских душ, но и стать непреодолимой преградой для всякого рода сектантов и религиозных экстремистов. Но они там не выживают. Многие возвращаются. Думаю, для того, чтобы имамов поддерживали местные жители и предприниматели, наши мечети должны стать не только местом для проведения религиозных обрядов, но и быть своеобразными центрами консолидации и координации усилий национальных предпринимателей для сохранения и развития культуры, традиций и самобытности народов.

Несмотря на сложности, мы много работаем с молодежью – ведь это наше будущее. Пятый год подряд действует тематический детский летний лагерь, в котором ведется преподавание основ ислама, проходят всевозможные конкурсы, викторины, идет приобщение к родному языку. Во многих мечетях организованы курсы по обучению основам ислама, которые особенно активно работают во время школьных каникул и по выходным дням. Еженедельно по средам в чайхане, что расположена во дворе Соборной мечети, мы собираем молодых ребят. Это место стало одной
из точек духовного просвещения. Познавая основы ислама, они готовят доклады, приглашают нас, имамов, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Духовным образованием и просвещением не обделены и женщины – для них открыты и действуют специальные курсы. Помимо этого, организуем познавательные поездки в Казань, Булгар, выездные уроки истории в Ширяево и многое другое.

Хотелось бы продолжить реконструкцию Исторической мечети, которая идет с 2007 года, и на которую в прошлом году не нашлось бюджетного финансирования. Хочется верить, что реконструкцию удастся завершить к чемпионату мира по футболу 2018 года, и она станет одной из достопримечательностей города, которая будет привлекать туристов. Благодаря неравнодушным людям возводятся мечети в Исаклах, Хворостянке, в Жигулевске. Хочу сказать спасибо спонсорам, которые взяли на себя такую ношу. Если будут выделены средства из бюджета – планируем начать строительство в Самаре духовно-просветительского центра и детского сада. Посещая кружки и секции, дети получат возможность с малых лет приобщаться к истокам национальной культуры, постигать азы духовного образования.

Как видите, делается немало. Но на одном энтузиазме и спонсорской поддержке всех проблем не решить. Воспитание духовности, формирование нравственных начал каждой личности, патриотизма – дело важнейшей государственной значимости. А в государственном деле без поддержки государства не обойтись. Нам она очень нужна.

– Ислам – это религия мира, и Вы об этом уже сказали. Однако в последние годы это утверждение все больше ставится под сомнение, чему способствует деятельность экстремистов «аль-Каиды» и ИГИЛ, прикрывающихся Кораном. На наших глазах ислам, как одна из величайших культурных ценностей мировой цивилизации, дискредитируется, воспринимается многими как обоснование «джихада», как инструмент установления нового мирового порядка на основе шариата. Растет количество добровольцев, едущих в Сирию, готовых сражаться в рядах поборников «Исламского государства». Причем среди них много «новообращенных», но уже готовых умирать и убивать во исполнение догматов новых «пророков». За примерами далеко ходить не надо: у всех на слуху недавний случай с московской русской студенткой, которую только чудом ее отцу удалось уберечь от бегства в ИГИЛ. В этой связи хочу задать Вам вопрос о том, насколько глубоко осознает наше духовенство угрозу, исходящую от сторонников и апологетов «радикальных исламистов»?

– Осознает и относится к этой проблеме очень серьезно, поскольку угроза экстремизма, загримированного под ислам, очень острая. Действительно, есть люди, которые уходят воевать, и
из нашего региона. Мы их не знаем, но по информации спецслужб, таковые имеются. К сожалению, проповедь такой идеологии есть. Мы их открыто не видим, но чувствуем. Людей вербуют, а перед этим психологически обрабатывают, одурманивают их души искаженными трактовками Корана, которые к исламу не имеют никакого отношения. И люди, заблуждаясь, уходят. Но идут они не к вере, а от нее. То, что предлагают сектанты от ислама – всё что угодно, только не духовность, не религию. Это –  бизнес на крови, захватническая война под прикрытием веры. Нигде в Коране не написано, что надо убивать людей. Наоборот, говорится, что если человек убил одного невинного человека, то он тем самым убил все человечество и будет наказан за это.

Мы предпринимаем конкретные шаги, чтобы противостоять религиозному экстремизму. Так, Совет улемов РФ выпустил фетву о несоответствии действий и целей ИГИЛ канонам ислама. По сути, сформирована идеологическая база для противостояния проповедникам и эмиссарам этой организации, которая признана Верховным судом РФ террористической и запрещена на территории нашей страны.

В этой идеологической борьбе большую поддержку нашему духовенству оказывает государство. Так, с начала 2015 года более 300 российских имамов прошли специальные курсы по противостоянию вербовке боевиков «Исламского государства». Во время учебного процесса разбирается идеология ИГИЛ с точки зрения истории ислама и исламского богословия. Также рассматриваются причины возникновения движения ИГИЛ, цели группировки, последствия участия в её деятельности. Имамы получают методическую подготовку для разговора с молодёжью на темы, разоблачающие стимулирование людей присоединению к ИГИЛ. Организаторами таких курсов стали Московский исламский институт, Духовное управление мусульман РФ, Санкт-Петербургский госуниверситет, Институт стран Азии и Африки, МГУ.

В реализации этой программы участвует и наше медресе «Нур». Два раза в год на его базе проводятся обучающие курсы для действующих имамов. Мы приглашаем представителей силовых ведомств для встречи с ними, представителей областного правительства, отвечающих за межконфессиональную и межнациональную политику в регионе. Они выступают по темам работы с
населением. Силовики приводят примеры различных возникающих ситуаций и разъясняют, как им противостоять. По информации моих коллег, когда человек попадает в ИГИЛ, у него первым делом отбирают паспорт, и он там становится бесправным, как раб, как пушечное мясо, и вырваться оттуда уже не может.

– Что мы можем всему этому противопоставить, что предпринять?

– Прежде всего подчеркну мысль – одним нам с этой проблемой не справиться. Та поддержка со стороны государства, которая уже оказывается, несопоставима по своим размерам с масштабом потенциальной угрозы. Чтобы эффективно противостоять мракобесам, которые своими деяниями и человеконенавистническими проповедями оскверняют ислам, разрушают культурны казням тысячи ни в чем не повинных людей и тянут мир в средневековье, необходимо кратно усилить эту помощь, привлечь к этому важнейшему государственному делу бизнес, национальные элиты. Очень важно, чтобы поддержка была не разовой, а системной. Только при таком подходе мы сможем организовать комплексную идеологическую работу со всеми слоями населения и прежде всего – с молодежью. Потому что целью псевдорелигиозных экстремистов являются сердца молодых людей, многие из которых имеют поверхностное представление о верованиях и традициях своих предков, об истинных ценностях ислама. Зачастую именно невежество является той уязвимой точкой, через которую яд экстремистской пропаганды проникает в неокрепшие души. Именно из таких представителей мусульманской молодежи идеологи ИГИЛ надеются сформировать в регионах России «пятую колону», чтобы использовать ее для реализации своих бредовых идей по созданию «мирового Халифата».

Еще раз повторю – только при поддержке государства, бизнеса, национальных элит мы сможем перевести работу с молодежью на качественно новый уровень – расширить сеть религиозно-образовательных центров, начинать вести воспитательную работу с малых лет, с детского сада, бороться за каждую неокрепшую душу, чтобы она не стала легкой добычей шайтана. Не следует сбрасывать со счетов и огромное количество мигрантов, приезжающих к нам из стран Средней Азии, которых необходимо адаптировать к нашим традициям и устоям. Это огромный пласт работы, требующий немало ресурсов и усилий.

В конечном итоге необходимо стремиться к созданию масштабного антиэкстремистского идеологического фронта со всей необходимой инфраструктурой – тематически ориентированными средствами массовой информации, контрпропагандистскими программами в СМИ, интернет-порталами, дискуссионными и информационно-пропагандистскими площадками на базе государственных СМИ, хорошо подготовленными кадрами идеологов и проповедников и т. д. Дело в том, что у нашей конфессии своих информационных ресурсов и возможностей для того, чтобы противостоять идеологическим атакам экстремистов, крайне недостаточно. Вместе с тем, было бы полезно организовать в рамках РДУМСО структуру, которая взяла бы на себя роль штаба, координирующего идеологическую и контрпропагандистскую работу. К примеру, эти задачи могла бы решать служба по связям с общественностью, но для этого также нужны ресурсы и поддержка.

Всем нам следует понять, что обсуждаемая проблема уже вышла за узкоконфессиональные рамки, переросла из идеологической в политическую. Она касается всех и каждого. Беда может постучаться в любую дверь, и неважно, кто за ней живет. Под прицелом люди всех национальностей и вероисповеданий. Только совместными усилиями сможем мы остановить и искоренить это зло.

– К вопросу о проповедниках. Насколько готово наше духовенство к теологическим спорам, Дискуссиям с теми, кто, прикрываясь исламом, ведет, по сути, подрывную сектантскую, разрушительную работу?

– Надо честно признать, что к идеологическим баталиям мы оказались не готовы. До недавнего времени профессиональных исламских идеологов в стране просто не было. Исследователь исламской мысли Бенингсен как-то сказал, что, не будь 70 лет атеизма в России, ее богословы были бы уже «передовыми в мире». Но сегодня наша богословская школа, корни которой уходят в XVII век, постепенно возрождается.

Качественно новый этап в развитии исламского образования в России начался не так давно – в 2007 году Московским исламским университетом был разработан и утвержден блок дисциплин по специальности «Исламская теология». Теперь в ряде государственных вузов созданы кафедры и факультеты исламской теологии.

Будучи разносторонне подготовленным, теолог может реализовать себя в самых разных сферах и видах деятельности: от имама мечети до эксперта-религиоведа в госучреждениях и в органах безопасности. Именно такие специалисты должны стать острием идеологического копья, способного отразить агрессию любых идеологических диверсантов и экстремистов. Но, к сожалению, таких специалистов крайне не хватает.

Что касается Самарской области, то у нас есть два действующих медресе – в Самаре и Алькино. К сожалению, теология как предмет там не преподается. Будущих имамов обучают только основам религиозных знаний. К тому же среди наших шакирдов мало желающих продолжать свое образование. Как я уже говорил, у них слабая мотивация. Зачастую в деревенских приходах, куда мы их отправляем, отсутствует жилье, а низкая зарплата вынуждает начинающих священнослужителей подрабатывать. Это не позволяет им полностью отдаваться работе, проповедовать и отстаивать нравственные императивы ислама. Поэтому многие из тех, кого мы отправляем, через некоторое время возвращаются обратно, так как махалля не может содержать этого имама. Получается, что работать могут только альтруисты или люди, у которых за спиной есть хороший материальный тыл в виде обеспеченных родственников или спонсоров.

– Способствует ли работа многочисленных национально-культурных объединений cохранению межэтнической и межконфессиональной стабильности в регионе? Как складывается взаимодействие РДУМСО с этими организациями?

– Безусловно. Активно сотрудничаем, поскольку считаем эту работу чрезвычайно важной. Наша работа с национально-культурными центрами позволяет укреплять атмосферу взаимопонимания, межконфессионального сотрудничества, что делает Самарскую область одним из самых толерантных регионов страны, в котором учитываются и защищаются интересы всех народов, здесь проживающих. Мы проводим общие мероприятия, связанные с развитием национальных культур и языков. При необходимости собираемся для решения каких-то общих вопросов. Например, с татарской общиной ведем работу по созданию в Самаре второй национальной школы. Есть вопросы, связанные с миграционной политикой, ведем разъяснительную работу еженедельно по пятницам в приходе на Кировском рынке, ведем проповеди среди приезжих, проводим совместные конференции. Эта работа будет продолжена.

Федоров Михаил Глебович, исполняющий обязанности заведующего межвузовской кафедрой этнологии и межнациональных отношений:

- Ислам, как известно, мировая религия. Уже одно это должно говорить об отсутствии дискриминации людей по цвету кожи, этнической принадлежности, взгляду на войне, ксенофобии, убийству человека человеком. Последнее считается в исламе несмываемым грехом. Почему же экстремисты от ислама призывают к убийству инакомыслящих, разрушению памятников культуры, прочим злодействам?

Все просто – они вольно трактуют Коран, заявляя, что священная книга мусульман требует радикализма и даже террора. В этих целях вырываются из контекста отдельные слова и фразы и используются для оправдания самых диких преступлений.

Считаю, что Духовное управление мусульман Самарской области, руководители местных религиозных организаций должны уделять самое серьезное внимание противостоянию экстремизму и радикализму.

Столь же ответственно следует подходить к вопросам веры представителям власти, особенно судебной. Имею в виду известную ситуация, когда Южно-Сахалинский городской суд вынес обвинительный вердикт тексту Корана – священной книги всех мусульман. Не говоря уже о том, что за полтора тысячелетия существования ислама никому в голову не приходили столь «оригинальные» идеи, следует сказать, что судьям следовало просто соблюсти букву закона и, наряду с лингвистической и психолингвистической провести религиоведческую экспертизу, а также привлечь в качестве одного из экспертов Духовное управление мусульман. Если бы это было сделано, не пришлось бы принимать столь позорное решение.

Самарская область и Поволжье – регион, где ислам существует длительное время, а люди, его гонений на религию, зарекомендовали себя самым лучшим образом. Все понятно: тот, кто действительно верит, не способен причинить вред другим. Сама система воспитания в семьях мусульман приучает к сдержанности, к уважению старших, женщин. В семьях самарских мусульман существет настоящий культ труда.

Очень многое зависит от личности человека, читающего Коран, совершающего религиозные обряды, руководящего группой верующих. Имамы и муллы Самарской области – достойные и мудрые люди, у которых за плечами большой опыт работы на предприятиях и в организациях, участия в общественной работе, благотворительных акциях. Это Талип Яруллин, председатель Духовного управления мусульман Самарской области, ахун Ильгизар Сагдеев, имам Иршат Сафин.

Прихожане самарских мечетей тепло и радушно принимают братьев по вере, приезжающих в нашу область. По этой причине верующие из других государств и регионов спокойно воспринимают правила, которыми руководствуются мусульмане Самарской области.

Данияр САЙФИЕВ, Александр СУВОРОВ.

Журнал «Самарские татары», №3(12), 2015 год.

Просмотров: 2097

Комментирование запрещено